КОНКУРС Нетрадиционные техники рисования

Топоркова Наталья Юрьевна

Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!...

ТАТЬЯНА ЩЕРБАЧЕВА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батик

Искусство украшения тканей – одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Техника росписи ткани «батик» известна с давних времен.

Родиной батика принято считать Индонезию. Батик – batik – индонезийское слово. В переводе с индонезийского «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а - «tik» - «точка» или «капля», т.е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывание не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

Роспись ткани – это такое увлекательное занятие, что за работой забываешь обо всем, с интересом наблюдаешь, как растекаются краски по ткани, как меняются цвета, как появляются необычные эффекты… Ведь результат абсолютно непредсказуем, каждое изделие получается уникальным в своем роде и скопировать его в точности просто не возможно. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств- акварели, пастели, графики, витражи, мозаики.      

С искусством батика я была знакома еще с института. Меня увлекло это занятие. Я стала собирать информацию, искать специальную литературу, постепенно начала разбираться в материалах и различных технологиях исполнения батика. Это превратилось в мое хобби: платки, шарфы, каких нет ни у кого другого, и даже целые картины для украшения интерьера- все это подарил мне батик. Мое увлечение доставляет радость не только мне, но и моим родным и друзьям. А потом мне захотелось поделиться этой радостью и с детьми.

На базе ДОУ был создан кружок, где мы с детьми занимаемся росписью ткани. Я обратила внимание, что характерные особенности детского рисунка- орнаментальность, иллюстративность, локальная окраска- просто созданы для данной техники. Детей остается только чуть-чуть направить, и у них получаются просто потрясающие композиции.

Занятия в кружке проходят два раза в неделю во второй половине дня, с детьми старшего дошкольного возраста, в подгруппах по 5 человек.

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков , раскрытие творческого потенциала ребенка, используя технику «батик».

В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые отражены в перспективном планировании.

Конечно, прежде, чем приступить к работе в материале, ребенок должен получить специальные  навыки: работать с жидкими красками и уметь составить нужный цвет, вести линию.

Мы начинаем знакомство с батиком с простого: ставим точки на ткани и смотрим, как перемешиваются цвета. Рисуя по ткани, дети могут не бояться, что краски смешаются, перетекая одна в другую, на ткани появляется неповторимый узор. Конечно, в основном мы работаем  с простой тканью.

Для начала, мы используем  одну из многочисленных техник – «узелки». Результат заранее не известен, тем он интереснее и неожиданней. Берем платочек, связанный в  узелки, и просто раскрашиваем его разными красками. Когда работа высохнет, узелки будут развязаны, платочек разглажен, мы увидим результат нашего творчества.  

От работы с цветом мы постепенно переходим на работу с контуром, т.е. создание рисунка. На обычном листе мы создаем эскизы будущих картин, затем переносим их на ткань. И только после этого приступаем к работе с красками.

Батик позволяет детям потренироваться в смешении красок, не боясь при этом испортить рисунок, дает возможность увидеть наиболее удачные, выигрышные сочетания  цвета, что в свою очередь способствует развитию чувства цвета, эстетического вкуса, творчества, воображения. А еще батик поможет развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.

Одни из  основных видов батика – горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани. В своей работе мы используем холодный батик. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

Здесь роль резерва выполняет специальный материал. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами – стеклянными трубочками с резервуаром, либо используются резервы в тюбиках, которые оснащены удлиненным носиком. Для росписи наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. Холодный батик – очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы.

Таким образом, перенеся эскиз на ткань, мы приступаем к его резервированию, и после того, как резерв полностью высохнет, картину можно раскрашивать красками. Поверьте это не очень просто! Но когда дети видят свою работу в рамке на выставке работ, слышат  слова восхищения, все трудности забываются!

Мои воспитанники стали дипломантами всемирного фестиваля подводного изображения V международного детского фестиваля «Подводный мир» в номинации «Подводный мир глазами детей». И пусть мы не заняли призовые места, но сколько радости и новых эмоций получили дети при создании этих картин!

Детьми были нарисованы серии картин, посвященных осенней и зимней тематики,  проведены выставки на тему «Дары осени», «Волшебница - Зима».

Следует отметить, что, посещая занятия кружка, ребенок постепенно обретает уверенность  в своих творческих возможностях, он получает уникальные знания и, как говорят художники, твердую руку. Кроме того, последовательность процессов , необходимость соблюдать инструкции для изготовления рисунков на ткани приучают ребенка к аккуратности и пунктуальности в любом деле.

Вопреки всеобщему убеждению, все дети имеют способности к изобразительному творчеству. Просто их нужно уметь увлечь. За время творческого общения с детьми  я не припомню ни одного  случая,  когда дети не могли изобразить хоть что-нибудь. И из этого «Что-нибудь» мы совместными усилиями  делаем  картину. Батик это настоящее радостное открытие для детей и их родителей. Видя, как краска растекается по ткани,  дети приходят  в настоящий восторг. Даже мальчики не могут устоять перед этим  рукоделием. Для одних занятие батиком станет интересным увлечением,  даст выход творческой энергии, для других – это начало обучению профессии художника.

Опыт работы свидетельствует: рисование необычайными материалами и оригинальными техниками, в нашем случае это батик, позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.

Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.

Мне удалось заинтересовать искусством батика и детей, и родителей, и своих коллег. Если вы хотите своими руками создать оригинальный подарок для близкого человека, друга или порадовать самого себя, присоединяйтесь к нам! Уверяем, вы получите огромное удовольствие! Главное, никогда не забывайте, что вы талантливы!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 



Предварительный просмотр:

Ниткография

Ниткография в нашей стране стала популярна не так давно, но с каждым днем этот необычный  вид искусства находит все больше поклонников.

Ниткография – техника, которая еще называется рисование нитью. В ее основе лежит последовательное заполнение контуров выбранных изображений при помощи шнурков либо толстых ниток. 

История данного вида искусства зародилась еще во времена существования древней индийской народности Уичоли, проживающего на западе и в центре Мексики. Их основными занятиями были ткачество, вышивка, узорное плетение, бисерное рукоделие. Широкое распространение получили интересные картины, которые выполнялись на основании пряжи из шерсти. Это были дощечки круглой или квадратной формы в середине которых находилось отверстие. По обеим сторонам такого основания наносился клей, в основе которого был пчелиный воск и сосновая смола, поверх чего наклеивались нити из шерсти в разных цветовых сочетаниях.
           Ниткографией увлекаются не только взрослые, но и дети. В своей работе ниткографию применяю в виде развивающих занятий с детьми. Данный вид нетрадиционной техники рисования позволяет развивать у детей воображение, успокаивает и привлекает их к интересному миру декоративно-прикладного искусства.

 Даже малыши в детском саду с удовольствием создают свои первые картины. В прошлом году мои воспитанники стали победителями Городского конкурса «Сказок дивный цвет». Их работы «Винни Пух» и «Золотая рыбка» заняли призовые места.

C:\Users\Влад\Desktop\Downloads\image (41).jpg

C:\Users\Влад\Desktop\Downloads\image (42).jpg

 Ссылка на используемый сайт:

http://handmadefrom.ru/raznye-texniki/nitkografiya.php



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми

Разработан:  воспитателем  МБДОУ ЦРР детский сад  «Солнышко», Топорковой Натальей Юрьевной

Тема: «Зимний лес»

Возрастная группа: старшая

Цель: Учить детей рисовать зимний лес в нетрадиционной технике рисования – «барьерная живопись».

Задачи:

Образовательные: 

  1. Расширение представления детей о красоте зимнего леса.
  2. Побуждать детей  размышлять, давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащение активного словаря: «барьер», «преграда».

Развивающие: 

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
  2. Учить детей координировать движения в соответствии со словами текста предложенной физминутки.

Воспитательные:

       1. Воспитывать любовь к красоте родной природы, уважение друг к другу и взаимопомощь.

2. Развивать умения детей общаться и взаимодействовать со сверстниками и в решении игровых и познавательных задач.

3. Воспитывать умение работать в парах, способствовать становлению самостоятельности.

Познавательные:

  1. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
  2. Вызвать интерес к созданию образа деревьев в нетрадиционной  технике.
  3.  Развивать творческое воображение, фантазию.

Ресурсы: http://music.nur.kz/artist-4818-vivaldi   

Оборудование: мультимедиа, экран.

Средства достижения результата: физминутка «Зимний лес», презентация «Зима».

Образовательные области:

Приоритетная: продуктивная

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: просмотр слайдов презентаций «Времена года», «Деревья в лесу», лексико-грамматические упражнения на тему: «Хвойные деревья». Настольно-печатные игры: лото «Что растет в России», «Часть и целое», «Что где растет?». Чтение и рассматривание детских энциклопедий о деревьях.

Этапы

деятельности

Содержание

Задача, решаемая на данном этапе

Деятельность

ребенка

Деятельность взрослого

Предполагаемый результат

1 часть организационная

Вводная часть

1.Настройка на предстоящую деятельность

Игровой момент: «Подари настроение»

Просмотр мультимедийной презентации в музыкальном сопровождении

- Мои юные друзья, сегодня я получила письмо (Достает из сумки большой конверт). Хотите узнать, что в нем?

-Посмотрите, это же приглашение от Снеговика. Здесь написано, что он приглашает нас принять участие в конкурсе зимних рисунков. Кто хочет стать участником?

- Сколько желающих, я этому очень рада! Какие вы дружные и любознательные!

В этой группе все друзья

Я, ты, он, она. Обними соседа слева,

Обними соседа справа. Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

- Сейчас вы обменялись друг с другом хорошим настроением и зарядились энергией на весь день.

- Посмотрите, ребята,  а на диске от Снеговика стоит пометка «Зима». Как вы думаете, что здесь может быть записано?

- Давайте посмотрим и узнаем, правы мы или нет.

- Скажите, какую зиму вы увидели на слайдах?

- Можем ли мы приступить к выполнению рисунков?

Создание эмоционального настроения на совместную деятельность.

Способствовать систематизировать представления о зимнем времени года.

Способствовать развитию эмоционального фона детей. Воспитывать интерес к изобразительному искусству и музыке.

- Да, хотим!

(дети достают из конверта письмо и DVD диск)

Ответы детей.

Дети выполняют движения в соответствии со словами текста

Дети высказывают свои предположения: мультики про зиму, сказки, картинки, стихи.

Дети под звуки музыки просматривают слайды с изображением зимнего леса.  

- Ответы детей: холодная, снежная, ветреная, солнечная… Все заметено снегом. Деревья и дома в снегу.

 - Да!

Педагог проводит игровой момент «Подари настроение»

Устанавливает доверительный контакт между детьми и педагогом.

Педагог создает монет интриги, проводит ситуативную беседу

Побуждает детей к выполнению рисунков.

Закрытый конверт вызывает у детей интерес и желание узнать, что внутри. Он побуждает их принять участие в конкурсе.

Доброжелательный настрой к своим товарищам.

Просмотр диска позволяет  определить правильность или неправильность предположений детей. Музыка пробуждает эмоциональное и творческое начало у детей, активизирует правильное восприятие. 

                                                    2 часть - Основная

2.Мотивирование к

деятельности

3.Непосредственная

детская

деятельность

4. Проведение физминутки

- Я приглашаю вас пройти за столы.

- Посмотрите ребята, заметили ли вы что-нибудь необычное на ваших столах?

-Как вы думаете, зачем нам нужен клей?

- А вы когда-нибудь рисовали клеем? Хотите попробовать?

- В письме сказано, что рисунки должны быть нарисованы в зимней тематике. Скажите, что каждый из вас будет рисовать.

- Ну что ж, давайте попробуем. Посмотрите, он оставляет следы на бумаге. На что это похоже?

- ПВА – универсальный клей. Используют его разными способами (и для рисования том числе). Если след от клея посыпать  солью, песком, различными крупами, яичной скорлупой, крошкой от

высушенных листьев, можно  получить оригинальные «пушистые» линии. Наши линии останутся полупрозрачными, и от этого пейзаж приобретет легкий туманный, загадочный вид. Такой вид живописи называется «барьерной живописью».

- Как вы думаете, почему эта техника называется «барьерной»?

- Слово «барьер» обозначает «препятствие». В нашем случае, клей служит барьером или препятствием. Он высохнет и не позволит краске закрасить бумагу. Рисунок получится легким и воздушным.

- Очень необычные рисунки у вас получились, ребята. Но нужно клею дать время высохнуть. А я вас приглашаю пока немного поиграть.

«Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой

- Ребята, клей наш еще не успел высохнуть, но у меня есть уже высохшие работы, я предлагаю сегодня дорисовать на этих листах, а свои рисунки вы закончите завтра, когда они просохнут. Вы согласны?

- Мы продолжаем. Теперь нам понадобятся краски и кисти. Рисунок вы раскрашиваете по своему усмотрению. Например, синее небо, зеленые елки, голубой снег. Наши работы для конкурса готовы!

Воспитывать умение работать в группе, способствовать становлению самостоятельности.

Закреплять навыки аналитической деятельности.

Обучать детей новой технике рисования

Развивать  навыки аналитической деятельно

Развивать умения детей общаться и взаимодействовать со сверстниками в решении художественных задач.

Закреплять навыки аналитической деятельности.

Учить детей координировать движения в соответствии со словами текста предложенной физминутки.

Дети садятся парами за столами.

Дети на столах обнаруживают клей ПВА.

Дети высказывают свои предположения.

Да! Хотим.

Ответы детей.

Дети высказывают свои предположения.

- На кисть с краской, след от мела,…

Дети высказывают свои предположен

Дети внимательно слушают педагога и выполняют рисунок в новой для них технике,

 переносят замысел на бумагу.

Ходьба на месте,

Разводят руки в стороны,

Руки отводят в указанную сторону и смотрят.

Отводят руки и прослеживают взглядом.

Движение (фонарики) и смотрят вверх.

Разводят руки в стороны.

Садятся на свои места.

Дети выбирают себе лист с просохшим рисунком и продолжают работу.

Обращает внимание детей на художественные принадлежности.

Педагог дает возможность детям самостоятельно определить замысел своего будущего рисунка.

Педагог знакомит детей с новой нетрадиционной техникой рисования барьерная живопись.

Педагог побуждает детей к рассуждению.

Педагог наблюдает за действиями детей.

Проводит ситуативную беседу.

Произносит слова физминутки и показывает детям движения, стимулирует детей на деятельность.

Корректирует деятельность детей.

Дети выделяют «лишний» предмет для рисования.

Дети

самостоятельно рассуждают, дают ответы.

Дети

проявляют любознательность.

Нетрадиционная техника рисования  позволяет  детям увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Дети самостоятельно рассуждают, дают ответы.

Происходит развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Физминутка позволяет снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей, снять мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. 

3 часть Итоговая (2-3 мин)

5.Анализ результатов

деятельности,

рефлексия

- Скажите, ребята, что больше всего вам понравилось, запомнилось сегодня?

- Спасибо, друзья мои! Желаю вам творческих успехов! Мне было с вами очень  интересно рисовать.

Формирование умений высказывать свое мнение, отношение к деятельности.

Дети самостоятельно подводят результат.

Скорректировала деятельность и результат в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.

Дети могут сформулировать свое отношение к проведенной деятельности.