Уроки..

Хадаева Алина Ахсаровна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение и обобщение изученного по теме

«Синтаксис и пунктуация»

Цель: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и

навыков учащихся по теме урока.

Задачи:

-Выявить степень усвоения учебного материала учащимися

по пройденному разделу.

- Повторить основные понятия, изученные в разделе, закрепить

знания, умения и навыки при изучении темы.

- Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложном

предложении, в предложении с однородными членами, с

обращением.

- Уметь различать простые и сложные предложения.

- Развивать умение систематизировать и анализировать материал.

- Развивать умение комплексного анализа текста.

- Развивать орфографическую зоркость.

- Развивать мышление, память, внимание, речь.

- Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной

природе.

Ход урока:

1 Организационный момент

- Настроимся на урок с помощью стихотворения: (слайд)

Сколько правил!

Правил сколько!

С непривычки бросит дрожь.

Будь старательным и только!

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

2. -Начнём наш урок с устной орфографической пятиминутки.

( Работа с карточками)

- Сегодня повторим правило, которое вызывает у вас больше всего

затруднений: правописание безударных личных окончаний

глаголов.

-Но вначале вспомним, какие глаголы относятся к 1спр.?

Ко 2спр? (слайд)

стонет, стелет, лает, колет, дышит.

реет, видит, зависит, клеит, гонит. (слайд)

3.Закрепление изученного.

а) -Вернёмся теперь непосредственно к нашей изученной теме.

- А вспомнить тот раздел лингвистики, над которым мы работаем,

поможет нам загадка. Попробуйте её отгадать. (слайд)

Я изучаю связи слов

И знаю их предназначенье.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И форму словосочетания,

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без внимания.

- Как называется этот раздел? (синтаксис)

- Какой стоит всегда рядом с ним? (пунктуация)

- Что изучается в каждом из них?

- Сегодня мы будем повторять и проверять свои знания, умения и навыки, полученные в разделе «Синтаксис и пунктуация». Ещё раз обратим внимание на постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях, а также поработаем с текстом.

-Важно уметь правильно расставлять знаки препинания? (да)

-И девизом нашего сегодняшнего урока, а, может, и всего курса обучения русскому языку будут слова: (слайд)

Не оставляйте без внимания,

Ребята, знаки препинания,

Чтоб от ошибок уберечь

И сделать ясной нашу речь.

Посмотрите на это предложение. Все ли знаки препинания расставлены верно? (нет)

- Чем является слово ребята? (обращением, после него ставится запятая).

- Вспомним рифмованные строки про обращение:

Всем нам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться.

При письме не забывай, запятыми выделяй.

б) – Начнём работу над повторением с игры «Составь предложе-

ние». Для этого нужно выполнить ряд действий:

Запишем предложения:

  1. В воздухе кружатся осенние листья.
  2. Сегодня у нас будет праздник.
  3. Свежие фрукты очень полезны.
  4. На чистом небе нет ни облачка.

- Из первого взять сущ., выступающее в роли обстоятельства, поставив его в И.п., м.р., ед.ч. (воздух)

- Из второго взять обстоятельство времени. (сегодня)

-Из третьего –определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч. (свежий)

-Из четвёртого - определение, поставив его в И.п., м.р., ед.ч (чистый).

-Запишем получившееся предложение и сделаем его полный синтаксический разбор.

Воздух сегодня свежий, чистый.

- Когда прилагательные являются сказуемыми?

- Почему ставим запятую? (это однородные члены) (слайд)

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

в) – Запишем второе предложение и произведём его синтаксический разбор.

Раннее утро.

- Добавьте к этому предложению вторую часть, чтобы получилось сложное союзное предложение, причём части его будут равноправны, независимы друг от друга (ССП).

(Синтаксический разбор).

- Что является средством связи в данном предложении? (союз И)

г) -Теперь наоборот. Я предлагаю вам схему , а вы составляете

предложение. (слайд)

[ - = ] , (…)

(Синтаксический разбор).

4. Устали? Отдохнём и отгадаем шуточные загадки. Вот мы и посмотрим ,как хорошо вы знаете знаки препинания.

  1. Если мысль закончил ты,

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

Кругленькую … точку . (слайд)

-Когда ставится точка?

. Стою я для того ,чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество!

Не зря я от рожденья противник тишины!

Где я, те предложения с особым выражением

Произнести должны! (!) (слайд)

-Когда знаком завершения предложения является восклицательный знак?

  1. Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу-

За то, что много знать хочу. (?) (слайд)

-В каком случае ставится вопросительный знак?

  1. Ляжет палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Я - минус в математике ,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе

Меня зовут …тире. (слайд)

-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

  1. На крохотное ушко

Похожа завитушка

Велит нам постоять чуть-чуть

И отрываться дальше в путь.

Выйдет на дорожку-

Всем поставит ножку. (запятая). (слайд)

-Когда ставится запятая в предложении? (между однородными членами, между простыми предложениями в составе сложного).

5. Схематический диктант.

–Я читаю вам предложения, а вы воспринимаете их на слух, мысленно анализируете и чертите только схемы:

1. Шумят и бьются о скалы морские волны.

2. Солнце взошло, но природа ещё не проснулась.

3. В саду росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны.

4. Мальчик почувствовал, что кто-то схватил его за руку.

5. Я люблю тебя, Россия!

6. Я спросил у Миши: «Ты прочитал эту книгу?»

- Проверка. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

- Посмотрите на последнюю схему.

Что обозначают буквы П и А?

- Вспомним, что такое прямая речь? Расскажите о знаках препи-

нания при прямой речи.

  1. Работа с текстом.

- А сейчас поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.

-Прослушайте его и вдумайтесь в содержание.

Наступил зимний вечер. Поднебесная синь играет в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. Закат торжественен, строг и пока ещё горяч. И грустно думать в этот миг, что скоро не станет этого незабываемого чуда.

а) -Понравился текст?

-О чём он?

-Какая картина возникла в вашем воображении?

-Посмотрите на экран. Таким вы себе представили закат? (слайд)

-Как озаглавим текст? (Багряное зарево заката).

-Какова основная мысль текста? (Показать необычную красоту, величие этого природного явления, но красота не вечна, поэтому нужно уметь видеть эту красоту, любоваться, восхищаться ею).

- Определите тип текста. Докажите. (Описание, рисуется великолепная картина заходящего солнца. Насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов).

-Определите стиль текста. (Художественный. Возникает художественный образ заходящего солнца и части воздушного пространства- неба на закате).

- При помощи каких слов автору удалось передать очарование заката, оживить описание? (изобразительно-выразительных средств).

- Давайте найдём их в тексте.

-Чем ещё оживлена картина? (Словами, обозначающими цвета).

-Здесь много определений, выполняющих роль эпитетов.

-Сделайте вывод о роли определений в тексте.

(Они усиливают выразительность текста, создают его образность, делают его красочным, запоминающимся.)

-Какие синонимы к слову багряный вы можете подобрать? (Алый, красный, пурпурный, багровый).

-Объясните, почему именно это слово употреблено в тексте.

б) –Назовите грамматическую основу 4-го предложения. Объясните

знаки препинания. Постройте схему.

-Чем выражено сказуемое? (кр. прил.)

-Почему автор использует краткую форму прилагательного?

(она характерна для книжного стиля и обозначает временный

признак).

-Найдите в тексте сложные предложения. Определите их вид, назовите средство связи. Какой знак препинания мы должны поставить. (Это ССП, ставим запятую).

-Постройте схему.

-Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (В это время сгущаются – морфемный разбор).

7. Рефлексия. Изобрази настроение.

-Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

- На парте лежат три жетона: 1- с улыбающимся личиком, 2- с грустным личиком, 3- с безразличным выражением лица. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Д/З: подготовиться к тесту по пройденному материалу.