Методическая копилка учителя
На данной странице сайта расположен методический материал для учителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Валуйки Белгородской области
Управление образования администрации Валуйского городского округа
Методические рекомендации
для учителей истории и обществознания
РАССМОТРЕНО РАССМОТРЕНО
на заседании на заседании
педагогического совета Экспертного совета
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Валуйского городского округа
Протокол №___ Приказ № _____
от _______ 20__ года от _________20__ года
«Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»
Акимова Наталья Андреевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №1» г. Валуйки
Белгородской области
Валуйки
2020
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………
Раздел 1. Теоретическая база методических рекомендаций………………...
Раздел 2. Основные виды проектной деятельности на уроках истории и обществознания………………………………………………………………..
Раздел 3. Этапы формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности:
3.1. Мотивационный этап………………………………………………
3.2. Когнитивно – процессуальный этап………………………………
3.3. Рефлексивный этап………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………….
Предисловие
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО), среднего общего образования (далее ФГОС СОО), новым требованиям Историко-культурного стандарта, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов. Указанные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в проектную деятельность.
Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но, применительно к одаренным детям, эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на таких детей общество, в первую очередь, возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Однако, многие проблемы, связанные с формированием исследовательской компетентности одаренных учащихся, остаются недостаточно изученными: не уточнены особенности формирования исследовательской деятельности таких учащихся; не разработана педагогическая модель формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся.
Таким образом, актуальность и степень разработанности проблемы свидетельствует о существовании в настоящее время следующего противоречия: между необходимостью формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся и отсутствием системы работы по данному направлению в педагогической практике школы.
Данные рекомендации предлагают один из способов разрешения этого противоречия на практике.
Диапазон методических рекомендаций представлен единой системой «уроки истории и обществознания – занятия внеурочной деятельности – работа секции «Краевед» школьного научного объединения учащихся «Эрудит» с использованием проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности одаренных детей».
Раздел 1. Теоретическая база методических рекомендаций
В рамках исследования проблемы формирования исследовательской компетентности одаренных учащихся были изучены такие аспекты, как:
- организация исследовательской деятельности учащихся (Е.А. Шашенкова, Д.И. Захарова, Н.А. Семенова, О.Г. Проказова);
- работа с одаренными детьми (О.Г.Селиванова, Н.С. Лейтес)[8];
- проблемы формирования и развития исследовательской компетентности учащихся (Е.В. Феськова, А.А. Ушаков, Н.А. Федотова, Л.А. Никитина);
- научно-теоретическое, технологическое обоснование решения формирования исследовательской компетентности средствами проектной деятельности (И.С. Сергеев) [14];
- формирование исследовательской компетентности у одаренных учащихся через работу научных обществ учащихся (М.Ю. Кожухова) [6].
Анализ данной литературы позволяет рассматривать понятие исследовательская компетентность как интегративное личностное качество школьника, проявляющееся в его осознанной готовности и способности заниматься учебным исследованием.
Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности [4].
«Совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, позволяющих человеку быть в позиции исследователя по отношению к окружающему миру, выражающейся через чувствительность к проблемам окружающего мира, умение распознавать и разрешать проблемную ситуацию с любым произвольным объектом или явлением окружающего мира, используя для этого различные теоретические и эмпирические источники информации» – так определяет исследовательскую компетентность Е.В. Феськова [22].
Структура исследовательской компетентности представлена в таблице 1.
Таблица 1. Компоненты исследовательской компетентности школьника (Н.А. Федотова)
Мотивационный компонент | Когнитивный компонент | Процессуаль-ный компонент | Рефлексивный компонент |
Мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые отношения, потребности школьников заниматься учебно-исследовательской деятельностью | Система знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования | Система исследовательских умений | Способности к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения учебного исследования |
-потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения; - потребность в реализации творческих способностей; - потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками -потребность в достижении успеха и повышении статуса личности; -потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и самостоятельности | -знания об исследуемом объекте действительности; -знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования; -знания учащихся о возможных способах поиска, обработки и использования информации; -знания учащихся о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования | -умения работать с информацией; -логические умения; -умения творчески решать проблемы исследования | -осознание учащимися себя как субъекта исследовательской деятельности; -осознание учащимися цели, задач и предполагаемых результатов исследовательской работы; -оценка готовности к выполнению учебного исследования; -осознание учащимися ответственности за проделанную исследовательскую работу |
Исходя из данных, приведенных в таблице, можно утверждать, что для проверки уровня сформированности исследовательской компетентности одаренных учащихся можно использовать тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей разработанных И.С. Фишманом[8] (Приложение №1).
Автор рекомендаций, на основе классификации исследовательской компетентности, разработанной Н. А. Федотовой, составил опросные листы для выявления комплекса исследовательских умений, которыми владеет одаренный ребенок; мнения его об отношении к исследовательской деятельности; для определения доминирующих мотивов исследовательской деятельности одаренных учащихся; определения уровня теоретических знаний и практических умений, необходимых для проведения ими исследовательской работы (Приложение №2).
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления [8].
Существуют две противоположные точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Как утверждают авторы «Рабочей концепции одаренности», «указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную демонстрирует незначительная часть детей» [12]. Так как, не существует единой точной диагностики одаренности ребенка, свою работу автор опыта начинал со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I. Протекает в рамках урочных занятий, в ходе которых необходимо
проявить интерес к своему предмету.
II. Внеурочная деятельность, где появляется возможность у ребенка
в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III. Заключительный (на этом этапе автор опыта проводит работу с узким кругом учащихся, которые проявили способности по истории) (Приложение № 3).
Одной из наиболее эффективных форм работы с одарёнными детьми является проектная деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Проектная деятельность – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей [5].
Иными словами, это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального продукта.
История возникновения метода проектов и проектной деятельности восходит ко второй половине XIX века. Как известно, основывался метод на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» [5].
Особый интерес при организации работы с одаренными детьми по повышению уровня сформированности исследовательской компетентности одаренных детей представляет собой исследовательский проект (по классификации А.С. Сиденко).
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Включение в исследовательскую проектную деятельность побуждает одаренных детей проявлять свои способности:
- к осмыслению своей деятельности;
- к целеполаганию;
- к самообразованию и самоорганизации;
- к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
- к решению учебных и социальных проблем.
При этом им нужно:
- произвести отбор содержания для осуществления проектной деятельности (в исторической науке, очень много пробелов, спорных фактов и мало изученных тем – они и становятся объектом исследования, в основном мы исследуем роль личности в истории);
-выбрать соответствующие технологии (технология исследовательского обучения, информационно – коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология критического мышления);
- выбрать метод диагностики для отслеживания результатов (результаты ЕГЭ и ОГЭ, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня, достижение социального успеха одаренных детей).
Поэтому использование проектной деятельности при организации работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочной деятельности способствует формированию их исследовательской компетентности.
Новизна данных методических рекомендаций состоит в создании комбинации различных методов и приемов проектной деятельности на уроках истории, обществознания и внеурочной деятельности, способствующей формированию исследовательской компетентности одаренных учащихся.
Данные рекомендации могут быть применены в любом типе общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательные программы, а также программы профильного обучения, педагогами которые осуществляют работу по формированию исследовательской компетентности одаренных детей.
Раздел 2. Этапы формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
Исследовательская компетентность одаренного учащегося – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.
Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся происходит постепенно, поэтапно и представляет собой систему индивидуального сопровождения учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности:
Iэтап – мотивационный (5-7 классы) - формирование интереса и развитие мотивации одаренных детей к проектной деятельности для формирования исследовательской компетентности.
II этап – когнитивно-процессуальный (8- 9 классы) – формирование системы знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования и системы исследовательских умений.
III этап – рефлексивный (10-11 классы) – формирование способностей к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения исследовательского проекта для формирования исследовательской компетентности одаренных детей.
Этот процесс тесно переплетается с формулой одаренности ребенка, выведенной сторонником этого взгляда на детскую одарённость Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПКиПРО, которая утверждает, что «Детская одарённость» = Мотивация + Интеллект + Креативность [16].
Учебный процесс и воспитательную работу учитель организует как субъект – субъектное взаимодействие учителя и ученика. Этому способствует использование системно - деятельностного подхода, который позволяет достигать высокого качества предметных компетенций, эффективно развивать интеллект, формировать нравственный смысл учения, целеустремленность и настойчивость в достижении результата, что позволяет учащимся становиться субъектами своей деятельности и в целом успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни. Календарно-тематический план к рабочей программе составляется на основе принципа дифференциации, включена работа по организации проектной деятельности.
В своей практике можно применить два вида урочных занятий:
Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. В частности, новые учебники истории, соответствующие требованиям Историко-культурного стандарта и ФГОС ООО и СОО, содержат темы и материалы для самостоятельной и проектной работы. На таком уроке происходит мини-исследование (Приложение 4). Интересны уроки, когда выводы опровергают гипотезы, выдвинутые одаренными детьми перед работой, приводят к неожиданному результату. Это повышает познавательный интерес, развивает логику, способствует развитию критического мышления.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные одаренными учащимися во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках одаренные дети презентуют свой проект (Приложение № 5).
2.1. Мотивационный этап
Трудности с формированием исследовательской компетентности у одаренных детей возникают в 5-7 классах, с того самого момента, когда учащиеся начинают изучать историю. Поэтому очень важно на данном этапе сформировать внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для мотивирования одаренных учащихся применяются разнообразные формы и приемы организации проектной деятельности:
- составление плана темы, опорных схем (в учебнике И.М.Арсентьева, А.А. Данилова История России 6 класс есть рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем», благодаря которой одаренные дети могут выполнить задания повышенного уровня, способствующие формированию исследовательской компетентности);
- формирование понятийного аппарата (При изучении темы: «Формирование национальностей», дети с повышенной мотивации получают задание: «Выяснить этапы формирования национальности». При этом используется прием «Лестница сужения и расширения понятий». При работе с источником учащиеся данной категории должны выбрать ключевое слово и расположить его в середине листа. Над этим словом поставить понятия, которые «уже» имеют значение «центрального» слова. Расположите под словом понятия, которые «шире» значения «центрального» слова. Для того, чтобы ваша работа была эффективной, располагайте слова, давая им определения. В результате появляется следующая схема:
Виды этносов:
племя
народность
нация
При этом формируется понятийный аппарат, который очень важен в проектной деятельности.);
- сравнение и анализ событий, явлений (упражнение «Почемучка»);
- составление памяток, вопросов, таблиц. Например, составить хронологическую таблицу походов Батыя на Русь;
- использование элементов игровых технологий «Минута размышлений», «Узнай героя», «Кроссворд» и др.
При этом формируются следующие компоненты исследовательской компетентности:
- умение работать с первоисточником: печатным текстом, документом, словарём, картиной, картой, схемой;
- умение анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать, рассуждать по теме. Так, например, на уроке истории в 5 классе при изучении темы: «Афинская демократия при Перикле» на этапе усвоения новых знаний и способов действий предлагается задание повышенной сложности для одаренных детей: «Представьте, что вы археологи. При раскопках в Афинах вы нашли текст выступления Перикла перед афинянами. Изучите эту речь и подумайте над вопросом: В чем достоинство этой системы управления (на ваш взгляд)?» При выполнении такого задания у одаренных детей формируются личностные УУД (способность к волевому усилию, адекватность реагирования на трудности), познавательные УУД (вести поиск и выделять необходимую информацию).
Таким образом, применяя на этом этапе разнообразные приемы и методы работы с одаренными детьми по формированию исследовательской компетентности через проектную деятельность, учитель повышает внутреннюю и внешнюю мотивацию одаренных детей.
2.2. Когнитивно – процессуальный этап
Работа по формированию исследовательской компетентности при работе с одаренными детьми посредством использования проектной деятельности в 8-9 классах значительно усложняется. Этому способствует и то, что идет полным ходом подготовка к сдаче ОГЭ по истории и обществознанию. Вторая часть КИМ состоит из заданий повышенного уровня, поэтому, чтобы успешно сдать экзамен, необходима более углубленное изучение истории обществознанию. При этом развивается второй критерий формулы одаренности – интеллект. В этом помогает проектная деятельность.
Исследовательский проект – это длительный и кропотливый труд, позволяющий ребенку непосредственно прикоснуться к истории через интересующие его вопросы. Он развивает у учащихся 8-9 классов такие навыки, как постановка и решение проблемы; умение работать с фрагментами монографии, справочной литературой, научными и художественными текстами; анализировать, сравнивать, доказывать, обобщать, рассуждать; анализировать источник, выявление скрытых фактов, умений делать вывод. Одаренные дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Чтобы этого не произошло, автор опыта в своей работе использует следующие формы и приемы организации проектной деятельности:
- составление тезисного плана, конспекта, аннотации. Например, подготовить развёрнутый ответ по теме: «Переход к рыночной экономике в Российской Федерации». Необходимо составить план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Написать краткое пояснение содержания любых двух пунктов;
- использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации. Например, рассмотреть различные точки зрения историков на внешнюю и внутреннюю политику России М.С. Горбачева;
- составление схем, диаграмм, таблиц, карт, презентаций к темам (Прием «Дерево предсказаний». Этот прием подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол» дерева – это тема, «листочки» – прогнозы, «веточки» - аргументы);
- самостоятельная работа с документом. Например, урок истории в 8 классе проводится в форме исторических дебатов по теме: «14 декабря 1825 года – восстание декабристов или акт гражданского неповиновения», где основными участниками являются учащиеся с повышенной мотивацией;
- игровые технологии на уроке: «Аукцион знаний», «Интеллектуальное казино» и другие;
- подготовка сообщений, проектов, докладов;
- создание проблемной ситуации, при которой одаренному ученику необходимо решить особо трудные для него задачи, требующие поиска дополнительных данных. Например, в 9 классе при изучении темы «Россия в Первой мировой войне» для одаренных детей выдвигается дискуссионная проблема: «Вступление России в Первую мировую войну было верным шагом правительства». Используя исторические знания, необходимо привести два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов, обязательно необходимо использовать исторические факты. При этом формируются познавательные УУД: знаково-символические, логические, исследовательские, постановки и решения проблем.
Результат своей работы одаренные дети представляют, в основном, в виде презентации. Презентация работы – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию одаренных детей. Авторы проектов рассказывают, какие поставили цели, как распределили задачи, как выполняли работу. Они должны рассказать, что у них получилось, сделать вывод, добились ли они цели, представить (разрекламировать) аудитории, публике свою работу. Таким проектом, например, стала работа Котовой Дианы «Участники Великой Отечественной войны в нашей семье» (Приложение № 8).
Таким образом, на втором этапе работы формируется система знаний одаренных детей, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования. Они последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы - построение гипотезы – проектирование и составление плана работы (теоретический поиск решений) - осуществление проектной деятельности - оформление результатов (проводится анализ полученных результатов, наблюдений) - формулирование результатов в виде выводов и обобщений.
2.3. Рефлексивный этап
В 10 и 11 классах в МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области действуют профильные классы, в том числе универсальный, где история изучается на профильном уровне (4 часа в неделю). Поступление в старшие классы происходит на конкурсной основе, поэтому в классах остаются дети с повышенной мотивацией, которые осознанно выбирают те предметы, которые впоследствии нужны им для поступления в ВУЗ. На этом этапе развития исследовательской компетентности групповые проекты уходят из практики. Одаренные дети выполняют индивидуальные исследования, позволяющие рассмотреть историческую ситуацию со всех сторон.
Для этого учителя в своей работе используют следующие формы и приемы организации проектной деятельности, позволяющие развить третий критерий формулы одаренности - креативность:
- составление тезисного плана, конспекта, аннотации;
- использование интернет ресурсов по поиску и отбору информации;
- нестандартные уроки: практикумы, семинары, интернет исследование, презентации, дискуссии;
- подготовка докладов, презентаций, рефератов.
При этом формируются следующие компоненты исследовательской компетентности, как: умение работать с монографией, научно-справочной и художественной литературой; мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного; анализ источника, выявление скрытых фактов, умений делать выводы.
В качестве примера можно привести урок истории в 11 классе. Тема: «Россия в годы революции и гражданской войны» (урок-обобщение). В ходе урока идет работа по созданию проекта в виде исторического сочинения (задание повышенного уровня сложности - №25 ЕГЭ по истории) (Приложение №5).
Таким образом, на третьем этапе формируется рефлексивный компонент исследовательской компетентности – способности к осознанию себя и окружающего мира в процессе выполнения учебного исследования.
Работа с одаренными детьми по формированию исследовательской компетентности охватывает не только уроки. Помимо уроков истории и обществознания учителя могут проводить работу с одаренными детьми и во внеурочной деятельности. Так, например, на базе МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области действует научное общество «Эрудит», в ходе работы которого происходит формирование исследовательской компетентности обучающихся посредством использования проектной деятельности (Приложения № 6, 7,9, 10,11).
Содержание и формы работы научного общества:
- разработка научно-исследовательских и проектных работ;
- подготовка и осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);
- подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней (Приложение 10);
- подготовка и проведение школьной научно-практической конференции; выступления с лекциями, докладами, сообщениями по темам проектов, отдельным вопросам науки и техники, организация выставок (Приложение 6);
- подготовка и проведение встречи с выдающими людьми, сотрудниками музеев, архивов (Приложение №7);
- организация обучающих семинаров для педагогических работников по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся;
- подготовка творческих работ учащихся и их публикация;
- оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель;
- разработка и реализация маршрутов индивидуального сопровождения одаренных детей (Приложение 3).
Библиографический список
- А.В. Баранников Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А.В. Баранников. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
- И.В. Возняк, И.В. Еремина Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся.Методы, инструментарий, организация оценивания[Текст]:. Волгоград: Учитель, 2015
- Л.С. Выготский Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте [Текст]// Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24
- А.А. Горбунова Формированиеключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий. https://infourok.ru/statya-formirovanie-klyuchevih-kompetenciy-uchaschihsya-na-osnove-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologiy-969026.html (дата обращения 18.10.2017).
- В.В. Емельянова Метод проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности. http://5fan.ru/wievjob.php?id=55393 (дата обращения 18.10.2017).
- И. А. Зимняя, Е.А.Шашенкова Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности[Текст]. - Ижевск, 2001.
- "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827).
- М.Ю. Кожухова Формирование исследовательских умений в научном обществе учащихся: научно -методическоепособие[Текст] - Оренбург: ГУ «РЦРО», 2009-103с.
- А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность [Текст] – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
- Н.С. Лейтес Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений[Текст]. – М.,2000. – 320с.
Психология одаренности детей и подростков/ Под редакцией Н.С. Лейтеса[Текст]. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
- А.В. Пашкевич Оцениваем метапредметные результаты. Стратегия и методы оценивания [Текст].. Волгоград: Учитель, 2016
- Рабочая концепция одаренности/ под ред. В.Д.Шадрикова[Текст] – М.: Молодая гвардия, 2003.- с.5.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению[Текст].. – М.: Просвещение, 2006. – 434 с.
- А.И. Савенков Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст]. М.,2003- 80с.
- О.Г.Селиванова Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей в условиях общеобразовательной школы [Текст] // Завуч. - 2009. - № 8. - С. 60-62.
- Г.К.Селевко Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. [Текст]. - М.: НИИ школьных технологий, 2006
- И.С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся[Текст].- М.: Аркти, 2012
- Т. Д.Файн Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. 2003. №7. С. 35-40.
- Н.А.Федотова Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения[Текст]: автореферат... канд. пед. наук/ Н.А.Федотова[Текст].-Улан-Уде: издательство Бурятского госуниверситета, 2010.-181 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование[Текст]/ Министерство образования и науки РФ – М., 2011.
- Е.В. Феськова Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация: кандидата педагогических наук[Текст]: 13.00.01. - Красноярск, 2005.
- И.С.Фишман Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся[Текст]: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
- А.В. Хуторской Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 55-61.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даты путешествия Открытие (подробно описать путешествие и земли, которые были открыты) Имя первооткрывателя Страна, снарядившая экспедицию. Тема . Великие географические открытия. (изучите п. 2 (всеобщая история), видео урок ( https://www.youtube.com/watch?v=SDcozKA2Kx8&t=3s ) и выполните задания) Причины Великих географических открытий. К концу XV века в странах Европы увеличилось производство товаров, и расширилась торговля. Для чеканки монеты понадобилось больше драгоценных металлов. Поэтому для поисков золота европейцы начали снаряжать экспедиции в неизведанные далекие страны. Особым усердием отличились страны находящиеся возле Атлантического океана. Самой заманчивой страной для искателей богатств представлялась Индия. Европейцы думали: стоит лишь туда добраться, как сокровища потекут им рекой. Однако было серьезное препятствие. Торговля с Индией и Китаем с давних времен находилась в руках арабов. Они перепродавали восточные товары итальянским купцам в 8 – 10 раз дороже, чем платили за них сами. В связи с этим европейские мореплаватели стремились установить прямую связь со странами Азии, чтобы целиком присваивать доходы от торговли с Востоком. Когда Константинополь пал под ударами турок – османов торговать с Востоком европейцам стало еще труднее. Османы овладели торговыми путями через Малую Азию и Сирию. Поэтому завоевания турок – османов ускорили поиски новых путей из Европы в Азию. 2. Заполни таблицу. «Великие географические открытия»
Спасибо за внимание!