Изучаем химию
На данной странице представлен некоторый материал в помощь школьникам и их родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Качественные реакции в химии | 66.5 КБ |
Основные классы неорганических веществ | 42 КБ |
Внеклассное мероприятие Занимательная химия | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Качественные реакции на катионы.
Катион | Реагент или воздействие | Внешний эффект | Краткое ионное уравнение реакции на катион |
Н+ | Индикаторы | Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет. | Не записываем. |
Na+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно желтой. | Не записываем. |
K+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно фиолетовой. | Не записываем. |
Ca2+ | ⎯ | Окрашивает бесцветное пламя горелки в красный цвет | |
Ag+ | Раствор с анионом Cl- | Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету. | Ag++Cl- = AgCl↓ |
NH4+ | Раствор щелочи при нагревании | Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН- | NH4++OH- = NH3↑+H2O |
Cu2+ | Раствор щелочи | В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета. | Cu2++2OH- = Cu(OH)2↓ |
Ba2+ | 1) пламя; 2) раствор с анионом SO42- | 1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой; 2) выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется. | 1)Не записываем; 2)Ba2++SO42- = BaSO4↓ |
Fe2+ | Красная кровяная соль K3(Fe(CN)6) | Выпадение темно-синего осадка. | K++Fe2++(Fe(CN)6)3-= =KFe(Fe(CN)6)↓ |
Ca2+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной. | Не записываем. |
Fe3+ | 1) Желтая кровяная соль K4(Fe(CN)6); 2) роданид-ион SCN-;3) раствор щелочи | 1) Выпадение синего осадка; 2) кроваво-красное окрашивание раствора; 3) выпадение бурого осадка. | 1)K++Fe3++(Fe(CN)64-= =KFe(Fe(CN)6)↓ 2)не записываем 3)Fe3++3OH- = Fe(OH)3↓ |
Распознавание газов
Газ | Реагент | Аналитический эффект |
СО2 | Са(ОН)2 | Помутнение известковой воды |
O2 | ⎯ | Вспыхивание тлеющей лучинки |
Н2 | ⎯ | Лающий хлопок при поджигании |
NH3 | OH-, to | Посинение красной лакмусовой бумажки, малиновое окрашивание фенолфталеиновой бумажки. Появление тумана при поднесении стеклянной палочки, смоченной концентрированной HCl |
Качественные реакции на анионы.
Анион | Реагент | Внешний эффект | Краткое ионное уравнение реакции на катион |
ОН- | Индикаторы | Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет. | Не записываем. |
Cl- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету. | Cl-+Ag+ = AgCl↓ |
Br- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету. | Br-+Ag+ = AgBr↓ |
J- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету. | J-+Ag+ = AgJ↓ |
S2- | Раствор с катионом Pb2+ | Выпадение черного осадка. | S2-+Pb2+ = PbS↓ |
SO42- | Раствор с катионом Ba2+ | Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется. | SO42-+Ba2+ = BaSO4↓ |
SO32- | Раствор с катионом H+ | Выделяется газ, имеющий запах жженой спички. | SO32-+2H+ = H2O+SO2↑ |
CO32- | Раствор с катионом Ca2+ | Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха. | CO32-+Ca2+ = CaCO3↓ |
PO43- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте. | PO43-+3Ag+ = Ag3PO4↓ |
Качественные реакции в органической химии
Вещество или класс веществ | Реагент | Аналитический эффект |
Алканы | ⎯ | Горят бесцветным пламенем |
Непредельные соединения (алкены, алкины, алкадиены) | Br2 (водн.) | Обесцвечивание бромной воды |
KMnO4 | Обесцвечивание подкисленного раствора перманганата калия | |
Алкины (терминальные) | Ag2O (аммиачный р-р) | Выпадение творожистого осадка серого цвета |
Спирты первичные | СuO, to | Покраснение прокаленной медной проволоки |
Спирты многоатомные | Сu(OH)2 | Образование раствора ярко-синего цвета |
Фенол | Fe3+ | Образование раствора сиренево-фиолетового цвета |
Br2 (водн.) | Выпадение белого осадка | |
Альдегиды | Ag2O (аммиачный р-р), to | Образование налета металлического серебра на стенках сосуда – «серебряное зеркало» |
Cu(OH)2, to | Выпадение кирпично-красного осадка Cu2O | |
Карбоновые кислоты (низшие) | СО32- | Бурное выделение газа |
Анилин | Br2 (водн.) | Выпадение белого осадка |
Алифатические амины | ⎯ | Посинение красной лакмусовой бумаги |
Углеводы (восстанавливающие) | Cu(OH)2, to | Образование раствора ярко-синего цвета, при нагревании окраска исчезает и выпадает осадок кирпично-красного цвета |
Белки | Cu(OH)2, ОН- | Фиолетовая окраска раствора (биуретовая реакция) |
HNO3 | Появление желтой окраски (ксантопротеиновая реакция) |
Предварительный просмотр:
Таблица 1
Основные классы неорганических веществ
Оксиды /Эх Оу-2 / | Основания /Ме+n(OH)n / | Кислоты /HxA/ | Соли | ||||||
Cолеобразующие | По растворимости: | По содержанию кислорода: | Средние MexAу | ||||||
Основные | Амфотерные | Кислотные | Растворимые /щелочи/ | Нерастворимые | Кислородсодержащие | Бескислородные | Кислые /NaHSO4/ | ||
Ме+12О | Ме+32О3 | Ме+52О5 | I –A группа LiOH NaOH KOH RbOH CsOH II-А группа Ca(OH)2 Sr(OH)2 Ba(OH)2 | Все остальные | HNO3, H2SO4, HClO4 | HCl, H2S | Основные /CuOHCl/ | ||
Ме +2О | Ме+4О2 | Ме+6О3 | По основности /х/ | Двойные | |||||
Исключения /ст.ок +2/: ZnO, SnO, PbO, BeO | Ме+72О7 | Х=1 одноосновные | Х=2 двухосновные | Х=3 трехосновные | Комплексные | ||||
НеметхОу | HCl , HNO3, HClO4 | H2SO4, H2S, H2SO3 | H3PO4 | ||||||
Пример: | |||||||||
СrO | Cr2O3 | CrO3 | |||||||
Несолеобразующие: СО, SiO, NO, N2O |
Определения: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка.
Основные оксиды – это оксиды металлов со степенью окисления +1,+2, которым соответствуют основания.
Амфотерные оксиды – это оксиды метало со степенью окисления +3,+4, которым соответствуют амфотерные гидроксиды.
Кислотные оксиды – это оксиды металлов состепенью окисления ≥ +5 и всех неметаллов , которым соответствуют кислоты.
Соответствие оксида и гидроксида /кислоты, основания или амфотерного гидроксида/ означает одинаковую степень окисления элемента в них.
Пример: HCl+7O4 → Сl2+7O7 /кислота→ кислотный оксид/
Fe+3(OH)3→ Fe2+3O3 /амфотерный гидроксид → амфотерный оксид/
Ca+2(OH)2 → Ca+2O /основание →основной оксид/
Задания для самостоятельной работы:
- Распределить оксиды по группам: P2O5, SO3, Na2O. MnO2, P2O3, CaO, CO2, Fe2O3, As2O5, SrO, Cl2O7, Br2O, I2O5, SO2, Mn2O7, WO3, N2O3/
2. Составить формулы оксидов, соответствующих данным гидроксидам:
HClO3, HClO2, H2SO4, HMnO4, H2Cr2O7, Cr(OH)3, H2CO3, HNO3, H2SO3, H2TeO3, Al(OH)3, HNO2, H2SiO3, H3PO4, H3PO3, H2SeO4, Ba(OH)2.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.
Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), гексацианоферрат калия (lll), CoCl2*6H2O, KМnO, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.
Ход вечера:
Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).
1 ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах.
Все - от песчинок малых - до планет
Из элементов состоит единых.
2 ведущий: И будь ты русским, нации другой-
Без химии не проживешь и дня ты.
Да и английский каждый день с тобой
И в школе, и в Хинганском у пернатых.
1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на вечере «Занимательной химики».
1 ведущий: Мы будем знакомить вас с самой интересной наукой – химией. И мы уверены, что она вам понравится.
2 ведущий: Итак, мы начинаем…
Конкурсы.
- О каком веществе идет речь? (отгадай загадку).
На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
(углекислый газ).
Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
(вода).
NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
(поваренная соль).
Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
(мел).
Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO3
Положите в пироги.
(питьевая сода).
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!
1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.
Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращаясь к ученику.) Принеси-ка мне что-нибудь зажечь (Приносят спиртовку. Алхимик незаметно касается палочкой смеси, состоящей из сухого KМnO4 и конц. H2SO4, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ею фитиля - спиртовка зажигается. Можно потушить спиртовку колпачком и снова зажечь палочкой.)
2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).
1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.
Алхимик: И тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.
2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.
Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:
Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3
1 ведущий: Уважаемый алхимик, а можете изменить эти цветы?
Алхимик: Конечно, но давайте сначала снимим пыль с цветов.
Волшебные цветы».
Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.
2 ведущий: Как здорово это у вас получается. А возможа операция без боли?
Алхимик: Операция это всегда больно, я согласен попробовать, если вы мне поможете.
«Оперируем без боли…»
Вызываем желающего из зала. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (lll), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия - «кровь» струйкой стекает по руке.
1 ведущий: Больно?
2 ведущий: Нет, ни сколько.
1 ведущий: А дым без огня бывает?
Алхимик: Конечно бывает.
2 ведущий: Я что-то не верю.
Алхимик: Попробую вам это доказать.
Дым без огня».
Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
2 ведущий: И в правду бывает, просто чудеса какие-то.
1 ведущий: Если уж дым без огня бывает, то и вулкан можете на столе сделать?
Алхимик: Это очень просто.
«Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.
1 ведущий: Ребята, вам понравились чудеса доктора алхимии? Готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву. Иначе никогда не познаете азы химии и не узнаете секреты этих опытов.
2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики гимназии, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Список использованной литературы:
- Л.М. Брейгер, П.В. Глинская «Предметные недели в школе: химия, физика.», издательство «Учитель», Волгоград, 2001 г.
- С.А. Харлакевич «Посвящение в химики»//химия в школе № 6/2002 г., стр. 76-79.