Подготовка к ЕГЭ
Задания ЕГЭ - вариант 2015 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_zad_14.docx | 26.82 КБ |
ege_zad_7.docx | 20.02 КБ |
ege_11_2015_test.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТОБЫ – ЧТО БЫ
ЧТОБЫ
ЧТО БЫ
Союз с целевым или изъяснительным значением; присоединяет придаточное к главному предложению.
Пойду к соседям, чтобы узнать новости. (Пойду с какой целью?)
Вопросительное местоимение + частица БЫ, которую можно опустить или переставить.
А что бы вы сделали на моем месте? – (А что вы сделали бы на моем месте?)
Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.
Задание 1. Объясните написание выделенных слов.
1.Чего бы он не дал, чтобы нравиться им (И.Тургенев). 2. Что бы про него ни говорили, но он, по-моему, порядочный человек. 3. На что бы я не согласился, чтобы встретиться с нею еще раз! 4. Ты же, Епиходов, смотри, чтобы все было в порядке (А.Чехов). 5. Он часто думал о том, что бы такое особенное придумать, чтобы стать настоящим героем (К.Симонов). 6. А, вы желаете, чтоб счастье вас ловило (М.Лермонтов). 7. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна (К.Паустовский).
Задание 2. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Знать необходимо не затем, что(бы) только знать, но для того, что(бы) научиться делать. 2.Не вижу здесь ничего, что(бы) имело ко мне отношение. 3.Я хочу его спасти во что(бы) то ни стало – буду просить и унижаться: обличу себя в обмане. В преступленье! (М.Лермонтов). 4.Что(бы) с тобой ни случилось в пути, не теряй присутствия духа. 5. Что(бы) не случилось худшего, умей собраться с мыслями и трезво оценить происходящее. 6.Надо много учиться, что(бы) осознать, что знаешь мало. 7.Я прищурился, что(бы) рассмотреть, что(бы) такое могло лежать на полу.
ЗАТО – ЗА ТО
ЗАТО
ЗА ТО
Союз= но (иногда употребляется двойной союз но зато).
Мал, зато удал. (Мал, но удал.)
Жизнь тут у вас более динамична, но зато и более поверхностна, менее глубока.
Предлог + указательное местоимение, которое можно заменить другим местоимением или прилагательным.
Что он вбил себе в голову, за то и держится (за это, за привычное).
Задание 3. Объясните написание выделенных слов.
1.Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые (А.Куприн). 2. Конечно, я теперь седа, немного, может быть, горбата;<...> зато (прибавила болтунья!) открою тайну: я колдунья! 3.Я каждый день, восстав от сна, благодарю сердечно Бога за то, что в наши времена волшебников не так уж много. 4. Зато любовь красавиц нежных надежней дружбы и родства (А.Пушкин). 5.Журавль был южный, но зато он в гости к нам пожаловал. Благодарю его за то, что мне письмо пожаловал (С.Кирсанов). 6.Ты проклянешь в мученьях невозможных всю жизнь за то, что некого любить (А.Блок). 7. Так не держи ты на меня обиды за то, что не хочу тебя понять и в свой Февраль – сады Семирамиды – я без тебя отправлюсь погулять (А.Володеев).
Задание 4. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.С уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы (за)то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. 2.Правда, это не воскресило нисколько знаменитого генерала,
но (за)то породило у умных людей замечательные мысли по поводу происходящего. 3.Ну, чего не знаем, (за)то не ручаемся (М.Булгаков). 4.Я буду долго-долго помнить вас (за)то, что вы прекрасно одиноки (А.Володеев). 5.Благословлю земли просторы (за)то, что жил я в светлый век (В.Афанасьев). 6.Песня над домом смолкла, (за)то над прудом соловей заводил свою (В.Короленко). 7. Прожить легко – занятие в общем-то нетрудное, но (за)то и неинтересное (Л.Давыдычев).
ТОЖЕ – ТО ЖЕ
ТОЖЕ
ТО ЖЕ
Соединительный союз = и, также.
Читай дальше, я тоже послушаю (и я послушаю).
Я об этом авторе не слышала тоже (не слышала также).
Указательное местоимение ТО с частицей, которую можно опустить или добавить слово самое.
Он не стеснялся в глаза говорить то же, что за глаза. (Он не стеснялся в глаза говорить то (самое), что за глаза)
Всегда пишутся раздельно выражения: то же самое; одно и то же; то же, что; все то же; в то же время.
Задание 5. Объясните написание выделенных слов.
1.Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) – его честили так и сяк. 2.Она уверена, что взор слезливый её неотразим, а если б то же о смехе думала своем, то, верно, все б улыбалась (А.Пушкин). 3.Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания (Н.Гоголь). 4.Тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь, – и то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь (Ф.Тютчев). 5.Эта весна, весна его первой любви, тоже была совершенно иная, чем все прежние весны. 6. Сумерки и тучи всё сгущались, пока ехали от станции по большому селу, тоже еще весеннему, грязному (И.Бунин). 7. И скучно мне. Всё то же, то же: волы, скрипучий трудный путь, иссохшее лесное ложе, песок, сверкающий, как ртуть (И.Бунин).
Задание 6. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Тут была елань – то(же) самое, что зимой в пруду прорубь. 2. Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, – там то(же) тропы не было (М.Пришвин). 3.На нем было то(же) старое пальто, и в загорелых руках он держал ту же старую фуражку (И.Тургенев). 4.Дочь выходила из дому в одно и то(же) время и в одно и то(же) место – в свой банк (А.Берсенева). 5.Весь день солнце злобно палило сквозь серую тропическую дымку, горизонт был серым, океан – то(же) (В.Конецкий). 6.Я ни во что не углубляюсь, я всего знаю понемногу и боюсь, что и с занятиями живописью теперь будет то(же) (М.Башкирцева). 7.На крокетной площадке, на лужайке, в беседке – всюду та же неприязненная тишина, то(же) безлюдье (В.Катаев).
ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ
ТАКЖЕ
ТАК ЖЕ
Соединительный союз = и, =тоже.
Обычно сторож никуда не отлучался, к нему также никто не приходил (= тоже никто не приходил).
Наречие с частицей, которую можно опустить.
Хочется говорить так же медленно и точно, как он. (Хочется говорить так медленно и точно, как он.)
Наречие с частицей часто сопровождается словом как: так же, как; точно так же, как; все так же.
Он говорил с нами так же откровенно, как со своими друзьями.
Иногда написание слова также или сочетания так же вариативно в одном и том же предложении. Написание зависит от смысла, который говорящий предполагает выразить.
«Чего ты не понимаешь?» – также весело улыбаясь, сказал Облонский ( Л.Н. Толстой)
( = тоже весело улыбаясь – пишется слитно).
«Чего ты не понимаешь?» – так же весело улыбаясь, сказал Облонский (Л.Н. Толстой)
( =весело улыбаясь так, как до этого, – пишется раздельно).
Задание 7. Объясните написание выделенных слов.
1.Труд необходим человеку так же, как пища (В.Сухомлинский). 2. Чудный день! Пройдут века – так же будут, в вечном строе, – течь и искриться река и поля дышать на зное (Ф.Тютчев). 3. Знаю также, что вы на моей стороне. 4.Тогда Пилат наполнил свою чашу, гость поступил так же (М.Булгаков). 5.Как от проказницы зимы, запремся также от чумы (А.Пушкин). 6.Почему я всё так же спокоен? И счастлив, и несчастлив в одно и то же время… (К.Паустовский). 7. Тут Степа в зеркале отчетливо увидел какого-то странного субъекта. А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге заглянул в переднюю, и его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровеннейший черный кот и также пропал (М.Булгаков).
Задание 8. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Но ей ничто не изменило, в ней сохранился тот же тон, был так(же) тих ее поклон (А.Пушкин). 2.Волны катятся одна за другою с плеском и шумом глухим; люди проходят ничтожной толпою так(же) один за другим (М.Лермонтов). 3. Паншин был действительно очень ловок, но он был так(же) очень даровит (И.Тургенев). 4. Он ждал расспросов, но она молчала и смотрела за окно, где все так(же) однотонно шумел дождь. 5. Этот сухой букет, который выбросят в мусорную кучу, так(же) сложен, как и вся земля с растениями, водами и воздухом, окутывающим ее прозрачной сферой (К.Паустовский). 6. Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет; там все, что здесь в объеме сжатом, но так(же) то, чего здесь нет (В.Брюсов). 7.Океан все так(же) бескрайне зыбился, мерцая бликами, играющими на волнах (Ч.Айтматов).
ИТАК – И ТАК
ИТАК
И ТАК
= таким образом, следовательно; используется как вводное слово; обычно употребляется в начале предложения, содержащего вывод из предыдущего.
Итак, вопрос решен. (Следовательно, вопрос решен.)
Союз и + наречие так, отвечает на вопрос КАК? Может быть заменено подходящим по смыслу наречием.
Поторопись, мы и так уже опаздываем!
(Как? – сильно, очень опаздываем.)
Задание 9. Объясните написание выделенных слов.
1. Ты позабыла: я свободы для заблужденья не отдам; и так пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам. 2. Итак, прощай! Впервые этот звук тревожит так жестоко грудь мою (М.Лермонтов). 3. Итак, я хотел бы знать ваши предложения по этому делу. 4. Утверждать это мы, конечно, не можем, но, возможно, что было и так (М. Булгаков). 5. Зачем спрашиваешь? И так ведь понятно (М.Фрай). 6. Итак, местность, в которой жил ее отец, охвачена восстанием. Вот почему нет ответа на ее письма (А.Фадеев). 7. Да, впрочем, он и так уже жил в меру своих сил (П.Павленко).
Задание 10. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1. «(И)так, – заговорил негромко Пилат, – что вы можете сказать мне о настроении в этом городе?» 2. Делать в комнате Алексея было нечего: там (и)так стало тесно от трех мужчин (М.Булгаков). 3.Ах, Александр Сергеевич! Какой бес толкает вас под ребро! (И)так вы висите на волоске. 4.(И)так, о жителях. Пожалуй, самыми заметными жителями поселка были мальчишки. 5. Хозяин дома сидел в кресле, прикрыв ладонью глаза, (и)так и выпил свой бокал шампанского, не отнимая ладони. 6. Звезды дрожат за окнами, в печке что-то потрескивает, пахнет сухой мятой, (и)так на сердце спокойно, так тихо. 7. (И)так, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига… (К.Паустовский).
ОТТОГО – ОТ ТОГО;
ПОТОМУ – ПО ТОМУ;
ПОЭТОМУ – ПО ЭТОМУ
ОТТОГО,
ПОТОМУ,
ПОЭТОМУ
ОТ ТОГО,
ПО ТОМУ,
ПО ЭТОМУ
Выражают причину; обычно взаимозаменяемы.
Оттого телега запела, что долго дегтю не ела (= потому, поэтому запела).
Союзы оттого, потому, поэтому присоединяют придаточное предложение к главному в составе сложноподчиненного предложения
Я задержался дома после каникул, потому что заболел.
Предлоги с указательными местоимениями;
местоимения можно заменить другими местоимениями или прилагательными.
Отец не удержался от того, чтобы высказать мне свое неудовольствие (не удержался от чего? от этого, от недовольства).
Ты идешь не по тому пути!
( Идешь не по этому, не по нужному пути).
Задание 11. Объясните написание выделенных слов.
1.Какие, однако, у тебя руки горячие! Это оттого, что ты волнуешься, Варя (А.Чехов). 2.Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет (М.Булгаков). 3. Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила (Посл.). 4. По тому, как все молча слушали песню цыганки, было ясно, что нет человека в вагоне, который не испытал бы этого ощущения красоты и ожидания встречи с нею. 5. Ничто вокруг не напоминало о войне, но война шла – тяжкая, суровая, – и, может быть, потому в то лето люди с особенной силой ощущали прелесть лесов, птичьего крика, неба, покрытого звездами(К.Паустовский). 6. «По обстоятельствам я должен приискать себе другую квартиру, – сказал Обломов, – поэтому желал бы эту передать» (И.Гончаров). 7. По этому расписанию поезд пойдет только в мае.
Задание 12. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1. Но людям я не делал зла, и (по)тому мои дела не много пользы вам узнать (М.Лермонтов). 2. Ураганная стрельба так же внезапно затихла, как и началась, (по)этому мы ненадолго успокоились. 3. И сердце вновь болит и любит – (от)того, что не любить оно не может (А.Пушкин). 4. Чтобы правду искать, мне бумажки не требуются. А то все бумаги пишут, (от)того писания исчахли окончательно (К.Паустовский). 5. У всех было то же отношение к его (Левина) предложениям, и (по)тому он уже не сердился, но огорчался (Л.Толстой). 6. На площадь выступает крыльцо, на котором часто бегают куры, (от)того что на крыльце всегда почти рассыпаны крупы или что-нибудь съестное (Н.Гоголь). 7. (По) этому следу охотникам и удалось выследить зверя.
ПРИТОМ – ПРИ ТОМ;
ПРИЧЕМ – ПРИ ЧЕМ
ПРИТОМ;
ПРИЧЕМ
ПРИ ТОМ;
ПРИ ЧЕМ
Союзы; имеют значение «вместе с тем; да и; к тому же; в добавление к этому»; обычно взаимозаменяемы.
Он умен и притом очень добр (к тому же очень добр).
Задание важное, причем срочное. (Задание важное, притом, к тому же, вместе с тем срочное.)
При том – предлог с указательным местоимением; определяет обычно следующее дальше существительное: При том интернате работает спортивная секция.
Местоимение можно заменить другим местоимением.
Остался я при том, что имел (с чем был).
При чем – предлог с местоимением; обычно употребляется в вопросе;
При чем тут эти рассуждения?
Иногда может заменяться вопросом с чем?
И при чем ты останешься? (с чем ты останешься?)
Сочетание ни при чем пишется в три слова. Поймите, я здесь абсолютно ни при чем!
Задание 13. Объясните написание выделенных слов.
1.Смешно же сердцем лицемерить перед собою столько лет; добро б еще морочить свет! Да и притом, что пользы верить тому, чего уж больше нет? (М.Лермонтов). Да, у разлуки все-таки не дура губа (хоть часто кажется – дыра): меж нами вечность, также – океан. Причем буквально (И.Бродский). 3.При том же театре открылась студия, куда я и поступил. 4. Совершенно не понимаю, при чем тут поросенок?! 5. «Что-то ты путаешь, – сказал я. – Рыба здесь ни при чем». –« Ну да, – обиженно заметил Федя. – Как это так ни при чем?» (К.Паустовский). 6. При том их свидании и произошло окончательное объяснение. 7. Отец мой старый, причем больной, как я мог его оставить одного?
Задание 14. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Стихи – такая пустота; слова без смысла, чувства нету, натянут каждый оборот; (при)том – сказать ли по секрету? – и в рифмах часто недочет. 2. Важную услугу ему он оказал когда-то – и (при)том нашел, казалось, честь и совесть в нем (М.Лермонтов). 3.Банга, высунув язык и часто дыша, уселся у ног хозяина, (при) чем радость в глазах пса означала, что кончилась гроза и что он опять рядом с тем человеком, которого любил. 4. Тот (неизвестный) был уже у выхода в Патриарший переулок и (при)том не один. 5.Тройка двинулась в Патриарший, (при)чем кот тронулся на задних лапах (М.Булгаков). 6.(При)том энтузиазме, который проявили сотрудники, проект удалось закончить досрочно. 7. А (при)чем здесь ураган?
ЗАЧЕМ – ЗА ЧЕМ
ЗАТЕМ – ЗА ТЕМ
ЗАЧЕМ, ЗАТЕМ
ЗА ЧЕМ, ЗА ТЕМ
Зачем – наречие,
в значении «с какой целью, для чего?»
Зачем тебе это знать?
Затем – наречие, в значении «потом» или «с этой целью».
Выслушай меня, а затем уж решай.
Предлог и местоимение; местоимение можно заменить существительным или другим местоимением.
За чем пойдешь, то и найдешь (за этим, за хлебом пойдешь).
За тем перелеском – поле. ( За этим перелеском – поле.)
Сочетание вслед за тем
пишется в три слова.
Вслед за тем он встал, взял скрипку и заиграл.
Задание 15. Объясните написание выделенных слов.
1.Под небом места много всем, но беспрестанно и напрасно один враждует он – зачем? 2.Подумаешь: зачем живем мы? Для того ли, чтоб вечно угождать на чуждый нрав? 3. Зачем поверил он словам и ласкам нежным, он, с юных лет постигнувший людей? (М.Лермонтов). 4.За тем лесом показался какой-то хутор, а затем все скрылось, потому что мы спустились в овраг. 5. За чем вы все так гонитесь? За славой? Выгодой? 6.Прокуратор поглядел на арестованного, затем на солнце. 7. Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? (М.Булгаков).
Задание 16. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Сыны снегов, сыны славян, (за)чем вы мужеством упали? 2.(За)чем ты не была сначала, какою стала наконец? (М.Лермонтов). 3.Параска вспыхнула ярче алой ленты, а беспечный отец ее вспомнил, (за)чем пришел он. 4.Оно, конечно, Александр Македонский герой, но (за)чем же стулья ломать? 5.Наконец подымался он с постели, умывался, надевал халат и выходил в гостиную (за)тем, чтобы пить чай, кофий, какао (Н.Гоголь). 6.Две птицы вспорхнули с земли, и мы некоторое время следили (за)тем, как они исчезали в небе. 7.Вдруг потемнело, а вслед (за)тем началась метель.
Задания обобщающего характера
Задание 17. Спишите предложения, раскрывая скобки.
1.В книгах можно найти ответ на любой вопрос, (по)тому что с этими людьми происходило то(же) самое, что и с вами. 2. (По)тому, как он держится, не видно, что(бы) он согласился с нашим мнением. 3. Я приказал брату, что(бы) он не возвращался город, что(бы) ему ни сулили. 4.Его любили (за)то, что был непохож на других, (за)то упрекали в легкомыслии. 5.(По)этому тракту давно не ездят, (по)этому он зарос травой. 6.(От)того, что ты задумал, лучше отказаться, (от)того что времени уже не осталось. 7. (И)так, (по)чему бы тебе не поехать то(же) с нами? 8.Во что(бы) то ни стало нам так(же) надо быть там. 9.Все так(же) стоит над старой дачей жара, (при)том погода опять безветренная. 10.Что(бы) он ни делал, все это было очень далеко (от) того, чем он занимался в молодости.
Задание 18. Раскройте скобки и объясните написание слов.
1.Флигель, в котором мы остановились, был точно так(же) прибран к приезду управляющего, как и в прошлом году. Точно так(же) рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той же комнате, где мы спали. На другой картине так(же) лежали синие виноградные листья в корзине, разрезанный красный арбуз с черными семечками на блюде и наливные яблоки на тарелке (С.Аксаков). 2.Я ушла в чужие дали, от самой себя бежала, но в чужой дали едва ли я умней намного стала; разве что земля родная стала ближе и дороже, и (за)чем живу – я знаю, и за что умру я – то(же) (Л.Васильева). 3. Не научай своим объятьям моря, (и)так неравнодушного ко мне.(И.Бродский). 4. Неизвестно, что(бы) случилось с Катей в Париже, если бы она то(же) поехала с нами. 5.Ты хотел его выпустить (за)тем, что(бы) он смутил народ, над верою надругался и подвел народ под римские мечи! (М.Булгаков). 6. Передайте графу Воронцову! Мне надоело зависеть (от)того, что у его сиятельства несварение желудка (К.Паустовский). 7.(За)чем в руках их жезлы, что украшены серебряной и золотой чеканкой? (За)тем, что варвары сегодня ожидаются, а драгоценности пленяют варваров (И.Бродский).
Задание 19. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно.
1.Обещай никогда не укорять меня (за)то, что я тебе открыл свою тайну.
2.Шофер остановил машину, что(бы) проверить свечи, и долго еще улыбался, вспоминая девушку в окне вагона.
3.Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то(же) время являются причиной болезни.
4.Истина необходима человеку так(же), как слепому поводырь.
5.(И)так, прощайте, князь! Не мне вас выводить из заблужденья!
6.Довольно тебе тосковать (по)тому, что было раньше.
7.Современному человеку все некогда, (от)того прогулка сделалась роскошью.
8.(За)чем я вам все это говорю?
9.Чепракова была вдова и (при)том бедная.
10. А (за)чем тут очередь? За апельсинами?
Задание 20. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1.Видно, ягоды или зной притупили чувство голода, (за)то хотелось пить.
2.Что(бы) вам по этому поводу сказать?
3.Все было как будто бы то(же) и все же неуловимо другое.
4.Кроме львов, в горах нужно опасаться так(же) диких кабанов.
5.И как-то весело, и хочется плакать, (и)так на шею бы тебе я кинулся.
6.Все зависит (от)того, как повернутся события.
7.Да, а ты (за)чем, собственно, приехал?
8.Задание это надо сделать быстро, (при)чем качественно.
9.Он громко кричал, а так(же) угрожал мне.
10.Вслед (за)тем рыбаки развели костер.
Ключи к тестам
Тест 19
Ключ: 2, 5, 7, 8, 9.
Тест 20
Ключ: 2, 3, 5, 6, 10.
Предварительный просмотр:
Тест 1.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении 1) Новый исполнительный директор получил право
предложения с причастным оборотом распределять и управлять финансами компании.
Б) ошибка в построении сложного 2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями
предложения брат продолжал браниться с бабой Клавой.
В) нарушение в построении 3) Директор оценил важность поставленной проблемы
предложения с несогласованным перед работниками предприятия.
приложением 4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики
Г) нарушение связи между спорят до сих пор.
подлежащим и сказуемым 5) Те, кто добивается в спорте больших успехов,
Д) нарушение видовременной становится примером для подражания.
соотнесѐнности глагольных форм 6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим
пассажирам, что оплатите проезд.
7) После удара стихии формируются добровольные
дружины и будут помогать нуждающимся.
8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда
не складывается.
9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше
время много соперников.
Тест 2.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между 1) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми
подлежащим и сказуемым стали распевать на улицах Парижа песню «Марсельезу»
Б) ошибка в построении предложения 2) Участникам первого Парада Победы, приехавшей в
с однородными членами Москву, вручили памятные подарки.
В) нарушение в построении 3) Благодаря системы условностей возник особый язык
предложения с несогласованным византийской живописи.
приложением 4) Даже те, кто не интересуются спортом, знают имя
Г) нарушение видовременной основателя современного олимпийского движения
соотнесѐнности глагольных форм Пьера де Кубертена.
Д) нарушение в построении 5) В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно
предложения с деепричастным интересоваться архивами.
оборотом. 6) Чуткий художник, он нередко откликается на
события окружающей жизни и отмечал только что
зарождающиеся в ней явления.
7) Обучив лошадь всем премудростям выездки,
наездника ждѐт заслуженная награда.
8) Корчагин твердо заявляет, что к «буденовцам я
обязательно перейду».
9) В этой передаче журналист очень верно подметил о
смысле человеческой жизни.
Тест 3.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между 1) В начале апреля уже шумели скворцы и летают в саду
подлежащим и сказуемым желтые бабочки.
Б) неправильное употребление 2) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же
падежной формы существительного с отправились в Эрмитаж.
предлогом 3) Некоторые из писем, написанными А.Н. Островским
В) ошибка в построении сложного накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском
предложения музее драматурга.
Г) нарушение в построении 4) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
предложения с деепричастным 5) Выбрав пьесу для постановки, началось распределение ролей.
оборотом 6) Н.А.Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
Д) нарушение в построении 7) Пьеса разоблачает « тѐмное царство» и как Дикие и
предложения с косвенной речью Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
8) Есть у Васильева интересная картина «Старец»,
запечатлевший сильный характер.
9) Все, кто ехал из нашего села в Москву, останавливался
в гостеприимной квартире Немоляевых.
Тест 4.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении 1) Положение в области использования шоссейных дорог,
предложения с причастным оборотом существовавшие до сих пор, не удовлетворяет уже
Б) неправильное употребление возросшим требованиям транспорта.
падежной формы существительного с 2) В пьесе «Власти тьмы» - показана история нравственного
предлогом падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина. В) нарушение в построении 3) На уроке учитель напомнил, что сдайте мне тетради вовремя.
предложения с несогласованным 4) По окончанию университета выпускник может
приложением преподавать математику в школе или работать в одном из
Г) нарушение связи между научно-исследовательских институтов.
подлежащим и сказуемым 5) Сергей Есенин писал о русской природе и отмечает ее
Д) нарушение в построении поэтичность и живописность.
предложения с деепричастным 6) Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-
оборотом. Петербурге со стороны Невского, еще издали видит стоящую
на постаменте фигуру поэта и сразу узнаѐт Пушкина.
7) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
8) Любуясь прекрасным пейзажем, мне захотелось его
сфотографировать.
9) Охотник встретил и разговорился с егерем.
Тест 5.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении 1) Обнаружив признаки серьѐзной болезни, мне
предложения с причастным оборотом выписали рецепт.
Б) ошибка в построении предложения с 2) Те, кто добивается в спорте больших успехов,
однородными членами становится примером для подражания.
В) нарушение в построении 3) Благодаря труда реставраторов мы можем
предложения с несогласованным любоваться фресками Ферапонтова монастыря.
приложением 4) Я спросил у девочки, давно ли у тебя живѐт скворец.
Г) нарушение связи между подлежащим 5) Северо-восточнее села располагаются образованные
и сказуемым болота путѐм оседания песков.
Д) нарушение видовременной 6) В энциклопедии «Жизни замечательных людей»
соотнесѐнности глагольных форм много интересных биографий.
7) Я не часто пишу письма родителям и забывал им
позвонить.
8) Он пишет то, что возмущен этим случаем.
9) Учащиеся нашей школы приняли участие и стали
призерами областного смотра фольклорных коллективов.
Тест 6.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим 1) Для получения прибыли и чтобы компенсировать
и сказуемым затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги.
Б) ошибка в построении сложного 2) Вопреки желания больного, его положили в госпиталь.
Предложения 3) Алексей беспокоился о сестре, лежащей в больнице,
В) нарушение в построениии часто приносит ей продукты.
предложения с несогласованным 4) Продолжая смотреть вслед уходящему поезду, мне
приложением хотелось бежать за ним до станции назначения.
Г) ошибка в построении предложения с 5) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не
косвенной речью обратил внимания на стоящих в стороне возы с
Д) нарушение в построении домашней утварью.
предложения с деепричастным 6) В детском саду «Теремке» закончили ремонт
оборотом. игровой комнаты.
7) Все, кто интересовались историей русской
литературы, знакомы с творчеством русских
беллетристов девятнадцатого века.
8) Приезжие любовались и восхищенно рассматривали
причудливые каменные узоры церкви.
9) Вадим твердо сказал, что я больше не буду с тобой драться.
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст.
В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерныхданных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.
1. В каких из приведѐнных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.
2) Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.
3) Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.
4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.
5) Всякая новая компьютерная система, связанная с Интернетом, осознали руководители компаний, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.
2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наконец потому что хотя однако это
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
ВРЕМЯ, -мени; мн. времена, -мѐн, -менам; ср.
1. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи. Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. //
2. Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. Уделять много времени учѐбе.
3. мн.: времена, -мѐн. Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в. Былые времена. Во времена Петра Первого. Связь времѐн.
4. Категория глагола, относящая действие посредством специальных форм в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее,прошедшее, будущее в. Глаголы изменяются по временам.
4. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1) звОним 2) Оптовый 3) нАчал4) цЕмент
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом. 2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей. 3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями. 4) ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) четырьмястами рублями 2) полощущий бельѐ 3) много вишен 4) более выше
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.
Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своѐ поколенье.
Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) ст_рожевой 2) к_лыхаясь 3) распол_жение4) г _рячий
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) пр_увеличивать, пр_одолеть 2) бе_дарно, ра_шифровать
3) о_далѐнный, на_пиленный4) из_мать, дез_нформация
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
А. ключ…вой Б. одол…вать В. кра…шекГ. подраг…вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
1) рокоч_шь 2) наточ_шь 3) тревож_шься4) раздел_шь5) немысл_мый
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде. Бланк с фотографией был (не)заполнен. Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным. (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки. Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года. По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В) МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю. Выражение лица у неѐ было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие.(В)СКОРЕ Степан привезѐт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарѐ(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведѐт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжѐлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьѐтся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
5) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В тот день мы завтракали втроѐм (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Рядом с нами робко шевелились тени (1) и мне казалось (2) что сюда из прошлого несмело пришли (3) некогда жившие здесь люди (4) чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Природа никогда не создаѐт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звѐздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостивои блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно...
(9)А человек шумит. (10)0н шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всѐ, что природа даѐт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражѐнные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шѐпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохоттрамваев, треск и шипение фабрик, рѐв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто... рѐв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шумприсутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рѐв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный,беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного.
(20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум. (22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живѐт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью.
(24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
(25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
(28)И снова... (29)И снова... (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему.
(32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
(35)Шум перекрывает всѐ: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Вовнутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть еѐ шумом!.. (41)Нежнаеѐ сущность, голос еѐ нежен. (42)А шум — дерзкий парень.
(43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки... (45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум...
(По И. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1882—1954) — известный русский философ, правовед, литературный критик, публицист.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответа.
1) Если постараться, то к шуму можно привыкнуть, и он даже понравится.
2) Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться.
3) Шум позволяет человеку общаться с внешним миром, не замыкаясь в себе.
4) Рокот моря, звуки горных обвалов или визг автомобильных шин — всѐ это докучливый шум, мало что дающий человеку.
5) Производить шум — «привилегия» человека, тогда как природа создает таинственные и величественные звуки.
21.Какие из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.
1) 21 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложениях 18—20.
2) В предложении 22—27 представлено повествование.
3) Предложения 16—21 содержат рассуждение и описание.
4) В предложениях 35—37 представлено описание.
22. Из предложений 9-12 выпишите контекстные антонимы.
23. Среди предложений 39—44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
24. Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как _______ (предложение 42). Противопоставляя ________ (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своѐ отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена спомощью такого приѐма, как _______ (предложение 41). ___________ («экстравертная установка» в предложении 24) помогаетдополнить отношение автора к шуму.
Список терминов:
1) риторический вопрос 2) ряды однородных членов 3) лексический повтор 4) термин 5) эпитеты
6) олицетворение 7) цитирование 8) сравнительный оборот 9) риторическое восклицание