Для подготовки учащихся к ВПР

Гребенюк Екатерина Владимировна

                                                                                                                                                                       

Что такое ВПР и для чего существует?

 

Это комплексная контрольная работа, которая должна показать уровень успеваемости школьников по различным предметам и соответствие их знаний требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), нацеленная на выявление и решение проблем в школьном образовании всех уровней.

Впервые ВПР провели в 2015 году. Сначала в 4 классах, затем их ввели в 5, 6, 7, 8 классах. В 2021 и 2022 годах решение об участии в ВПР учащихся 10 и 11 принимают школы. Обычно проверочные работы проходят в конце учебного года, весной.

Цели введения ВПР:

  1. Комплексная проверка предметных знаний учеников всех школ страны на основе заданий, равнозначных по типам и уровню сложности.
  2. Общая оценка качества школьного образования по основным предметам. Особенно это важно в начальных и средних классах, когда детей ещё не ждут выпускные экзамены.
  3. Совершенствование преподавания учебных предметов и повышение качества образования.
  4. Борьба с «натаскиванием», когда дети делают упор на изучение предметов, по которым предстоит сдавать экзамены, и преимущественно разбирают типовые задания из ЕГЭ в ущерб остальной учебной программе.

Как проводят ВПР?

 

Варианты проверочных работ формируются для каждой школы индивидуально

на основе контрольно-измерительных материалов, разработанных Рособрнадзором — главным регулятором качества образования в стране.

Все включённые в ВПР задания стандартизированы, то есть имеют одинаковую структуру и уровень сложности. Они составлены с учётом основных образовательных программ и содержания учебников, используемых в СОШ. Задания могут повторяться, но существование двух полностью одинаковых контрольных работ по какому-либо предмету исключено, утверждают в Рособрнадзоре.

В ходе написания контрольной ученикам запрещено пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, какими-либо справочниками.

Проверяют ВПР учителя школы в день написания. Критерии оценки выполнения заданий также расписаны и стандартизированы, чтобы снизить риски «человеческого фактора» и необъективного оценивания. Результаты вносят в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.

Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных обезличенных бланках, где вместо имени и фамилии ученика указывают специальный четырёхзначный код. Узнать результат можно у учителя или на сайте общеобразовательного учреждения при помощи кода, выданного перед выполнением контрольной.

По каким предметам проводят ВПР и какие там задания?

 

ВПР пишут учащиеся 4-8 классов и 10-11 классов.

4 класс

 

Учащиеся пишут ВПР по трём обязательным предметам:

ПредметОбъём ВПРЧто проверяют?
Русский языкДве части, всего 15 заданий.

Задания 1 и 2 частей выполняются в разные дни, на каждую часть отведено по 45 минут.
Первая часть — диктант на 80 слов и несколько упражнений к нему на знание синтаксиса, членов предложения, частей речи.

Вторая часть — задания на проверку орфоэпических навыков, понимание смысла текста и его структуры, определение значения слов, умение распознавать однородные члены предложения, разбирать слова по составу на морфемы и т.д.
Математика12 заданий, общее время на выполнение — 45 минут.1. Умение складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 100.
2. Знание геометрических фигур, единиц измерения величин.
3. Навык решения арифметическими способами задач, связанных с учёбой и повседневной жизнью.4. Навык чтения и анализа несложных таблиц, развитие логического и алгоритмического мышления.
Окружающий мир2 части, 10 заданий. Время на выполнение — 45 минут.1 часть: анализ и распознавание знакомых объектов, умение понимать информацию. Оценка уровня начальных знаний из биологии и географии.

2 часть: демонстрация знаний об элементарных нормах нравственного и здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, о массовых профессиях и социальной значимости труда, понимание значимости семьи, образования, государства.

 

Как подготовиться к ВПР?

 

В Рособрнадзоре заявляют, что задания ВПР подобраны таким образом, что при проведении контрольных всё необходимое учащимися уже было изучено, поэтому «натаскивать» их на контрольную не нужно, а покупка дополнительных учебных пособий для подготовки не требуется, хотя они и существуют.

Чтобы оценить уровень готовности к проверочной работе и понять, что от неё ждать, можно ознакомиться с демоверсиями работ. Они опубликованы на сайте ВПР и включают в себя не только примеры задач, но и ответы, а также объяснения решений с критериями оценивания, на которые будут опираться проверяющие учителя.

      В конце учебного года детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребѐнку подготовиться к проверочной работе?

      Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители обязаны помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребѐнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника ударника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.          Родители обязаны научить ребѐнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребѐнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребѐнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всѐ остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребѐнке привычку проверять написанное.

1.Образовательный портал для подготовки к экзаменам. «Решу ВПР»: математика, русский язык, окружающий мир.

Даны тренировочные варианты по данным предметам.

По окончании работы система проверит ваши ответы, покажет правильные решения и выставит оценку по пятибалльной или стобалльной шкале.

2. Информационный портал ВПР – vpr.statgrad.org

3. Тесты-тренажѐры к ВПР. lecta.rosuchebnik.ru

                                                                                                                     

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

         1.Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить время для подготовки по дням. Во время интенсивного умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища. Найдите различные варианты заданий по предмету и потренируйте ребѐнка.

       2.Проследите, чтобы накануне экзамена Ваш ребенок хорошо отдохнул и не выполнял никаких учебных заданий. Рекомендуется прогулка, в ходе которой визуализируется (представляется образно) успешный для учащегося ход экзамена. 

      3.Не рекомендуется перед экзаменом использовать медикаментозные средства как стимулирующего, так и успокаивающего действия. Предпочтение следует отдать естественному волнению, справиться с которым поможет хорошая подготовленность к экзамену и уверенность в своих силах.

      4.Очень важно при подготовке к экзамену, позитивно настроить ребенка на предстоящие события. Следует помнить, что для ребенка важна положительная самооценка. Пусть говорит про себя: «Я уверен в себе. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…» Научите ребенка представлять себя спокойным и полностью владеющим собой, уверенным в своих знаниях.

     5.Постарайтесь справиться со своими эмоциями, чтобы Ваше волнение не передалось ребенку и не увеличило его тревожность. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допуска ошибок.

Говорите чаще детям:

•Ты у меня все сможешь.

•Я уверена, ты справишься с экзаменами.

•Я тобой горжусь.

•Что бы не случилось, ты для меня самый лучший

         В беседах с ребенком старайтесь повысить его уверенность в хорошем результате экзамена.

         6.Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям. Развивать самостоятельность учащихся в процессе жизненного самоопределения. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.