"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Основная инновационная идея методической разработки "Экологическая тропа" ,это где в единый процесс сливаются обучение и воспитание. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Создание экологической тропы на территории детского сада способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развить экологическое сознание ребенка - дошкольника.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, сформировать осознание ребенком себя как части природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.
2) Развить познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
3) Привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить детей посредством создания участка фитонцидных растений и тропы здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx1_.docx | 584.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №311 комбинированного вида" Московского района г.Казань
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Составили :Сабирова Елена Валентиновна -воспитатель первой квалификационной категории
Тазиева Резида Фагимовна - воспитатель
Казань. 2020г.
Пояснительная записка
Основная инновационная идея методической разработки "Экологическая тропа" ,это где в единый процесс сливаются обучение и воспитание. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Создание экологической тропы на территории детского сада способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы: развить экологическое сознание ребенка - дошкольника.
Задачи создания экологической тропы:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, сформировать осознание ребенком себя как части природы, привить чувство ответственности за ее сохранность.
2) Развить познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
3) Привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить детей посредством создания участка фитонцидных растений и тропы здоровья.
Описание ее практической значимости
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождение: г.Казань, ул.Воссход 5б, , территория МАДОУ д/с №311
Год закладки: 2016
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории детского сада Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий.
Этапы создания экологической тропы
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям ,для детей . Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для малышей сделаны яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, яркий цветок, дерево и все эти рисунки соединяются линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.
3.Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости. В МАДОУ д/c № 311 хозяйкой тропинки была выбрана цветочная матрешка.
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
- Экологические беседы;
- Наблюдения в природе;
- Элементарные опыты;
- Экскурсии в природу;
- Целевые прогулки;
- Экологические викторины, конкурсы;
- Решение экологических ситуативных задач;
- Чтение художественной литературы;
- Обсуждение и проигрывание ситуаций;
- Трудовой десант;
- Труд в природе;
- «Красная книга природы»;
- Коллекционирование;
- Экологические развлечения, досуги, праздники;
- Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
- Инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
- Взросло-детские проекты;
- Изготовление поделок, рисунков;
- Субботники по облагораживанию территории детского сада;
- Участие в конкурсах
- Участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
- Фотовыставки;
- Изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки).
6. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, игр, проведений опытов и наблюдений.
В дальнейшем экологическую тропу можно дополнять новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
Маршрут экологической тропы
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
Объекты экологической тропы