Гений русской словесности

На данной странице содержится материал о Гении русской словесности - Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Все материалы собраны и разработаны самостоятельно учащимися.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Занимается наукой
В
1745г.
он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в
1746г.
- о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.
Детство Ломоносова
Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября
1711г. в
селе Денисовка
Куростровской
волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия
Дорофеевича
Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью
дьякона. Лучшими
моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать
.
Снова в Москве
В июне 1741
года
М.В.Ломоносов

вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора
химии
.
Михаил Васильевич Ломоносов
Семейное положение
Женился за
границей, в
1740г.,
в Марбурге, на Елизавете-Христине
Цильх
, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского
священника.
В
1735г.
в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В
1736г.
трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов
пробыл тоже
5
лет
.
А теперь в Петербург
Ломоносов умирает

Весной
1765г.
Ломоносов простудился.
Умер
15 апреля
1765г.
Похоронен
на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Ломоносов отправляется в Москву
В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730 года , с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время. Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 года он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при
Заиконоспасском
монастыре. Пробыл там около 5 лет.

Лаборатория
Л
омоносова
1748 году
для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оды МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА Ломоносова

Слайд 2

Имя М.В. Ломоносова пользуется всенародной любовью и глубоким уважением как имя, составляющее в ряду других великих имен мировую славу русской культуры.

Слайд 3

В XVIII веке оды Ломоносова гремели на всю Россию, и не было равнодушных среди его читателей. Русские сердца бились учащенно при звуке ломоносовских ямбов. А какие споры разгорались тогда вокруг поэзии Ломоносова! Одни неистово ее громили и зло пародировали. Другие столь же неистово ее прославляли и пытались ей подражать.

Слайд 4

Не только в науке Ломоносов сознавал неповторимость, принципиальную новизну своего дела. Он и в поэтическом творчестве исходил из самобытности того содержания, которое ему предстояло воплотить. Так , во вступлении к поэме «Петр Великий» (1761) Ломоносов открыто поставил под сомнение принцип слепого следования «образцам»: Хотя вослед иду Вергилию, Гомеру, Не нахожу и в них довольного примеру. Не вымышленным петь намерен я богов, Но истинны дела, великий труд Петров… За кем же я пойду? Вслед подвигам Петровым И возвышением стихов геройских новым Уверю целые вселенныя концы, Что тем я заслужу парнасские венцы, Что первый пел дела такого человека, Каков во всех странах не слыхан был от века. Хотя за знание служил мне в том талан, Однако скажут все: я был судьбой избран.

Слайд 5

Ощущение мощи своего духа, который в состоянии «одним взглядом охватить совокупность всех вещей», ясное понимание самобытности того дела, которое он намерен воспеть, сознание абсолютной новизны тех истин, которые открыты его внутреннему взору, - именно с этим входил Ломоносов в поэзию, именно это он пронес в своих стихах через всю жизнь и оставил потомкам.

Слайд 6

Самый дебют Ломоносова в поэзии был неподражаем. В ту пору, когда стихотворцы в подавляющем большинстве своем еще писали силлабическими размерами, а первоходец нового русского стиха Тредиаковский и его последователи еще не могли в крайней мере осознать все богатство интонационных и мелодических возможностей, которые несла с собой поэтическая реформа, зимой 1740 года из Германии в Петербургскую Академию наук пришли стихи русского студента, в литературе никому не известного: Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл; В долине тишины глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Который завсегда журчит И с шумом вниз с холмов стремится. Лавровы вьются там венцы, Там слух спешит во все концы; Далече дым в полях курится.

Слайд 7

Поэзия Ломоносова показывает, как глубоко проникла в духовный мир человека русская литература нового времени уже при самом своем зарождении. Гоголь писал: « Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Это не просто остроумная фраза: за ней стоит много существенного, насущно необходимого для понимания всего нашего дальнейшего литературного развития. Н.В. Гоголь

Слайд 8

Ломоносов сжато и энергично выразил основные духовные проблемы, которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые, п о сути дела, не утратили актуальности и до сегодняшнего дня.



Предварительный просмотр:

Вклад М.В. Ломоносова в развитие русского языка и литературы.

Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха. Он ввел новые литературные формы. М.В. Ломоносов вполне сознает, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Сюда направлены и чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения. Важнейшими трудами этого рода Ломоносова были:

  1. «Российская Грамматика» (1755),
  2. «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке» (1757)
  3. «Письмо о правилах российского стихотворства», или «Рассуждение о нашей версификации» (1739).

Лишь Ломоносов, со свойственной ему гениальностью, сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов; подметив главные, основные элементы, он выделил их из хаотической смеси и поставил в те довольно стройные взаимоотношения, которые под его рукой получают наш литературный язык.

 К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приёмы, впервые определенно и точно наметил отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил прочное начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие. Ломоносов вполне сознает значение так называемой фонетики, необходимость идти в изучении языка от живой речи. Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов — приемы естествоиспытателя. Выводы свои он основывает на ближайшем, непосредственном обследовании самих фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании таких сличений делает выводы.

М.В. Ломоносов разработал теорию  «трёх штилей». В зависимости от употребления трёх родов лексики русского языка рождаются три стиля: высокий, средний и низкий.

Высокий характеризуется употреблением в произведениях, речах старославянской лексики. В таком стиле Ломоносов рекомендует писать оды, героические поэмы, «речи о важных материях». Такие заимствования из книг церковных отличают русский язык от языков европейских.

Средний стиль состоит по преимуществу из слов и выражений, широко используемых в современном языке (с ограниченным употреблением церковно-славянской лексики, а так же слов низких). Таким стилем создаются все театральные сочинения, стихотворные дружеские послания, сатиры и элегии, в прозе – описания «достопамятных дел и благородных учений».

Низким стилем пристойно писать, по мнению Ломоносова, комедии, увеселительные эпиграммы, песни, дружеские письма. Здесь могут быть использованы простонародные низкие слова.