Открытое занятие "Звук и буква Л"
Цель: закрепить навык правильного произношения звуков л-ль
Познакомить с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков
л и ль.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала, середины и конца слова.
3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.
4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
5). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
6). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
Коррекционно-развивающие
1). Развивать общую и мелкую моторику.
2). Развивать слуховую память, внимание.
3). Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_l.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Звуки Л, Ль. Буква Л».
Подготовила: учитель-логопед
МБДОУ д/с «Золотой ключик»
Филатова О.В.
Дата проведения: 14.02.2017 года
Тема: «Звуки Л, Ль. Буква Л».
Цель: закрепить навык правильного произношения звуков л-ль
Познакомить с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков
л и ль.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала, середины и конца слова.
3). Уточнить артикуляцию звуков л и ль.
4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
5). Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим).
6). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
Коррекционно-развивающие
1). Развивать общую и мелкую моторику.
2). Развивать слуховую память, внимание.
3). Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование и материал: письмо от Лунтика, посылка с сюрпризом, картинный материал, прищепки, сигнальные карточки, разрезные буквы, мяч.
Ход занятия.
- Приветствие.
Логопед - Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
(дети здороваются)
Леша М.
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
Логопед: - Ребят, когда мы узнали, что к нам придут гости мы удивились! (дети изображают удивление)
-Потом мы стали думать, что покажем гостям! (серьезное задумчивое лицо)
-А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
2. Орг. момент.
Логопед: - Ребята, сегодня утром, я получила вот эту посылку и письмо от Лунтика. Давайте прочитаем письмо.
Читает: «Ребята, если вы любите приключения, готовы справиться с разными заданиями и умеете произносить трудные звуки, предлагаю Вам выполнить задания и открыть посылку в которой лежит сюрприз! Какое письмо необычное! Ну что выполним задания? Но как же мы узнаем, с какими именно звуками нас ждут задания, ведь мы уже научились произносить разные звуки.
Давайте произнесём, как шипит змея – Ш Ш Ш Ш Ш
А если к нам в группу залетит комар, какой звук мы услышим? З З З З З
А если прилетит жук? Ж Ж Ж Ж Ж
Подует ветер северный? С С С С С
Тигр рычит как? Р Р Р
- Объявление темы занятия.
Логопед: - Молодцы! А чтобы узнать с какими звуками нас сегодня ждут задания, давайте выполним первое задание и отгадаем загадки!
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)
- Какой звук встречается во всех этих словах? (Л)
4. Знакомство с темой.
а) Характеристика звуков Л-ЛЬ по артикуляционным и акустическим параметрам.
-Правильно! Чтобы правильно его произносить, где находится должен наш язычок? Что происходит с нашими губками? (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язычок за верхними зубами или между зубок)
- Какой это звук гласный или согласный?
- Каким может быть этот звук?
- Произнесите его твердо! Произнесите его мягко?
- Как мы обозначим звук Л?
-Как мы обозначим звук Ль?
- Давайте проверим звук Л звонкий или глухой?
-Молодцы!!!!
б) Развитие фонематических процессов.
Логопед: - А вот и следующее задание!
«Синий, зеленый»
-Я вам буду произносить слоги, а Вы если слышите звук Л, показываете синий цвет, а если Ль - зеленый!
Слоговой ряд: ла, ли, лу, лы, лё, ло, лю.
- А теперь я называю слова:
Ряд слов: лиса, волк, лось, слон, лев, белка.
- Молодцы!!!!
в) Произнесение звуков Л-Ль в слогах.
Физическая минутка.
На один Лунтик потянулся
На два согнулся, разогнулся
Три в ладоши 3 хлопка
Головою три кивка.
На четыре руки шире
Пять немного помолчать
Шесть на стульчики тихо сесть.
Логопед : - Следующее задание Игра «Добавлялки».
-Ребята, Лунтик очень любит сочинять стихи, но сегодня не может придумать в рифму последние слова и просит помочь ему.
Лы-лы-лы- забиваем мы го. лы
Ол-ол-ол- Коля вымыл в доме …пол
Лу-лу-лу- мы не били по стек…лу
Ёл-ёл-ёл- даже в комнате под. мёл
Ла- ла-ла- только нет в окне стек. ла
Ыл-ыл-ыл- и посуду он по. мыл
Ли-ли-ли- тополя видны вдал. ли
Ил-ил-ил- даже чашку не раз. бил
Ля-ля-ля- зашумели топо. ля
Лю-лю-лю- я в окно глядеть люб. лю
- Молодцы!!!
Логопед: - Ребята, а вот следующее задание! Нужно определить, где находится звук?
Лось, лиса, волк, белка, дятел, олень, ласточка, слон, лев.
- Молодцы!!!
Логопед:- Следующее задание, которое нам приготовил Лунтик, игра
«Наоборот»
Я называю слоги с твердым Л, а вы с мягким Ль
Ла ла ла – ля-ля-ля-
Лу-лу-лу – лю лю лю
Ло ло ло – лё лё лё
Лы лы лы – ли ли ли
Логопед: - Ребята, Лунтик просит, чтобы мы составили слова.
У каждого из Вас лежат буквы! Я сейчас скажу каждому какое слово составить! (на доске вывешивается картинка, а ребенок на столе вылаживает слово)
- Молодцы!!!
-А сейчас мы давайте составим звуковую схему к вашим словам, (с прищепками) прикрепим прищепку соответствующего цвета.
Пальчиковая гимнастика.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на еле.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Логопед: - А вот и следующее задание! Скажите сколько элементов в букве Л.
-Правильно 2.
-Давайте пропишем букву Л в воздухе.
-Ребята, Лунтик предлагает вам найти на листочках, которые у Вас лежат на столе правильно написанную букву Л.
Прежде, чем писать, давайте вспомним как нужно правильно сидеть. (Держать ручку при письме нужно не строго вертикально, а под углом. Таким образом противоположный конец ручки должен смотреть нам правое плечо. Ручку следует держать тремя пальцами : большим, средним и указательным. Все пальцы должны быть немного подогнуты. При этом указательный палец должен придерживать ручку сверху. Сжимать ручку сильно не нужно. Рука должна быть постоянно в свободном положении, а указательный палец прямым, в противном случае рука быстро начнет уставать).
-Сколько правильных букв получилось?
-Молодцы!!!
Логопед: - Давайте найдем на листочке все буквы Л и обведем в кружочек.
-Молодцы!!!!
Логопед: - А вот и следующее задание!!!
Игра с мячом «Один – много»
(употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; произнесение звуков Л-Ль в словах)
-Я назову один предмет, а вы – много.
Одна лейка – много леек
Одна лопата – много лопат
Одна лодка – много лодок
Одна слива – много слив
Одна линейка – много линеек
Одно яблоко – много яблок
Один лимон – много лимонов
Один велосипед – много велосипедов
Один стул – много стульев
Итог.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вот мы и выполнили все задания от Лунтика. С какими звуками мы познакомились? Это гласные или согласные? Почему? Звук Л может быть каким? Он всегда какой?
Молодцы! Давайте откроем посылку и посмотрим, что за сюрприз приготовил нам Лунтик!