Обобщение опыта
" ИКТ в преподавании осетинского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные технологии | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и распространение опыта.
Учительница осетинского языка и литературы МКОУ
СОШ№2 с.Чикола Цориева Фатима Габачеевна.
ИКТ в преподавании осетинского языка и литературы
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Для современного учителя немыслимо отстать от своих учеников, поэтому постоянно приходится упорно учиться, идти в ногу со временем, осваивать новые технологии, методы и формы преподавания. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому я работаю над проблемой комплексного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании осетинского языка и литературы.
В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Согласно «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года» основной стратегической целью развития образования является создание условий для формирования личности, способной обеспечить устойчивое повышение качества жизни путем поддержания высокой готовности к самообучению.
Система работы современного учителя, на мой взгляд, должна быть обусловлена требованиями к условиям реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому ИКТ необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.
Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
Каждый свой урок я стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей.
Информационные технологии помогают не только облегчить доступ к информации, открывать возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Новые информационные технологии и программные средства помогают мне более эффективно решать следующие задачи:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
- совершенствование технологий применения ИКТ в учебном процессе;
- систематизация программно-методических материалов Интернет;
- включение во всероссийскую образовательную среду путем обобщения и распространения опыта работы учителей осетинского языка и литературы;
- разработка системы тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы.
- осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- повышение качества усвоения материала;
- создание наглядных пособий качественно нового уровня.
Компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки и др.
Учитель может обратить внимание учеников на любой фрагмент художественного произведения, причем текст будет доступен каждому. Не секрет, что при изучении литературы, особенно в старших классах, часто возникает ситуация, когда ученик не может найти нужное произведение.
При подготовке к урокам осетинского языка я подбираю примеры разного уровня сложности, иллюстрирующие правило, или сама создаю их.
У меня всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.
При обучении осетинскому языку и литературе я использую на уроках:
- презентации, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами;
- электронные словари и видеоматериалы, представленные на дисках;
- задания-упражнения на интерактивной доске;
- интернет-ресурсы;
- печатные дидактические материалы;
А так же использую персональный web-сайт в целях систематизации накопленного педагогического опыта.
К моим урокам литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, рисунки, фотографии). Например, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты; на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй.
При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений.
Наиболее эффективно в учебном процессе компьютер может использоваться:
1. При объяснении нового материала, мотивации введения понятия. Широко используется на этом этапе обучения презентация. Главное здесь – тезисность и наглядность. При демонстрации слайдов презентации учитель может показать разнообразный иллюстративный материал, сопроводить показ музыкальными фрагментами.
2. При отработке определенных навыков и умений на уроках закрепления и обобщения материала могут быть использованы электронные тесты. Они могут быть простыми (карточки с вопросами и вариантами ответов) и сложными, многоуровневыми.
3. На контрольных уроках использование компьютера тоже возможно. Это может быть электронное тестирование, контрольный словарный диктант, контрольная работа, где вопросы демонстрируются с помощью мультимедиа на экран или раздаются учащимся.
4. При организации исследовательской деятельности учащихся ИКТ также успешно используются. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость в работе над проектом.
В последние годы активно в обучение внедряется метод проектов. Метод проектов дает возможность учителю организовывать подлинную исследовательскую работу с использованием многообразий форм и методов самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся.
Компьютерные технологии способствуют реализации проектного метода на всех его этапах. На компьютере оформляется вся сопроводительная документация, а также создается конечный «продукт» проекта. Чаще всего итогом работы является мультимедийная презентация.
Создание докладов и рефератов по теме тоже далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.
Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.
Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.
Проведение урока с использованием информационных технологий интригует детей, у них появляется мотивация, что немало важно. Ученику интересно усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Нет сомнений, что использование информационных технологий в учебном процессе направлено на повышение качества обучения и дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление.
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках осетинского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.
Компьютер в урочной деятельности можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой сферы. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Использование ИКТ при обучении школьников ведёт к повышению качества образования. Моя практика показывает, что дети на уроках осетинского языка и литературы:
- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Использование компьютерных технологий в изучении осетинского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении.
Я считаю, что современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций школьника. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании филологических дисциплин, так как способствуют активизации мышления студентов, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь ученика и преподавателя.
Актуальность использования ИКТ в преподавании осетинского языка и литературы
Помощником учителя в структурировании деятельности школьника, оптимизации обучения оказываются информационно-коммуникационные технологии: компьютерные тесты, уроки с использованием интерактивной доски, мультимедийные презентации при обсуждении нового материала.
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках осетинского языка и литературы в данном случае обусловлена методическим фактором.
Еще один аргумент – условно обозначим его как дидактический – в пользу применения ИКТ учителем-филологом определяется тем фактом, что насыщенность современных учебников лингвистической теорией ставит перед учителем дополнительные задачи при подготовке к урокам осетинского языка и литературы:
- выяснить значимость данного понятия для речевой деятельности ребенка;
- определить адекватную детскому речевому опыту трактовку понятия;
- подготовить материал для постановки учебных задач с учетом языковой компетенции учеников и специфики их речевого опыта;
- оценить представленный в учебнике материал с точки зрения соответствия, во-первых, выбранной трактовке основных понятий, во-вторых, детскому речевому опыту.
Без успешного решения этих задач невозможна ориентировка в методической деятельности. Неоценимым источником дидактического материала оказывается сеть Интернет, в которой можно найти поурочные планы, мультимедийные презентации, видеозаписи уроков и мастер-классы.
Третий из аргументов актуальности и целесообразности использования ИКТ в школьном преподавании осетинского языка и литературы связан с источниковедческой ценностью сети Интернет.
В виртуальном пространстве встречается разнообразная информация, однако для решения конкретной исследовательской или методической задачи необходимо четко представлять, где именно содержатся необходимые (а главное – достоверные и надежные) сведения.
Наконец, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для поддержки школьника в процессе овладения родным языком.
В частности, мультимедийная презентация помогает структурировать материал и активизировать внимание; компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям.
Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.).
Можно заключить, что актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в методике русского языка обусловлена и субъективным фактором - особенностями субъекта учебного процесса.
Итак, применение информационно-коммуникационных технологий в школьном курсе русского языка позволяет решить некоторые актуальные задачи, связанные со специфическими методическими, дидактическими и источниковедческими проблемами обучения родному языку, а также с разнообразием деятельности субъекта обучения - школьника – в процессе сознательного овладения языковой компетенцией в родном языке.
Для использования ИКТ учителю необходимы:
- систематизация электронных и сетевых ресурсов, в результате которого он сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса.
- овладение методикой применения ИКТ на уроке осетинского языка и внеурочных занятиях. Учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока.
Интернет-ресурсы по осетинскому языку и литературе.
Характеризую только основные порталы, на которых размещена необходимая информация. Эти источники могут быть использованы не только самим учителем, но и школьниками при подготовке к олимпиаде или научному докладу.
Специализированных порталов не так уж и много:
- http://www.iriston.com история и культура Осетии
- http://allingvo.ru клуб аланского языка
- http://ossetians.com
- nsportal.ru образовательная социальная сеть
- alleng.ru каталог образовательных ресурсов
- http://pedsovet.org всероссийское сообщество учителей
- openclass.ru сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»
- http://www.proshkolu.ru интернет-портал
- http://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ИКТ не сводится к простой замене «бумажных» носителей информации электронными.
Представление о базовых технологиях позволяет учителю понять природу используемых им ИКТ и подбирать их адекватно методическим целям и особенностям учеников.
Включение ИКТ в урок требует не только соответствующей технической оснащенности, но и изменения структуры урока, методики его проведения.
Благодаря ИКТ учитель осетинского языка и литературы преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям, библиотекам и видеоматериалам.
Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.
Необходимым подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использование ИКТ, как, впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью.
Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.