Конспект занятия «Я имею право» ОО «Социально – коммуникативное развитие» (формирование основ гражданственности и патриотизма) (подготовительная к школе группа)
Данное занятие поможет воспитателям порядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ya_imeyu_pravo.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск «Детский сад №18»
Конспект занятия
«Я имею право»
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
(формирование основ гражданственности и патриотизма)
(подготовительная к школе группа)
Подготовила и провела
воспитатель первой
квалификационной категории
Кантеева Вера Петровна
Цель:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- расширять словарный запас дошкольников, обогащать новыми словами и выражениями, обозначающие названия предметов, действий, признаков;
- закреплять умения детей использовать в речи простые распространенные предложения; отвечать на вопросы и обращения взрослого;
- совершенствовать творческое воображение, ассоциативную память, монологическую и диалогическую речь;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Развивающие задачи:
- развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;коррегировать речь, память, мышление воспитанников.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения к другим людям;расширять их кругозора, обогащать словарный запас,
- воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимодействия, сопереживания, сочувствия;
- воспитывать культуру речевого общения.
Методы и приемы:
- словесные: использование художественного слова (чтение стихотворений),беседа, декламация стихов, ответы детей;
- наглядные: рассматривание иллюстраций.
- игровые: д/игры «« Шляпа знакомств», «Назови ласково»; п/и «Что мы делаем – не скажем».
Оборудование: иллюстрации, картинки с изображением прав детей, шляпа, волшебный сундучок.
Предварительная работа:чтение художественной литературы, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход:
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.А что же такое право?
Дети (с помощью воспитателя): Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
(Педагог достает свидетельство о рождении)
Воспитатель: Что это за документ?
Дети:Свидетельство о рождении – это первый документ каждого человека. Выдается после рождения.
Воспитатель: О каком праве он напоминает?
Дети:О праве на имя, фамилию, отчество
Воспитатель: Зачем нам нужно имя?
Дети:
Чтоб нас не перепутали, различали
В любом году, любого века,
Не забывайте никогда:
Даётся имя человеку,
Один лишь раз, и навсегда!
Воспитатель: Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
Дети:Называть друг друга по имени.
Игра « Шляпа знакомств»
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.
(Дети по очереди называют Ф.И.О.)
Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
(Воспитатель достает иллюстрацию из сундучка)Что изображено на картинке?
О каком праве эта иллюстрация?
Дети:Семья.
Воспитатель: Верно, у каждого есть право на семью.
Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама)
У меня есть семья –
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живём,
Песни громко мы поём.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
Д/и «Назови ласково».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА
Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Пословицы и поговорки о семье
Дети:
В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Дети: Я обязан убирать за собой игрушки после игры. Я заправляю постель. Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома. Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых)
Воспитатель: Как можно отдохнуть детям?
Дети:Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру
«Что мы делаем – не скажем»
(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)
Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет? (Право на образование). Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания. Где можно получить образование?
Дети:В школе, в детском саду, в училище, в институте.
Воспитатель: Для чего надо учиться?
Дети:Чтоб получить профессию, диплом. Потом работать.
Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
Воспитатель: В чем заключается ваша обязанность?
Дети:Стараться хорошо учиться.
Игра «Продолжи пословицу».
Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.
- Век живи … век учись.
- Учиться всегда … пригодиться.
- Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
- Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она
напоминает? (О праве на жилище.)
Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)Почему?
Дети:Никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о …Праве на медицинский уход
Вопросы Ребенку:
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Физминутка «Все будет хорошо»
(Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха.Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.)
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
Воспитатель: Конечно же, ребята, все будет хорошо.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы говорили о ваших правахЧто вам понравилось на занятии?
Дети (отвечают).
Список использованных источников
- Астахов, А. П. Я и семья / Павел Астахов ; художник : Л. П. Лазарева, М. М. Герасимов. – Москва :Эксмо, 2009. – 78 с. – (Детям о праве)
- Книга в библиотеке: Первоклассные истории о правах [Текст] / С. А. Лаврова. - Екатеринбург: Сократ: Учебная книга, 2003. - 79 с.: ил. ; 27 см. - 11500 экз.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.Издательство: Литера. Год издания: 2007 ISBN: 978-5-94455-787-2 Серия: Малышам о Родине
- Усачев, А. А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / Андрей Усачев ; иллюстрации Татьяны Кормер. – Москва :Эксмо, 2008. – 70 с. – (Детский проект Людмилы Улицкой) (Другой, другие, о других).