Библиотека для родителей
1. Памятка для родителей.
2. Советы родителям как привить ребенку любовь к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для родителей | 404.5 КБ |
Советы родителям, как привить ребенку любовь к чтению. | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как привить ребенку любовь к чтению.
«Читать – это ещё ничего не значит,
- что читать и как понимать читаемое
– вот в чем главное дело».
Ушинский К.Д.
Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение, формирующие Человека читающего, человека ХХI века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника «выпадает» семья. Ведь любовь к Книге зарождается в раннем детстве. И главную роль в этом играют родители. А если до 10-12 лет ребенок не научится читать творчески, рождая образы, то далее следует так называемое учебное поражение.
Но ведь всем нам хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.
СОВЕТ 1: рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества.
СОВЕТ 2: Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Но важно не только как, но и что читает ребенок.
СОВЕТ 3: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга у него в руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Что касается восприятия читаемого текста, то замечены мировые тенденции: у нынешнего телевизионного и компьютерного поколения оно становится более поверхностным.
Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. А как следствие, дети не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Конечно, работе с текстом должна учить школа. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.
СОВЕТ 4: Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль, помогите ребенку. Приобретайте на эту тему пособия, их сейчас много в книжных магазинах.
Большое внимание на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса.
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.
Вот что говорит об этом французский педагог-словесник Даниэль Пеннак, чья книга о чтении школьников «Как роман» (2005) во многих семьях, где есть дети, стала настольной: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что проблема не в том, если у ли каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.)» Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.
СОВЕТ 5: Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. Родителям полезно обзавестись специальными пособиями по обучению детей технике чтения. Сейчас таких пособий на книжном рынке появилось огромное множество.
Главные вопросы, которые беспокоят родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?
Вот как отвечает на этот вопрос Д.Пеннак.
«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить» … или «мечтать» …
Попробовать, конечно можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!»
- Марш к себе и читай!
Результат?
Никакого»
СОВЕТ 6: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считаю излишним. Но это убеждение неверно.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, не заставлять ребенка пересказывать.
СОВЕТ 7: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
Сейчас существует довольно много изданий, в которых можно найти рекомендации по возрастному детскому чтению. Но как бы ни были ценны печатные помощники в выборе книг для ребенка, с ними не может сравниться живая рекомендация библиотекаря.
СОВЕТ 8: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондом и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверяйтесь его рекомендациям как специалиста.
Не менее важна и домашняя библиотека. «Дом, в котором нет книг, - говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души».
СОВЕТ 9: Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас.»
Помимо книг в круг чтения ребенка необходимо включить и детскую периодику – журналы и газеты.
СОВЕТ 10: Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету из каталога «Роспечать». Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Критериями удачной покупки книги для ребенка определенного возраста или класса являются:
доступность для данного возраста
проверка качества издания временем
способность книги быть помощником в обучении
наличие иллюстративного материала
гуманное содержание
образный язык
Надеемся, наши советы, подготовленные по материалам статьи И.И.Тихомировой из книги «Родительское собрание», помогут вам, дорогие взрослые, продвигаться вместе с вашими малышами по пути к творческому чтению