Родителям в помощь

Синюкова Галина Васильевна

Содержание включает рекомендации по воспитанию и ЗОЖ детей дошкольного возраста, игры, ЭОР для дистанционного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гигиена органов дыхания и

голосового аппарата

В дошкольном возрасте у детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легко ранимы, поэтому в этом возрасте они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких.

Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание – через нос.

 При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи, легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается.

Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания и прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается.

 Дыхание через рот у детей чаще всего возникает при хроническом насморке, появлении в носоглотке аденоидов: разрастании носоглоточной миндалины, находящейся на задневерхней стенке носоглотки.

 Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями. Такого ребенка необходимо показать врачу. Если причиной неправильного дыхания являются аденоиды, их удаляют. После несложной операции состояние ребенка значительно улучшается.

При воспалении гортани (ларингите) заболевают в основном голосовые связки, расположенные на внутренней поверхности боковых стенок гортани. Ларингит имеет 2 формы: острый и хронический.

Острый ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при глотании, разговоре, хрипотой, иногда потерей голоса (афонией). Если не будут приняты необходимые  меры лечения, острый ларингит может перейти в хроническую форму.

Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата от заболеваний у детей большое значение имеет отсутствие резких колебаний воздуха и пищи.

Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны (бани) на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии.

Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани.

Следите за тем, чтобы дети не разговаривали громко продолжительное время, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в неблагоприятную погоду.

Разучивание стихотворений, пение с соблюдением голосового режима и дыхания способствуют развитию и укреплению гортани, голосовых связок и легких.

 Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать  стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4-5 минут.

Во время пения следите, чтобы ребенок не опускал слишком низко голову, т.к. при этом сдавливается гортань, затрудняется прохождение воздуха, что вызывает перенапряжение голосового аппарата. Для лучшей подвижности грудной клетки и диафрагмы желательно петь стоя.



Предварительный просмотр:

Развитие личности ребенка 5 года жизни

На 5-м году жизни закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для достижения этой цели, во-первых, можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если систематически подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, и бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. В этом случае важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. Ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний, он иногда приходит к неправильным выводам, получает логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе.

Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это не означает, что нужно одобрять любые неправильные соображения детей. Важно не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Так, большинство детей 5 года жизни считают сверстников плохими потому, что взрослый делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. И поэтому репутация ребенка, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями. В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития. На 5 году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами, т.е. постепенно накапливают фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.). Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложным природным условиям. А это значит, что взрослый не только дает знания, но и принципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, переживаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоистических интересов, формируя будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не будет чуждо.

Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли и роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.



Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к детской одежде.

Назначение одежды

Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую – не препятствует теплоотдаче.

Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев, качества ткани.

Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся проводником тепла.

 Высокой теплозащитной способностью, хорошей воздухопроницаемостью обладают шерсть, мех, ватин, трикотаж, фланель, поролон, байка, из них шьют одежду для холодного времени года.

 Для летней одежды используют гигроскопичные, хорошо и быстро впитывающие и постепенно испаряющие влагу ткани, т.к. они способствуют охлаждению тела; это – батист, бязь, ситец, сатин.

 Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, т.к. она задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела.

Таким образом, одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, тесные воротнички и горловины.

Одежда и обувь дошкольника

Детское белье, в том числе и постельное, шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижнее белье должно быть на проймах, бретели плохо держатся на плечах у ребенка. Покрой повседневной одежды простой, без излишних украшений, затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. В верхней одежде желательно иметь карман для носового платка.

Одежда для прогулок должна защищать детей от холода и атмосферной влаги, исключать поступление холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. Поэтому лучше приобретать одежду не менее чем из двух слоев: нижнего – теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего – ветрозащитного. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются.

В прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов детям рекомендуется надевать шерстяные вязаные шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые шапки или шапки-ушанки.

Любая обувь, предназначенная для детей, должна иметь надежные и удобные застежки, не препятствующие движению. Открытые туфли сжимают тыльную часть стопы, вызывая быстрое утомление мышц и нарушая кровообращение.

Важно, чтобы детская обувь была легкой, удобной, имела эластичную подошву, прочный задник, не допускающий скольжение стопы кзади, широкий носок и каблучок высотой 5-10 мм. Каблук необходим: он несколько повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви.

 Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, потливости и отеку ног, искривлению пальцев, врастанию ногтей, образованию пяточной шпоры, мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь затрудняет движения, вызывает потертости ног.

Ширина детской обуви в области пальцев ног должна составлять 40% от ее длины, что отвечает анатомическому строению стопы ребенка (не вызывает искривления большого пальца). Носок приподнят кверху на 15 мм., между кончиками пальцев и передней частью обуви остается пространство в 0,5 – 1 см. удобной считается такая обувь, в которой можно свободно шевелить большим пальцем. Средний годовой прирост длины стопы у дошкольников 10-11 мм., поэтому раз в 2-3 месяца проверяйте, не стала ли обувь ребенку тесной. При подборе обуви надо учитывать не только размер, но и полноту ноги, которая у детей дошкольного возраста сильно варьирует.

Для повседневной носки не рекомендуется резиновая и лакированная обувь, т.к. она обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног.

В теплое время года наряду с кожаной рекомендуется носить обувь из различных текстильных материалов, используемых целиком или  в комбинации с кожей.

Зимой в холодную погоду используют валенки, но время пребывания в них не должно быть длительным, т.к. симметричная форма носочной части может оказать отрицательное влияние на формирование детской стопы. Носить валенки в помещении нельзя, это способствует потливости ног, возникновению плоскостопия,  расслабляет связочный аппарат, мешает закаливанию ребенку.

Спортивная обувь предназначается только для музыкальных и физкультурных занятий, спортивных игр, туристических походов. Носят ее с шерстяными носками или вкладными стельками, хорошо впитывающими влагу.

Загрязнившуюся одежду надо своевременно чистить, стирать, кипятить и  гладить (например, за 10 дней носки вес одежды увеличивается на 11%, снижаются ее гигроскопичные и тепловые свойства, ткань пропитывается потом, салом и в ней увеличивается количество микробов).

Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка. Носки, колготы, гольфы – не реже чем через каждые 2-3 дня. Смена белья для детей старше 2 лет производится раз в 5-7 дней. Постельные принадлежности проветривают, сушат раз в месяц; а одеяла 1-2 раза в год стирают.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду мы прививаем ему навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном малыш должен аккуратно сложить одежду на стульчик, а дома повесить на специальные плечики. Проснувшись, раньше, чем приступить к одеванию, он откидывает одеяло на заднюю спинку кровати для проветривания простыни и пододеяльника, затем одевается и застилает свою постель.



Предварительный просмотр:

«Как малышу сохранить

хорошее зрение»

  • Читать, рисовать, писать только при хорошем  освещении, чтобы свет падал с левой стороны;
  • Сидеть ровно, не наклоняясь близко к альбому, книге или тетради;
  • Не стесняться носить очки для исправления зрения;
  • При необходимости пользоваться специальными очками (солнцезащитными, защищающими глаза от травм и т.п.);
  • Выбирать для просмотра по телевизору только самые интересные передачи;
  • Сидеть на расстоянии не менее двух метров от экрана телевизора;
  • Не читать в транспорте; аккуратно работать с ножницами и другими острыми или колющими предметами;
  • Ежедневно по утрам (можно лежа в постели) выполнять гимнастику для глаз;
  • Несколько раз в день в день выполнять следующее упражнение: переводить взгляд с близкого предмета на дальний (в течении нескольких секунд);
  • Соблюдать режим дня, чередовать разные виды деятельности, регулярно проветривать помещение;
  • Включать в рацион питания печень, морковь, чернику.

Первая помощь при травме глаз

  • Попавшее в глаз инородное тело (соринка, песчинка, мошка и т.д.) вызывает жжение, слезоточение, светобоязнь. Если при осмотре глаза оно хорошо видно, удалите его кусочком стерильного бинта, носовым платком или интенсивно промойте глаз водой из пипетки. Если это не поможет, ребенка необходимо отправить к специалисту, т.к. длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.
  • При ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой;
  • При термических ожогах глаз, укусах насекомых, попадании в глаза ядовитых веществ и др. тяжелых повреждениях ребенка необходимо срочно доставить в медицинское учреждение.

Гимнастика для глаз

Для любых глаз – здоровых и не очень, детских и взрослых,  несколько раз в день, особенно когда почувствовали, что глаза устали делайте такие упражнения.

  1. Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите 4-6 раз.
  2. Поглаживайте в течении 1 минуты веки подушечками пальцев.
  3. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  4. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите 5 раз.
  5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержите на ней взгляд в течении 1 минуты.

Охрана зрения

Козлова С.А, Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». Мой организм: Методические рекомендации. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 79-81.

  1. Расслабление глаз.

Поочередно вызвать чувство тепла, тяжести, легкости, невесомости, потери ощущения глаз. Самостоятельные упражнения проводятся в течении 3-5 минут, между ними перерыв 20-40 секунд.

  1. Взгляд на горизонт.

Сосредоточить взгляд на любом удаленном объекте – облаке, дереве и т.п. смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрение. Рекомендуется проводить через каждые 2 часа при напряженной зрительной работе.

  1. Моргание.

В течении 30-60 секунд быстро сжимать и разжимать веки. Затем расслабить глаза.

  1. Фиксация взгляда на кончике нос.

Смотреть на кончик носа двумя глазами, по возможности не моргая, голову не опускать. Выполнять 10-20 секунд до легкой слезливости и рези в глазах, расслабить глаза.

  1. Фиксация взгляда на межбровном промежутке.

Голову держать прямо. Время проведения упражнения постепенно довести до нескольких минут. Расслабить глаза. Упражнение способствует мысленной концентрации и сосредоточению.

  1. Фиксация взгляда на правом плече.

Постепенно довести время фиксации до 2-4 минут.

  1. Фиксация взгляда на левом плече (аналогично 6 упражнению).

  1. Вращение глаз.

Посмотреть вверх и очень медленно перевести взор по часовой стрелке, описать взглядом окружность максимального радиуса. Движения плавные. Постепенно довести упражнение до 2-3 поворотов в каждую сторону.

  1. Повороты глаз (динамичное упражнение).

Переводить глаза вверх - вниз, влево - вправо, по диагонали. В каждой позиции фиксировать глаза по 3-5 секунд.

  1.   Поочередная фиксация взгляда на пальце и на горизонте.

Указательный палец поднять, руку вытянуть на расстояние 30 см. от глаз. Фиксировать движения по 2-3 сек. Палец должен быть расположен в одном направлении с объектом на горизонте. Смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять 1-3 минуты.

  1.   Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте (аналогично 10 упражнению).

  1.  Фиксация взгляда на пламени свечи.

Зажженную свечу расположить на уровне головы на расстоянии вытянутой руки. Смотреть, не моргая, широко раскрытыми глазами. Выполнять в полутьме или в темноте. Язык пламени должен постепенно превратиться в одно яркое пятно, которое будет расти по мере тренированности глаза. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Йоги удерживают это состояние 30 минут и более. При появлении усталости глаза закрыть и «досматривать» это пятно.

  1.  Фиксация взгляда на отраженном пламени свечи.

Проводится после освоения предыдущего упражнения. Используется широкая чаша, тарелка или таз  с водой. Смотреть под углом 30 градусов к поверхности воды.

  1.  Фиксация взгляда на солнце.

Выполнять, когда солнце касается горизонта (йоги предпочитают утреннее солнце). Смотреть широко раскрытыми глазами, не моргая,  в центр, стараясь уменьшить видимое до размера солнечного диска. При ощущении рези закрыть глаза, мысленно удерживая увиденное.

  1.  Фиксация взгляда на отражении солнца.

Выполнять аналогично предыдущему упражнению, но смотреть на отражение солнца в воде – в реке, озере и т.п.

В Индии солнечная терапия применяется при близорукости, дальнозоркости, астигматизме, ячменях, воспалениях глаз. Смотреть на солнце и его отражение надо 1-3 раза в неделю во время заката или восхода.

  1.  Фиксация взгляда на луне и ее отражении (подобно 15 упражнению). 

Смотреть 3-5 минут под углом 45 градусов (так меньше устают глаза). Людям с неустойчивой нервной системой смотреть на луну не рекомендуется. Здоровым людям можно проводить упражнение 1 раз в неделю полезно фиксировать взгляд на звездах, облаках, морских просторах.

  1.   Массаж глаз

Сесть за стол. Локтями упереться в крышку стола и опустить голову на ладони.

Легко массировать глаза (надавливание, вращение, поглаживание, вибрация). Выполнять до ощущения тепла в глазах.

  1.   Промывание глаз.

Широко раскрыть глаза и наклонить лицо над тазом с прохладной водой, задержать дыхание. Ладонями плеснуть холодную воду в широко раскрытые глаза. Повторить несколько раз.

Примечание: упражнения делают, пока они выполняются легко. После выполнения комплекса необходим 20-минутный отдых (без чтения, просмотра телепередач и т.п.).



Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей, совершает положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане), начинает точнее употреблять моральные понятия - вежливый, честный, заботливый и др., осознает общепринятые нормы, правила поведения и обязательность их выполнения.

Формируется возможность саморегуляции: предъявляет к себе требования, которые раньше предъявлялись взрослыми (не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Но дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, возможно, обычно с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

Оценки и мнение товарищей становятся существенными: повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками, общение становится менее ситуативным. Дети охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д., внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Безопасность жизнедеятельности связана с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Совместно обсуждают правила игры, контролируют действия друг друга, указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж: объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила, пытаются совместно решать проблемы («Кто будет…?»). Согласование действий, распределение обязанностей чаще возникает по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА

 Крупная моторика более совершенна: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке, перешагнув через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Формируется осанка, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые могут продевать шнурок в ботинок и завязывать бантиком.

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Обладают большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются. Ребёнок хорошо знает основные цвета, оттенки (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); отличие геометрических фигур друг от друга. Он сопоставляет предметы между собой по величине, умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (усваиваются те названия, с которыми связаны яркие события).

Внимание становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость: используют несложные приёмы и средства (схемы, карточки или рисунки).

 Наглядно-образное мышление позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме. Развивается прогностическая функция мышления: видеть перспективу событий, близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 Становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Он свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дошкольники могут использовать в речи несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Они учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Способность удерживать в памяти большой объём информации позволяет освоить чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность: становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Совершенствуется техника изображения: могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

В состоянии лепить из целого куска глины (пластилина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать работы с помощью стеки и налепов, расписывать.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

 

 Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. 

Примерный список литературы для чтения детям старшей группы

Русский фольклор

Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»,

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина;

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов ЗападнойАфрики, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

А. Барто. «Веревочка»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Литературные сказки

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной; X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

Примерный список для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Примерный список для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».  

         

 Дополнительная литература

Русские народные сказки.

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А.Афанасьева);

Зарубежные народные сказки.

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

Проза

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Л. Пантелеев. «Буква «ты»;

М. Москвина. «Кроха»;

А.Митяе. «Сказка про трехпиратов »

Поэзия.

Я. Аким «Жадина»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

Д. Чиарди. «О том, у кого триглаза»,пер.сангл. Р. Сефа;

Б. Заходер. «Приятная встреча»;

С. Маршак. «Почта»

Литературные сказки.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

О.Прослер. «Маленькая Баба-яга», перс нем. Ю.Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан » (из книги «Сказки у которых три конца»), пер. с итал. И.Константиновой;

«Шляпа волшебника», пер.В.Смирнова;

Т.Янсон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л.Брауде;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах».

Перспективное планирование по валеологии в старшей группе

1. Тема: Путешествие по стране «Валеология».

Цель: Познакомить детей с понятиями «валеология», «ЗОЖ». Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к другим людям. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. Тема: Наша помощница Гигиена.

Цель: Познакомить детей с понятием «гигиена». Закрепить и совершенствовать культурно-гигиенические навыки; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважение к другим людям. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

3. Тема: Мой режим дня

Цель: Познакомить детей с понятием «режим дня», гигиеническими требованиями к режиму дня. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в соблюдении режима дня, сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

4. Тема: Сохрани свое здоровье сам.

Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления. Уметь оказывать себе элементарную помощь. Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

(стр. 64, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

5. Тема: Витамины укрепляют организм.

Цель: Познакомить детей с понятием “витамины”. Сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Воспитать у детей культуру питания, чувство меры.

(стр. 66, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

6. Тема: Мои защитники: кожа, ногти, волосы.

Цель: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.

7. Тема: Кожа, её строение и значение.

Цель: Познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

8. Тема: Как возникают болезни.

Цель: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.

9. Тема: Осторожно, грипп!

Цель: Учить заботится о своем здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой.

(стр. 176, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

10. Тема: Я – часть природы.

Цель: Учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

11. Тема: Пейте, дети, молоко будете здоровы!

Цель: Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности молока, влиянии его на состояние здоровья. Уточнить знания детей о разнообразии продуктов молочного происхождения. Воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни, желание заботиться о своем здоровье.

12. Тема: Где прячется здоровье?

Цель: Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания. Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

13. Тема: Части тела человека.

Цель: Учить детей любить себя и свое тело. Познакомить с частями тела человека.

14. Тема: Функции позвоночника, скелета.

Цель: Развивать у детей понимание функции позвоночника, скелета.

15. Тема: Осанка – красивая спина.

Цель: Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.

(стр. 78, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

16. Тема: Слушай во все уши!

Цель: Дать знания об органах слуха. Уточнить, что уши у всех разные. Учить при помощи опытов различать силу, высоту и тембр звуков. Закрепить знания о правильном уходе за ушами.

(стр. 68, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

17. Тема: Смотри во все глаза!

Цель: Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить со строением глаза. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.

(стр. 70, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

18. Тема: Наши руки.

Цель: Дать понятие о важности человеческих рук. Учить сознательно относится к развитию своей руки.

(стр. 72, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

19. Тема: Подружись с зубной щеткой.

Цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Дать представления о детской зубной пасте и детской зубной щетке. Познакомить с методом ухода за зубами.

(стр. 75, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

20. Тема: Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья.

Цель: Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы.

21. Тема: О правильном приеме пищи.

Цель: Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка.

22. Тема: Наши внутренние органы.

Цель: Дать детям общие представления о внутренних органах человека.

23. Тема: Опасные предметы дома.

Цель: Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека. Уточнить правила пользования ими.

(стр. 186, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

24. Тема: Сердце – наш мотор.

Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека.

25. Тема: Для чего нужна кровь?

Цель: Рассказать детям о кровеносной системе нашего организма, как остановить кровотечение.

26. Тема: Микробы.

Цель: Дать детям элементарные знания о микробах и о способах защиты от них.

(Познавательное развитие Блинова Г. М. стр. 47)

27. Тема: Сердце семьи.

Цель: Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

28. Тема: Зачем мы дышим: органы дыхания

Цель: Познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание.

29. Тема: Спорт – это здоровье.

Цель: Развивать интерес к различным видам спорта. Закрепить знания о видах спорта. Прививать любовь к спорту.

(стр. 81, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

30. Тема: Приятного аппетита!

Цель: Дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека. Закрепить знания этикета во время еды за столом.

(стр. 148, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

31. Тема: Будь осторожен с огнем!

Цель: Закрепить знания правила пожарной безопасности. Прививать интерес к работе пожарных.

(стр. 178, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

32. Тема: Умеешь ли ты обращаться с животными?

Цель: Дать знания о правилах при встрече с различными домашними животными. Учить детей понимать состояние и поведение животных, как сними общаться.

(стр. 193, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

33. Тема: Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Цель: Познакомить детей с правилами закаливания организма с помощью природных факторов, разнообразием закаливающих процедур. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и к окружающей природе. Развивать мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, закаливания.

34. Тема: Безопасность на природе.

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

(стр. 195, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

35. Тема: Ядовитые грибы и ягоды.

Цель: Дать представления о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Учить различать грибы по картинкам.

(стр. 198, Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие)

36. Тема: Зеленая аптека.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.

36 занятий

План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Сентябрь

             (старшая группа)

 

Ребёнок в природе.

«Безопасность при общении с животными»

Цель: Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать как общаться с ними.

Ребёнок на улицах города.

«Правила поведения в транспорте»

Цель: Познакомить с правилами поведения в общественных местах, транспорте. Рассказать, что нельзя толкаться, громко разговаривать. Надо уступать место старшим.

Ребёнок дома.

«Огонь – друг или враг».

Цель: Рассказать об открытом огне, о помощи и вреде огня.

Здоровье ребёнка.

«У Мишки в гостях»

Цель: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, чтобы противостоять болезням.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Октябрь

Ребёнок и другие люди.

«О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

Ребёнок на улицах города.

«Мы знакомимся с улицей».

Цель: Познакомить детей с улицей и её особенностями. Закрепить правила поведения на улице.

Ребёнок дома.

«Прямые запреты и умение обращаться с некоторыми предметами».

Цель: Закрепить у детей представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.

Здоровье ребёнка.

«О роли лекарств и витаминов»

Цель: Напомнить, что лекарства наши спасители и помощники, что обращаться с ними надо умело.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Ноябрь

1.Ребёнок в природе.

«Правила поведения в лесу».

Цель: Познакомить с правилами поведения в лесу, что можно, а что нельзя делать в лесу.

2.Эмоциональное благополучие.

«Поступки и их последствия».

Цель: Рассказать о поступках, их последствиях; учить серьёзно относится к своим поступкам.

3.Ребёнок дома.

«Опасный невидимка (газ)».

Цель: Рассказать детям о газе, что надо делать, если произошла утечка газа.

4.Здоровье ребёнка.

«Опасность ожога для организма».

Цель: Рассказать, как страдают люди от ожогов; полученных в результате пожара, неправильного обращения с огнём.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Декабрь

1.Ребёнок и другие люди.

«Если чужой приходит в дом».

Цель: Разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, нельзя открывать дверь чужим.

2.Ребёнок и природа.

«Ухудшение экологической ситуации»

Цель: Рассказать детям о том, что ухудшение экологической ситуации представляет угрозу здоровью человека. Необходимо выполнять привычные требования: не пить не кипяченую воду, мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты.

3.Эмоциональное благополучие.

«Детские страхи».

Цель: Рассказать детям, что чаще всего страхи возникают из-за просмотров фильмов-ужасов и что не следует им бояться вымышленных персонажей, так как это фантазия, а не реальные факты.

4.Здоровье ребёнка.

«Здоровье – главная ценность человеческой жизни»

Цель: Объяснить детям, что здоровье – одна из главных жизненных ценностей. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье. Рассказать, что каждый ребёнок должен знать своё тело, научиться заботится о нем, не вредить своему организму.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Январь

1.Ребёнок в природе.

«Загрязнение окружающей среды»

Цель: Рассказать детям, что чистота окружающей среды зависит главным образом от нас. Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить как ухудшение экологических условий сказываются на человеке и живой природе.

2.Эмоциональное благополучие.

«Конфликты и ссоры между детьми»

Цель: Научить детей положительно относиться друг к другу. Помогать в беде, сопереживать во время неудач.

3.Ребёнок дома.

«Открытое окно, балкон как источник опасности».

Цель: Рассказать детям, что особую опасность в помещениях представляют открытые окна и балконы. Напомнить, что без взрослого на балкон не выходить, на подходить к окну.

4.Здоровье ребёнка.

«Чтобы нам не болеть»

Цель: Продолжать знакомить детей с трудом врачей. Рассказать о том, что врачей бояться не надо, даже если делают больные уколы – они заботятся о нас. Прививать уважение к труду врачей.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Февраль

1.Ребёнок и другие люди.

«Опасные ситуации с незнакомыми людьми».

Цель: Рассказать типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

2.Ребёнок на улицах города.

«Улица города»

Цель: Продолжать знакомить детей с устройством проезжей части. Знакомить с некоторыми дорожными знаками.

3.Ребёнок и природа.

«Восстановление окружающей среды».

Цель: Рассказать детям, что одним из факторов экологической безопасности является по восстановлению и улучшению окружающей среды.

4.Здоровье ребёнка.

«Изучаем свой организм»

Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Рассказать о кровообращении. Предложить послушать, как бьётся сердце.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  На Март

1.Ребёнок в природе.

«Ядовитые растения»

Цель: Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, лугах, на полях, которые нужно знать каждому. Дети должны знать ядовитые грибы и растения.

2.Ребёнок на улицах города.

«Милиционер-регулировщик».

Цель: Познакомить детей с работой милиционера – регулировщика. Рассказать о его значении.

3.Ребёнок и другие люди.

«Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого».

Цель: Рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения. Объяснить, как вести себя в подобных ситуациях.

4.Здоровье ребёнка.

«Правила поведения на воде».

Цель: Познакомить детей с правилами на воде.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Апрель

1.Ребёнок в природе.

«Насекомые».

Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

2.Ребёнок на улицах города.

«Если ребёнок потерялся».

Цель: Объяснить ребёнку, что если он вдруг потерялся и не знает, куда ему идти, то необходимо стоять на месте, родители сами его найдут.

3.Ребёнок дома.

«В мире опасных предметов».

Цель: Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

4.Ребёнок и другие люди.

«Ребёнок и другие дети, в том числе и подростки».

Цель: Объяснить, что ребёнок должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.

       План по БЕЗОПАСНОСТИ

                  на Май

1.Ребёнок в природе.

«Гроза».

Цель: Знакомить правилами поведения во время грозы.

2.Ребёнок на улицах города.

«Зачем нужны дорожные знаки».

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми.

3.Ребёнок дома.

«Пожар в квартире».

Цель: Выяснить причины пожара, что надо делать? Куда звонить?

4.Ребёнок и другие люди.

«Самый лучший друг».

Цель: Развивать у детей умение объективно оценивать положительные качества друзей, новых знакомых, не обольщаться внешними данными, а доверять тем, кто не обманывает, защищает слабых.



Предварительный просмотр:

Советы по развитию речи или

 «пальцы помогают говорить»

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 —7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук — поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка — взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу), малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши — полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок — также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,— получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

«Сорока-белобока»

Есть еще более сложная игра пальцами — индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется «Лесенки» и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же «лесенку» делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Мы уже знаем и то, что у подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши — люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей — левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирования функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение — ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

 Преимущественное пользование правой или левой    рукой    обусловливает формирование речевых зон в правом или левом    полушарии мозга. При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу    все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него  тренируются   обе   руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая, рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии — несколько ниже.

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее, амбидекстров).

По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой руками.

Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу — надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую — самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать— конечно, автомобиль придет позже!

Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и заикания.



Предварительный просмотр:

Народная сказка в системе воспитания дошкольников

Философ, законодатель, историк – всякий, кто хочет понять свой народ до конца, должен присматриваться к его песням, пословицам, сказкам, а также к его поговоркам, отдельным выражениям и словам. За словом всегда стоит его значение, за буквенным смыслом – смысл тайный, аллегорический, под странным пестрым одеянием сказки кроются история и религия народов и наций.

Джузеппе Питре, итальянский фольклорист (1843-1916)

Народная сказка – одно из первых произведений народного искусства, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с культурой и искусством своего народа.

Миллионы людей первые основы нравственного воспитания получили на ярких примерах народной сказки. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает  им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

В свое время русский педагог К.Д.Ушинский высоко ценил русскую народную сказку, считал ее рассказывание замечательным методом воздействия на ребенка: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Учитывая силу воздействия народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, воспитатель-рассказчик должен бережно донести ее до слушателя.

Сказка – устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое она получила от слова «сказывать».

В течение долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, приобрела традиционные, устойчивые формы композиции и выразительности языка. Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать детям. Особенно важно это учитывать воспитателю младших групп детского сада.

 В живом рассказе воспитателя сказка звучит более эмоционально. Перед детьми как живые встают сказочные образы, ярче вырисовываются характеры действующих лиц, их поступки. Здесь, помимо текста сказки, большую роль играет облик самого рассказчика, его мимика, жесты, непосредственное общение со слушателями, а также и ответная реакция детей. А так как я давно занимаюсь с детьми развитием интонационной выразительностью, я вижу положительный результат своей работы.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа: его борьба за счастье, его верование, его обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними, обычно, приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает из воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способных еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес детей к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Знакомство с произведениями устного народного творчества является более эффективным методом воспитания, нежели другие методы, направленные на стимулирование чувств детей (поощрение, наказание, порицание, указание, контроль деятельности, создание ситуации успеха и т.д.). Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

Фольклор активно развивает речь ребенка, самостоятельность, воспитывает культурно-гигиенические навыки. Приучая детей регулярно мыть руки, следует использовать потешки: «Ай, лады, не боимся мы воды», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется», «Водичка, водичка, умой мое личико». Известно, дети, знающие потешку «Водичка» с раннего возраста с удовольствием повторяют ее в старшем возрасте, когда умываются сами или играют с куклами.

Таким образом, используя в процессе воспитания малышей потешки, мы помогаем им быстрее и легче адаптироваться к новым условиям, создаем благоприятный эмоциональный фон, развиваем речь, побуждая детей повторять то, что мы произносим.

К детям младшего дошкольного возраста, воспитатели обращаются с закличками, что, как известно, способствует формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать. Формируя ценностное отношение к природе, у ребенка 3-х, 4-х лет закладываются азы нравственности, которые с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорей», «Дождик-дождик, пуще». Дети среднего и старшего возраста могут проговаривать более сложные тексты: «Радуга-дуга, не давай дождя», «Иди, весна, иди, красна. Принеси ржаной колосок, овсяной снопок».



Предварительный просмотр:

Список литературы

1.    Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития ребёнка. М.: Изд. МГУ, 1990.

2.    Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз,1997.

3.    Кашапов Раиль. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 320 с.

4.    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

5.    Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

6.    Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб.: НО и Комплект, 1995.

7.    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

8.    Лаврентьева Г,П, Культура общения дошкольников. – Киев, 1988.

9.    Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо,2005. –896 С.

10.    Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

11.    Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М.,1997.

12.    Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребёнок. Журнал «Обуч», 1996, №4.

13.    Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.

14.    Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. – М., 1990.

15.    Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002. – 384 с.