Участник краевого этапа "Учитель года России 2016"

Сердюк Владимир Александрович

Эссе "Учитель ХХI века: залог успешности"

Конкурсное задание "Методический семинар"

Презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание

 «Методический семинар»

Использование физического эксперимента как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся

Выполнил: Сердюк В.А, учитель физики,

МБОУ СОШ№10 с. Орловки

Кировского района

Ставропольского края

2016 г.

Чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов: всё познание реального мира исходит из опыта и завершается им.

А. Эйнштейн

        Развитие современного общества требует формирования всесторонней развитой  интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Велика в этом плане роль знаний по физике. Эта наука даёт основополагающие знания о закономерностях и особенностях природы, двигает вперёд научно-технический прогресс Современный человек должен обладать такими  личностными качествами как   активность, инициативность, коммуникабельность.

        Одним из требований ФГОС ООО является  создание условий,  способствующих   развитию   личности,  позволяющих ребенку развивать  собственную универсальную сущность,  способности.     Искра жажды знаний зажигается учителем. Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать – это значит постоянно использовать приемы и методы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого обучающийся находит, открывает для себя новые знания.

        Однако современные подростки живут в очень плотном информационном потоке, заполненном шаблонами  и графическими примитивами Web-страниц. Поэтому их внимание при обучении зачастую носит фрагментарный характер, а способность к пространственному воображению, детальному осмыслению физических явлений и процессов снижается, следовательно, снижается успешность и результативность.

        Актуальность проблемы:

•     необходимость  проектирования урока в соответствии с требованиями ФГО ООО;

•     повышение качества физического образования;

•    развитие мотивации и   познавательной активности обучающихся.  

        Использование современных подходов к образованию, активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный и мыслительный интерес обучающегося и как важный мотив учения и как мощное средство повышения его качества.

        Цель педагогической деятельности:развитиеметапредметных компетенций обучающихся  средствамифизического эксперимента и ИКТ-технологии в урочной и внеурочной деятельности.

        Задачи:

  • использовать различные виды физического эксперимента  иИКТ-технологии для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающие развитие  метапредметныхУУД при обучении физике;
  •  создать условия для· повышения интереса учащихся к физике, вовлекая обучающихся в активную творческую, проектную и исследовательскую деятельность;

         Физический эксперимент (демонстрационный, лабораторный, фронтальный и виртуальный)   я рассматриваю  как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся.    Каждый  вид эксперимента  выполняет свою  методическую функцию и задачи.

        С целью повышения качества физического образования с учетом условий и уровня мыслительных способностей учащихся  мною  выбирается технология  проведения эксперимента. Приведу несколько примеров.

1. Демонстрационный эксперимент

        Учебный эксперимент позволяет:

  • Показать изучаемое явление в педагогически трансформированном виде;
  • Проиллюстрировать проявление установленных в науке закономерностей

в доступном для обучающихся виде;

  • Познакомить с экспериментальным методом изучения физических явлений;
  • Показать применение изученных физических явлений в быту и технике;
  • Повысить наглядность преподавания и, тем самым, сделать изучаемое явление более доступным для обучающихся.

         Проведение демонстрационных экспериментов при изучении электрических и механических колебаний с использованием осциллографа затруднено тем, что изображениеограничено размерами экрана прибора и плохой видимостью быстро протекающих процессов. Поэтомуя  используювидеокамеру, расположеннуюперед экраном осциллографа, настроенную на макросъёмку и  подключенную к проектору или монитору. Этот приём использую и для других демонстраций, поскольку он удобен: всем ученикам хорошо видно то, что происходит на демонстрационном столе.

        Для записи колебаний использую звуковой редактора DJPro, получающий  сигнал со звуковой карты через выход микрофона. Предварительно я подробно ознакомился с техническими характеристиками и описанием подключения на Web-странице http://www.ferra.ru/ru/system/s17758/#.VqxeVUAnhlR.

Для наглядной демонстрации явления перегрузок мною сконструирована система, состоящая из двух  стёкол размером 400×450 мм, расположенных параллельно на расстоянии 22 мм. В зазоре между стекол размещена фотопленка по которой может скатываться шарик. При  движении шарика в нижней части возникает перегрузка, замыкается микропереключатель и вспыхивает светодиодная лампа. С помощью такой  демонстрации легко убедить учащихся в том, что лампа не загорается, если шарик расположен в нижней точке без движения.  Данная технология проведения демонстрационного опыта позволяет учащимся  самостоятельно  сделать вывод: вес шарика больше силы упругости пружины микропереключателя, только в случае движения по желобу из фотоплёнки.

        Для демонстрации свободного падения тел мною используется метод визуального наблюдения за падением машинки с заводным механизмом с высоты 70-90 см.  Колёса игрушки опираются на  плоскость, падающую вместе с машинкой. Такой эксперимент наглядно демонстрирует начало движения игрушки по плоскости только в тот момент, когда возникает сила трения, то есть невесомость исчезает. Для еще большей наглядности я выполняю видеозахватпадения и тут же демонстрирую замедленное падение с помощью видеоредактораCorelVideoStudio5Pro.

        Проведение демонстрационного и лабораторного  эксперимента с использованием цифровых приборов  делает процесс познания более  наглядным,  доступным и  позволяет    активизировать мыслительную деятельность учащихся.

2. Лабораторный эксперимент

          Физика как наука  не  может быть изучена без лабораторного  эксперимента, который   выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков. Лабораторные работы формируют практические умения, позволяют ученикам овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей,  помогают понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами. Например, при выполнении лабораторной работы по определению длин волн видимой части спектра с помощью дифракционной решётки я вместе с детьми  решаю обратную задачу: определение периода дифракционной решётки с помощью излучения лазерной указки,  по  заранее определённой частоте излучения.

4. Экспериментальные задачи.

        Самостоятельное решение обучающимися экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей. Экспериментальные задачи обычно не имеют всех данных, необходимых для решения. Поэтому обучающемуся приходится сначала осмыслить физическое явление или закономерность, о котором говорится в задаче, выявить, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения и только потом использовать формулу для решения.

 5. Домашние опыты.

        Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания.  Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях и др. Ученики, например, с удовольствием определяют дома плотность своего тела: масса определяется с помощью весов, а объём при полном погружении в ванную. Современные гаджеты позволяют при выполнении домашнего эксперимента осуществить качественную видеозапись, которую ученики  могут предоставить  в качестве приложения к  отчёту о  выполнении экспериментального задания.

6. Виртуальный эксперимент.

         На уроках физики я   использую  виртуальный физический эксперимент,  в тех случаях, когда   использование компьютерных моделей  позволяет  изучать процессы,  связанные  с микромиром.  

        Наибольший интерес среди исследовательских работ  у  учеников  вызывают те  виртуальные эксперименты, которые сами являются продуктом физического моделирования.         Например, при изучении баллистического движения используется разработанная виртуальная модель, созданная с помощью  объектно-ориентированной среды программирования VisualBasic. Значительно упрощенным аналогом такой виртуальной модели  является  модель, созданная   с помощью электронного процессора Exsel.

         Используемая мною виртуальная модель  для  изученияявления фотоэффекта позволяет осуществить на уроке количественную проверку законов фотоэффекта.

  1. Анимационное проектирование.                                              

        На занятиях по  внеурочной деятельности учащиеся самостоятельно  создают учебные фильмы по физике.  Перед ними ставится  задача:  средствами цифровой видеозаписи создать сюжеты о  физических  явлениях, физических процессах или физических законах в наглядной,  увлекательной и доступной формах.

        Данный  вид работы  способствует повышению  мотивации к изучению предмета, повышает   практическую  значимость учебного материала.

         Некоторые видеопроекты опубликованы на моем сайте: http://serduk.ucoz.org  илиhttp://nsportal.ru/serdyuk-vladimir-aleksandrovich

8. Проведение школьного физического практикума в профильных классах.

        В конце каждого учебного года в качестве обобщающего повторения я провожу в 10-11 классах физический практикум. Для этого, к каждой   работе, разработаны методические указания, тематические вопросы,  теоретические блоки  учебного материала для подготовки к защите работы

Приведу в качестве примера фрагмент практической работы по изучению серии Бальмера атома водорода и определению постоянной Ридберга.

                                 Лабораторная работа

«Исследование серии Бальмера атомов водорода с помощью спектроскопа».

Оборудование : спектроскоп двухтрубный, спектральные трубки водорода и неона, блок питания 12 В.

Выполнение работы:

1.Градуирование винтового микромера выполняется при помощи неоновой лампы, которую следует установить против щели коллиматорной трубки на ее оси. В спектре неона имеется ряд ярких линий, расположенных в различных частях спектра. Длины волн неоновых линий даны в таблице:

таблица №1

                Положение и окраска линий

Относительная яркость

Длина волны

1

                                  2

           3

      4

1

Сине-зеленая одинокая

8

485.9нм

2

Зеленая правая из пяти равноудаленных линий

5

503.1нм

3

Зеленая правая из двух одиноких линий

8

533 нм

4

Зеленая левая из двух одиноких линий

6

540 нм

5

Светло-зеленая первая заметная вправо от четвертой

4

576 нм

6

Желтая

25

585.2нм

7

Оранжевая, первая заметная влево от 4-й

5

594.5нм

8

Красно-оранжевая левая из двух близких

10

614.3нм

9

Ярко-красная

10

640.2нм

Плавно вращая микрометрический винт, совмещайте положение линий с металлической нитью. Запишите показания винта для каждой линии в таблицу №2

Длина волны

640.2

614.3

594.5

585.2

576

540

533

503.1

485.9

Показания микрометра

2.Используя данные таблицы, постройте график,  откладывая по оси абсцисс деления  винта, а по оси ординат длины волн неоновых линий.

3 Замените неоновую спектральную трубку на водородную.

4. Запишите показания  винта для каждой линии серии Бальмера.

Таблица№3

Красная 656.3 нм

Зеленая 486.1 нм

Синяя   434 нм

Фиолетовая 410.2нм

микрометр

делений

делений

делений

нм

нм

нм

нм

  • По построенному градуировочному графику определите длины волн в спектре атомов водорода.
  • Сравните результат с данными таблицы №3.

Вывод:

        

         На  районном   семинаре  учителей физики мною был  представлен  педагогический опыт  по методике преподавания физики в профильных классах. Были представлены  методические  разработки по  организации и проведению физического практикума.Материалы опубликованы http://serduk.ucoz.org  или  http://nsportal.ru/serdyuk-vladimir-aleksandrovich

         Используемые мною технологии проведения физического эксперимента на уроках  и во внеурочной деятельности  позволяютактивизировать познавательную деятельности обучающихся, формировать исследовательские навыки, развивать  личностные компетенции.         В соответствии с требованиями ФГОС ООО применение деятельностного подхода  даёт возможность:

  • осознать ученику свои предпочтения;
  • создать условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
  • обеспечить взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами досуга, творчества, самообразования;
  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Сердюк В. А.

Учитель физики, математики

Кировский район

МБОУ СОШ№10 с.Орловки

«Учитель XXI века: залог успешности»

УЧИТЕЛЬ - ЭТО ПЛОДОТВОРНЫЙ ЛУЧ СОЛНЦА ДЛЯ МОЛОДОЙ ДУШИ,

КОТОРОГО НИЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО.

К.Н. Ушинский.

В юности у каждого человека могут происходить события, которые определяют всю его дальнейшую судьбу. Мою судьбу определил выбор профессии - профессии учителя. Выбор этот был далеко не случайным порывом выпускника школы, терзаемого смутными сомнениями, а закономерным исходом тех жизненных обстоятельств, которые сложились в моей бурной, весёлой и романтичной школьной жизни.

      Во-первых, 60-70-е годы прошлого столетия можно отнести ко времени расцвета достижений в науке и технике нашего государства.  И именно физика как наука внесла в эти достижения огромный вклад, поэтому, как и многие мои сверстники, я страстно интересовался этим школьным предметом и всем, что с ним связано.

   Во-вторых, мой учитель физики, талантливый и увлечённый педагог, смогла влюбить в свой предмет всю школу.  «Поверьте, физик может всё!» - повторяла она уверенно. И мы верили и любили.  

       С той безмятежной поры минуло более четверти века. И всё это время уже я сам в стенах своей же родной школы снова и снова ищу, творю, пробую, ошибаюсь и вновь нахожу новые формы работы...

Я хочу показать ученикам, как красива наука, в частности, физика, и как наполнена ею наша жизнь. Ведь современный мир природы и общества сложен и многообразен, он изменяется, его эволюция бесконечна, поэтому для социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников им необходимо глубокое понимание основных законов развития природы и общества. А физика как наука о природных явлениях и наиболее общих природных закономерностях развивает пространственное воображение, умение моделировать связи между окружающими объектами, анализировать и выдвигать гипотезы.

     Таким образом, весь процесс изучения предмета физики я рассматриваю как своеобразный мозговой тренажёр, который позволит ребенку в процессе обучения чувствовать себя творцом, мыслителем, у него должен быть стимул двигаться вперед и быть успешным и  счастливым. Для достижения такого результата я готов стать лицедеем и изобразить на уроке любой физический объект: от шустрого электрона до далёкой Галактики. В то же время я как учитель обязан быть компетентным и  коммуникабельным, а самое главное … счастливым.

Я полностью убеждён, что только искренняя радость, удивление, призыв к счастью познания воздействует на подростков. Только эмоциональное ведение урока может увести детей от грусти, от непонимания и от чувства смятения.

Убеждён: всё, что знаю, умею, чувствую, всё, что люблю и ценю в жизни, должен передать им, моим ученикам. Они в этом очень нуждаются.

Считаю, что главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для её формирования. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою дорогу. Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а, будучи рядом, вовремя подставить плечо, и тогда ребенок взойдет на вершину сам. 

И ни в коем случае нельзя предать, нельзя обмануть. Фразу о том, что ребёнок – «факел, который нужно зажечь», знают все. А как это сделать? Ответить на этот вопрос могут лишь истинные педагоги.  Секрет прост: педагог сам должен гореть как факел.