Конспект занятия «Я имею право» ОО «Социально – коммуникативное развитие» (формирование основ гражданственности и патриотизма) (подготовительная к школе группа)

Кантеева Вера Петровна

Данное занятие поможет воспитателям порядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ya_imeyu_pravo.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад №18»

Конспект занятия

 «Я имею право»

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

 (формирование основ гражданственности и патриотизма)

(подготовительная к школе  группа)

Подготовила и провела

воспитатель первой

квалификационной категории

Кантеева Вера Петровна

Цель:

  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • расширять словарный запас дошкольников, обогащать новыми словами и выражениями,  обозначающие названия предметов, действий, признаков;
  • закреплять умения  детей использовать в речи простые распространенные  предложения; отвечать на вопросы и обращения взрослого;
  • совершенствовать творческое воображение, ассоциативную память, монологическую и диалогическую речь;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Развивающие задачи:

  • развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;коррегировать речь, память, мышление воспитанников.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство уважения к другим людям;расширять их кругозора, обогащать словарный запас,
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, взаимодействия, сопереживания, сочувствия;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Методы и приемы:

  • словесные: использование художественного слова (чтение стихотворений),беседа, декламация стихов, ответы детей;
  • наглядные: рассматривание иллюстраций.
  • игровые: д/игры «« Шляпа знакомств», «Назови ласково»; п/и «Что мы делаем – не скажем».

Оборудование: иллюстрации, картинки с изображением прав детей, шляпа, волшебный сундучок.

Предварительная работа:чтение художественной литературы, беседы по теме «Права ребёнка»,  рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Ход:

Воспитатель:

По извилистой дорожке 
Шли по миру чьи-то ножки. 
Вдаль смотря широкими глазами, 
Шел малыш знакомиться с правами. 
Знать должны и взрослые, и дети 
О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и  правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.А что же такое право?

Дети (с помощью воспитателя): Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

(Педагог достает свидетельство о рождении)

Воспитатель: Что это за документ?

Дети:Свидетельство о рождении – это первый документ каждого человека. Выдается после рождения.

Воспитатель: О каком праве он напоминает?

Дети:О праве на имя, фамилию, отчество

Воспитатель:  Зачем нам нужно имя? 

Дети:

Чтоб нас не перепутали, различали

В  любом  году,  любого  века,
Не  забывайте  никогда:
Даётся  имя  человеку,
Один  лишь  раз,  и  навсегда!

 Воспитатель: Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

Дети:Называть друг друга по имени.

Игра « Шляпа знакомств»

Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.

(Дети по очереди называют Ф.И.О.)

Воспитатель: Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

(Воспитатель достает иллюстрацию из сундучка)Что изображено на картинке?

О каком праве эта иллюстрация?

Дети:Семья.

Воспитатель: Верно, у каждого есть право на семью.

Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама)

У меня есть семья –

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живём,

Песни громко мы поём.

Никому не разрешу

Обижать семью свою.

Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

Д/и «Назови ласково».

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Пословицы и поговорки о семье

Дети:

В семье дружат -живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте
.

Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно. 
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!

Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

Дети: Я обязан убирать за собой игрушки после игры. Я заправляю постель. Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома. Дети обязаны слушаться своих родителей.

Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?   (Право на отдых)

Воспитатель:  Как можно отдохнуть детям?

Дети:Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать

Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру 

«Что мы делаем – не скажем»

(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

Воспитатель: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет? (Право на образование). Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания. Где можно получить образование?

Дети:В школе, в детском саду, в училище, в институте.

Воспитатель: Для чего надо учиться?

Дети:Чтоб получить профессию, диплом. Потом работать.

Воспитатель: Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

Воспитатель: В чем заключается ваша обязанность?

Дети:Стараться хорошо учиться.

Игра «Продолжи пословицу».

Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.

  1. Век живи … век учись.
  2. Учиться всегда … пригодиться.
  3. Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
  4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она

напоминает? (О праве на жилище.)

Воспитатель:  Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)Почему?

Дети:Никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о …Праве на медицинский уход 

Вопросы Ребенку:

- Кто изображен на рисунке?

- Что он делает?

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные на портретах, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.

Физминутка «Все будет хорошо»

(Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха.Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.)

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох) 
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох) 
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

Воспитатель:  Конечно же, ребята, все будет хорошо.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

 Иметь просторный, добрый дом

 Видеть тихий мирный сон.

 Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы говорили о ваших правахЧто вам  понравилось на занятии?

Дети (отвечают).

Список использованных источников

  1. Астахов, А. П. Я и семья / Павел Астахов ; художник : Л. П. Лазарева, М. М. Герасимов. – Москва :Эксмо, 2009. – 78 с. – (Детям о праве)
  2. Книга в библиотеке: Первоклассные истории о правах [Текст] / С. А. Лаврова. - Екатеринбург: Сократ: Учебная книга, 2003. - 79 с.: ил. ; 27 см. - 11500 экз.
  3. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.Издательство: Литера. Год издания: 2007 ISBN: 978-5-94455-787-2 Серия: Малышам о Родине
  4. Усачев, А. А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / Андрей Усачев ; иллюстрации Татьяны Кормер. – Москва :Эксмо, 2008. – 70 с. – (Детский проект Людмилы Улицкой) (Другой, другие, о других).