Полезные материалы для педагогов
Полезные материалы для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ
(по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)
Сигналы суицидального риска
Ситуационные сигналы:
- Смерть любимого человека;
- Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);
- Сексуальное насилие;
- Нежелательная беременность;
- «Потеря лица» (позор, унижения).
Поведенческие сигналы:
- Наркотическая и алкогольная зависимость;
- Уход из дома;
- Самоизоляция от других людей и жизни;
- Резкое снижение поведенческой активности;
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
- Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
- Частное прослушивание траурной или печальной музыки;
- «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).
Эмоциональные сигналы:
- Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;
- Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
-Переживание горя.
Коммуникативные сигналы:
-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное).Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.
Помощь при потенциальном суициде
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет).
Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.
Предварительный просмотр:
КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА
Если вы школьный учитель и если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и даже жизни.
Что в поведении подростка должно насторожить учителя?
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Что делать учителю, если он обнаружил опасность?
- Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
- Обратитесь к психологу учебного заведения или к другим специалистам за помощью.
- Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида
- Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
- Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
- Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
- Если вы классный руководитель, инициируйте работу психолога учебного заведения с классом.
- Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
- Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
- Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
- Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для педагогов
«Как избавиться от стресса».
- Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку.
- Старайтесь учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать «тайм-аут».
- Проще относиться к конфликтам на работе.
- Не пытаться быть лучше всегда и во всем.
- Причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
- Жить нужно по способностям и средствам.
- Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
- Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Будьте заняты.
- По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать.
- Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят.
- Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом, не погружаться слишком в мечты о будущем. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».
- Полезно знать, что все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их преодолели, значит, преодолеем и мы!
- Создать себе комфортные условия работы («милые пустячки»).
- Разговаривать иногда с людьми «по пустякам».
- Укрепление физического здоровья - важнейшее условие профилактики любого стресса.
- Разрешать проблемы своевременно, что укрепляет уверенность в себе и вызывает радостное чувство.
Приемы и упражнения для снятия стрессов.
Упражнение «Дыхание».
В ситуации стресса необходимо наладить ровное дыхание. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на пол и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох (выдох должен быть длиннее вдоха)
Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1. Задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец, исчезает напряжение.
Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух, окрашен в теплые пастельный тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращаясь в облако.
Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 до 1, в конце концов – от 50.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Несколько техник самопомощи, которые могут помочь в профилактике эмоционального и профессионального выгорания.
Техника «Отрезать, отбросить».
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет...», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль.
После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
Техника «Лейбл, или Ярлык».
Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, что не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая...) и уже теперь наблюдаете со стороны. Негативные мысли имеют силу над вами только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть.
Техника «Признание своих достоинств».
Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий — осознать, что вы, так же как и другие люди, не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным. А теперь — самоподдерживающий прием (женщины примут его скорее, чем мужчины!). Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы улыбнетесь себе!
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) учащимися
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение). Внушаемы.
1. Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3. Включать в общественные посильные дела.
4. Хвалить за самостоятельность.
5. Стимулировать личную ответственность.
6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях (отношения устанавливать ровные, открытые. Подросток должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Подросток должен расстаться с вами успокоившись).
7. Если уровень его притязаний завышен, необходимо определить адекватный.
8. Быть острожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы подросток выбегал из класса – это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.
9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
10.«Разрешить» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам, мотивировать желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
11. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее.
Рекомендации по работе с агрессивными учащимися
1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
4. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
6. Обсуждайте поведение только после успокоения, один на один.
7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. (например: «Имя..., ты расстроился, потому что .... Ты можешь переживать, … и тем не менее, у тебя нет права обижать других. Что нужно сделать, чтобы ты успокоился и при этом ни на кого не нападал?» Предлагайте что–то свое только в дополнение к сказанному.
9. Пусть за что–то отвечает в школе.
10. Перед сильными - элементы раболепия, со слабыми - агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
11. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой–то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
13. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации по работе с учащимися с нарушением эмоционально-волевой сферы
1. Игнорировать истерические реакции.
2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики.
3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремиться угодить.
5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.
8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
9. Требует много льгот для себя.
10. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.
12. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
14. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
15. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
16. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.
Практические рекомендации по работе с лидерами
1. Общественные дела поручать не только лидерам, но и изолированным.
2. Не делить ребят на хороших и плохих.
3. Воспитывать убеждение, что авторитет в количестве отвечает лишь реальным делам.
4. Акцентировать внимание лидеров на дружеском и доброжелательном отношении к одноклассникам.
5. Создать условия для осознания учащимися зависимости друг от друга, убеждения в значении взаимопомощи и т. п.
Рекомендации по работе с ригидными детьми
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Подросток испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная нестабильность. Ребенок не интересуется чьим–либо мнением, безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6–ого этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей – он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т. к. для него главное, чтобы оставили его в покое. Принцип: «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.
1. Не призывать к совести, не читать морали.
2. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжен с любопытством – помочь преодолеть эту стену.
3. Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
4. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
5. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
6. Учитывать интерес к точным наукам – математике, физике и т. д.
7. Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
8. Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классном коллективу.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с агрессивными детьми
- Агрессивные дети часто бывают вооружены.
- Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
- Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
- В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
- Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте поведение только после успокоения.
- Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
- Пусть за что-то отвечает в школе.
- Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
- Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
- «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
- Свое плохое настроение не разряжать на нем.
- Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы.
- Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
- Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
- Включать в общественные посильные дела.
- Хвалить самостоятельность.
- Стимулировать личную ответственность.
- Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.
- Если уровень его притязаний завышен, помогите найди адекватный.
- Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
- Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часть формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-го этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т.к. для него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
- Не призывать к совести, не читать морали.
- Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т.д. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
- Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
- Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
- Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
- Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т.д.
- Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями
- Игнорировать истерические реакции.
- Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики.
- Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
- Не стремиться угодить.
- Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).
- Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.
- Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
- Требует много льгот для себя.
- Такие дети лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
- He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание.
- Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
- Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
- Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
- Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья как один человек - требования всех членов едины.
- Ужесточить режим. Пресекать бесцельное времяпрепровождение.
- Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
- Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
- Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- Повышать самооценку, уверенность в себе.
Предварительный просмотр:
Методика Е.А. Климова
«Определение типа будущей профессии»
ОПИСАНИЕ
Методика основана на классификации профессиональных интересов. Позволяет установить в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы.
ОБРАБОТКА
По каждому столбцу подсчитать алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму.
Зачеркнутые цифры не считать.
Записать их в строку «Результаты».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Наибольшая полученная сумма или суммы(по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тип профессии.
Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых следует избегать при выборе.
Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.
В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:
1. «Человек-природа» (П).
Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;
2. «Человек-техника» (Т).
Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки. творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.
3. «Человек-знаковая система» (З).
Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.
4. «Человек-искусство» (Х).
Важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
5. «Человек-человек» (Ч).
Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение ...
ИНСТРУКЦИЯ: "Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой "—". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру".
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Легко знакомлюсь с людьми. |
|
|
|
| 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить. |
| 1 |
|
|
|
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки. |
|
|
| 1 |
|
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными. | 1 |
|
|
|
|
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить. |
|
| 1 |
|
|
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами. |
|
|
|
| 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными. | 1 |
|
|
|
|
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах. |
|
| 1 |
|
|
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших. |
| 2 |
|
|
|
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности. |
|
|
| 2 |
|
11. Охотно читаю о растениях, животных. | 1 |
|
|
|
|
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. |
|
|
| 1 |
|
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
| 1 |
|
|
|
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы. |
|
| 2 |
|
|
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
|
|
|
| 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой. |
| 2 |
|
|
|
17. Людям нравится мое художественное творчество/ |
|
|
| 2 |
|
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными. | 2 |
|
|
|
|
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме. |
|
| 2 |
|
|
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь. |
|
|
|
| 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди. |
| 1 |
|
|
|
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки. |
|
| 1 |
|
|
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
|
|
|
| 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
|
|
| 1 |
|
25. Могу влиять на ход развития растений и животных. | 2 |
|
|
|
|
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов. |
| 1 |
|
|
|
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте. |
|
|
|
| 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными. | 1 |
|
|
|
|
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику. |
|
| 1 |
|
|
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
|
|
| 1 |
|
РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
П | Т | З | Х | Ч |
МЕТОДИКА
"КАРТА ИНТЕРЕСОВ"
(модифицированная методика А.Е.Голомштока)
ОПИСАНИЕ
«Карта интересов» представляет собой модифицированый вариант методики, опубликованный А.Е.Голомштоком в сборнике «Профориентационная робота в школе». Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.
Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.
Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Использование данной методики позволяет предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности.
Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе.
Методика "Карта интересов" – опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности.
Бланк ответов, представляет собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из следующих сфер интересов:
1.·Биология | 16.·История |
ОБРАБОТКА
Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или вид деятельности, которые либо принимаются учащимся, либо отрицаются.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов.
При интерпретации данных учитывается и распределение плюсов и минусов в строке. Первые две позиции в строке ответов говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые две позиции в строке содержат сведения о склонностях обследуемого, о его стремлении к углубленному познанию. Две последние позиции строки дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых на-выков и умений, о стремлении к практической деятельности. Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество ми-нусов свидетельствуют о несформированность познавательных и профес¬сиональных интересов.
Если среди положительных сфер окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом.
Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:
— высшая степень отрицания – от –12 до –6
— интерес отрицается – от –5 до –1
— интерес выражен слабо – от +1 до +4
— выраженный интерес – от +5 до +7
— ярко выраженный интерес – от +8 до +12.
ИНСТРУКЦИЯ:
"Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий.
Если Вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов "++".
Если просто нравится, любите или хотели бы "+"
Если не знаете, сомневаетесь "О"
Если не нравится "—"
Если очень не нравится, не любите и не хотели бы «– –»
Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близкому (по Вашему мнению) к истине. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в бланке ответов не расходился с номером вопроса.
Если Вам что-либо непонятно, Вы можете сразу же спросить. Время заполнения листа ответов не ограничивается"
Текст опросника ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ?
|