аттестация

материалы к аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

 на межаттестационный период

ФИО: Шамсетдинова Альвида Галимзановна, воспитатель МАДОУ №185 Советского района г. Казани

Образование: Набережночелнинский  государственный педагогический институт, специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию»,  1998 г, диплом с отличием  МО № 004739

Стаж:

Общий: 13 лет 10мес.

Педагогический: 13 лет 10мес.

На данной должности: 9 лет

В данном ДОУ: 2 года 6 мес.

Категория: не имею.

Курсы повышения квалификации: 

Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Обновление основных направлений деятельности педагогов/воспитателей ДОО в соответствии с ФГОС»,72 ч., Приволжский межрегиональный центр переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» удостоверение КФУ УПК 026697 от 25.09.2015 г.

Тема самообразования: «Использование педагогических технологий (ТРИЗ) в познавательном развитии детей».

Актуальность:

Он взрослых изводил вопросом «Почему».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопроса «Почему?»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Проблема интеллектуально - творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание: Я.А. Коменский, Ж.Ж.-Пиаже, Л.С. Выготский, Л.А.Венгер.

Психолого-педагогический анализ стандартов нового поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты дошкольного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Целью технологии ТРИЗ является, с одной стороны, формирование  у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Данный опыт поможет педагогам, начиная уже  с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. 

В ходе поиска методик и технологий, среди современных инноваций в дошкольном образовании, которые должны быть не только результативны, но и увлекательны выбор остановился на использование приемов и методов ТРИЗ, т.к. именно методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, а занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогут в планировании и облегчат проведение занятий, а также будут способствовать более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программам воспитания и обучения, дополняет их с получением большей эффективности в результатах.

Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

        

Цели самообразования:

Повысить свой профессиональный уровень  в реализации образовательной области «Познавательное развитие» посредством  внедрения технологии ТРИЗ. 

Задачи:

-разработать и внедрить практику образовательной деятельности с применением технологии ТРИЗ;

-отобрать и выделить наиболее эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми;

-разработать перспективные планы работы с детьми в разных возрастных группах;

-создать картотеки игр и упражнений по ТРИЗ для разных возрастных групп;

-развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи;

-формирование положительного отношения детей к образовательному процессу;

-создание условий для развития у детей умения анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

-создание условий для развития творческих способностей и воображения.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

Формы самообразования

Индивидуальная - через индивидуальный план личностного роста, групповая - через участие в деятельности ДОО и районного методического объединений воспитателей РМО.

Ожидаемый результат:

-разработка рабочих программ, сценариев, дидактических материалов, тестов, наглядностей.

-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по теме.

-доклады, выступления, участие в конкурсах и конференциях по обмену опыта.

-умение оказать практическую помощь коллегам.

- разработка материалов в соответствии с ФГОС;

- распространение наработанных методических и литературных материалов среди педагогов и родителей.

Форма отчетности по проделанной работе:

Выступление на педсовете, семинарах, участие в профессиональных конкурсах, издание пособий, методических материалов

Этапы работы над темой

Содержание работы

Сроки

1

2

3

4

5

6

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

   -практическая деятельность                                                              

   -чтение о подбор методической литературы

   -обобщение и применение передового опыта воспитателей

   -курсы повышения квалификации.

Определение целей и задач темы

  -реализация  ФГОС дошкольного образования                                

  -разработка конспектов, рекомендаций

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

 -рабочие программы в соответствии с ФГОС

 -план воспитательной работы

Подведение итогов

 -участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах

Оформление результатов работы

 -участие в работе сайта ДОУ, личного сайта воспитателя

 -освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер)

 -разработка конспектов, авторских материалов ООД                          

 -оформление, внедрение авторских дидактических материалов и пособий

 -ведение мини - сайта (нс портал).

Распространение опыта работы

 -в рамках ДОУ

 -публикации и апробирования литературного и методического материала

 -представление работ на электронных сайтах

2017-2022

2017-2022

2018 -2019

2017-2022

2017-2022

2017-2022


Сроки выполнения:

Содержание и форма работ                    

Сроки выпол-нения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Картотеки игр, упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам.

Применение  метода ТРИЗ  в проектной деятельности.

Проект «Детское экспериментирование - как средство

интеллектуального развития дошкольников».

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

 ТРИЗ и ОБЖ  «Огонь – друг, огонь – враг!»

Подготовить и принять участие в семинаре на тему «ТРИЗ в игровой форме для всех возрастных групп»

Итоговая работа - презентация на тему: «Проект развития любознательности и познавательных интересов в дошкольном возрасте»

Авторские разработки:

- Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу» (подготовительной к школе группе).

- Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный(подготовительной к школе группе)

- Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

 

Консультации:

- «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»

- «Творчество с помощью ТРИЗ»

- «Метод, направленный на достижение идеального результата»  - «Творим и создаем вместе»

- "Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"

Подготовка материала к информационным стендам.

Мастер - классы:

-  «Волшебные буквы ТРИЗ»

-  «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей человека»

Разработки авторских методических материалов:

Составление картотек упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам.

Разработка  программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Проектные работы

«Мы - почемучки и потомучки»

Работа с родителями

- День открытых дверей «К школе готовы»

- Родительские собрания, консультации для родителей: «Развитие творческих способностей ребенка»

 «Что такое «одаренный» ребенок?».

 Вечер встречи с родителями «ТРИЗ – это легко»

1. - Игра «Знакомство».

2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция).

3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей)

4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога)

5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»

6.  - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия)

7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)

8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».

Работа с педагогами

Семинары для педагогов:

- «Выявление познавательных и интересов у детей дошкольного возраста»

- «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

- «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста элементами ТРИЗ» + Буклет по теме семинара.

Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Работа с детьми

- Игра-путешествие: «Путешествие на паровозике»

«Путешествие в мир домашнего питомца»

 «Лесное приключение»;

2. Проблемные занятия: «Буратино идет в гости»

 «На балу у Золушки»;

3. Занятие – эксперимент: «В мире насекомых», «Удивительная вода» и др.

2017-2022

2020

2017-2022

2018

2020

2021

2018

2018

2022

2017-2022

16

17

Участие в конкурсном и фестивальном движении:

- конкурсы педагогического мастерства

-конкурсы и фестивали с участием воспитанников

Участие

-в семинарах-практикумах методических объединениях, мастер классах, в педагогических совещаниях

Ожидаемый результат  

- повышение  уровня педагогического мастерства, усовершенствование деятельности

- распространение  опыта в рамках ДОУ, района, города, РТ:

- публикация методических дидактических пособий:

А) картотека упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам.

В) программно-методического обеспечения образовательного процесса.