аттестация
материалы к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инд.план повышения проф.уровня Шамсетдиновой А.Г. | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на межаттестационный период
ФИО: Шамсетдинова Альвида Галимзановна, воспитатель МАДОУ №185 Советского района г. Казани
Образование: Набережночелнинский государственный педагогический институт, специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию», 1998 г, диплом с отличием МО № 004739
Стаж:
Общий: 13 лет 10мес.
Педагогический: 13 лет 10мес.
На данной должности: 9 лет
В данном ДОУ: 2 года 6 мес.
Категория: не имею.
Курсы повышения квалификации:
Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Обновление основных направлений деятельности педагогов/воспитателей ДОО в соответствии с ФГОС»,72 ч., Приволжский межрегиональный центр переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» удостоверение КФУ УПК 026697 от 25.09.2015 г.
Тема самообразования: «Использование педагогических технологий (ТРИЗ) в познавательном развитии детей».
Актуальность:
Он взрослых изводил вопросом «Почему».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопроса «Почему?»
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Проблема интеллектуально - творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание: Я.А. Коменский, Ж.Ж.-Пиаже, Л.С. Выготский, Л.А.Венгер.
Психолого-педагогический анализ стандартов нового поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты дошкольного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Целью технологии ТРИЗ является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление.
В ходе поиска методик и технологий, среди современных инноваций в дошкольном образовании, которые должны быть не только результативны, но и увлекательны выбор остановился на использование приемов и методов ТРИЗ, т.к. именно методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, а занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогут в планировании и облегчат проведение занятий, а также будут способствовать более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программам воспитания и обучения, дополняет их с получением большей эффективности в результатах.
Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.
Цели самообразования:
Повысить свой профессиональный уровень в реализации образовательной области «Познавательное развитие» посредством внедрения технологии ТРИЗ.
Задачи:
-разработать и внедрить практику образовательной деятельности с применением технологии ТРИЗ;
-отобрать и выделить наиболее эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми;
-разработать перспективные планы работы с детьми в разных возрастных группах;
-создать картотеки игр и упражнений по ТРИЗ для разных возрастных групп;
-развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи;
-формирование положительного отношения детей к образовательному процессу;
-создание условий для развития у детей умения анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
-создание условий для развития творческих способностей и воображения.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы самообразования
Индивидуальная - через индивидуальный план личностного роста, групповая - через участие в деятельности ДОО и районного методического объединений воспитателей РМО.
Ожидаемый результат:
-разработка рабочих программ, сценариев, дидактических материалов, тестов, наглядностей.
-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по теме.
-доклады, выступления, участие в конкурсах и конференциях по обмену опыта.
-умение оказать практическую помощь коллегам.
- разработка материалов в соответствии с ФГОС;
- распространение наработанных методических и литературных материалов среди педагогов и родителей.
Форма отчетности по проделанной работе:
Выступление на педсовете, семинарах, участие в профессиональных конкурсах, издание пособий, методических материалов
Этапы работы над темой
№ | Содержание работы | Сроки |
1 2 3 4 5 6 | Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта -практическая деятельность -чтение о подбор методической литературы -обобщение и применение передового опыта воспитателей -курсы повышения квалификации. Определение целей и задач темы -реализация ФГОС дошкольного образования -разработка конспектов, рекомендаций Разработка системы мер, направленных на решение проблемы -рабочие программы в соответствии с ФГОС -план воспитательной работы Подведение итогов -участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах Оформление результатов работы -участие в работе сайта ДОУ, личного сайта воспитателя -освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер) -разработка конспектов, авторских материалов ООД -оформление, внедрение авторских дидактических материалов и пособий -ведение мини - сайта (нс портал). Распространение опыта работы -в рамках ДОУ -публикации и апробирования литературного и методического материала -представление работ на электронных сайтах | 2017-2022 2017-2022 2018 -2019 2017-2022 2017-2022 2017-2022 |
Сроки выполнения:
№ | Содержание и форма работ | Сроки выпол-нения |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Картотеки игр, упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. Проект «Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников». Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. ТРИЗ и ОБЖ «Огонь – друг, огонь – враг!» Подготовить и принять участие в семинаре на тему «ТРИЗ в игровой форме для всех возрастных групп» Итоговая работа - презентация на тему: «Проект развития любознательности и познавательных интересов в дошкольном возрасте» Авторские разработки: - Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу» (подготовительной к школе группе). - Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный(подготовительной к школе группе) - Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».
Консультации: - «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет» - «Творчество с помощью ТРИЗ» - «Метод, направленный на достижение идеального результата» - «Творим и создаем вместе» - "Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ" Подготовка материала к информационным стендам. Мастер - классы: - «Волшебные буквы ТРИЗ» - «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей человека» Разработки авторских методических материалов: Составление картотек упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. Проектные работы «Мы - почемучки и потомучки» Работа с родителями - День открытых дверей «К школе готовы» - Родительские собрания, консультации для родителей: «Развитие творческих способностей ребенка» «Что такое «одаренный» ребенок?». Вечер встречи с родителями «ТРИЗ – это легко» 1. - Игра «Знакомство». 2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция). 3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей) 4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога) 5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?» 6. - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия) 7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей) 8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты». Работа с педагогами Семинары для педагогов: - «Выявление познавательных и интересов у детей дошкольного возраста» - «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста» - «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста элементами ТРИЗ» + Буклет по теме семинара. Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками. Работа с детьми - Игра-путешествие: «Путешествие на паровозике» «Путешествие в мир домашнего питомца» «Лесное приключение»; 2. Проблемные занятия: «Буратино идет в гости» «На балу у Золушки»; 3. Занятие – эксперимент: «В мире насекомых», «Удивительная вода» и др. | 2017-2022 2020 2017-2022 2018 2020 2021 2018 2018 2022 2017-2022 |
16 17 | Участие в конкурсном и фестивальном движении: - конкурсы педагогического мастерства -конкурсы и фестивали с участием воспитанников Участие -в семинарах-практикумах методических объединениях, мастер классах, в педагогических совещаниях | |
Ожидаемый результат | ||
- повышение уровня педагогического мастерства, усовершенствование деятельности - распространение опыта в рамках ДОУ, района, города, РТ: - публикация методических дидактических пособий: А) картотека упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам. В) программно-методического обеспечения образовательного процесса. |