Материалы для конкурса "Учитель года России - 2016"

Маринкевич Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Информационная карта участника районного этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

(номинация «Лучший учитель)

1. Общие сведения

Место жительства

(город, район, населенный пункт)

Туркменский район, село Малые Ягуры

Фамилия

Маринкевич

Имя

Наталья

Отчество

Владимировна

Дата рождения (день, месяц, год)

15 мая 1985 г.

Место рождения

село Камбулат Туркменского района Ставропольского края

2. Работа

Должность

(по штатному расписанию)

Учитель математики

Преподаваемые предметы

Алгебра, геометрия

Место работы (название общеобразовательного учреждения по уставу)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с. Малые Ягуры

Ф.И.О. директора общеобразова-тельоного учреждения

Кравцова Марина Васильевна

Год приема на работу в данное учреждение

2008г.

Классное руководство (укажите класс)

10 класс

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения)

7 лет

Квалификационная категория

первая

3. Образование

Образование (укажите название учебного заведения, факультет и год окончания)

Высшее, Ставропольский государственный педагогический институт, физико-математический, 2009 г.

Курсы повышения квалификации (время прохождения последних курсов)

Ноябрь, 2014г.

Дополнительное образование (указать, какое)

Учитель начальных классов по специальности «Преподавание в начальных классах»

Знание языков (укажите, каких и степень владения)

Английский язык, разговорный.

Учёная степень (если имеется), название диссертационной  работы (работ)

Нет

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

Нет

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

Нет

Работа в органах государственной власти, муниципалитетах (укажите название, годы работы, должность)

Нет

5. Семья*

Семейное положение (укажите имя супруга (супруги) и его (её) профессию)

Замужем, муж Маринкевич Александр Анатольевич, экономист Сбербанка

Дети (укажите имя, возраст детей)

Маринкевич Артём Александрович, 11 лет;

Маринкевич Андрей Александрович, 3 года

*ответ по желанию

6. Увлечения

Хобби

Путешествие, флористика

Спорт, которым увлекаетесь

Лёгкая атлетика

Чем Вы можете «блеснуть» на сцене?

Исполнить танец

7. Контакты

Рабочий адрес

Ставропольский край, Туркменский район, с. Малые Ягуры, пл. Пионерская, 16

Домашний адрес

Ставропольский край, Туркменский район, с. Малые Ягуры, ул. Молодёжная, д.10/2

Рабочий телефон

(886565)34651

Домашний  телефон

нет

Мобильный телефон

8-905-498-89-63

Факс

(86565)34418

Рабочая электронная почта

moycosh4@mail.ru

Личная электронная почта

natalyamarinkevich@yandex.ru

Адрес личного сайта в интернете

http://nsportal.ru/marinkevich-natalya-vladimirovna

Адрес школьного сайта в интернете

www.26208s027.edusite.ru

8. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

07 05 548059 выдан отделом внутренних дел Туркменского района Ставропольского края 06.06.2005

ИНН

262202187430

Страховое свидетельство пенсионного фонда

123-901-417 24

9. Основные публикации*

Название

Дата, объём публикации, название издания

Ключевая идея (не более 50 слов на каждую публикацию)

1

*в том числе книги и брошюры, если имеются

10. Авторские образовательные программы, методики и технологии

Название

Описание (не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

Результативность (не более 20 слов о каждой программе, методике, технологии)

1

Программа элективного курса «Занимательная математика»

Программа направлена на решение проблемы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах, способствует формированию математической культуры и расширению математического кругозора учащихся.      

Результаты Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015 году: 1 победитель, 2 призёра.

2

Программа элективного курса «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ по математике»

Курс направлен на отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет ученику получить дополнительную подготовку.

Результаты государственной итоговой аттестации: обученность – 100%

качество знаний – 58,8%.

11. Формы внешней оценки результатов*

Название

Срок проведения

Итоговые результаты

1

Сдача ОГЭ по математике

Июнь 2015г.

Обученность – 100%

Качество знаний – 58,8%

 * В данной таблице следует использовать результаты централизованного тестирования, единого государственного экзамена, теста PISA, социологических и прочих исследований и т.д.

12. Выпускники, одноклассники, однокурсники, друзья, коллеги, родственники, которые стали известными*

ФИО, кем приходится (не более 10)

Место настоящей

работы

Контакты

(если имеются)

1

*Ответ – по желанию

13. Общие вопросы

1

Ваше заветное желание?

Желаю, чтобы мои выпускники выросли достойными гражданами нашей страны.

2

Ваши кумиры в профессии?

Мой кумир – мой первый учитель -  Кочергина Елена Владимировна - человек, способный зажечь детские сердца, научить видеть необыкновенное в обыденном и всем сердцем полюбить  свою Родину.

3

Ваш девиз в жизни, в профессии

"Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где никто не был, и оставь за собой след."

4

Расскажите юмористический случай из Вашей педагогической практики

Нет.

5

Победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» - это … (продолжите фразу)

Победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» -это  профессионал своего дела, достойный, информированный, эрудированный, прогрессивный человек, который осознает благородство своего призвания и создает условия для всестороннего  развития личности.

6

Какими инновациями можете поделиться с коллегами?

Тренажёры и карточки для развития вычислительных навыков у учащихся.

7

Ваши пожелания организаторам краевого этапа Всероссийского конкурса  «Учитель года России – 2016»

Хочется пожелать организаторам конкурса создать бесконфликтную, теплую, творческую атмосферу, в которой каждый участник конкурса чувствовал бы себя свободно и комфортно.

         Обязательными приложениями к информационной карте являются:

Подборка цветных  фотографий

Фотографии предоставляются в бумажном варианте и в электронном виде на компакт- диске:

-   портрет 9×13;

- жанровые цветные фотографии (с урока, внеклассного мероприятия, из семейной жизни)

Информационная карта участника  – это документ, по которому участник будет представлен на сайте конкурса, в публикациях, сборниках материалов для жюри.

Подпись ____________                                                 Дата ________________



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме «Устные упражнения на уроках математики, как средство развития вычислительных навыков у учащихся».

                                                      «Не нужно доказывать, что образование
                                                       самое великое благо для человека.
                                                        Без образования люди и грубы, и бедны,
                                                        и несчастны».
                                                                                            Н.Г.Чернышевский

      Изучение математики, прежде всего, должно способствовать приобретению умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Зачастую наши ученики не могут применить знания в обычной жизни.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый из нас старается внедрять отдельные элементы, которые помогают формированию у учащихся УУД. Я считаю, что овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение и является одним из способов формирования универсальных учебных действий у учащихся.

Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся. На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Упражнения устного характера, регулярно включаемые в работу на уроке, в совокупности с заданиями другого вида оказывают помощь в формировании УУД, что очень важно на данном этапе перехода к ФГОС.

Цели и задачи устного счёта.

Целями  устного счёта можно определить следующее:

1) развитие вычислительных навыков;

2) развитие математической культуры, речи;

3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Устный счёт имеет свои задачи:

1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

4. Повышение познавательного интереса.        

Организация занятий по устному счету.

При подготовке я  четко определяю (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий.

Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий  провожу устные вычисления по пройденному материалу, также организовываю работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы предлагаю учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме.

Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе готовимся совместно с учащимися. Дети с удовольствием отзываются на это предложение, готовят интересные и занимательные задания.

Часто устный счет соединяю с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагаю при опросе, а также специально отвожу 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого подбираю из учебника, специальных сборников, математических энциклопедий или книг, предлагаю учащимся самим придумать задания.

Опыт деятельности по развитию вычислительных навыков на основе устного счета.

      Работая в старших классах и, проверяя различные тесты и контрольные работы, отметила, что 35-40 % ошибок – это вычислительные ошибки, поэтому уже третий год я занимаюсь проблемой «Устные упражнения на уроках математики, как средство развития вычислительных навыков у учащихся».  

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

  1. Нахождение значений математических выражений.
  2. Сравнение математических выражений.
  3. Решение уравнений.
  4. Решение задач.

        Чтобы пробудить интерес ребенка к устным вычислениям, вполне актуально проводить их в разных формах. Существуют следующие формы восприятия устного счёта:                                                                                                      1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.                                                                                                             2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, упражнения в учебнике, мультимедийные презентации) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.                                                      3) Комбинированный  (демонстрация математической модели и вопросы на доске);                                                                                                                                        - обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point);                                                                                                               - упражнения в форме игры  (“Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”,  “Математическое  лото”, “Кодированные упражнения”,  “Кто быстрее”,  “Молчанка”, “Математическая эстафета”).                

      Я провела анкетирование учащихся с целью определения приоритетов у учащихся к формам проведения устного счёта. И вот что выяснилось:                      17% опрошенных отдают предпочтение  беглым слуховым формам;                      30% предпочитают работать по учебнику, презентациям, таблицам (зрительная форма работы);                                                                                           53% отдают предпочтение комбинированным формам устного счёта.

         Одной из форм работы на уроках алгебры давно является математический диктант, так как он формирует у детей умения получать информацию на слух, то есть запоминать её, обрабатывать и преобразовывать без применения записей. Провожу математические диктанты не от случая к случаю, а систематически. Если приучать детей к диктантам с 5 класса, то постепенно они привыкают к такой форме работы. С  помощью диктанта можно выяснить уровень усвоения ранее изученного материала у всего класса. Диктанты можно использовать сразу после объяснения нового материала, чтобы учащиеся лучше усвоили его. Эффективно можно использовать диктанты на уроках обобщения и систематизации знаний: пишется диктант под копирку, копия остается у детей, проверяется; далее обсуждаются вопросы, в которых у детей были затруднения.

В ходе работы с таблицами, тренажерами оттачиваются не только вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать. Задания-тренажёры можно предлагать как для индивидуальной, так и для коллективной работы в классе.

С большим интересом работают дети с электронными тренажерами, одновременно осознавая, что компьютер может выполнять не только игровые функции.

Устные упражнения по геометрии провожу в следующей форме. Раздаю карточку с изображением геометрической фигуры. Учащиеся дают характеристику. Или на доске делаю чертеж, раздаю карточки с пропущенными словами в тексте. Учащиеся должны прочитать текст, вставляя пропущенные слова (это название фигуры или названия ее элементов).

   Устные упражнения могут принимать игровые формы и служить средством оживления и разнообразия  учебной деятельности на уроках алгебры. Например, игра «Лесенка», «Математический бильярд», «Молчанка», «Математическое лото» и другие. Во время игры учащиеся активны, внимательны, сосредоточены и в то же время присутствует дух соревновательности, стремление быстрее ответить на вопрос, в игровой обстановке ребенок не боится отвечать на вопрос, даже если не знает правильного ответа.

           В 6-7 классах знакомлю учащихся с алгоритмами быстрого вычисления, что способствует развитию логического мышления и позволяет сократить время вычислений.

3. Результативность  использования различных видов устных упражнений, как средства развития вычислительных навыков у учащихся.

      Хотя по этой теме я работаю недавно, но результаты тестов и контрольных работ уже показывают, что количество вычислительных ошибок уменьшилось до 30 %, поэтому у меня появилась заинтересованность в поиске новых форм работы для развития навыков устного счета.

      За последние три года наблюдается позитивная динамика  качества знаний  моих учащихся.

Учебный год

Успеваемость %

Качество знаний

%

2013-2014

100%

58,3%

2014-2015

100%

58,3%

2015-2016                 (1 полугодие)

100%

61,6%

      Безусловно, устные упражнения повышают интерес к предмету у учащихся. Это показывает результативность участия в муниципальном этапе олимпиады школьников:

Учебный год

Кол-во участников

Кол-во победителей

Кол-во призёров

2013-2014

2 участника

-

-

2014-2015

3 участника

-

-

2015-2016

4 участника

1

2

      Развитие вычислительных умений и навыков является одним из первых этапов подготовки ребенка к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, так как использование калькулятора на экзамене не разрешается. Приведу сравнительный анализ результатов государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе в 2015 году моих учащихся:

Ставропольский край

Туркменский район

МКОУ СОШ №4

Первичный бал

16,10

16,02

16,47

Средний бал по 5-ти бальной шкале

3,59

3,55

3,71

Качество знаний,%

50,35

44,66

58,82

Успеваемость

99,16

100,0

100,0

    *Данные взяты из статистического сборника ГИА – 9  2015 год, представленного на сайте РЦОИ Ставропольский край.

       На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала. Прививая любовь к устным вычислениям, учитель тем самым воспитывает у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучает ценить и экономить время, развивает желание поиска рациональных путей решения задачи. Иными словами он формирует универсальные учебные действия, которые и являются неотъемлемой частью ФГОС.

Литература.

1. Данилов.  И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.-

2. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19.

3. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2

4. Ситников. Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах //  Математика в школе. – 2003. -№2.

5. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43

6. Алгебра: Математические диктанты. 7-9 классы/ авт.-сост. А.С. Конте. – Волгоград: «Учитель», 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта по теме «Устный счёт на уроках математики, как средство развития вычислительных навыков у учащихся». Маринкевич Наталья Владимировна учитель математики МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры

Слайд 2

« С поля за бумагой и карандашом не побежишь. Задачи надо решать в уме ». С.А. Рачинский

Слайд 3

Цели и задачи устного счёта: Цели: 1) развитие вычислительных навыков; 2) развитие математической культуры, речи; 3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания. Задачи: 1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя. 2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся. 3.Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. 4. Повышение познавательного интереса.

Слайд 4

Формы восприятия устного счёта: – беглый слуховой (читается преподавателем, учащимся, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются, но такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память; – зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа); – комбинированный (демонстрация математической модели и вопросы на доске, обратная связь: показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point, упражнения в игровой форме). -

Слайд 5

Приоритеты учащихся в выборе форм проведения устного счёта:

Слайд 6

Фрагмент урока алгебры в 9 классе по теме «Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии». Математический диктант. 1) У арифметической прогрессии первый член 4 [6], второй член 6 [2] . Найдите разность d . 2) У арифметической прогрессии первый член 6 [4], второй член 2 [6] . Найдите третий член. 3) У геометрической прогрессии первый член 8 [9], второй член 4 [3 ]. Найдите знаменатель q . 4) У геометрической прогрессии первый член 9 [8], второй член 3 [4 ]. Найдите третий член. 5) Найдите десятый [ восьмой ] член арифметической прогрессии, если первый её член равен 1, а разность d равна 4 [5 ]. 6) Найдите четвертый [шестой ] член геометрической прогрессии, если её первый член равен 1, а знаменатель q равен –2. 7) Является ли последовательность чётных [нечётных ] чисел арифметической прогрессией ? 8) Является ли последовательность степеней числа 2 [3 ] геометрической прогрессией ? 9) Является ли последовательность простых чисел арифметической [геометрической] прогрессией ?

Слайд 7

Фрагмент урока алгебры в 7 классе по теме «Сложение и вычитание многочленов»

Слайд 8

Таблица-тренажёр для устного счёта по теме «Проценты» А Б В Г Д Найдите 1% от Найдите 25% от Найдите 50% от Найдите 6% от Найдите 75% от 1 7,2 4 1000 5 60 2 4 16 8 0,2 0,8 3 600 800 0,6 1,5 200 4 70 120 600 400 12 5 0,2 3,6 1,4 10 32 6 8,5 400 70 3 0,4 7 900 1 1 0,4 28 8 1 24 300 100 10 9 6200 160 0,4 0,25 0,05 10 80 4,8 2,6 50 2000

Слайд 9

Фрагмент урока алгебры в 7 классе по теме «Функция у = х 2». Обратная связь.

Слайд 10

Фрагмент урока алгебры в 9 классе «Решение неравенств методом интервалов»

Слайд 11

Развиваем память! 35 71 26 Посмотрите на четвёртую строку снизу. Постарайтесь повторить или записать три числа этой строки. Если вы можете без ошибок воспроизвести не менее 5 двузначных чисел – у вас хорошая память! 42 17 69 38 53 20 74 16 41 19 46 81 23 52 37 23 30 77 14 91 28 65 64 33 59 25 71 46 84 12

Слайд 12

Фрагмент урока алгебры в 10 классе по теме «Простейшие показательные уравнения ». Учащимся предлагаются карточки с числами. Необходимо заштриховать те клетки, где записаны значения коэффициента b , при котором уравнение а х = b имеет единственный корень.

Слайд 13

Фрагмент урока геометрии в 10 классе по теме «Тетраэдр». Заполни пропуски: На рисунке изображён __________________________. У него: ______ вершин: _________________________, ______ рёбер __________________________ , ______ граней: _________________________.

Слайд 14

«Математическое лото» 296 С 513 З 1000 М 499 Н 877 П 630 У 45 О 555 Т 40 М 8 Е 90 Ь 4 А 7 Р 57 И 96 Е 14 Р

Слайд 15

Умножение трёхзначного числа на 101: 125 · 101= 12 6 25 +1 348 · 101= +3 3 51 48

Слайд 16

На каких предметах Вам приходилось применять навыки устного счёта?

Слайд 17

Качественная успеваемость по предмету: Учебный год Успеваемость % Качество знаний % 2013-2014 100% 58,3% 2014-2015 100% 58,3% 2015-2016 (1 полугодие) 100% 61,6%

Слайд 18

Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников:

Слайд 19

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА -2015 ПО МАТЕМАТИКЕ В 9 КЛАССЕ: Ре *Данные взяты из статистического сборника ГИА – 9 2015 год, представленного на сайте РЦОИ Ставропольский край.

Слайд 20

Литература. 1. Данилов. И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 2. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. 3. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2 4. Ситников. Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2. 5. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43 6. Алгебра: Математические диктанты. 7-9 классы/ авт.-сост. А.С. Конте. – Волгоград: «Учитель», 2007. Интернет-ресурс: http://elenaranko.ucoz.ru/