Школьный краеведческий музей МБОУ "Шараповская СОШ Новооскольского района Белгородской области"
Школьный краеведческий комплексный музей МОУ «Шараповская СОШ» был официально открыт в 1986 году. Основателем которого был учитель нашей школы Дементьев Александр Аркадиевич. Но сбор экспонатов был начат задолго до открытия музея. Первоначально в классе Никоновой Лидии Ивановны, учителя начальных классов, был отведен уголок. Никонова Л.И. руководила музеем до 1999 года.
С 1999 года по 2005 год руководителем музея была учитель истории Тарасова Наталья Викторовна. Она была инициатором перевода музея в изолированное помещение и оформила этнографическую экспозицию «Русская изба».
С 2008 года руководителем музея является Лохманова Светлана Васильевна.
В музее хранится 435 предметов основного и вспомогательного фондов. Музей имеет три отдела:
1- История нашего края 2- Природа края 3- Этнографический
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba.doc | 815.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл бесед по Православной культуре
для школьников в музее «Русская изба»
«Семья в народной культуре»
1. Родили, крестили, именем нарекли…
2. Игры и игрушки наших детей
3. Детство, отрочество, юность
4. Годы учения. «Пророк Наум наставит на ум»
5. «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан» Старинная свадьба
6. Устройство русской избы и крестьянский быт: «Без Троицы дом не строится»
7. «Двум смертям не бывать, одной не миновать»
Тематические экскурсии:
1. «Русь избяная». Как строилась изба? Обряды, поверья, связанные со строительством избы.
2. «На печи все – богачи». История русской печки. Как люди приручили огонь. Как появились печи. Из чего делалась русская печь. Русская печь в народных сказках.
3. «Чай, чайное действо и русский самовар». Родина чая. Чайные домики Китая, Японии. Как появился чай в Европе. Как чай появился в России. Самовар. Трактиры. Русская чайная традиция.
4. «Труд усердный, безымянный…» Книги и письменность Древней Руси. Берестяные грамоты. Рукописные харатейные книги (на пергаменте). Появление книгопечатания на Руси при Иване Грозном.
5. «Как выросла рубашка». Уж мы сеяли, сеяли ленок… Как пряли, ткали. Прялка и самопрялка. Ткацкий станок.
6. Экскурсия в Троицкий храм села Шараповка. Знакомство с архитектурой православного храма, иконостасом и его регистрами. Знакомство с Православной гимназией. Обзорная экскурсия по музею «Русская изба».
Экскурсионный материал
Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.
Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало, немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог. Для успешного первого преодоления границы дома кладут на порог ребенка, который только что родился или сразу после его крещения. В свадебном ритуале жених и поезжане (участники свадебного поезда), приехав за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь его ногами. Невеста же, входя в дом жениха после венчания, должна немного постоять на пороге. При выносе из дома граба с покойником им три раза ударяли о порог — человек прощался с домом.
Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см). Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце.
В русских деревнях существовало множество приемов символического очищения дверей. В день Богоявления (Крещения), например, повсеместно окропляли двери крещенской освященной водой, рисовали на них углем кресты, выжигали освященной в страстной четверг свечой кресты на притолоке (вершняке). С этой же целью на дверной косяк или на порог прибивали случайно найденные подкову, нож, обломок косы.
Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.
Одежда наших прабабушек и прадедушек
Одежда людей в древности была совсем непохожа на современную.
Только рубаха сохранилась до наших дней. Рубахи носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Детям шили рубахи из старой одежды родителей.
-А как вы думаете, почему?
Люди верили, что рубашка, сшитая из родительской одежды, защитит ребёнка от всяких бед.
Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаёшь и своё счастье. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: « Последнюю рубаху отдаст».
Мужчины носили рубахи длиной до колен и обязательно подпоясывали их. Ходить без пояса было зазорно. О человеке, который ведёт себя неприлично, и сейчас говорят: «распоясался». К поясу привязывали нож, ложку, а иногда и маленькую кожаную сумочку - калиту. Карманов в древнерусской одежде не было. Для всяких мелких вещей и денег служила калита.
Раньше считалось, что чем больше одежды надето на человека, тем он богаче.
Женская одежда была длинной и широкой. Внизу ширина одежды доходила до 6 метров. Кроме рубахи женщины носили сарафаны, душегреи, телогреи, летник. У некоторых видов одежды рукава были очень длинные, почти до земли. Их завязывали сзади или собирали в мелкие складки на запястье. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка «Работать спустя рукава».
Вопрос: Основная обувь наших предков – это что? Ответ: Это лапти. Вопрос: Кто знает, из чего делали лапти? Ответ: Из липового лыка. |
Правильно, чаще всего обувались в лапти. Лапти плели из липового лыка, из коры ива, дуба, из бересты и даже из конских хвостов и грив. В лаптях можно было ходить и летом и зимой. На ноги надевали портянки – онучи, а затем привязывали лапти к ноге. Сплести лапти было делом нехитрым. За день умелец мог сплести до 5 пар лаптей.
Только вот изнашивались они очень быстро. Летом – за 3 дня, зимой – за 10 дней. Если человек отправлялся в путь – дорогу, то брал с собой несколько пар лаптей.
ТКАЧЕСТВО И ПРЯДЕНИЕ НА РУСИ.
Раньше люди старались делать своими руками всё, что нужно для жизни. Детей приучали к труду с детства. Девочки с 5 лет начинали прясть пряжу. Самую первую спрядённую нить торжественно сжигали, а пепел давали девочке выпить с водой, чтобы она стала искусной мастерицей.
Прозвища «непряха» и «неткаха» для девочек, которые не умели прясть и ткать, считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все женщины и девушки как из простых семей, так и из боярских и царских. С 9 лет девочка начинала готовить себе приданое. Хорошая невеста должна была сшить наряды себе, рубашки для жениха, выткать пояса для будущей родни мужа. Одних полотенец нужно было приготовить до 80 штук.
Готовые льняные холсты отбеливали и окрашивали с помощью разных растений тоже дома.
Жёлтый цвет получался из листьев щавеля, берёзы, шелухи лука. Зелёный – из крапивы, цветов дикой яблони, шишек осины. Синий – из коры ясеня, цветов колокольчика, ягод черники. А малиновый и фиолетовый – из ягод ежевики.
В домашней жизни люди придерживались советов, изложенных в книге под названием «Домострой».
Здесь подробно рассказывалось о том, как воспитывать детей, как вести хозяйство, как содержать в чистоте и порядке дом, как шить одежду и остатки сберегать, какие делать припасы, как в гости ходить и как гостей принимать.
Эту книгу можно назвать энциклопедией домашней жизни.
Вот какой наказ давался в «Домострое» : «Следует … не красть, не лгать, не завидовать, не обижать, не осуждать, не высмеивать, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».
ИЗ КАКОЙ ПОСУДЫ ЕЛИ.
Еду ставили на стол в общем горшке на всю семью. Черпали ложками по очереди, не обгоняя других. Хозяин следил, чтобы кто – нибудь не прихватил сразу два куска мяса или не ел «вприхлебку», то есть не откусив хлеба. И гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи.
-А как вы думаете, как поступали с тем, кто нарушал порядок?
-Правильно, он тут же получал ложкой по лбу.
Повседневная посуда была незатейливой. Еду готовили и подавали в глиняных горшках или мисках. Твёрдую пищу брали руками, а жидкую – ложками. У каждого была своя деревянная ложка. Их носили при себе за поясом, иногда в специальном футляре или за голенищем сапога. С изготовлением деревянных ложек связано выражение «бить баклуши». Прежде чем мастер – ложкарь начинал вырезать ложку, «бились баклуши», то есть кололись чурбачки из полена. Работа эта считалась совсем простой, и её обычно выполняли ученики – подмастерья. Поэтому выражение «бить баклуши» стало определением не дела, а безделья.
А вот вилками в старину простой народ не пользовался. Даже в царском дворце вилки подавали только самым почётным гостям. Не полагалось и отдельных тарелок для каждого. Пили из деревянных ковшей.