Используемые технологии
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых я применяю на уроках в коррекционной школе VIII вида:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzuemye_tehnologii.docx | 16.65 КБ |
технологическая карта урока | 253.08 КБ |
Презентация к уроку "Мои эмоции" | 1.42 МБ |
Нетрадиционная техника | 480.05 КБ |
"Папа, мама, я спортивная семья" | 489.24 КБ |
Викторина по сказкам | 2.92 МБ |
Откуда кника к нам пришла | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Используемые технологии.
Образовательные технологии | Цель применения | Эффективность использования образовательных технологий |
Здоровьесберегающие технологии | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающегося | Развитие психических процессов, развитие мелкой и общей моторики, увеличение уровня социальной адаптации |
Коррекционно-развивающие технологии | Направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствуют усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности | Задача педагога состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество |
Информационно-коммуникационные технологии | Расширение и активизация знаний об окружающем и социальном мире, развитие познавательного интереса | Позволяет показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у обучающегося огромный интерес, привлекает внимание детей звуком, движением. |
Проблемно-поисковые технологии | Включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественную деятельность на основе компенсаторных возможностей | Формируются рефлексивные, исследовательские умения и навыки, коммуникативные умения. |
Личностно-ориентированный подход | Содействие становлению обучающегося, как личности, с учетом его индивидуальных особенностей, обеспечение комфортных условий в семье, бесконфликтных и безопасных условий ее развития | Воспитание самостоятельности, ответственности, развитие познавательных способностей, формирование личности |
Технология разноуровневого и дифференцированного воспитания | Организация учебного и воспитательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т е на уровне его возможностей и способностей | Формируются знания и умения, способствующие социальной адаптации |
Игровая технология | Развитие коммуникативной и социальной компетентности обучающихся, творческих способностей и индивидуального самовыражения | Формируются определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности |
Методы, формы организации деятельности
Краткое содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода - организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. Объяснительно- иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества | 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. | 1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний | 2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения | 2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения | 3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т. д. | 3. Деятельность обучаемых заключается не только п восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство и т.д.) |
4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем | 4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, строить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы | 4. Деятельность обучаемого заключается п активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода - обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них основы творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем | 5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т. д. | 5. Деятельность обучаемых заключается п освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Папа мама я спортивная семья 29.02. состоялась спортивная игра "Папа, мама и я- спортивная семья" для родителей и детей домашнего обучения. Спортивно – семейный праздник прошёл на одном дыхании. Увлеченно участвовали и мамы, и папы, и дети, дружно радовались победам. Все семьи были награждены грамотами и подарками. Этот праздник останется надолго в памяти ребят и их родителей.
Основными направлениями работы учителя коррекционной школы при создании здоровьесберегающего пространства являются: построение образовательного процесса на индивидуальной основе; здоровьесберегающая организация учебного процесса; здоровьесберегающая методика обучения; освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
Построение образовательного процесса на индивидуальной основе возможно с учётом типологических особенностей ученика: тип темперамента доминирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти морфофункциональная конституция биохимическая специфика организма психологический тип половозрастные особенности
Совокупность данных позволяет точно представить личность ученика и обеспечивает индивидуальный подход к обучению: индивидуализация учебных заданий, коррекция поведения ученика, воспитание отдельных сторон общей культуры, развитие и активизация положительных качеств и способностей.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса рациональная организация процесса образования: структура учебного года и расписание учебных занятий. повышение работоспособности до оптимального уровня: утренняя зарядка, упражнения, подготавливающие школьника к умственной деятельности; подготовка рабочего места правильная организация учебной деятельности: интенсивность, смена периодов активности, индивидуальные особенности школьников, условия выполнения самой работы , самочувствие .
Внешние признаки утомления Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое Внимание Восприятие редкие отвлечения рассеянное, частые отвлечения ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствуют Поза непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула Движения точные неуверенные, замедленные суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка Интерес к новому материалу живой интерес, задаёт вопросы слабый интерес, отсутствие вопросов полное отсутствие интереса, апатия
Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, конечным звеном которого в биологическом плане является движение. Если же ученик в процессе умственной деятельности двигаться не может, это приводит к формированию очага застойного возбуждения в центральной нервной системе. Кроме того, в организме в течение учебного дня скапливается значительный объем гормонов, сопровождающих развитие стресса. Вот почему короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий защищают от преждевременного утомления, а после завершения учебной работы позволяет снять застойную “рабочую” доминанту и устранить накопившиеся гормоны стресса. Это явление получило название “активного отдыха” (И.М.Сеченов).
Задачи физкультминуток предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности; устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе; профилактика нарушений зрения; устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон
Здоровьесберегающая методика обучения Рациональная организация урока Комбинированный урок с использованием последних 10 мин для снятия утомления – чтение, игры, разучивание комплекса физических упражнений. Физкультминутки на уроках, примерно через 20 мин от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса – фазы двигательного беспокойства.
Гигиенические критерии рациональной организации урока № п/ п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный недостаточно рациональный нерациональный 1 Плотность урока не менее 60 % и не более 75-80 % 85-90 % более 90% 2 Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 мин 11-15 мин более 15 мин 4 Частота чередования различных видов учебной деятельности смена через 7-10 мин смена через 11-15 мин смена через 15-20 мин 5 Число видов преподавания не менее 3 2 1 6 Чередование видов преподавания через 10-15 мин через 15-20 мин не чередуются
№ п/ п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный недостаточно рациональный нерациональный 8 Место и длительность применения ТСО в соответствии с гигиеническими нормами с частичным соблюдением гигиенических норм в произвольной форме 9 Чередование поз поза чередуется в соответствии с видом работы имеются случаи несоответствия позы виду работы частые несоответствия позы виду работы 10 Физкультминутки две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого одна физкультминутка за урок отсутствуют 11 Психологический климат преобладают положительные эмоции имеются случаи отрицательных эмоций преобладают отрицательные эмоции 12 Момент наступления утомления учащихся по снижению активности не ранее чем через 40 мин не ранее чем через 35-37 мин менее чем через 30 мин
Обеспечение здоровья учащихся решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя коррекционной школы знакомство с результатами медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе; координация работы по формированию предпосылок здоровья; координирование межпредметных связей так, чтобы каждая дисциплина способствовала подкреплению знаний, полученных на других уроках выработка стратегии и тактики индивидуального обучения;
Критерии оценки здоровьесберегающей составляющей в работе учителя включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании; отслеживание соответствия СанПиН : чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др. обеспечение сильной, оперативной прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку; обеспечение интереса к предмету и уроку; обеспечение настройки учеников на урок, обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока;
обеспечение фактора фиксации внимания в фазе работоспособности; планирование обоснованных переходов от одного этапа урока к другому, смены одних форм другими; проведение пауз специального воздействия; постоянное внимание к охране зрения; соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся; реализация индивидуально-личностного подхода к оценке знании: выбор адекватной сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечение дифференцированного подхода к учащимся; контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий возможно учителями в ходе самообразования и при участии в работе специальных семинаров по темам: “Образование и здоровье учащихся”; “Психофизиологические особенности школьников”; “Культура здоровья и ёё воспитание”; “Психология общения”; “Учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся”; “Методы предупреждения утомления”, “Здоровье учителя и пути его обеспечения” и др.
Литература 1.Вайнер Э. Как сохранить здоровье учеников: методические разработки для учителей. – М.:Чистые пруды, 2006. 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: “ВАКО”, 2004. 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
Приложение
КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух ! Чух-чух-чух ! (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа) Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф , п-ф-ф-ф , п-ф-ф-ф ! (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р ! Ф-ф-р ! Ф-ф-р !
Вот веселая пчела Детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту) Пчёлку ослик испугал: Й-а-а ! Й-а-а ! Й-а-а ! На весь лес он закричал: Й-а-а ! Й-а-а ! Й-а-а ! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у ! Г-у-у ! Г-у-у ! Г-у-у ! Г-у-у ! Г-у-у ! Г-у-у ! Г-у-у ! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) Устали? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ФИЗМИНУТКИ ДЕРЕВЦЕ Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе) Закачалось деревцо. (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки) Деревце всё выше-выше. (поднять руки и тянуться вверх)
ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, (имитировать умывание) Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо-влево наклонялись И обратно возвращались. (имитировать движения, указанные в тексте) Вот здоровья в чем секрет: Всем друзьям – физкульт – п ривет ! (резко поднять руки вверх)
БАБОЧКА Спал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) И вдруг проснулся. (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») Солнце утром лишь проснется - Бабочка кружит и вьется. («летать», имитируя движения бабочки)
ВОДИЧКА Водичка, водичка, (двумя руками по- очереди показывать, как сверху льется водичка) Умой мое личико. (ладошками имитировать умывание) Чтобы глазки блестели, (дотрагиваться до глазок по - очереди) Чтобы щечки краснели, (тереть щечки) Улыбался роток (улыбаться, гладить руками ротик) И кусался зубок. (стучать зубками, показывать, руками, как закрывается ротик)
КУЛАЧОК Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку, (распрямить кисть) Положу на ножку. ( положить руку на колено ладонью вверх)
ЗАЙЧИКИ Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки) На лесной опушке. ( описывать окружность перед собой) Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки) В серенькой избушке (сложить руки над головой ) . Мыли свои ушки, (имитировать мытье ушек) Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук) Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе ) Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
ИГРОВЫЕ ПАУЗЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ УЗНАЙ ПО ЗВУКУ Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи. Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки Ход игры: Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь. Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п. За каждый правильный ответ ребенок получает награду.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? Цель : развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым не произносят. Материал : кукла, игрушечный мишка, машинка. Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает: —Возьми мишку и посади в машину. —Возьми мишку из машины. —Посада в машину куклу. —Покатай куклу в машине. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.
БЕГИ НА НОСОЧКАХ Цель: развитие слухового внимания, координации и чувства ритма. Материал: бубен Ход игры: Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения; под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.
ГДЕ ПОЗВОНИЛИ? Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. Материал: звоночек. Ход игры: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок во время игру не открывал глаза, а, указывая направление звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
ИГРА В ЛОШАДКИ Цель: обучение ребенка подражанию движениям лошадей и звукам, которые они издают; воспитание чуткого отношения к животным. Ход игры: Дети изображают лошадок и кучеров. «Кучера» запрягают своих «лошадок», надевают вожжи, «чистят», «поят», «кормят» их, «расчесывают и заплетают гриву». Все стоят в «конюшне» — в отгороженном стульчиками пространстве. Взрослый раздвигает стульчики-«ворота» и говорит при этом: «Стук, стук, тра-та-та! Растворились ворота, растворились ворота - выезжаем со двора. Но, но, поехали!» «Лошадки» имитируют езду по комнате, высоко поднимая ноги и напевая. Во время движения они цокают «копытами»: «Цок-цок-цок» или «ржут»: « И-го-го !». «Кучер подгоняет их: « Но-о-о !» или останавливает: « Тру-у-у !» Гоп, лошадка, не лениться, Выше ножки поднимай!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Разминка » Назовите имя кота из Простоквашино . Кот Матроскин
Назовите имя кота, который дружелюбно относился к мышам. Кот Леопольд
Как звали мальчика-луковичку ? Чипполино
Как зовут девочку с голубыми волосами? Мальвина
Как звали крыску старухи Шапокляк? Крыска Лариска
Как звали девочку, которая попала в Изумрудный город? Элли
Как звали корову кота Матроскина ? Мурка
Как называлась яхта капитана Врунгеля ? «Беда»
«Угадай-ка» Назовите вид кинематографа, название которому дало одно из математических действий. 1.Умножение 2. Деление 3.Сложение 4.Вычитание
Как сейчас всё чаще называют мультипликацию? Анимацией
Какие театры можно назвать старшими братьями мультипликации? 1.Кукольный театр 2. Большой театр 3. Театр теней 4. ТЮЗ
Кто придумал рисованные мультики? 1.Французский художник 2. Советский художник 3.Американский художник 4. Японский художник
Чьи мультипликационные фильмы до сих пор остаются самыми прибыльными в мире? Это ленты кинокомпании Уолта Диснея.
Назовите предшественника мультипликации 1 . Овоскоп. 2. Стробоскоп. 3. Калейдоскоп. 4. Микроскоп.
«Вопросики» По мотивам сказки какого писателя был снят диснеевский мультфильм «Русалочка»? Х.К. Андерсена .
Герои какого диснеевского мультфильма пользовались «Энциклопедией юных сурков»? «Утиные истории»
Назовите имя симпатичной подружки спасателей Чипа и Дейла. Гаечка.
На каком острове оказался мультипликационный лев Алекс со своими друзьями? Мадагаскар
Какой цвет кожи у мультипликационного героя Шрека ? Зелёный
Главными героями какого полнометражного мультфильма являются рыбы-клоуны - папа и сын? «В поисках Немо»
«Любимые отрывки» "Хочешь - пирожного, хочешь - мороженого! А он заборы красит!" "Вовка в тридевятом царстве "
Здесь всё моё! И стол мой, и холодильник мой, и всё, что в холодильнике, тоже моё". "Бобик в гостях у Барбоса"
"Отдохнул - во! Сметаны - во! Рыбы - во!" "Возвращение блудного попугая"
"Ну вот, поели, теперь можно и поспать!… Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!" " Дюймовочка "
" Щас спою!" "Жил-был пес"
"А давай вместе бояться, а?!" "Котенок по имени Гав"
Музыкальные загадки
Первое слово Он похож на стрекозу Но сделан он из металла У него, как у Карлсона , есть пропеллер вертолёт
Второе слово Это холодное и сладкое Его нельзя есть, когда болит горло Держать его нужно за палочку эскимо Вертолёт + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже»
Первое слово У него уши на коленках Он умеет прыгать На картинке в книжке его часто рисуют играющим на скрипке кузнечик
Второе слово трава Она мягкая и зелёная Она бывает в городе, в лесу, в поле Её любит есть корова Кузнечик + трава = песня «В траве сидел кузнечик»
Ребята! Давайте жить дружно!
Список используемой литературы В. Никитина, «300 лучших игр для детских праздников», Москва, 2006 г. Н.Е. Щуркова Игровые методики, Москва, 2007г. В.И. Руденко «Новые школьные КВНы и конкурсы», Ростов – на –Дону 2005 г. Научно – методический журнал «Чем развлечь гостей», Курган 2007г. Журнал «Педсовет»; Журнал «Классный руководитель» И.Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов»; Ресурсы Интернет. http://vk.com/album-1300147_160117487 http://www.detochki.su/index.php?id=21&Itemid=286&layout=blog&limitstart=30&option=com_content&view=section http://yandex.ru/images/search?text http://www.mamusik.ru/upload/userimages/iqtxbnsblkesmqkwazlxo.png http://vse-torrent.net/uploads/posts/2013-05/1369758760_bembi-1.png