Пояснительная записка

Журавлева Светлана Сергеевна

Пояснительная записка даёт представление о системе моей работы в области технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_2.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание и образование – фактор становления личности.

                                           Пояснительная записка.

 Я работаю в школе 7 лет  и веду уроки сельскохозяйственного  труда в 5-9 классах, агротехники  - в 10-11 классах. Наша школа - сельская малокомплектная. Обучается в ней  65 учащихся из п. Быковская Степь, с. Ключ, с. Троица. Несколько лет назад обучались дети из других близлежащих населенных пунктов: деревень Демьяново, Пахомовка, Заречье, Чигасово.  В основном, это дети бывших рабочих ОАО «Ключанский спиртзавод» и п/х «Быковская Степь», большинство которых в настоящее время оказались безработными. У истоков становления трудового обучения в нашей школе стояли первый директор Кухтин Н.М. и учитель трудового обучения, агроном Езерский К.П.. Будучи выходцами из крестьянских семей, прошедшие Великую Отечественную войну, они понимали, что без трудового воспитания дети окажутся неприспособленными к жизни. Были приложены большие усилия для организации учебно-опытного участка. В это же время была построена первая теплица для выращивания рассады овощей. После ухода на пенсию Кухтина Н.М. и Езерского К.П. учебно-опытный участок перестал обрабатываться. Земля заросла сорняком, теплица пришла в негодность. Лишь с приходом нового директора Видехиной Т.И. в 1981г. возродилась традиция трудового воспитания учащихся.  И по настоящее время трудовое обучение и воспитание в нашей школе является одним из важнейших факторов становления личности.

Мы находимся на стыке экономических и социальных проблем. Постоянно растущая потребность в модернизации производства и вместе с тем миграция сельской молодёжи в город, уменьшение численности трудоспособного населения требуют рассмотрения проблемы сельского образования  не только с позиции социальной, но и с точки зрения производственной необходимости. Учитывая экономические условия,  для большинства сельского населения единственным стабильным источником заработка является индивидуально – крестьянское хозяйство – малый бизнес. Остро стоит проблема занятости населения, особенно в сельских населенных пунктах. Необходимо поднимать сельское хозяйство хотя бы на уровне коллективных фермерских хозяйств.

 Для настоящего времени, к сожалению, характерно вымирание малых деревень. Сокращается численность сельского населения, все меньше становится выпускников школ, желающих продолжить традиции своих предков – работать на земле. И моя основная задача как педагога сельскохозяйственного труда - научить детей любить землю и  умело трудиться на ней. Вооружить их основными сельскохозяйственными знаниями, которые всегда пригодятся  в жизни.

 Но время диктует свои условия: возникают новые технологии, новые требования к условиям труда, новые социальные запросы общества. Основным содержанием концепции  духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности  являются базовые национальные ценности, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. В рамках ФГОС ООО общество и современная школа заинтересованы в совершенствовании вариативности трудового образования, потому что воспитание детей и молодежи в современном российском обществе происходит в условиях экономических и политических реформ.

Для  опытнической и исследовательской работы в нашей школе используется учебно-опытный участок,  на котором мы создали экологический отдел, состоящий из рокария  и альпийской горки. Этот отдел очень нравится ребятам.  Многие выбирают проекты, связанные с исследованием растений в этом отделе.  Работает школьный розарий защищенного грунта (единственный в Рязанской области), что позволяет повысить  мотивацию учащихся к трудовой деятельности.

Теоретической основой моего  педагогического опыта являются методики трудового воспитания А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского.

Новизна моего педагогического  опыта заключается в  создании системы трудового воспитания и образования  в школе, которая интегрирует учебную и внеурочную деятельность, пятую трудовую четверть,   а также  способствует разработке новых проектов, организации исследовательской деятельности на основе использования современных образовательных технологий.

Цель трудового воспитания и образования:

воспитание потребности в трудовой деятельности как  одной из составляющих черт становления и развития высоконравственной личности;  создание условий для профессионального самоопределения; подготовка выпускников  к успешной социализации в обществе.

Задачи трудового воспитания и образования:  

воспитание любви к малой Родине;

развитие  организаторских способностей у учащихся, умения работать в     коллективе, организовать свой бизнес ;

экологическое  воспитание детей и подростков, формирование навыков  ЗОЖ.

Учебная деятельность – важная составляющая системы трудового образования и воспитания.  Но количество часов,   отведенных  на уроки технологии  в базовом плане,   к сожалению, уменьшается. В 8 классе остается один час, в 9 классе – вообще часы технологии отсутствуют. В нашей школе сохранение часов на уроки технологии в этих классах происходит за счет   компонента образовательного учреждения. А в 10-11 классах,  кроме уроков агротехники, есть уроки общественно - полезного труда.

В программе прослеживается  технологическая направленность обучения, т.е. формирование у школьников представления о выращивании растений как о целостном технологическом процессе получения продукции; формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение технологий получения наиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в условиях школьного учебно-опытного участка и личного подсобного хозяйства.

В период летней трудовой практики вместе с детьми на учебно-опытном участке (далее УОУ) работают педагоги. В организации летней производственной практики мне помогают классные  руководители.  Они вместе с родителями заинтересованы, чтобы дети в период каникул были заняты трудовой  деятельностью, приносящей пользу.

При организации учебной и внеурочной деятельности использую разные педагогические технологии, но приоритетными являются  технология педагогического сотрудничества, проектное  обучение, системно-деятельностный подход, информационно-коммуникативные технологии.

Уроки выстраиваю по системно-деятельностному методу. Главными являются уроки-практикумы. Учитывая специфику моего предмета, мы никогда не сидим в аудиториях,  всегда работаем на УОУ или в теплице.    Одним из любимых моих приёмов, которые я использую с целью повышения мотивации в обучении, является создание и использование презентаций, с которыми вы можете ознакомиться на моем сайте.

Система оценивания знаний, умений и навыков складывается из следующих составляющих:

1. Практикумы на уроках;

2. Теоретические знания  (индивидуальный и фронтальный опрос, тесты);

3. Опытническая  работа (дневники наблюдений);

4. Работа над проектом (оценка проекта).

 Знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе на уроках и  с использованием  контроля динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки - портфолио , дополнительный критерий  предложения по проектной или исследовательской деятельности.) Дети совместно с родителями выбирают тему проекта. Выбранный ими проект может осуществляться  как  на базе нашего УОУ , так и  в личном подсобном хозяйстве и для благоустройства села.   Так, в  прошлом году за цветочной клумбой на въезде в село ухаживали  ученики  8-9 классов.

Учебно-опытный участок  и теплица  являются материально-технической базой  для проведения уроков технологии, работы учебно-производственной бригады (далее УПБ), организации проектной и исследовательской деятельности. УОУ  имеет общую площадь -  5,1 га. Расположен вокруг школы, в 200 м проходит дорога со слабым потоком автомобильного движения. На учебно-опытном участке школы сформированы 9 отделов.

1. Отдел начальных классов,  на котором учащиеся 1- 4 классов выращивают  культуры: лук-батун (семейство луковые), петрушка (семейство зонтичные), редис (семейство крестоцветные), щавель (семейство гречишные) и получают первые навыки в организации исследовательской работы, что позволяет сформировать положительную мотивацию к урокам технологии, через реализацию проектов «Осенний урожай», «Удивительный овощ».

2. Овощной отдел на пришкольном участке играет важную роль, так как на нем проводится основная опытническая работа, которая способствует развитию логических УУД. При закладке опытов дети учатся  анализировать полученные результаты и делать выводы.  В отделе представлены следующие семейства: пасленовые (томаты), крестоцветные (капуста), зонтичные (морковь), тыквенные (огурец), маревые (свёкла), луковые (лук, чеснок).

 3. Плодово-ягодный отдел представлен семейством розоцветные (10 сортов яблонь,1 сорт слив,1сорт вишни, 2 сорта груш)  и  семейством крыжовниковые (5 сортов чёрной смородины). Этот отдел позволяет школьникам анализировать урожайность фруктовых деревьев и кустарников, устанавливать причинно-следственные связи между погодой, агротехническими приёмами и конечным результатом -  выращенной продукцией.

В 2015 году школьники  приняли участие во Всероссийском проекте партии «Единая Россия» по возрождению садов России.  Были посажены вишни, яблони, груши на территории школьного сада.

4. Семенной отдел представлен культурами: свекла, морковь, капуста.

5. Цветочно-декоративный отдел представлен следующими видами:  астра, люпин, флокс многолетний, пион, махровая календула, азиатская лилия, бархатцы, гортензия, многолетний алиссум, алиссум однолетний, вербена, флокс однолетний карликовый, львиный зев карликовый, портулак, амарант, петунья, маргаритка, лилейник, тюльпан, нарцисс, ирис, анютины глазки, дельфиниум, хризантемы, гелехрезум, виноград девичий, клематис  и другие. Этот отдел играет важную роль в формировании у учащихся элементов  моделирования форм цветочного оформления, в развитии воображения и творческого мышления.   Полученные навыки дети используют  в эстетическом оформлении школьной территории, своих приусадебных участков и дизайнерском оформлении  села.

6. Отдел пропашных культур представлен двумя сортами картофеля (Сантэ, Ред Скарлет).  При уборке урожая формируется  трудовой десант  из учащихся  5-11 классов. Во многом от количества выращенного картофеля, «второго хлеба» , зависит питание школьного коллектива.

7. В дендрологическом отделе собрана коллекция деревьев и кустарников: 2 вида можжевельника (казацкий, стелющийся), туя западная, сумах уксусный, бересклет бородавчатый, акация жёлтая, сирень обыкновенная, каштан, рябина обыкновенная, берёза повислая, клён остролистный, боярышник колючий, клён платанолистный, липа мелколистная, сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница сибирская, черёмуха обыкновенная, каштан конский, шиповник коричный, ясень обыкновенный, осина дрожащая, вяз гладкий и др.; имеются питомники  по выращиванию сосны обыкновенной и сумаха уксусного и др.  На базе этого отдела проходят экскурсии по окружающему миру, биологии, географии и экологии, перед  началом которых учащиеся получают разнообразные  задания  для работы в группах: по систематике растений, морфологии и анатомии, видовому многообразию, по изучению сообщества и взаимосвязей в нём и др.  

8. В экологическом отделе  есть альпийская  горка, 2 рокария, искусственный водоём,  а также  выращиваются растения различных экологических групп (теневыносливые и светолюбивые, влаголюбивые и засухоустойчивые), которые располагаются свободными группами на территории УОУ. Именно этот отдел привлекает особое внимание детей  для организации проектной работы. Учащиеся учатся обосновывать актуальность проекта, комплексно использовать различные источники информации, применять их при решении конкретных практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы, искать новые  оригинальные идеи, формы представления результатов  (доклад, презентация, макет, модель, реферат и др.), использовать результаты новых замыслов, связанных с результатами предыдущего проекта.

9.Теплица – розарий защищенного грунта, позволяет проводить исследовательскую работу круглый год. Учащиеся выдвигают различные гипотезы и на практике пытаются их обосновать, что способствует развитию коммуникативных   и регулятивных УУД.  Теплица -  участок для выращивания цветочной и овощной рассады,  что позволяет получить продукцию в более ранние сроки, а детям сделать выводы о сроках посева, агротехнических приемах, разнообразии сортов.

Первым направлением внеурочной деятельности является работа учебной производственной бригады. Она состоит из 4 звеньев, возглавляет ее совет  бригады, который собирается 2 раза в год для планирования и подведения итогов работы. Подведение итогов - ноябрь, планирование – декабрь.

В состав бригады входят учащиеся с 5по 11 класс.

Второе  направление -  кружковая работа. Когда я  начала работать учителем технологии,  только через 2 года я создала первое объединение «Юный цветовод», второе  объединение  -   «Юный растениевод». В настоящее время работает  объединение  «Мир цветов»  с количеством учащихся 20 человек.  В кружках с детьми мы осваиваем разные технологии и способы выращивания растений.

Одна из ступеней  развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики (Концепция духовно-нравственного развития гражданина России). 

Третье направление  - сохранение трудовых традиций. Ежегодно члены УПБ ухаживают за территорией около обелиска павшим воинам в Великой Отечественной войне 1941-1945г., в октябре подводим итоги выращенного урожая (проходит это  в форме «Ярмарки»), проводим  трудовые десанты по посадке и уборке урожая, экологические акции по уборке территории школы и  села. Уверена, что работать на своей земле, сохранять её богатства, выращивая ежегодно богатый урожай,  - это тоже патриотизм.

Проектно - исследовательская работа  позволила объединить учебную, внеурочную  деятельность и пятую трудовую четверть. Проектные работы проводятся по разным направлениям: кому -  то ближе цветоводство, кого – то из ребят интересует овощеводство, кому – то нравится заниматься дизайном. Практически все проекты, которые выполняют  дети, - практико-ориентированные, по продолжительности – среднесрочные. Обычно это проекты групповые или индивидуальные.  При реализации этих  проектов поддерживается  здоровая духовно-нравственная атмосфера, развиваются личностные и партнерские отношения детей и взрослых на основе гуманистических традиций сотрудничества, происходит переориентация воспитательного процесса на обеспечение реальной самостоятельности и самодеятельности детей. Результатом сотрудничества  являются призовые места на  областных и Всероссийских конкурсах «Юннат» и « Юный Тимирязевец». Хочется отметить, что это не просто победы, это настоящая заинтересованность детей хорошим нужным делом. Так зарождается чувство любви к Родине, не пассивное, а активное, которое мы и называем патриотизмом.

Созданная в нашей школе  система трудового воспитания и образования помогает учащимся  в  профессиональном самоопределении. Выпускники  ежегодно выбирают не только вузы  и колледжи сельскохозяйственного направления, но и технологические учебные заведения, связанные с переработкой сельскохозяйственной  продукции.

Дети  успешно проходят социализацию в обществе, умеют работать на земле.

Одной из  важных составляющих результативности работы  на УОУ является обеспечение школьной столовой и столовой ДОУ «Ягодка» овощами и фруктами.

Создана положительная мотивация к  учебной деятельности, о чем свидетельствует 100%  успеваемость, качество знаний от 95 до 98 %, степень  обученности от 91 до 92% по итоговой годовой  аттестации по  технологии.

 Я испытываю удовлетворение от того, что в ранее сложившуюся систему трудового  воспитания и образования в нашей школе, мне, выпускнице этой школы, а ныне – учителю -  удалось привнести  свою скромную лепту.

Ориентиром в моей деятельности  служат слова  В.А.Сухомлинского: «Трудовое воспитание - это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Нет,  и не может  быть воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности  и многогранности человека нельзя воспитывать».