Главные вкладки
Информация для родителей
Уважаемые родители! Информация, представленная здесь носит рекомендательный характер. Надеюсь, что вы найдете ее полезной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
- Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
- Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
- Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями
- Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
- Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
- Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
- Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Предварительный просмотр:
Мы и наши гиперактивные дети (СДВГ)
Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.
- Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.
Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВГ.
Не бойтесь просить о помощи.
- Помните, что дети с СДВГ нуждаются в систематизации.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
- Определите правила.
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают. - Повторяйте указания.
Записывайте указания. Проговаривайте их. Детям с СДВГ нужно слышать одно и то же более одного раза.
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВГ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
- Установите границы.
Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
- Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.
Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
- Уделите особое внимание предварительной подготовке к переменам.
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
- Позволяйте ребенку спасительную отдушину.
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
- Позаботьтесь о постоянной обратной связи.
Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.
- Разбивайте длинные задания на более короткие.
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВГ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
- Расслабляйтесь. Дурачьтесь.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Детям с СДВГ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
- Однако остерегайтесь перевозбуждения.
Подобно чайнику на плите, дети с СДВГ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
- Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.
Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВГ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
- Используйте трюки для улучшения памяти.
У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
- Объявите то, что вы собираетесь сказать. Затем скажите это. И потом повторите то, что сказали.
Поскольку для большинства детей с СДВГ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
- Упрощайте указания. Упрощайте выбор.
Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
- Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
- Ясно объясните, чего ожидаете от ребенка.
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
- Дети с СДВГ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
- Постарайтесь осторожно дать точный и ясный совет в социальном плане.
Многие дети с СДВГ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".
- Пользуйтесь разными игровыми средствами.
Мотивация улучшает СДВГ.
- Возложите на ребенка ответственность, когда это возможно.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
- Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
- Будьте как дирижер симфонического оркестра. Перед тем, как начать, завладейте вниманием оркестра.
Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.
- Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память. - Проводите физзарядку.
Один из лучших способов воздействия на детей с СДВГ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по адаптации первоклассников
Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.
Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.
Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребенка. Новая обстановка, новые знакомые, учебные нагрузки, даже необходимость сидеть на одном месте в течение 40 минут — стресс для ребенка. Помощь в этот самый момент очень важна. Ваша родительская интуиция и любовь лучше любого психолога подскажут вам, как лучше поступить в той или иной ситуации. И все же, если вы хотите, чтобы ваш малыш как можно быстрее прошел этот сложный период адаптации к новой, почти взрослой жизни, обратите внимание на рекомендательный список «Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников».
Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.
- Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
- Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
- Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
- Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая»: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
- Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14 – 16 часов.
- Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
- Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то …»
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
- Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4 – 6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
- Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7 – 8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
- Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Предварительный просмотр:
Тревожные дети
В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.
Виды тревожности
Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.
Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.
Типы тревожных детей
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Характерные черты тревожных детей
- После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
- Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
- Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
- Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
- Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
- Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
- Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
- Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)
- Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
- Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
- Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
- Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
- Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
- Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
- Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
- Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
- Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
- У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Предварительный просмотр:
Кто, как не родители лучше всех знают своих детей, их сильные и слабые стороны, их мечты и интересы, способности и проблемы. Почему же получается так, что зачастую родители не могут выбрать для своих детей подходящую именно им профессию, позволяющую реализовать в полной мере потенциал ребенка, сделать его счастливым.
Для одних родителей процесс выбора профессии является тяжелым испытанием. «Метания от одной профессии к другой», лишние затраты на репетиторов, потеря сил, тревога за будущее ребенка. Другие родители уже в начальной школе решили за своих детей, куда им надо идти, третьи вообще не считают эту тему важной, надеясь на то, что все разрешится само собой.
Можно привести огромное количество примеров, как родители выбирают будущий путь для своих детей. Вот лишь некоторые из них:
«Моя дочь хочет быть психологом, я сразу сказала - нет, пойдет в кулинарное училище, всегда будет сыта и в тепле, а еще и с продуктами»;
«Я сама не получила высшее образование, но мой сын точно его получит»;
«Готовим своего к поступлению в медицинский институт. Мы врачи, пусть идет по нашим стопам, сейчас пока не хочет, но потом все равно поймет, что мы хотели ему только добра»;
«Я знаю, что экономисты хорошо зарабатывают, у нас знакомая каждый год ездит за границу отдыхать, пусть идет на экономиста. С математикой конечно проблемы, но я готова взять репетитора»;
«У нас дедушка зубной техник. Отличная работа. Всегда при деле. Сын хочет стать журналистом, пишет все время статьи в журналы, ну и пусть, статьи это несерьезно, в крайнем случае, и зубные техники могут писать статьи в свободное от работы время»
«Я всю жизнь пашу на заводе, а что в результате? Пусть дочка идет в институт, может, выбьется в люди. Чего она хочет? Не знает пока, но все время шьет, уже все подруги заказывают у нее вещи. Профессия швея – это тяжелый труд. Хочу, чтобы она стала руководителем»;
«Мой сын очень талантливый, у него все получается, я думаю, что когда придёт время, его сердце подскажет, куда идти учиться, мое же дело любить и оберегать его»;
«Главное в современном мире, уметь заработать. У меня свой бизнес, передам сыну. Пока он еще не понимает, что сейчас «хочешь жить, умей вертеться». Чем интересуется? Постоянно что-то изобретает, по физике участвует в олимпиадах. Немного витает в облаках, я считаю».
Мотивы у каждого родителя могут быть разными, но цели одинаковые: дети должны были успешны, счастливы, обеспечены и востребованы.
Именно поэтому необходимо избегать ошибок, которые могут иметь следующие последствия:
- человек не имеет возможности в полной мере реализовать свои способности
- наличие постоянного чувства неудовлетворенности, бесполезности своего труда;
- быстрое профессиональное и эмоциональное выгорание, как следствие, возникновение заболеваний и т.д.
Чтобы этого не произошло, родителям нужно учитывать не только свои мотивы, но и особенности личности ребенка, его интересы и таланты.
Вот некоторые из ошибок, которые допускают родители:
- ориентация на профессии только высшей квалификации,
- пренебрежение к некоторым профессиям, основанное на субъективном мнении
- неумение разобраться в способностях ребенка
- отсутствие своего мнения по вопросу профессионального определения и ориентация на мнение некомпетентных людей.
- недостаточная информированность или однобокое представление о профессиях
- перенос хорошего отношения к человеку на профессию, которой последний владеет;
- желание реализовать свои несбывшиеся надежды в будущем ребенка.
Бесспорно, выбор профессии – это важное решение. Он влияет не только на будущее материальное благополучие человека и его профессиональную успешность, но и на самооценку, психологический комфорт. Удовлетворение от жизни, достижение лучших результатов происходит только тогда, когда человек делает то, что он хочет и к чему способен. Роль родителей в выборе будущего профессионального пути здесь бесценна, особенно, когда они имеют авторитет у детей. Каждый ребенок является личностью со своими талантами, способностями, психическими свойствами, характером. Любящий родитель, действительно желающий своему ребенку счастья, понимает это и дает возможность раскрыться своему сыну или дочери и проявить свои таланты в полной мере.
Предварительный просмотр:
Подвижные игры
Собери и не урони
Разместите вдоль линии (ее можно обозначить веревкой, или скакалкой) несколько предметов: кубики, игрушки.
Правила игры: предложите ребенку пробежать вдоль этой линии, собирая разложенное и держа все предметы в руках. Важно не уронить ни одного, в противном случае упражнение придется начать сначала. Количество предметов не должно быть слишком большим, для первых раз достаточно будет 5-6 штук.
На что направлена игра: развитие моторной ловкости
Мишень
Мишенью для игры может послужить что угодно: пластиковая пятилитровая бутыль, в которой вырезано отверстие для мячей, корзинка или детское ведерко. Также приготовьте мячики из фольги, или используйте небольшие игрушки, или мячики для настольного тенниса.
Правила игры: предложите ребенку попасть в «мишень», забросив в нее мяч. При усложнении задания можно предложить по очереди целиться левой и правой руками. Также можно устроить семейные соревнования: кто забросит больше шариков в мишень за определенное время или одновременно после команды «Начали!»
На что направлена игра: развитие моторной ловкости, координации движений
Светофор
Вырежьте два круга из картона и закрепите их на палочке (трубочке для сока, палочке для суши)
Правила игры: на красный свет стоим, на зелёный – движемся к цели. Ребенку нужно пройти указанное расстояние, ни разу не ошибившись.
На что направлена игра: развитие внимания, формирование представлений о поведении на дороге.
Канатоходец
Положите на полу веревку, или скакалку. Для усложнения задания можно положить ее не прямо, а волнистой линией.
Правила игры: предложите ребенку пройти по «канату» и не «сорваться» вниз. Для усложнения задания можно дать ребенку в руки зонтик, или положить ему на голову книгу.
На что направлена игра: развитие моторной ловкости и координации движений
С кочки на кочку
Приготовьте листы бумаги и разложите их на полу. Можно использовать разноцветный картон.
Правила игры: предложите ребенку перейти через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку. Для усложнения задания, можно дать ему в руки зонтик, или какой-нибудь груз (например, пакет с игрушками).
На что направлена игра: развитие моторной ловкости и координации движений
Буклет для родителей
Играем с ребенком дома
Подготовил педагог-психолог
Милитенко Е.С.
Спокойные игры
Варежки-перчатки
На цветном картоне обведите детскую ручку так, чтобы получились варежки и перчатки разных цветов. Затем то же самое сделать, обведя руку взрослого. Полученные картинки вырежьте и развесьте по комнате. Правила игры: взрослый должен давать малышу задания, например «найти маленькую желтую рукавичку», или найти «большую красную варежку». Задача ребенка — найти описанную фигурку.
На что направлена игра: развитие внимания, формирование представлений о цвете и размере.
Волшебный мешочек
В мешочек из плотной непрозрачной ткани сложите мелкие, хорошо знакомые детям предметы или игрушки.
Правила игры: ребенку нужно на ощупь отгадать, что за предмет лежит в мешочке. Можно предлагать описать его: шершавый-гладкий, жесткий-мягкий, маленький-большой.
На что направлена игра: развитие тактильной чувствительности, расширение словарного запаса.
Угости кукол
Сложите в коробку бусины трех цветов. Приготовьте тарелочки по количеству цветов предложенных вами бусин
Правила игры: предложите ребенку разложить их по разным тарелочкам в виде угощения для кукол. Например, кукла Лена любит малину, значит, в ее тарелочку нужно положить бусины красного цвета. Кукле Маше леденцы (желтые бусины), куле Оле виноград (синие, или фиолетовые бусины).
Учите перекладывать бусины по одной штуке, покажите, как следует брать их тремя пальцами. После того, как работа будет завершена, пригласите кукол полакомиться.
На что направлена игра: совершенствование цветового восприятия, развитие мелкой моторики.
Необычные рисунки
Ровным слоем насыпьте на поднос манную крупу.
Правила игры: покажите ребенку, как чертить изображения, после чего предложите ему нарисовать домик, дерево и так далее.
На что направлена игра: развитие мелкой моторики, воображения.
Скажи какой?
Объясните ребенку, что у каждого предмета есть свои признаки. Например, яблоко – круглое, красное, большое, кубик – квадратный, твердый, гладкий. Сложите предметы в коробку, мешочек, или корзину.
Правила игры: предложите ребенку доставать предметы и описывать их, называя их признаки.
На что направлена игра: расширение словарного запаса, развитие наблюдательности.
Собери бусы
Приготовьте толстую шерстяную нитку и набор для нанизывания. Это могут быть макароны, маленькие сушки, бусины, пуговицы.
Правила игры: предложите ребенка сделать бусы. Узор может быть как произвольным, так и заданным взрослым. Например, одна сушка, одна пуговица, или две пуговицы одного цвета, одна пуговица другого.
На что направлена игра: развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, мышления
Что изменилось?
Приготовьте несколько игрушек, или предметов (6-8 штук). Выставьте их перед ребенком.
Правила игры: предложите ребенку запомнить, что где находится. Акцентируйте его внимание на том, что он видит. Например, зебра стоит рядом со слоном (при усложнении задания – зебра стоит справа, или слева от слона), а тигр над кошкой. Затем попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте игрушки местами, или уберите одну из них. Задача ребенка – отгадать, что изменилось.
На что направлена игра: развитие внимания и памяти, пространственной ориентации.
Предварительный просмотр:
Исходное положение: ребенок стоит, приняв расслабленную позу, колени слегка согнуты. Ему нужно наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть
руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Энергетическая зевота
Исходное положение: ребенок стоит, или сидит. Взрослый просит его открыть и закрыть рот, что почувствовать под пальцами места, где соединяется верхняя и нижняя челюсть. Затем он предлагает ему широко зевнуть, массируя при этом пальцами вышеозначенные места. Упражнение повторяется 3-6 раз.
Колено-локоть
Исходное положение: Ребенок стоит. Взрослый просит его поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Упражнение повторяется 8–10 раз.
Ухо-нос
Исходное положение: ребенок стоит, или сидит. Взрослый просит его левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. После чего ребенок должен одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение с точностью до наоборот (правая рука держит кончик носа, левая – противоположное ухо)
Тянем-потянем
Исходное положение: ребенок стоит, или сидит, выпрямив спину и вытянув перед собой руки. Взрослый просит его поднять правую руку вверх, после чего левой рукой двигать правую в различных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. Движение в каждом направлении делается 4 раза и обязательно на длинном вдохе.
Буклет для родителей
Гимнастика для мозга
Подготовила педагог-психолог
Милитенко Е.С.
Что такое образовательная кинезиология?
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека.
Применение кинезиологических упражнений (гимнастики для мозга) позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую моторику, снижают утомляемость, развивают способность к произвольному контролю.
Кинезиологические упражнения для детей
Массаж ушных раковин
Обеими руками синхронно производятся одинаковые массажные движения по мочкам, раковинам ушей, затем массируют уши полностью, в конце – растирают ладонями. Обязательно движения должны быть синхронными.
Цыпленок
Исходное положение: ребенок сидит на полу, притянув коленки к себе и обхватив их, голову прячет в колени. Взрослый говорит ему, что он – цыпленок, и сейчас будет вылупляться из своего яйца на свет. Роль скорлупы на себя берет мама. Она садится сзади своего ребенка и обхватывает руками и ногами. Теперь «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
Растяжка
Исходное положение: ребенок лежит на полу спиной. Ему нужно почувствовать пол тактильно каждой частью тела (затылком, шеей, плечами) и описать словами, что он чувствует (пол теплый, холодный, ровный, бугристый, жесткий, мягкий). После этого мама берет одну руку ребенка и немного ее растягивает, затем другую руку, затем – каждую ногу по очереди. Теперь ребенок представляет, что он – натянутая струна. Он должен растягивать сначала обе руки в стороны, затем обе ноги, затем – правую и левую часть тела по очереди (тянутся нога, бок и рука)
Глаз-путешественник
Исходное положение: ребенок лежит на спине, смотрит точно перед собой, голова неподвижна. Мама берет небольшой яркий предмет и начинает двигать его перед глазами малыша сначала по основным направлениям, затем по диагоналям. Ребенок следит за предметом, не двигая головой. Сначала предмет находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, затем – вдвое меньше, и в конце – практически у переносицы. Упражнение делают медленно (на счет до 7), предмет фиксируют в каждом крайнем положении на тот же счет.
Ленивые восьмерки
Исходное положение: ребенок стоит или сидит. Ему нужно вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.
Слоник
Предварительный просмотр:
в обе стороны. Так, у родителей не развивается опыт общения с ребенком.
Они не знают, как его успокоить, безопасно переключить на какую-то интересную для него деятельность. Не знают, как играть с ним. А ведь этот навык не развивается сам по себе, и ему тоже нужно учить ребенка. Родительские компетенции в результате также не развиваются. И оказавшись в сложной ситуации, родитель чувствует себя растерянным и не знает, как ему поступить. Но что наиболее важно – не развиваются эмоциональные отношения с ребенком, не возникает ощущение близости и понимания. А именно они лежат в основе надежной и крепкой привязанности.
Что же делать в сложившейся ситуации?
В первую очередь важно установить разумные границы в использовании гаджетов. Ребенок должен заниматься ими только в присутствии и под контролем взрослых. Это потребует от взрослого времени и желания быть включенным в процесс общей деятельности с ребенком. Однако окупится сторицей в дальнейшем. При этом лучше, если ребенок будет не играть на планшете, а учиться пользоваться им. Например, чтобы просмотреть фотографии, включить аудиофайлы и так далее. Игры на планшете лучше заменить настольными играми, или любыми другими, которые требуют от ребенка живого участия.
Спокойные игры дома – конструирование, викторины, игры на логику и внимание, сюжетно-ролевые игры, такие как «магазин», «школа», «пираты». Активные и спортивные игры – с мячом, обручем, игры в классики и со скакалкой. Все это научит ребенка необходимым для него умениями и навыкам и будет способствовать его развитию. В то время как игры на планшете будут лишь «тормозить» этот процесс, не давая его мозгу необходимой для развития информации.
Не стоит использовать гаджет и как «заместитель». К примеру, чтобы ребенок не скучал, или перестал капризничать. Скука стимулирует поисковую активность, которую взрослый может направить на игровую деятельность. Например, можно посчитать, сколько проехало красных машин, а сколько зеленых, поиграть в «рифму», или загадки. Вариантов может быть много. Главное, чтобы они предполагали участие взрослого. А если ребенок капризничает, то стоит, прежде всего, разобраться, с чем это связано и попытаться помочь ему справиться с негативными переживаниями, или напряжением.
Конечно же, проще дать ему в руки гаджет. Вот только вопрос – к чему это все в итоге приведет? И стоит ли сейчас делать выбор в пользу того, с чем впоследствии вам придется бороться.
Буклет для родителей
Гаджеты в жизни ребенка
Подготовил педагог-психолог
Милитенко Е.С.
В последнее время родители все чаще спрашивают про использование детьми гаджетов. Стоит ли вообще давать их ребенку, а если давать, то какие именно временные границы следует установить, и как реагировать родителю, если ребенок «ну, ни в какую не хочет закончить игру», несмотря на то, что время вышло?
Действительно, время не стоит на месте. И если раньше родителей гораздо больше волновал вопрос про телевизор и просмотр развлекательных телевизионных передач и мультфильмов, то сейчас и детские, и родительские «приоритеты» сместились. И родители все чаще озвучивают ставшую уже обыденной реальность, в которой гаджеты стали неотъемлемой частью жизни ребенка. Только вот непонятно пока, что же с этим делать? Хорошо ли это, или плохо? И стоит ли полностью исключить гаджеты, ведь они, помимо развлекательной функции, несут в себе еще и развивающую. По крайней мере, так говорят разработчики программ и приложений. А если прибавить к этому еще и то, что играя на планшете, или в телефоне, ребенок как будто занят интересным для себя делом, и сам этот процесс вызывает в нем неподдельный интерес и даже восторг, то впору призадуматься, а стоит ли вообще что-то менять? Тем более, что живем мы в век информационный, и оградить от гаджетов ребенка полностью, конечно же, совершенно нельзя. Да, и к тому же, вдруг вырастет неучем? Не научится пользоваться тем, что уже умеют другие?
Вопросов, конечно же, очень много. Поэтому давайте разбираться со всем по порядку.
Плюсы и минусы использования гаджетов
Интерес ребенка к гаджетам вполне объясним. Вот, он видит, как родители берут в руки телефон, а на нем яркая и привлекательная картинка. И не статичная, а постоянно меняющаяся. Это привлекает внимание, это манит и вызывает любопытство. Что же это такое? Почему родители так много времени проводят, всматриваясь в экран этой удивительной «вещи»? И у ребенка «запускается» исследовательско-поисковая активность. Это нужно изучить, примерить к себе, повторить то, что делает взрослый. Потому что именно подражая, ребенок осваивает этот мир. И отсюда следует единственный, но неоспоримый плюс – ребенку нужно осваивать новые технологии, присваивать их, делать частью своего мира.
Однако на этом плюсы заканчиваются. И снова возникают вопрос – а как же сделать это наиболее экологично и безопасно?
И здесь важно обозначить те минусы, которые есть и которых, безусловно, много. Только дело не в гаджетах, как таковых. А в том, что зачастую им дается заместительная роль, когда гаджет заменяет отношения и настоящую игру с игрушками и родителями.
Ребенок, играющий в планшет, или телефон получает от этого большое удовольствие. Конечно, ведь там есть все, что ему нужно - яркие краски, движения, звуки. И ребенок идет по пути наименьшего сопротивления – зачем ему что-то придумывать, фантазировать, тратить энергию, ведь можно попросить планшет и «доза радости» будет получена тут же. Именно поэтому дети «залипают» в планшет и не стремятся играть сами. Как результат – слабая фантазия, недостаточные навыки общения, манипулятивное поведение и прочие сложности, с которыми сталкиваются родители «неиграющих» детей.
Но самым «токсичным» действием обладают гаджеты, когда родители пытаются переключить на них внимание детей, чтобы они не капризничали в очередях, поездке, или какой-то другой ситуации, вызывающей у ребенка скуку, или напряжение.
А теперь давайте оценим масштаб потерь. Родители не договариваются с ребенком, не успокаивают, не увлекают, а просто дают ему в руки гаджет, потому что так намного проще. Вот только проще от этого только родителям. Ведь в результате у ребенка слабо формируется личностный опыт – нет причин пытаться занять себя, найти что-то по-настоящему увлекательное, нет опыта в столкновении с негативными эмоциями и запретами, а ведь это очень важный для ребенка навык. Однако эта ситуация «бьет»
Предварительный просмотр:
Подвижные игры
Собери и не урони
Разместите вдоль линии (ее можно обозначить веревкой, или скакалкой) несколько предметов: кубики, игрушки.
Правила игры: предложите ребенку пробежать вдоль этой линии, собирая разложенное и держа все предметы в руках. Важно не уронить ни одного, в противном случае упражнение придется начать сначала. Количество предметов не должно быть слишком большим, для первых раз достаточно будет 5-6 штук.
На что направлена игра: развитие моторной ловкости
Мишень
Мишенью для игры может послужить что угодно: пластиковая пятилитровая бутыль, в которой вырезано отверстие для мячей, корзинка или детское ведерко. Также приготовьте мячики из фольги, или используйте небольшие игрушки, или мячики для настольного тенниса.
Правила игры: предложите ребенку попасть в «мишень», забросив в нее мяч. При усложнении задания можно предложить по очереди целиться левой и правой руками. Также можно устроить семейные соревнования: кто забросит больше шариков в мишень за определенное время или одновременно после команды «Начали!»
На что направлена игра: развитие моторной ловкости, координации движений
Светофор
Вырежьте два круга из картона и закрепите их на палочке (трубочке для сока, палочке для суши)
Правила игры: на красный свет стоим, на зелёный – движемся к цели. Ребенку нужно пройти указанное расстояние, ни разу не ошибившись.
На что направлена игра: развитие внимания, формирование представлений о поведении на дороге.
Канатоходец
Положите на полу веревку, или скакалку. Для усложнения задания можно положить ее не прямо, а волнистой линией.
Правила игры: предложите ребенку пройти по «канату» и не «сорваться» вниз. Для усложнения задания можно дать ребенку в руки зонтик, или положить ему на голову книгу.
На что направлена игра: развитие моторной ловкости и координации движений
С кочки на кочку
Приготовьте листы бумаги и разложите их на полу. Можно использовать разноцветный картон.
Правила игры: предложите ребенку перейти через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку. Для усложнения задания, можно дать ему в руки зонтик, или какой-нибудь груз (например, пакет с игрушками).
На что направлена игра: развитие моторной ловкости и координации движений
Буклет для родителей
Играем с ребенком дома
Подготовил педагог-психолог
Милитенко Е.С.
Спокойные игры
Варежки-перчатки
На цветном картоне обведите детскую ручку так, чтобы получились варежки и перчатки разных цветов. Затем то же самое сделать, обведя руку взрослого. Полученные картинки вырежьте и развесьте по комнате. Правила игры: взрослый должен давать малышу задания, например «найти маленькую желтую рукавичку», или найти «большую красную варежку». Задача ребенка — найти описанную фигурку.
На что направлена игра: развитие внимания, формирование представлений о цвете и размере.
Волшебный мешочек
В мешочек из плотной непрозрачной ткани сложите мелкие, хорошо знакомые детям предметы или игрушки.
Правила игры: ребенку нужно на ощупь отгадать, что за предмет лежит в мешочке. Можно предлагать описать его: шершавый-гладкий, жесткий-мягкий, маленький-большой.
На что направлена игра: развитие тактильной чувствительности, расширение словарного запаса.
Угости кукол
Сложите в коробку бусины трех цветов. Приготовьте тарелочки по количеству цветов предложенных вами бусин
Правила игры: предложите ребенку разложить их по разным тарелочкам в виде угощения для кукол. Например, кукла Лена любит малину, значит, в ее тарелочку нужно положить бусины красного цвета. Кукле Маше леденцы (желтые бусины), куле Оле виноград (синие, или фиолетовые бусины).
Учите перекладывать бусины по одной штуке, покажите, как следует брать их тремя пальцами. После того, как работа будет завершена, пригласите кукол полакомиться.
На что направлена игра: совершенствование цветового восприятия, развитие мелкой моторики.
Необычные рисунки
Ровным слоем насыпьте на поднос манную крупу.
Правила игры: покажите ребенку, как чертить изображения, после чего предложите ему нарисовать домик, дерево и так далее.
На что направлена игра: развитие мелкой моторики, воображения.
Скажи какой?
Объясните ребенку, что у каждого предмета есть свои признаки. Например, яблоко – круглое, красное, большое, кубик – квадратный, твердый, гладкий. Сложите предметы в коробку, мешочек, или корзину.
Правила игры: предложите ребенку доставать предметы и описывать их, называя их признаки.
На что направлена игра: расширение словарного запаса, развитие наблюдательности.
Собери бусы
Приготовьте толстую шерстяную нитку и набор для нанизывания. Это могут быть макароны, маленькие сушки, бусины, пуговицы.
Правила игры: предложите ребенка сделать бусы. Узор может быть как произвольным, так и заданным взрослым. Например, одна сушка, одна пуговица, или две пуговицы одного цвета, одна пуговица другого.
На что направлена игра: развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, мышления
Что изменилось?
Приготовьте несколько игрушек, или предметов (6-8 штук). Выставьте их перед ребенком.
Правила игры: предложите ребенку запомнить, что где находится. Акцентируйте его внимание на том, что он видит. Например, зебра стоит рядом со слоном (при усложнении задания – зебра стоит справа, или слева от слона), а тигр над кошкой. Затем попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте игрушки местами, или уберите одну из них. Задача ребенка – отгадать, что изменилось.
На что направлена игра: развитие внимания и памяти, пространственной ориентации.
Предварительный просмотр:
Придумайте необычных героев и опишите их жизнь
Какая внешность? Какой дом? Характер? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно найдете интересную деталь, которая поможет развить сюжет
Придумайте сказочную историю, построенную на «нелепостях»
Например, о бабе Яге, которая жила во дворце и ждала принца, или рыбке, которая поселилась на дереве.
«Оживите» привычные предметы
Можно придумать увлекательный рассказ о зубной щетке, или ложке, или о диване и его друзьях стульях.
Используйте прием, что было, если бы…
Например, что было бы…
если бы из книжки убежали все буквы,
если бы воздушный шарик умел мечтать,
если бы Водяной жил не на болоте, а в сказочном дворце
и так далее
Придумайте необычные волшебные предметы, которые помогают главному герою
Например, серый волк дал Ивану-царевичу «волшебные очки», который помогал ему различать, кто враг, а кто друг
Сочиняйте сказки по картинкам
Вырежете картинки из книг, или журналов, перемешайте их и, доставая по одной, придумывайте волшебные истории
Соединяйте разные сказочные истории
Например, «катится колобок по дорожке, и тут ему навстречу выходит Иван-царевич, а в руках у него клетка с Жар-птицей», или «сделали дед и баба себе из снега внучку-Снегурочку, как вдруг прилетел Змей-Горыныч и унес ее за тридевять земель в тридесятое царство»
Сочинение сказок – это всегда волшебный процесс. Удачи Вам на этом сказочном пути!
Буклет для родителей
Как придумать сказку вместе с ребенком?
Каждый родитель знает, как важно рассказывать ребенку сказки. Однако если все сказки ваше маленькое чудо знает уже наизусть – не теряйтесь, придумывайте новые вместе с ребенком, ведь это поможет развить речь, фантазию, мышление и память. В этом вам помогут наши рекомендации.
Придумывая сказку, можно опираться на следующий план:
- подобрать, или придумать сказочного героя (человек, животное, предмет);
- выбрать начало сказки, используя следующие сказочные зачины «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «в одной далекой стране»;
- описать сказочного героя (внешность, характер);
- придумать, какие испытания будет проходить сказочный герой (столкнуть героя с трудностью и описать его реакцию на нее);
- придумать, кто, или что будет помогать герою на его сказочном пути, а кто, или что будет ему мешать;
- описать, как герой проходит испытания, находя верное решение;
- придумать сказочную развязку (герой приобретает награду, зло наказывается, добро торжествует)
Также при сочинении сказок, можно использовать следующие рекомендации
Придумайте сказку «на новый лад»
Народные сказки и их обработка – неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать её: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи. Или «переписать» уже известную вам историю, введя в нее новых героев, или изменив ход событий.
Придумайте продолжение сказки («а что было потом…»)
Если ребенок уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки?
Придумайте «сказку наизнанку»
Как повернулся бы сюжет «Красной шапочки», если бы волк был добрый, а девочка – злая? Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними. А может быть, подружился с каждым на своем пути, и вместе они перехитрили лису – фантазируйте!
Вводите в известные вам сказки персонажи, или предметы из других сказочных историй
Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал? Что будет с ними делать?
Предварительный просмотр:
.
«Повтори за мной»
Буклет для родителей
Пальчиковая гимнастика для старших дошкольников
Подготовил педагог-психолог
Милитенко Е.С.
Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов, в том числе речевой активности.
Делать ее нужно всего пять минут день, но ежедневно. Только при условии регулярности занятия принесут максимум пользы
Статические упражнения
- развивают точную координацию движений;
- учат напрягать и расслаблять пальцы;
- активизируют работу речевых зон коры головного мозга
Упражнение «Счет»
Упражнение «Корова и чашечка»
Динамические упражнения
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец другим
Предварительный просмотр:
в обе стороны. Так, у родителей не развивается опыт общения с ребенком.
Они не знают, как его успокоить, безопасно переключить на какую-то интересную для него деятельность. Не знают, как играть с ним. А ведь этот навык не развивается сам по себе, и ему тоже нужно учить ребенка. Родительские компетенции в результате также не развиваются. И оказавшись в сложной ситуации, родитель чувствует себя растерянным и не знает, как ему поступить. Но что наиболее важно – не развиваются эмоциональные отношения с ребенком, не возникает ощущение близости и понимания. А именно они лежат в основе надежной и крепкой привязанности.
Что же делать в сложившейся ситуации?
В первую очередь важно установить разумные границы в использовании гаджетов. Ребенок должен заниматься ими только в присутствии и под контролем взрослых. Это потребует от взрослого времени и желания быть включенным в процесс общей деятельности с ребенком. Однако окупится сторицей в дальнейшем. При этом лучше, если ребенок будет не играть на планшете, а учиться пользоваться им. Например, чтобы просмотреть фотографии, включить аудиофайлы и так далее. Игры на планшете лучше заменить настольными играми, или любыми другими, которые требуют от ребенка живого участия.
Спокойные игры дома – конструирование, викторины, игры на логику и внимание, сюжетно-ролевые игры, такие как «магазин», «школа», «пираты». Активные и спортивные игры – с мячом, обручем, игры в классики и со скакалкой. Все это научит ребенка необходимым для него умениями и навыкам и будет способствовать его развитию. В то время как игры на планшете будут лишь «тормозить» этот процесс, не давая его мозгу необходимой для развития информации.
Не стоит использовать гаджет и как «заместитель». К примеру, чтобы ребенок не скучал, или перестал капризничать. Скука стимулирует поисковую активность, которую взрослый может направить на игровую деятельность. Например, можно посчитать, сколько проехало красных машин, а сколько зеленых, поиграть в «рифму», или загадки. Вариантов может быть много. Главное, чтобы они предполагали участие взрослого. А если ребенок капризничает, то стоит, прежде всего, разобраться, с чем это связано и попытаться помочь ему справиться с негативными переживаниями, или напряжением.
Конечно же, проще дать ему в руки гаджет. Вот только вопрос – к чему это все в итоге приведет? И стоит ли сейчас делать выбор в пользу того, с чем впоследствии вам придется бороться.
Буклет для родителей
Гаджеты в жизни ребенка
Подготовил педагог-психолог
Милитенко Е.С.
В последнее время родители все чаще спрашивают про использование детьми гаджетов. Стоит ли вообще давать их ребенку, а если давать, то какие именно временные границы следует установить, и как реагировать родителю, если ребенок «ну, ни в какую не хочет закончить игру», несмотря на то, что время вышло?
Действительно, время не стоит на месте. И если раньше родителей гораздо больше волновал вопрос про телевизор и просмотр развлекательных телевизионных передач и мультфильмов, то сейчас и детские, и родительские «приоритеты» сместились. И родители все чаще озвучивают ставшую уже обыденной реальность, в которой гаджеты стали неотъемлемой частью жизни ребенка. Только вот непонятно пока, что же с этим делать? Хорошо ли это, или плохо? И стоит ли полностью исключить гаджеты, ведь они, помимо развлекательной функции, несут в себе еще и развивающую. По крайней мере, так говорят разработчики программ и приложений. А если прибавить к этому еще и то, что играя на планшете, или в телефоне, ребенок как будто занят интересным для себя делом, и сам этот процесс вызывает в нем неподдельный интерес и даже восторг, то впору призадуматься, а стоит ли вообще что-то менять? Тем более, что живем мы в век информационный, и оградить от гаджетов ребенка полностью, конечно же, совершенно нельзя. Да, и к тому же, вдруг вырастет неучем? Не научится пользоваться тем, что уже умеют другие?
Вопросов, конечно же, очень много. Поэтому давайте разбираться со всем по порядку.
Плюсы и минусы использования гаджетов
Интерес ребенка к гаджетам вполне объясним. Вот, он видит, как родители берут в руки телефон, а на нем яркая и привлекательная картинка. И не статичная, а постоянно меняющаяся. Это привлекает внимание, это манит и вызывает любопытство. Что же это такое? Почему родители так много времени проводят, всматриваясь в экран этой удивительной «вещи»? И у ребенка «запускается» исследовательско-поисковая активность. Это нужно изучить, примерить к себе, повторить то, что делает взрослый. Потому что именно подражая, ребенок осваивает этот мир. И отсюда следует единственный, но неоспоримый плюс – ребенку нужно осваивать новые технологии, присваивать их, делать частью своего мира.
Однако на этом плюсы заканчиваются. И снова возникают вопрос – а как же сделать это наиболее экологично и безопасно?
И здесь важно обозначить те минусы, которые есть и которых, безусловно, много. Только дело не в гаджетах, как таковых. А в том, что зачастую им дается заместительная роль, когда гаджет заменяет отношения и настоящую игру с игрушками и родителями.
Ребенок, играющий в планшет, или телефон получает от этого большое удовольствие. Конечно, ведь там есть все, что ему нужно - яркие краски, движения, звуки. И ребенок идет по пути наименьшего сопротивления – зачем ему что-то придумывать, фантазировать, тратить энергию, ведь можно попросить планшет и «доза радости» будет получена тут же. Именно поэтому дети «залипают» в планшет и не стремятся играть сами. Как результат – слабая фантазия, недостаточные навыки общения, манипулятивное поведение и прочие сложности, с которыми сталкиваются родители «неиграющих» детей.
Но самым «токсичным» действием обладают гаджеты, когда родители пытаются переключить на них внимание детей, чтобы они не капризничали в очередях, поездке, или какой-то другой ситуации, вызывающей у ребенка скуку, или напряжение.
А теперь давайте оценим масштаб потерь. Родители не договариваются с ребенком, не успокаивают, не увлекают, а просто дают ему в руки гаджет, потому что так намного проще. Вот только проще от этого только родителям. Ведь в результате у ребенка слабо формируется личностный опыт – нет причин пытаться занять себя, найти что-то по-настоящему увлекательное, нет опыта в столкновении с негативными эмоциями и запретами, а ведь это очень важный для ребенка навык. Однако эта ситуация «бьет»