Битеева Ольга Александровна

ОТЧЕТ

о проведении коррекционной работы  с «проблемными» детьми

за 2014 – 2015 учебный год.

Одной из основных задач детского сада, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений.

Раннее выявление и диагностика отклонений в психофизическом развитии детей являются важными условиями организации своевременной психологической  помощи детям в семье и в дошкольном учреждении.

Системное изучение каждого ребёнка предполагает выявление не только особенностей его познавательной деятельности, но и своеобразия эмоционально-волевого развития, моторики, поведения, физического состояния, рассматриваемых в различных сочетаниях и взаимосвязях. Это очень важно, потому что ни один из перечисленных аспектов личности ребёнка в отдельности не даёт общей картины его состояния. Обычно при обследовании основное внимание уделяется определению состояния познавательной деятельности ребёнка. Однако следует признать, что её продуктивность непосредственно зависит не только от уровня интеллекта ребёнка и его умений пользоваться различными приёмами мышления, но и от интереса к предложенному заданию, от желания выполнить его, от возможностей сосредоточиться на решаемой задаче, от степени утомляемости и от многих других причин, образующих сложное  целое, определяемое как личность ребёнка. В процессе обследования ребёнка с нарушением развития большое значение придаётся анализу условий жизни ребёнка, возможности участия родителей в процессе обучения и коррекционной работы, то есть социологическому аспекту.

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить связь между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений у детей. Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку индивидуальной программы  коррекции на основании результатов диагностики.

Своеобразие развития детей с отклонениями в развитии обуславливает необходимость проведения систематической коррекционной работы. У детей с отклонениями в развитии по сравнению с возрастной нормой, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Работа с проблемными детьми велась по следующим направлениям:

групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

 индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

 тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;

 занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

 консультации для родителей.

Диагностика  проводилась в два этапа: 1 – этап – сентябрь - октябрь; 2 – этап – апрель.

        Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом внимании и заботе со стороны взрослых.

        Наше учреждение посещают дети с различными нарушениями: в эмоционально-волевой сфере - агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль; в интеллектуальной сфере - низкий уровень развития познавательных процессов, а также с нарушением поведения, с проблемами семейного воспитания.

        Работа с такими детьми строится по следующей схеме: по запросам родителей, воспитателей, администрации проводится диагностика с детьми. После проведенной диагностики педагог-психолог встречается с родителями с целью определения индивидуального психологического сопровождения каждого ребенка. Заключается договор с родителями, если это необходимо. Далее педагог-психолог составляет план индивидуальной коррекционной работы с детьми, с родителями, с педагогами.

В 2014 -2015 учебном году  в группу «риска» попали 10  детей. Из них: нарушение эмоциональной сферы – агрессия – 1 ребенок, тревожность, страхи, заниженная самооценка – 2 детей; снижение уровеня интеллектуального развития (память, мышление, внимание, восприятие, развитие речи)– 8 детей.

         Эти дети также были включены в подгрупповые коррекционные занятия с целью обучения  выразительным движениям; коррекции поведения с помощью ролевых игр, снижения эмоционального напряжения; тренировки психомоторных функций; повышению самооценки; снятию тревожности.

Для индивидуально работы на каждого ребенка была составлена программа  индивидуально-коррекционной работы, принята на заседании ПМПк и утверждена приказом от 20.10.2014     № 4.   При составлении программ была использована  литература: «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми»  Е.К. Лютовой. Г.Б. Мониной; «Уроки добра» коррекционно-развмвающая программа для детей 5-7 лет. С.И. Семенака; «Учимся сочувствовать, сопереживать» коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет С.И. Семенака; «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжева; «Работа психолога с застенчивыми детьми» Л.И. Катаева; «Повышаем самооценку», «Учимся понимать людей», Управляем эмоциями» И.К. Девина., И.В. Маштакова; «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» (стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика) Е.А. Алябьева; «Тренинг развития личности дошкольника» (занятия, игры, упражнения) Р.Р. Калинина;

С каждым ребенком было проведено по 20 индивидуальных занятий. С некоторыми детьми (из-за болезни и не посещения) было проведено значительно меньше занятий.

В работе по коррекции использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Работа осуществлялась совместно с учителем-логопедом и другими узкими специалистами. Были организованы групповые и индивидуальные занятия, где в условиях комфортного режима, творческой деятельности, доверия психолога и ребенка друг к другу, веселого настроения во время занятий, использования игровых ситуаций у детей создавались положительные эмоциональные и личностные  состояния. Занятия были  построены так, что у детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, появлялось чувство раскрепощения и свободы, активного творчества. С такими детьми гораздо легче проводить коррекцию познавательных процессов. Ведь ребенок, который верит в себя и видит поддержку и помощь группы, более успешен в решении интеллектуальных задач.

У значительной части детей интеллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями, так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности. Исходя из этого положения, на каждом занятии с такими детьми проводились игры, упражнения и этюды на выражения эмоций и тренировку психомоторики. Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто оттого, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива, с этой целью почти во все занятия вводились расслабляющие упражнения.

        С целью закрепления полученных навыков и вербализации эмоций применялись элементы  арт-терапии, а также сочинению детьми «общих историй», которые затем инсценировались индивидуально или на подгрупповых занятиях. Этот метод помогал  детям понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски.

По результатам проведенной работы проводились встречи с родителями, с педагогами,  намечалась дальнейшая работа, давались рекомендации для родителей.

        Условиями успешной работы являлось:

  • Координация деятельности специалистов всех служб;
  • Учет уровней физического, психического, интеллектуального развития, состояния здоровья каждого ребенка;
  • Обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

По результатам коррекционной работы наметилась положительная динамика.

У этих детей повысилась мотивация к школьному обучению. Они активны, умеют ориентироваться в окружающей действительности, знают о себе и своем окружении.

        Снизился уровень агрессии, ребенок стал адекватно реагировать на замечания взрослых и детей. Повысился уровень самооценки, снизился уровень тревожности от 72% до 35%.   Повысился уровень интеллектуального развития (память, мышление, внимание, восприятие, развитие речи).

 и

Добавить запись

Защита от спам-роботов