Каталог статей
Мои авторские работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приемы формирования познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников
на уроках литературного чтения.
Цель педагога на уроках литературного чтения приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным.
На уроках литературного чтения формируются следующие универсальные учебные действия:
- Личностные.
- Регулятивные.
- Познавательные.
- Коммуникативные.
Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
В свою очередь познавательные ууд делятся на
Общеучебные
| Логические
|
Другими словами, обучающийся на уроках литературного чтения должен овладеть умениями осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Учебники по «Литературному чтению» различных УМК содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным под вопросами, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста».
Но каждый учитель ищет дополнительные эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной и творческой активности.
Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения
Использование вышеперечисленных приёмов и технологий на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, эффективность восприятия информации, обучающиеся учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является главной задачей современной системы образования.
Список литературы
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. – Просвещение, 1991. – 160 с.
- Баязова Л.Б. О некоторых приемах обучения навыкам чтения // Нач. шк. 2008. – №1. – с. 60 – 63.
- Быстрова Н.Л. Обучение динамичному чтению // Нач. шк. 2009 №11. – с. 41 – 44.
- Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. и др.; Под ред. Чернец Л.В. – 2 – е изд. прераб. И доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 680 с.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
- Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие. – Книжный дом ЛИБРОКОМ", 2014. – 112 с.
- Михайлов В.А., Горев П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: ЦИТО, 2014. – 80 с.