Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.
Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения и воспитания личности. Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.
Целью коррекционно-развивающей работы воспитателя с обучающимися с ОВЗ является оптимизация интеллектуальной деятельности детей, формирование у них познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. По отношению к детям с ОВЗ универсальные учебные действия выступают как предмет коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_u_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Чернышкова Н.А.
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ, через развитие мелкой моторики во внеурочной деятельности, как один из видов коррекции личности.
Актуальность вопроса о важности развития мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.
У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения и воспитания личности. Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.
Целью коррекционно-развивающей работы воспитателя с обучающимися с ОВЗ является оптимизация интеллектуальной деятельности детей, формирование у них познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. По отношению к детям с ОВЗ универсальные учебные действия выступают как предмет коррекционно-развивающей работы.
Развитие мелкой моторики успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает занятия по ручному труду.
Занятия по ручному труду являются одним из эффективных видов коррекционно-развивающей работы по формированию мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Они способствуют психомоторики, сенсорных процессов, коррекции личности школьников с интеллектуальной недостаточностью;
-развитию внимания, мышления;
-кругозора;
-координации;
-воображения и наблюдательности;
-зрительной и двигательной памяти;
-навыков самообслуживания;
-устной и письменной речи;
-умения работать в коллективе, воспитанию взаимопомощи и взаимовыручки;
-коррекции эмоционального состояния.
Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы. На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и материалами. Задания даются разные, чтобы ребенок использовал различные способы, разные движения рук.
Из-за разных уровней сформированности мелкой моторики нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение, желание и возможности. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Деятельность школьников должна быть успешной - это будет подкреплять интерес к занятиям.
Перед началом работы необходимо провести серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки. Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять
Виды работ на уроках ручного труда:
Универсальным средством является лепка. Во время выполнения работы дети обучаются разнообразным приемам лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание), которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, делают их более чувствительными. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливание одного цвета в другой». Ребенок начинает наиболее точно воспринимать формы, фактуры и цвета. Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжение, управление пальцами своих рук. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), Формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно),развивается общая и мелкая моторика.
« Работа с бумагой и картоном»:
Трудно найти подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, пространственное мышление, укрепляет мышцы рук.
«Изобразительное творчество»:
Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Формирует художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования. В сфере общения на занятиях формируется характер ребенка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность. Развитие творчества у детей в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонента речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. При этом особую актуальность приобретает сочетание дидактических принципов, методов и приемов воздействия, к которым относятся: активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности; развитие познавательной активности; организация коррекционно - развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности; создание предметно-развивающей среды.
Качественное формирование УУД у обучающихся с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающей работы возможно только при условии, если воспитатель выступает как организатор деятельности детей. Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
Литература:
- Материалы интернет – портала.
- Игры: Сб/ Под ред.В.В. Петрусиенского. – М.: Комплект, 1994.
- Крейли Э. Учимся владеть чувствами. – СПб: Комплект,1995.