Материалы к конкурсу "Учитель года 2019"


Предварительный просмотр:

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.

Р. Киплинг

Сто тысяч: «Почему я стала учителем?»

Наступает время, когда уже пора всерьез задуматься над вопросом, который мы знаем ещё по знаменитым строчкам В.В. Маяковского: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?»

Конечно, поэт был прав, когда говорил: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» А каков мой вкус? Что меня более всего привлекает? История? Литература? Изобразительная деятельность? Может быть, еще что-то?

Отвечая на эти вопросы, я пришла к выводу, что важно опробовать себя в разных направлениях, попытаться самому определить: «А что у меня будет получаться лучше, в чем я смогу проявить себя полнее, чем я буду по-настоящему полезна нашей стране, нашему обществу?» Скажу прямо – как бы хороши ни были советы родителей, учителей, друзей, а решать – то придется самим. Но хорошее решение может быть принято только на основе знаний – нельзя говорить, что буду летчиком, инженером, врачом…, не зная, какие именно требования предъявляются к этой профессии, есть ли к ней способности.

Если честно, учителем я стать не хотела. И сто тысяч: «Почему я им стала?»

В современных условиях нелегко быть учителем, так как возрастает роль личности учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам. Учителю истории принадлежит особое место в духовном и социальном развитии школьника, который должен осознавать свою сопричастность к судьбам многих людей, к судьбам общества, истории его развития.

        На мой взгляд, задача учителя – пробуждать любопытство, ценнейшее человеческое качество. С ним мы вошли в мир. Любопытство, как все живое, нуждается в пище. А что может питать любопытство? Знание.

Вы  думали – наоборот? Да ведь нельзя же стремиться узнать то, о чем не подозреваешь вообще! Закрытая дверь глуха и непривлекательна. Но стоит в щелочку двери увидеть что-нибудь интересное – разве не потянет открыть ее пошире, заглянуть, войти? Так и со знанием. На малую кроху его, как на живца, клюет большее любопытство – вечное побуждение к поиску.

Учитель и приоткрывает эту дверцу, чтобы ученики могли увидеть, заинтересоваться, раскрыть дверь пошире и войти в этот мир, где им самим захочется искать, творить, трудиться, чувствовать.         

Семь тысяч: «Как я это делаю?»

Помните басню Крылова «Лебедь, рак и щука», про то, как все три «товарища» впряглись в воз и добросовестно стали тянуть свою лямку? Невольно задаешься вопросом: почему же И.А. Крылов впряг именно лебедя, а не ястреба, к примеру, или аиста? Я думаю, потому, что лебедь может и летать, и плавать. Дело лишь в том, что «в товарищах согласья нет». Просто надо хорошо организовать их работу. Как организовать работу учащихся, как распределить ее между ними, чтобы они сделали быстрее и лучше? Об этом, наверное, задумывался каждый учитель.

Тысячу раз сказано: учение – труд, и его нельзя превратить в игру. Но, я считаю, что нельзя поставить Китайскую стену между трудом и игрой. Еще М. Горький говорил: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Именно в игре раскрываются творческие способности личности.

И как не согласиться с великим писателем, ведь тогда познание мира облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самобытный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различие между отдельными событиями, привитие моральных норм.  

Пять тысяч: «Где?» Конечно в школе!

Именно в школе начинается процесс познания.  Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.  И  задача у него сложная. Речь ведь идет не о приключениях отважных  разбойников и благородных рыцарей, а о познании и умом, и сердцем тех нравственных ценностей, которые лежат в основе морали: безграничной любви к Родине, готовности отдать жизнь за ее счастье, величие, могущество. Вот учитель и старается найти, выбрать, научить чувствовать.  Говоря словами В. Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье...»   Легко ли?!

Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями, технологиями невозможны ни труд, ни элементарная культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей. Сейчас очень много различных фактов, открытий. Они как горошинами переполненный стручок, только раскрой – посыплются обильно. Но, отскакивая от сознания, как горох, не оставят никаких следов. Поэтому так важно знание не многих фактов, а некоторых духовно-нравственных ценностей, без которых человеку не стать Человеком.

Жизненный путь подрастающего гражданина не будет легкой прогулкой по укатанной дорожке. Воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать трудности – вот задача учителя. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие более высокие потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет расти сам ребенок.

В жизни надо иметь свое служение, служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь верен ему.

      Ты памятью свой разум озари

      И день минувший весь пересмотри:

      Все ладно ль за день у тебя прошло?

      Что сделал за день ты – добро иль зло?

       Собой владел ли? Мудр и сдержан был

       Иль разума границы преступил?

                                                                                                        Джами, XV в.



Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Методический семинар»

Пояснительная записка

к презентации

«Опыт формирования гражданской идентичности на уроках истории,  обществознания и во внеурочной деятельности»

Подготовила: учитель истории обществознания МБОУ СШ № 1 г. Ворсма

Чернуха Ю.М.

Условия возникновения и становления педагогического опыта

«Не применяй ни зло, ни грубость,

На помощь к детям я всегда приду

И постараюсь не поранить душу,

И силы добрые найду!»

                               

В современный период развития нашего общества происходит переосмысление имеющегося опыта, истории как фактора человеческого развития. Естественно, появились новые тенденции в преподавании истории и обществознания, в уровне образованности обучающихся. А также в настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие методы обучения: исследовательская и проектная деятельность, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

ЦЕЛЬ моей педагогической деятельности - формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности и развитие личности, ее нравственной и правовой культуры через систему уроков и внеурочной деятельности.

ЗАДАЧИ, которые я ставлю перед собой:
- Создавать  условия, способствующие свободному самостоятельному мышлению учащихся.

-  Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной деятельности.

 - Развивать умение осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта и применения полученных знаний.

-   Разработать систему уроков и программы воспитательной работы, направленные на формирование гражданской идентичности школьников.                

Ведущей педагогической идеей моей деятельности является включение учащихся в формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания и во внеурочное время через  вовлечение их в проектную деятельность и повышение уровня мотивации для более глубокого изучения предметов. (по требованиям ФГОС проектная деятельность является одним из основных методов обучения)

Актуальность моего личного вклада в развитие образования заключается в том, что:

Стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом.

Происходит рост интересов сугубо личностного, прагматического характера, разрушение традиционных духовно-нравственных качеств.

Растет негативное отношение к таким понятиям, как гражданский долг, толерантность, утрата патриотических и гражданских ценностей и идеалов.

Происходит кризис идентичности отдельной личности и целого поколения, поэтому так важно формирование гражданской идентичности, которая является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Г р а ж д а н с к а я идентичность означает осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России.

Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности.

        Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

  В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирована на формирование творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.

Место в структуре образовательного процесса: уроки истории «Великое наследие Древнего Востока», «Подвиг советского народа в войне», уроки обществознания «Глобальные проблемы современности», внеурочная деятельность: проект «Великий лик в грядущем поколенье», поисково-исследовательская деятельность в кружке «Историческое краеведение»: Нижегородская губерния 

Технология реализации: предметный, метапредметный,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           творческий, практико-ориентированный, исследовательский, краткосрочный,  долгосрочный.

Результат: позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта, обеспечивают  взаимоотношения на основе сотрудничества учителя и учеников.

Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) ориентирована на развитие творческих способностей,    критического отбора информации и ее оценка, свободное выражение своего мнения.

В образовательном процессе формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых получают и передают информацию. Используется на уроке и во внеурочной деятельности (Недели истории, Дебаты «Свобода в обществе»).

Существует поэтапная технология реализации: этапы В-О-Р используются как отдельно, так и системой в соответствии с целями и формой урока. На уроках используются различные стадии: стадия Вызова: парная и мозговая атака, ключевые термины, перепутанные логические цепи, кластер, Знаем/Хотим узнать/Узнаем; стадия Осмысление: перепутанные логические цепи, методика «Три шляпы», инсерт, фишбоун; стадия Осмысления: синквейн, лимерик, кластер.

 В результате технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность, помогает учащимся в научно-исследовательской деятельности учащихся.

Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, направленных на реализацию потенциальных возможностей и способностей, формирование познавательных интересов, приобретение коммуникативных навыков. Занимают важное место в структуре образовательного процесса так как активизируют  психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Технология реализации: сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления.  И как результат мы можем наблюдать, как в процессе отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности, создается эмоционально положительное отношение школьников к обучению.

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны.

Регулярно идет работа с коллегами: круглые столы по обмену опытом, методическая копилка, семинары, консультации.

С учащимися на уроках применяется работа в группах, индивидуальная работа, игровые технологии, метод проектов, применение компьютерных технологий, исследовательская работа.

Во внеурочное время проводятся индивидуальные консультации, работа в кружке «Историческое краеведение», где используются метод проектов, технология РКМЧП.

Гражданственность, патриотизм начинается с любви к своей малой Родине, к своему родному краю. А развить эти чувства можно, узнавая культуру, самобытность своего народа, его корни, связь истории своей семьи с историей Отечества. Содействуя развитию духовно-нравственных ценностей принимаем активное участие в Сретенских детско-юношеских краеведческих чтениях. Являемся лауреатами в 2017 году.

Регулярно ведется работа через Интернет, рекомендуются нужные сайты.

Новизна опыта заключается в комбинации данных технологий и в системном подходе к формированию гражданской идентичности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

         Выступления на ШМО

         Выступления на РМО

         Публикация в сборнике методических разработок Учебный проект: от «школы знаний» – к «школе деятельности». – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.

         Публикация в газете «Д.Е.Т.И.» МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма, специальный выпуск декабрь 2013 г.

         Публикации на сайте: http://nsportal.ru| chernuha-yulia-mihaylovna

        Сайт школы: www.vorsmasoh1.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное испытание «Методический семинар» Педагогическое кредо : «Не применяй ни зло, ни грубость, На помощь к детям я всегда приду И постараюсь не поранить душу, И силы добрые найду!» Чернуха Юлия Михайловна у читель истории и обществознания МБОУ СШ № 1 г.Ворсма Павловский район Нижегородская область Почетная грамота Управления образования Администрации Павловского муниципального района 2014 г. Диплом лауреата профессионального конкурса методических разработок педагогов «Учебный проект: от «школы знаний» к «школе деятельности» 2014 г. Благодарственное письмо за вклад в духовно-нравственное воспитание детей «Святость материнства» 2017 г.

Слайд 2

Конкурсное испытание «Опыт формирования гражданской идентичности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

Слайд 3

Цель и задачи педагогической деятельности ЦЕЛЬ Формирование гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности и развитие личности, ее нравственной и правовой культуры через систему уроков и внеурочной деятельности. ЗАДАЧИ Создавать условия, способствующие свободному самостоятельному мышлению учащихся. Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной деятельности. Развивать умение осмысления информации из разных источников, решение практических задач, формирование собственных оценочных суждений для формирования позитивного опыта и применения полученных знаний. Разработать систему уроков и программы воспитательной работы, направленные на формирование гражданской идентичности школьников.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея Включение учащихся в формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания и во внеурочное время через вовлечение их в проектную деятельность и повышение уровня мотивации для более глубокого изучения предметов. ( по требованиям ФГОС проектная деятельность является одним из основных методов обучения)

Слайд 5

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. Рост интересов сугубо личностного, прагматического характера, разрушение традиционных духовно-нравственных качеств. Рост негативного отношения к таким понятиям, как гражданский долг, толерантность, утрата патриотических и гражданских ценностей и идеалов. Кризис идентичности отдельной личности и целого поколения.

Слайд 6

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Метод проектов Целевое назначение: формирование творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Место в структуре образовательного процесса: уроки истории «Великое наследие Древнего Востока», «Подвиг советского народа в войне», уроки обществознания «Глобальные проблемы современности», внеурочная деятельность: проект «Великий лик в грядущем поколенье» , поисково-исследовательская деятельность в кружке «Историческое краеведение»: Нижегородская губерния Технология реализации: предметный, метапредметный , творческий, практико-ориентированный, исследовательский, краткосрочный, долгосрочный Результат: позволяют организовать деятельность ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. обеспечивает взаимоотношения на основе сотрудничества учителя и учеников

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) Целевое назначение: развитие творческих способностей, критического отбора информации и ее оценка, свободное выражение своего мнения. Место в структуре образовательного процесса : формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых получают и передают информацию. Используется на уроке и во внеурочной деятельности ( Недели истории, Дебаты «Свобода в обществе») Технология реализации: этапы В-О-Р используются как отдельно, так и системой в соответствии с целями и формой урока. Стадия Вызова: парная и мозговая атака, ключевые термины, перепутанные логические цепи, кластер, Знаем/Хотим узнать/Узнаем. Стадия Осмысление: перепутанные логические цепи, методика «Три шляпы», инсерт , фишбоун . Стадия Осмысления: синквейн , лимерик, кластер Результат: технология развития критического мышления позволяет активизировать учебный процесс, повышает самостоятельность помогает учащимся в научно-исследовательской деятельности учащихся. .

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Игровые технологии Целевое назначение: реализация потенциальных возможностей и способностей, формирование познавательных интересов, приобретение коммуникативных навыков. Место в структуре образовательного процесса: занимают важное место в структуре образовательного процесса так как активизируют психические процессы участников игровой деятельности : внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Технология реализации: сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. Результат : в процессе отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности, с оздание эмоционально положительного отношения школьников к обучению.

Слайд 9

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Работа с коллегами: круглые столы по обмену опытом, методическая копилка, семинары, консультации. Работа с учащимися Работа на уроках (работа в группах, индивидуальная работа, игровые технологии, метод проектов, применение компьютерных технологий, исследовательская работа); Работа во внеурочное время (индивидуальные консультации, работа в кружке «Историческое краеведение», метод проектов, технология РКМЧП, ). Работа через Интернет, рекомендации нужных сайтов Новизна опыта заключается в комбинации данных технологий и в системном подходе к формированию гражданской идентичности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.

Слайд 10

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Слайд 11

Результативность профессиональной педагогической деятельности «»

Слайд 12

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Выступления на ШМО Выступления на РМО Публикация в сборнике методических разработок Учебный проект: от «школы знаний» – к «школе деятельности». – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. Публикация в газете «Д.Е.Т.И.» МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсма , специальный выпуск декабрь 2013 г. Публикации на сайте: http :// nsportal.ru| chernuha-yulia-mihaylovna Сайт школы: www.vorsmasoh1.narod.ru

Слайд 13

Литература Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / Лидеры образования. – 2007. – № 6. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.:Владос-пресс,2001. Заир-Бек С. И. ,. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /. М.: Просвещение, 2004 Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2010. http://nsportal.ru/ http://a.slave.festival.1september.ru/ http://pedsovet.su/load/



Предварительный просмотр:

Лист самооценки    учащегося    ___  класса ____________________________

Дата

Тема урока

Баллы

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



Предварительный просмотр:

Ссылка на видеозапись урока

https://yadi.sk/i/NjXwlLYf_ABwaw 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г.Ворсма

Проектная работа

«Заступник земли Русской! Князь Александр Невский»

Работу выполнила:

Чернуха Ю.М.,

учитель истории и обществознания

МАОУ СШ № 1 г. Ворсма

г. Ворсма

2020 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………с. 4-6.

1. Этап №1 Подготовка       ................................................................с.6-7

2 . Этап №2 Организация деятельности (ДИВЕРГЕНЦИЯ) ……..с.7

3.  Этап №3 Осуществление деятельности (ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ):

    «Вектор 1»…………………………………………………………с.7

    «Вектор 2»…………………………………………………………

    «Вектор 3»…………………………………………………………

    «Вектор 4»…………………………………………………………

    «Вектор 5»…………………...........................................................с.9

4. Этап №4 Конвергенция ……………………………………..........с.9-11

Список используемых источников………………………………..с.11-12

Приложение…………………………………………………………с.12-20

План урока…………………………………………………………..с.21

Тема проекта: «Заступник земли Русской! Князь Александр Невский».

Цель: формирование представления об Александре Невском как о человеке, способном объединить народ в борьбе с внешним врагом – стать «заступником земли Русской».

Руководитель проекта: учитель истории и обществознания Юлия Михайловна Чернуха.

Учебные предметы, в рамках которых проводилась работа по проекту: история. 

Актуальность проекта

Актуальность и значимость проекта заключается в том, что сейчас, в условиях нарастающей напряженности и давления со стороны стран Запада Россия вынуждена решать проблемы, отвечать на вызовы навязываемых извне ценностных установок, укреплять моральный дух, патриотизм, военно-политическое влияние, государственность. Александр Невский, спустя 800 лет, является для нас примером моральной стойкости, воина-праведника, понимавшего свое общественное положение как служению Богу и Отечеству. В тяжелейших трудах, не щадя ни тело, ни душу свою, князь и его сподвижники сберегли для нас Землю Русскую. И в этом, без сомнения, мы видим особый Промысел Божий. Как отметил Г.В. Вернадский, «два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».

Гипотеза: Александр Невский не только защитил наше Отечество от нашествия Запада, но и сумел выстроить такие отношения с Ордой, которые обеспечивали сохранение Руси от постоянных набегов кочевников. Это потребовало от него огромной мудрости, дипломатического такта, способности идти против течения. Подвиг Александра Невского – не только на Чудском озере и на Неве, но и там, в Орде, где ему удалось склонить на свою сторону хана и, что самое главное, заручиться его поддержкой.

…Он был одним из тех, кто заложил основы нашего государства, ставшего общим домом как для православных, так и для представителей других традиционных религий – мусульман, буддистов, иудеев.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Методы работы над проектом: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, описание, сравнение, анализ.

Практическая цель проекта: подготовка материалов к игре «Александр Невский – заступник земли Русской».(см.ПРИЛОЖЕНИЕ: Продукт проекта)

Педагогической целью проектной деятельности стало желание учителя привить обучающимся вкус самостоятельной деятельности, увлечь их поисково–исследовательской, творческой работой, воспитывать в них чувство ответственности, способствовать формированию деятельных, общественно–активных, критически и конструктивно мыслящих личностей.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с жизнью и деятельностью Александра Невского.

- Выяснить в чем заключался полководческий талант Александра Невского.

- Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности

Развивающие:

- Учить работать в группе, формулировать вопросы, аргументировать свое мнение

- Развивать умение осмысливать исторические факты, явления и творчески их применять.

- Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма.

- Формировать духовно – нравственные качества личности.

- Воспитывать дисциплину и самодисциплину.

 Проект построен таким образом, что на всех его этапах происходит развитие интеллектуальных способностей обучающихся (внимание, память, мышление, логика, умение работать с информацией).

Тип проекта:

  1. по доминирующему виду деятельности: творческий
  2. по комплексности и характеру контактов:

- по предметно-содержательной области: предметный (история)

- по характеристике контактов между участниками: внутриклассный

  1. по продолжительности: краткосрочный

ПРОЕКТ

Этап №1 Подготовка

История возникновения проблемы.

Александр Невский оставил яркий след на небосклоне, являясь примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Это и подкрепило наше желание узнать больше о нем, о времени, в которое он жил, и сказать своё слово об этом выдающемся человеке. Понять в чем проявился полководческий талант Александра Невского? Почему он причислен к лику святых?

 Для этого мы перенесемся в XIII век и мысленно представим Русь в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника с востока и с запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, второй – шведы и немцы.

В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. В тяжелейших условиях натиска Орды с востока и крестоносцев и Литвы с запада князь неуклонно вел курс на выживание и возрождение Русской земли.

Много было на Руси воинов, заступников своего Отечества. Но почему именно Александр Невский считается заступником земли Русской?  На этот и предыдущие вопросы нам и предстоит ответить в ходе нашего проекта.

         Тип взаимодействия между всеми участниками проекта, включая руководителя, выбран единогласно – сотрудничество.

Этап №2 Организация деятельности (ДИВЕРГЕНЦИЯ)

Руководитель проекта поделил класс на группы, распределяя таким образом, чтобы в каждой группе были обучающиеся всех уровней учебной мотивации, и максимально учитывая пожелания ребят. Совместно наметили дальнейший маршрут деятельности, этапы прохождения пути к заданной цели: собственноручно подготовить материалы для игры «Александр Невский – заступник земли Русской».

Этап №3 Осуществление деятельности (ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ)

Великий Александр Невский
Сказал: «Не в силе Бог, а — в правде!»
И вот: сражён магистр немецкий,
Ливонцы молят о пощаде.
Он выкупал из плена россиян,
За что победами и воссиян.
Достойным был России сыном
И перед смертью принял схиму.

Монах Варнава (Санин)

Этап №3 состоял из нескольких составляющих – «векторов»:

«Вектор 1»: каждая  группа готовит сообщение (форма подачи по выбору) на тему «Что я знаю об Александре Невском» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

«Вектор 2»: вниманию обучающихся 3-х групп были представлена картина «Александр Невский» художника П. Корина, написанная в разгар Великой Отечественной войны. Каждая группа готовит портрет фигуры князя Александра Невского и отвечает на вопрос: «что хотел показать художник этой картиной? (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

 «Вектор 3»: каждая группа изучает документ («Невская битва», «Ледовое побоище», «О приезде Александра в Орду»), анализирует, отвечая на вопросы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Физкультминутка:

Обучающиеся 3-х групп прослушивают 4-ю часть кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» - хор «Вставайте, люди русские!». Обращают внимание на оркестровое вступление, которое имитирует удары набатного колокола, зовущие на смертный бой.

Подумайте, что хотел передать своей музыкой С.Прокофьев? (В кантате «Александр Невский», посвященной далеким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием).

Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте люди русские!» часто звучал по радио. Музыка захватывала душу, объединяла людей.

«Вектор 4»: Просмотр фрагмента кинофильма С. Эйзенштейна, показывающего битву на Чудском озере. Обучающиеся  запоминают и выписывают слова (цитаты) Александра Невского, которые стали крылатыми. Каждая группа представляет лучший комментарий к выписанному высказыванию (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

 «Вектор 5»:

Последняя стрелка 5-го вектора приближала к результату. Каждой группе необходимо было выполнить творческое задание на выбор: составить задачу букв, головоломку, игру «Крестики-нолики» (самодиагностика знаний в виде правильных-неправильных утверждений (+0+00+) (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

Руководитель на протяжении всего третьего этапа по необходимости консультировала, ненавязчиво контролировала, советовала.

Этап №4 Конвергенция

Последний этап – время для подведения итогов, резюмирования полученных результатов, оценивания умений общаться, слушать и слышать, обосновывать свои мысли, работать в группе.

Каждая группа гордилась своими способами решения проблемы, представив варианты работ для игры. Своё слово о Александре Невском удалось сказать каждому участнику проекта и воплотить тем самым «наше слово» в объеме игры. (см Приложение: Продукт проекта)

Ребята соприкоснулись с жизнью и деятельностью князя Александра Ярославовича Невского. Выяснили, что Александр Невский занимает особое место в ряду героев-князей не случайно. Так как он был одним из тех, кто закладывал национальные основы Руси Великой, имел необычную судьбу, как записал русский летописец:  «…прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю Русскую и за Новгород и за Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Трудясь над заданиями в рамках проекта, анализируя материал, ребята вдохновлялись примером Александра Невского.

В чем состоял бессмертный подвиг Александра Невского? Какие пути вели к нему потомка Мономаха? Вся государственная, политическая, международная деятельность Александра Невского определялась его искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Да, он купил мир с Ордой ценой подчинения ей. Однако, действовал он в силу необходимости. Нет никаких оснований обвинять его в предательстве национальных интересов. И, не случайно, Александр канонизирован русской православной церковью как святой, заступник земли Русской.

Таким образом, можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто «подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира – угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

 Рефлексия:

Для подведения итогов проделанной работы, при поддержке педагога можно сделать анализ проделанной работы, обсудить возникшие трудности. В итоге происходит оценивание вклада в работу групп и отдельных участников. Также можно провести анкетирование участников с целью выявления их отношения к организации и презентации проекта.

Примерные вопросы анкеты:

- Что нового вы узнали после проведения проекта? Может ли проект иметь продолжение? В каком направлении?

- Что может быть улучшено и на что следует обратить больше внимания при проведении проектов в нашей или других школах?

- Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами?

- Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта?

- Каковы преимущества работы группы?

- Что вами сделано хорошо?

- В чем вы видите недоработки группы?

- Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Обработанные материалы анкетирования дадут педагогу повод для совершенствования своей работы с обучающимися по развитию у них коммуникативных и информационных компетенций в ходе проектной деятельности.

Список используемых источников

Литература:

1.«Житие святого благоверного князя Александра Невского»

2. Журнал «Покров» октябрь-декабрь №4/558. – 2019.с.96

3. Макарихин В.П. Витязь Северной Руси. Повествование об Александре Невском. – М.: Профиздат, 1993. – 32 с.

4. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. – М.1999.с.77-78

5. Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 448 с.

Интернет-ресурсы:

1. azbyka.ru>

2.burido.ru>895-tsitaty-aleksandra-nevskogo

3.www.pokrov.pro

4. pravoslavie.ru>48583.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

… Его власы до стройных плеч,

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой –

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил –

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…

А.Н. Майков

«Что я знаю об Александре Невском»

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился в 1220 году и провел детство в городе Переяславле-Залесском. С 1236 года он княжил в Новгороде. В тяжелейшие для Руси годы монголо-татарского нашествия, когда новгородские земли, сохранившиеся от орд Батыя, подверглись нападению врагов – шведских войск и немецких рыцарей – с запада, князь Александр показал себя великим воином-молитвенником, подвижником, строителем и защитником земли Русской.

        Его войска в 1240 году разгромили на реке Неве шведов (тогда он стал именоваться Невским), в 1242 году – Тевтонских рыцарей на Чудском озере.

        Став великим князем, святой Александр приложил много сил к собиранию русских земель, к защите от внутренних и внешних врагов. Скончался он в 1263 году, приняв перед кончиной постриг в схиму с именем Алексий, а в 1547 году состоялось его прославление в чине святых.

Церковная политика Александра

Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших – Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».

(Не удалось распространить католическую веру на Русь, тем самым подчинить себе).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перед нами предстает величественная и грозная фигура князя. Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападает на его родную землю. Его суровый взгляд устремлён вдаль. А за его спиной русская земля, суровая, но такая прекрасная.

Этой картиной художник хотел показать, что на Руси были, есть и будут такие люди, как Александр Невский, которые в момент опасности встанут на защиту земли русской.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Честь и слава Отечества

Невская битва

Князь же, выйдя из церкви, осушил слёзы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошёл на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу…

Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

«Житие Александра Невского»

Внезапность  нападения решила исход сражения. Поражением шведов закончился поход врагов на новгородские земли, а князь Александр за храбрость получил прозвище Невский. Его имя на века вошло в историю Русского государства как героя и защитника своего Отечества, как человека, преданного христианской вере.

За что Александр Невский был причислен к лику святых? (За веру и мужество православная церковь причислила Александра Невского к лику святых).

Ледовое побоище

Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов… У князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло время положить головы свои за тебя»…

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…

И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

«Житие Александра Невского»

Это победоносное сражение русских на Чудском озере заставило немцев заключить договор с Псковом. Они должны были уйти из захваченных земель и освободить всех пленных. Александр Невский ещё раз показал талант полководца, а русские воины силой оружия доказали преданность и любовь к своей Отчизне. Победа над крестоносцами имела и иное значение: она положила предел попыткам Европы навязать Руси католицизм.

Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учрежден орден Александра Невского? (Александр Невский стал символом храбрости и патриотизма в борьбе с немецкими захватчиками. В период Великой Отечественной войны эти качества и этот образ должны были стать идеалом и образом для подражания.)

Разбил немецких крестоносцев

В апреле месяце, на льду

И за свободных новгородцев

На смерть поехал он в Орду.

О приезде Александра в Орду

В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил бог народы многие от востока до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что бог покорил мне многие народы. Что же – один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего».

… Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра.

Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России.

М.1999.с.77-78

Почему Александр пошел на поклон к ордынским ханам? ( С татарами Александр стремился ладить, своей осторожной, осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Русь вынуждена ориентироваться на Восток в борьбе с более коварным врагом, страшную угрозу которого она осознала).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

- Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива! Пусть без страха жалуют к нам в гости, но если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! – На том стоит и стоять будет Русская земля!

- С монголом подождать можно. Опаснее татарина враг есть: ближе, злее. От него данью не откупишься. Немец! А его разбивши, и за татар можно взяться.

- Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке.

- Есть у нас поговорка: «С родной земли умри, да не сходи».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

1 – я группа: Задача букв.

Ответ: «Князь Александр Невский – заступник земли Русской!»

2 – я группа: Головоломка «От кружка к кружку»

Исайя-пророк

3 – я группа: Игра «Крестики-нолики» (условия игры):

- ответить на 9 вопросов «да» или «нет», если вы даете утвердительный ответ (да) на вопрос, то ставите в нужной клетке – Х, если ответ отрицательный – 0.

Х

0

Х

0

Х

0

Х

0

Х

Вопросы:

1. Александр Невский в 1240 году разгромил шведов на р. Неве. (да)

2. Александр Невский выступал открыто против монголо-татар. (нет)

3. В 1242 году А.Невский разгромил немцев на Чудском озере. (да)

4. Принял схиму под именем Никон. (нет)

5. В 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды скончался в Городце. (да)

6. Золотая Орда была нетерпима к другим религиям, преследовала православных. (нет)

7. В Великую Отечественную войну был учрежден орден Александра Невского. (да)

8. За битву на Чудском озере А.Невский получил прозвище «Невский». (нет)

9. За веру и мужество А.Невский причислен к лику святых. (да)

ПРИЛОЖЕНИЕ : продукт проекта

Игра «А.Невский – заступник земли Русской»

1220 г.

2

3

4

5

1240 г.

7

8

9

10

1242 г.

12

13

14

15

Орда +

А.Невский

17

18

19

20

1263 г.

22

23

24

25

1547 г.

27

28

29

30

1942 г. 

кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! 

32

33

34

35

Задача букв

37

38

39

40

«От кружка к кружку»

42

43

44

45

Х/0

47

48

49

В эту игру могут играть двое и больше (можно по командам). Для изготовления игры необходим лист плотной бумаги (картон). Лист делится на клетки, в которых по порядку номеров пишутся цифры, а в каждой шестой клетке – даты исторических событий или задания для выполнения. Из картона делается кубик.

        Играющие по очереди мечут кубик и передвигают свои фишки на столько клеток, сколько оказывается точек на верхней стороне кубика.

        Когда фишка оказывается в клетке с датой, играющий должен назвать событие, которое произошло в это время (либо выполнить задание). Если играющий дает неправильный ответ, то его фишка передвигается назад на три клетки. Если ответ точный, то фишка играющего передвигается вперед на три клетки, и он имеет право метнуть кубик еще раз.

План урока:

Организационный момент

  1. Этап №1 Подготовка

2.  Этап №2 Организация деятельности (ДИВЕРГЕНЦИЯ)

    3.  Этап №3 Осуществление деятельности (ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕЛИ):

   «Вектор 1» - подготовка сообщения: «Что я знаю об А.Невском»

   «Вектор 2» - составление портрета князя Александра

   «Вектор 3» - анализ документа

   «Вектор 4» - просмотр фильма, запись цитат

   «Вектор 5» - выполнение творческого задания

    4. Этап №4 Конвергенция

5. Рефлексия (анкетирование)