«Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»
Жуланова Софья Вальдеровна, воспитатель МБДОУ № 233 г. Кемерово
Тема: «Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста»
Очевидно, что для успешного обучения ребёнка в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему ребёнку стать успешным?
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотёк. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы. Вот и получается, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говориться, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
8. Плохая дикция.
Какую работу с родителями осуществляем по данной теме:
· Индивидуальные беседы и консультации;
· Передвижная библиотека книг;
· Передвижная картотека стихов , потешек, скороговорок.
· Передвижная игротека словесных и дидактических игр;
· Рекомендации родителям по пройденному материалу.
Для решения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи можно рекомендовать родителям осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:
1.Создание для ребенка развивающей среды
· Дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;
· Родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
· Нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.
2.Формирование словаря
· Ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;
· Обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
· Ознакомление с природой и социальной действительностью;
· Введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
· Использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
· Осознание детьми слова как единицы языка;
· Использование лексических упражнений;
· Сочетание словарной работы с разными видами деятельности дете
3.Звуковая культура речи.
· Словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?» );
· Знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;
· Предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
· Развитие фонетического слуха;
· Работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;
· Использование речевого дидактического материала ( дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки);
4.Грамматический строй речи
· Использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
· Использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
· Обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик - подснежник);
· Обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе ( игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
· Учить образовывать глаголы;
· Упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.
5.Связная речь
· Развитие ситуативной и контекстной речи;
· Развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
· Развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта ( «Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.)
6.Приобщение детей к литературному творчеству
· Книжный уголок в доме;
· Чтение и рассказывание детской литературы;
· Ознакомление детей с поэзией;
· Ознакомление детей с фольклором;
· Ознакомление детей с книжной иллюстрацией;
· Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов
7. Подготовка к обучению грамоте
· Упражнения по делению слов на слоги;
· Упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.