СОД по рисованию: «Волшебная Хохлома»

Совместная образовательная деятельность для детей  подготовительной группы  с  использованием  информационно-  коммуникативных , игровых технологий  по рисованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_dekorativnomu_risovani1.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность для детей  подготовительной группы

с  использованием  информационно-  коммуникативных , игровых технологий

по рисованию

Тема: «Волшебная Хохлома»

Программное содержание:

  • Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
  • Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
  • Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
  • Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
  • Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, умельцев;
  • Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы,; листы бумаги (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Предварительная работа: знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.

Ход  мероприятия

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

- Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются?. Рассмотрите внимательно, найдите похожие.. Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же называется эта посуда- «золотая хохлома» Почему она так называется?  Может быть от того что делали ее в этом селе? Правильно делали ее в селах Семино, Кулибино.   Стояли они на берегу русской и могучей  реки Волги

         Вот послушайте старинное предание: Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

-Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(Вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад. )

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах).

- Молодцы! Присаживайтесь!

- Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотойжелтый фон.

- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

Вдруг раздается шум и в группу входит   барыня

- Здравствуйте!

-Ой, куда это я попала?

-В детский сад?

- Не может быть того, я ехала на ярмарку в село Хохлома? Покупать посуду для своего терема.

- Может вы дорогу перепутали, здесь не Хохлома.

Как  так ничего я не перепутала, добрые люди подсказали мне что здесь хохломские мастера  работают. И посуды у вас много. Ничего не понимаю.

- Ой, Боярыня, сейчас мы все тебе объясним, приехала ты в детский сад, и ребята  знакомятся  с хохломской росписью  и  нам  захотелось представить что мы хохломские мастера, и тоже расписываем посуду.

Совсем меня запутали эти зазывалы, расскажите мне ребята  все про хохломскую роспись

( ответы детей)

А может и стихи вы про нее знаете? ( дети читают стихи)

Ой, какие умные дети,  а может и посуду свою подарите мне на память о вас а я в долгу не останусь. Дети кладут на поднос свою посуду, Барыня угощает их вкусностями. Прощается и уходит

Вот, ребята, какая с нами необыкновенная история приключилась Итоги занятия, чаепитие.