Класс ранней профессиональной подготовки
На этой странице вы познакомитесь с работами выпускников гимназического класса эстетического направления. В течение 9 лет эти школьники осваивали программы по истрии искусства, рисунку, композиции, живописи, скульптуре, пленэру на базе общеобразовательной и художественной школ. Результаты этой работы они продемонстрировали на выездном пленэре в г.Тобольске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_bank_dannyh_odarennye_deti_urengoy_sosh_2.pdf | 376.95 КБ |
Программа занятий с Костиной Ариной | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Любому обществу, в том числе и современному, нужны одаренные люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности сам. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача школы и состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности каждого ребенка, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны. Одним из путей реализации поставленной цели является реализация в нашей школе целевой программы для одаренных и способных детей.
Наименование программы для одаренного ребенка | Программа «Ступени роста» |
Цель программы | Выявить одаренных детей, склонных к изучению изобразительного искусства, способствовать саморазвитию, самореализации, самопознанию ребенка. Организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся при изобразительного искусства. Повысить статус предметов искусства |
Задачи программы | Выявление, воспитание, обучение и поддержка и творчески одаренного ребенка Костиной Арины. Развитие духовной сферы ребенка, потребностей в самопознании, способностей к самоанализу. Использование индивидуального подхода в работе с одаренным учащимся на уроках изо и во внеурочное время, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей этого ребенка. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих девочке проявить свои возможности |
Ожидаемые конечные результаты программы | Формирование постоянно действующей системы работы с одаренным ребенком. Удовлетворенность девочки своей деятельностью и увеличение числа таких детей. Повышение уровня индивидуальных достижений ребенка в области изобразительного искусства. Повышение интереса к предмету. |
Разработчики программы | Учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ № 2 пгт Уренгой Пуровского района Фомина Любовь Эриксоновна |
Ответственные за исполнение программы | Учителя ИЗО МБОУ СОШ № 2 пгт Уренгой Пуровского района Фомина Любовь Эриксоновна |
Сроки реализации программы | С 2012 г. по 2016 г. |
Этапы реализации программы:
I. Этап.
2012-2013 учебный год – подготовительно-проектировочный.
Подготовка условий для создания
системы работы с одаренным обучающимися в школе.
Разработка программы работы с одаренным обучающимися.
Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.
Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах.
Создание портфолио.
Создание механизма взаимодействия с родителями.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
II. Этап.
2013-2016 учебный год – организационно-практический
Апробация системы работы с одаренным обучающимся.
Диагностика наклонностей обучающихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения олимпиад по предметам, классных часов, викторин, праздников.
Адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов, кружков
Проведение выставок детского творчества, олимпиад, предметных недель, конкурсов, концертов, соревнований ;
Создание и пополнение банка данных о развитии каждого одаренного ребенка;
Участие в дистанционных уроках и видеоконференциях;
Повышение квалификации учителей биологии и географии;
Создание системы презентации достижений обучающихся и учителей (персональные фотовыставки и т.п.).
III. Этап.
2015-2016 учебный год – обобщающий
Анализ итогов реализации программы
Костина Арина Александровна ученица экспериментального класса общеэстетического развития.
У Ариши легкий и веселый характер. Она обладает богатой фантазией, воображением. Проявляет тонкое чувство юмора. Она умна, начитанна, у нее широкий кругозор, за это к ней и тянуться и сверстники. Чувствительна к прекрасному, обращает внимание на эстетические стороны жизни. Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и понятно говорит. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми. За время обучения показала себя как способная ученица. Отношение к учению заинтересованное. Одинаково хорошо ей удается работать и в графике, и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве. Поэтому и разнообразны и темы, и техники исполнения и в ее творческих работах. С удовольствием принимает пожелания, советы; прислушивается к мнению товарищей и педагогов. Настойчиво стремится к завершению начатого, предпочитает работать самостоятельно, требуя лишь минимального направления от учителя.
Структура программы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Характеристика, место и роль программы в образовательном процессе;
1.2. Cрок реализации программы;
1.3. Объем учебного времени, сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации.
1.4. Форма проведения занятий;
1.5. Цели и задачи программы;
1.6. Обоснование структуры программы;
1.7. Методы обучения;
1.8. Описание материально-технических условий реализации программы.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-методические планы по годам обучения;
2.2. Годовые требования. Содержание разделов и тем по годам обучения.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕЙСЯ
- ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
4.2. Критерии оценки;
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Характеристика программы, ее место и роль в образовательном процессе.
Программа «Ступени роста» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и индивидуальных способностей ученицы.
Программа «Ступени роста» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является дополнительной предпрофессиональной программой в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Работа над изделием – это не механический процесс. А организованный процесс познания разных технологических процессов, выстроенный по принципу «от действия по образцу – к самостоятельному творческому поиску». Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории, истории народного творчества и практики.
Программа «Ступени роста» направлена на развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащейся.
Программа «Ступени роста» тесно связана с рисунком, живописью, прикладной композиции, историей народной культуры и изобразительного искусства.
Программа «Ступени роста» помогает девочке активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно-прикладного искусства. Здесь на лицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа, гармоничного сплава функциональности и красоты предмета, его формы и декора, стремление выразить богатые выразительные возможности даже самого скромного материала. Очень важно показать ребенку богатство выразительных средств художественного творчества, дать ей возможность своими руками создать красивую вещь, превращая природный материал в произведения искусства.
- Срок реализации программы.
При 4-летнем сроке обучения составляет нагрузка 204 часа:
Самостоятельная работа учащимися составляет по 2 часа в неделю. На протяжении всего периода обучения и предполагает выполнение заданий по разделам, а так же изучение специальной дополнительной литературы.
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Общий объем времени по программе «Ступени роста» при 4-летнем сроке обучения составляет 204 часа.
1.4.Форма проведения учебных занятий.
Занятия по программе «Ступени роста» и проведение консультаций индивидуальные. Эта форма занятий позволяет преподавателю построить процесс в соответствии с принципом индивидуального подхода.
Цели и задачи :.
Целью программы «Ступени роста» является:
Гармоничное развитие творческой личности. Приобщение учащихся к эстетическим и художественным ценностям путем систематического и целенаправленного овладение знаниями декоративно – прикладного творчества и народных промыслов, материаловедения, различными техниками исполнения, и на этой основе формирование практических навыков, способности образного воплощения замысла в творческой работе. А также подготовка одаренного учащегося к поступлению по профилю предмета.
Задачи программы «Ступени роста»
-в формировании практических трудовых навыков в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;
-в расширении и обогащении практического опыта ребенка, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
-в воспитании уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
-в воспитании трудолюбия, выработке терпения, усидчивости, сосредоточенности;
-в формировании потребности к творческой активности, потребности трудиться в одиночку в паре, группе, в умении распределять трудовые знания между собой;
-в развитии фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
-в формирование у ребенка мотивации продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.6.Обоснование структуры программы.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающейся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данным направлением строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7.Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и решении задач программы используются следующие методы обучения:
-словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов изобразительного материала);
-наглядный (показ, демонстрация произведений известных народных мастеров и лучших образцов заданий, выполненных учащимися);
-практический (выполнение эскизов, упражнений, последовательное выполнение технологий сборки декоративных изделий);
-самостоятельная работа (сбор орнаментального материала, отработка навыков и приемов выполнения изучаемой техники);
-просмотр народных изделий выдающихся мастеров и посещение выставок для повышения общего уровня развития обучающихся;
-индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях художественного образования.
1.8.Описание материально-технических условий
реализации учебного предмета.
Обучающаяся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио, и видиозапесей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы, может пользоваться интернетом, для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская должна быть оснащена столами, компьютером, интерактивной доской, комбинированными шкафами с застекленной верхней части. Нижнюю, закрытую часть шкафов следует использовать для хранения текущей работы, наглядного материала, инструментов и приспособлений.
Инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Комплекты выкроек – лекал рекомендуется хранить в отдельных папках (конвертах).
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа «Ступени роста» рассчитана на четыре года обучения. В программе учтен принцип систематического, целенаправленного и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащейся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные из возрастных возможностей ребенка.
В содержании программы «Ступени роста» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать ребенку любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают девочке представления народа о красоте, добре.
Учащаяся знакомится с видами декоративно-прикладного и народного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров Овладеет техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретет навыки конструирования и моделирования из различных материалов. Научится разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.
Формирование у ребенка умений и навыков происходит постепенно: от знакомства с простыми технологиями, до овладения тонкостям сложных, трудоемких традиционных техник.
2.1. методические планы по годам обучения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1. | История возникновения искусства «оригами». | Занятие | 0 | 1 |
2. | Виды и свойства бумаги. Изучение схемы преобразования плоской поверхности. | Занятие | 1 | 1 |
3. | Основные приемы работы с бумагой в технике «модульное оригами». | Занятие | 2 | 4 |
4. | Сюжетная композиция «В зоопарке». | Занятие | 0 | 6 |
5. | Оборудование, инструменты и материалы. Цветоведение. | Занятие | 0 | 1 |
6. | Правила держания кисти в руке. Тренировочные упражнения по постановке руки. | Занятие | 2 | 2 |
7. | Основные элементы росписи. Этапы выполнения росписи. | Занятие | 0 | 4 |
8. | Вводная часть. История возникновения техники «гильоширования». Его виды. Материалы и инструменты. Основные термины, приемы и правила гильоширования. | Занятие | 0 | 1 |
9. | Декоративная обработка тканей: техника прорезного ажура, технология выполнения аппликации. | Занятие | 6 | 1 |
10. | Выполнение изделия в технике гильоширования. | Занятие | 47 | |
Итого: | 11 | 68 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1. | Древнерусская архитектурная композиция и виды архитектурных композиций. | Занятие | 0 | 2 |
2. | Орнамент в архитектуре. Декоративное убранство фасада зданий. Мастерство художников резьбы по дереву: резные наличники, ставни. | Занятие | 2 | 2 |
5. | История возникновения русских матрешек. Виды матрешек. | Занятие | 0 | 2 |
6. | Технология изготовления матрешек. Приемы выполнения росписи. | Занятие | 1 | 4 |
7. | Выполнение росписи деревянной заготовки – матрешки. | Занятие | 0 | 4 |
8. | История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала. Возникновение северных орнаментов. | Занятие | 2 | 2 |
9. | Технология плетения северного орнамента. Схемы. Приемы плетения. | Занятие | 2 | 4 |
10. | Плетение орнамента из бисера. | Занятие | 0 | 44 |
Итого: | 7 | 68 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1. | Декор плоскостных изделий (кракле, декупаж, аппликация, и т.д.). | Занятие | 2 | 4 |
2. | Декорирование плоскостных изделий. | Занятие | 2 | 8 |
3. | Декор объемных изделий (бисероплетение, мозаика, пейп-арт и т.д.). | Занятие | 2 | 6 |
4. | Декорирование объемных изделий. | Занятие | 2 | 6 |
5. | Вводное занятие. История кукол разных стран (Россия, Германия, Япония и т.д.). Авторская кукла. | Занятие | 0 | 4 |
6. | Технологии создания авторских кукол. Инструменты и материалы. | Занятие | 2 | 4 |
7. | Поисковый этап: выбор технологии создания куклы, сбор материала, эскиз (выбор эскиза). Авторская кукла. Работа в материале. | Занятие | 6 | 36 |
Итого: | 16 | 64 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Задание для самостоятельной работы | Аудиторное задание |
1. | Определение темы творческого проекта. | Занятие | 6 | 4 |
2. | Разработка эскизов (несколько вариантов), определение материалов. | Занятие | 2 | 12 |
3. | Выбор варианта эскиза и выполнение его в натуральную величину. | Занятие | 0 | 12 |
4. | Технологический этап. Работа в материале. | Занятие | 0 | 36 |
5. | Подготовка изделия к выставке. Выставка. Защита. | Занятие | 0 | 4 |
Итого: | 8 | 64 |
2.2. Годовые требования. Содержание разделов и тем по годам обучения.
Содержание 1года обучения.
Раздел 1: Работа с бумагой. Формообразующий процесс. Модульное оригами.
1.История возникновения искусства «оригами».
Оригами как древнее изобразительное искусство. Оригами как новая технология. Эстетический и научно-технический аспекты оригами. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Термины и условные знаки, принятые в оригами.
Практическая работа: складывание квадрата по правилам (точное совмещение
углов и сторон). Изготовление складок «вогнутой» и «выпуклой».
2.Виды и свойства бумаги. Изучение схемы преобразования плоской поверхности.
Понятие «базовая форма». Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка». Модели, выполняемые на основе базовых форм.
Практическая работа: самостоятельное выполнение квадратной заготовки из
прямоугольного листа, из листа произвольной формы. Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем.
3.Основные приемы работы с бумагой в технике « модульное оригами».
Треугольные модули оригами. Размеры модулей. Соединение модулей.
Практическая работа: Формирование навыка шарообразной формы: апельсин из модулей.
4.Сюжетная композиция (по выбору учащегося).
Совместный выбор тем для выполнения творческих работ.
Практическая работа: самостоятельная разработка и корректировка эскизов авторских работ, выбор моделей и выполнение их в черновом варианте для последующей корректировки размеров. Перенос эскиза на рабочую поверхность и размещение готовых моделей. Отработка умений грамотного построения сюжетных композиций и выбора соответствующей бумаги.
Раздел 2: Традиционные виды росписи. Петриковская роспись.
5. Петриковская роспись. История возникновения. Оборудование, инструменты и материалы. Цветоведение.
Зарождение Петриковской росписи. Мастера Петриковской росписи. Особенности изображения Петриковской росписи. Композиция в Петриковской росписи, особенности расположения узоров в декоративной композиции. Принципы построения композиции – ритм, доминанта, равновесие.
Практическая работа: стилизовать цветы, распространенные в данной местности, в стиле Петриковской росписи.
6.Основные элементы Петриковской росписи. Этапы выполнения росписи.
Традиционные элементы Петриковской росписи: зернышко, изогнутое зернышко, бегунки, Петриковские цветы, листья папоротника, петушинки.
Практическая работа: выполнение элементов росписи на бумаге.
7.Роспись деревянного предмета быта.
Эскиз по замыслу. Цветочный сюжет. Грунтовка доски. Обработка изделия наждачной бумагой. Поэтапное выполнение росписи изделия.
Практическая работа: выполнение росписи деревянного изделия.
Раздел 3: Текстиль. Гильоширование.
9.Вводная часть. История возникновения техники «гильоширования». Его виды. Материалы и инструменты. Основные термины, приемы и правила гильоширования.
Цель и содержание курса «Художественное гильоширование». Инструктаж по технике безопасности. Гильоширование - современный вид искусства. История гильоширования. Демонстрация изделий в технике гильоширования. Показ синтетических тканей. Демонстрация инструментов и рассказ об их назначении (стекло, железные и фигурные линейки, пинцет, наждачная бумага, маленькие ножницы, напёрсток). Основные приёмы гильоширования.
Практическая работа: выполнение приёмов выжигания: точка, отверстие (перфорация); обколка, нарезка; штрихи, скобки; сеточка; «стебельчатый шов».
10.Декоративная обработка тканей: техника прорезного ажура, технология выполнения аппликации.
Показ технологии прорезного ажура, технологии аппликации. Демонстрация простых салфеток выполненных педагогом и детьми в технике прорезного ажура. Особенности аппликации из ткани. Применение аппликации в гильошировании.
Практическая работа: определение приёмов выжигания на готовых салфетках, выполнение заданий с маленькими прорезными отверстиями, выполнение салфетки в технике прорезного ажура. Выполнение аппликации цветка.
11.Выполнение изделия в технике гильоширования.
Ознакомление учащихся с этапами работы: подбор рисунка и изготовление эскиза; перенос эскиза на ткань; изготовление шаблонов; выжигание по шаблонам; художественное оформление изделий методом аппликаций и прорезного ажура.
Практическая работа: выполнение творческой работы.
Содержание 2 года обучения.
Раздел 1: Работа с бумагой. Объемное конструирование. Архитектура деревянного зодчества.
1.Древнерусская архитектурная композиция и виды архитектурных композиций. Просмотр различных иллюстраций с архитектурными композициями. Цельность архитектурного решения. Выявление композиционного центра композиции, передача фактуры предметов.
Практическая работа: копирование репродукций с изображением архитектуры.
2.Орнамент в архитектуре. Декоративные элементы оформления домов: резные наличники, ставни, причелины, подзоры. Рассматривание репродукций (фотографий) с декоративными элементами оформления зданий деревянного зодчества.
Практическая работа: зарисовки орнаментов для фасада здания.
3.Конструирование макета деревни (коллективная работа): рубленые дома, бани, амбары, колодцы, церковь и т.д.
Поисковые наброски и разработка рабочего эскиза архитектурной постройки. Работа с технологическими картами. Изготовление «строительного материала» (бревнышки). Установка сруба дома, крыши, украшение декоративным убранством.
Практическая работа: работа в материале.
Раздел 2: Роспись объемных изделий. Русская матрешка.
4.История возникновения русских матрешек. Виды матрешек.
Появление матрешки на Руси. Сергиево-Посадская матрешка. Семеновская матрешка. Полховская игрушка и вятская матрешка. Авторская матрешка. Характерные особенности матрешек.
Практическая часть: зарисовки матрешек.
5.Технология изготовления матрешек. Приемы выполнения росписи.
Особенности вытачивания формы для матрешек. Этапы росписи. Традиционные элементы росписи матрешек.
Практическая часть: отработка элементов росписи матрешек.
6.Выполнение росписи деревянной заготовки – матрешки.
Создание эскизов матрешек. Подготовка деревянного изделия к росписи. Разметка рисунка на изделиях. Проработка в цвете.
Практическая часть: роспись деревянного изделия.
Раздел 3: Бисероплетение. Ямальский орнамент.
7.История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала. Возникновение северных орнаментов.
Самобытность народов Ямала. История возникновения северных орнаментов. Использование орнамента в одежде ямальцев. Изготовление предметов быта. История возникновения бисера и бисероплетения на Севере.
Практическая работа: зарисовки орнаментов.
8.Технология плетения северного орнамента. Схемы. Приемы плетения.
Правила техники безопасности при работе с бисером. Составление схемы плетения северного орнамента.
Практическая работа: нанизывание бисера на леску традиционными способами с использованием схем.
9.Плетение орнамента из бисера.
Практическая работа: разработка эскиза. Составление схемы. Плетение орнамента.
Содержание 3 года обучения.
Раздел 1: Декор предметов.
1.Декор плоскостных изделий (кракле, декупаж, аппликация, и т.д.).
Эстетические потребности человека. Знакомство с притчей о двух ремесленниках (возникновении дизайна). Виды дизайна (дизайн интерьера, ландшафтный, промышленный дизайн, фитодизайн, дизайн одежды и т.д.). Основные понятия декора и дизайна. Объекты и предметы дизайна. Просмотр образцов изделий, выполненных в разных техниках декора.
Законы композиции. Создание гармоничного единства всех частей композиции. Понятие о центре композиции. Понятие о динамике и статике композиции. Закон симметрии и ритма. Закон равновесия.
Практическая работа: Составить статическую и динамическую композицию из фигур, вырезанных из цветной бумаги. Нарисовать орнамент, используя различные виды симметрии.
2.Декорирование плоскостных изделий.
Выбор изделия и техники декорирования. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Основные технологические приемы. Эскиз. Подбор материала.
Практическая работа: работа в материале.
3.Декор объемных изделий (бисероплетение, мозаика, пейп-арт, и т. д.)
Правила техники безопасности при проведении занятий в школьных мастерских; при работе с красками, клеем, электрическим и режущим инструментом. Беседа о видах ремесел, продолжение знакомства с декоративных предметами интерьера; изучение исторических сведений о новых техниках декорирования. Композиция. Цветоведение: гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов. Гармонии родственно-контрастных цветов. Гармонии контрастных цветов.
Практическая работа: зарисовки орнамента с использованием различных видов симметрии. Раскрасить один вариант орнамента, используя гамму холодных цветов, гамму теплых цветов.
4.Декорирование объемных изделий.
Выбор изделия и техники декорирования. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Основные технологические приемы. Эскиз. Подбор материала.
Практическая работа: работа в материале.
Раздел 2: Творческий проект: Авторская кукла. Особенности и характер.
5.Вводное занятие. История кукол разных стран (Россия, Германия, Япония и т.д.). Авторская кукла. Что такое кукла? Куклы - вид древнего декоративно-прикладного искусства. Магия кукол. Виды кукол: восковые, механические, фарфоровые, деревянные, тряпичные. Куклы народов мира. Авторская кукла.
Практическая работа: зарисовки кукол по выбору.
6.Технологии создания авторских кукол. Инструменты и материалы.
Знакомство с технологиями создания авторской куклы: папье-маше, полимерная глина, кукла из чулков, кукла из текстиля и т.д. Техника безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Практическая работа: выбор технологии изготовления куклы, разработка технологической карты.
7.Поисковый этап: выбор технологии создания куклы, сбор материала, эскиз (выбор эскиза). Авторская кукла. Работа в материале. Создание образа авторской куклы (работа с рисунком). Костюм как средство выражения характера куклы. Подготовка необходимого материала.
Практическая работа: создание авторской куклы, пошив костюма.
Содержание 4 года обучения.
1.Определение темы творческого проекта.
Вводная беседа – что такое проект, проектирование? Мини маркетинговые исследования. Выбор темы проекта: витраж, гильоширование, батик, фреска, текстильное изделие, бижутерия, декор мебели или др. предметов интерьера, макет беседки и прочее. Алгоритм выполнения творческого проекта.
Практическая работа: разработка различных вариантов и выбор наиболее подходящего проекта.
2.Разработка эскизов.
Изучение исторических этапов возникновения и развития изделий, объектов. Наброски, зарисовки, схемы возможных вариантов. Декоративно-тематическая композиция. Поиск композиционного решения. Цветовое решение.
Практическая работа: работа с рисунком.
3. Выбор варианта эскиза и выполнение его в натуральную величину.
Определение формы и наиболее подходящих материалов. Выбор технологий изготовления изделия. Технологический процесс: компоненты культуры труда при выполнении творческого проекта. Изучение приемов и последовательность выполнения изделия: составление технологической карты. Инструменты, материалы, приспособления. Инструктажи по технике безопасности.
Практическая работа: масштабирование эскиза.
4. Технологический этап. Работа в материале.
Последовательное и поэтапное выполнение работы. Работа с различными материалами, изучение новых технических приемов. Передача идейного замысла работы. Связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы, проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за весь курс обучения, по данной программе.
Практическая работа: выполнение творческой работы в материале.
5. Подготовка изделия к выставке. Выставка. Защита.
Анализ достоинства проектируемого изделия. Контроль и испытание изделия. Оформление проекта. Создание презентации проекта.
Практическая работа: защита проекта.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Результатом освоения программы «Ступени роста» является приобретение следующих знаний, умений и навыков:
- знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного и народного творчества;
- знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества;
- умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов;
- навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел;
- навыки работы в различных техниках и материалах.
По окончании освоения программы учащаяся должна:
Знать:
- основы материаловедения;
- основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы;
- принципы сбора и систематизации подготовленного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла.
Уметь:
- применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах;
- находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу;
- находить живописно-пластические решения для каждой задачи.
Владеть:
- навыками по созданию композиционной художественно – творческой работы.
Требования к уровню подготовки
на разных этапах обучения.
1 год обучения.
знания:
- технику безопасности с инструментами и материалами.
- названия базовых форм «оригами».
- историю возникновения Петриковской росписи. Основные элементы росписи.
- основные приемы гильоширования.
умения:
- работать по схемам в технике «оригами».
- составлять композицию Петриковской росписи.
- выполнять выжигание в технике «гильоширования» по шаблонам.
навыки:
- владения приемами складывания в технике «оригами».
- поэтапного выполнения росписи деревянного изделия.
- технологии прорезного ажура и аппликации в «гильошировании».
2 год обучения.
знания:
- Архитектуры Древней Руси.
- знать названия декоративных элементов оформления домов.
- характерные особенности матрешек, историю матрешек.
- историю возникновения северных орнаментов.
умения:
- строить орнаментальную композицию.
- поэтапно выполнять роспись матрешки.
- составлять схемы плетения орнаментов.
- доводить свою работу до известной степени законченности.
навыки:
- работы с технологическими картами.
- выполнения кистевой росписи деревянного изделия.
- плетения орнамента.
3 год обучения.
знания:
- основные понятия декора и дизайна.
- технику безопасности с инструментами и материалами.
- гармоничные сочетания цвета.
- историю создания кукол. Виды кукол.
умения:
- декорировать предметы в разных техниках (кракле, декупаж, аппликация и
т.д.).
- сочетать различные техники декорирования.
- разрабатывать технологические карты изделия.
навыки:
- работы с различными материалами декорирования плоскостных и объемных
изделий.
- выполнения куклы с разработанным ранее эскизом.
4 год обучения.
знания:
- по созданию оригинальной тематической декоративной композиции с учетом направленности предмета «Работа в материале»;
- особенностей композиционного построения декоративных листов;
- по созданию композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
умения:
-создать выразительные и оригинальные декоративные образы с учетом технологических процессов работы в материале.
навыки:
- перевода эскизного решения в технологический рисунок.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает определенное управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную и корректирующую функции.
Формы промежуточной аттестации:
- просмотр
- творческий просмотр
4.2. Критерии оценок.
Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
Оценкой может быть участие в конкурсах
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Для успешного результата в освоении программы «Ступени роста» необходимы следующие учебно-методические пособия:
- Таблицы по темам:
- Орнамент;
- Цветоведение;
- Стилизация;
- Основы общей композиции.
- Наглядные пособия.
- Методические пособия.
- Папки практических заданий, сформулированные по темам.
- Фонд лучших работ учащихся по разделам и темам.
- Портфолио ученических работ по темам.
- Видеоматериалы.
- Интернет – ресурсы.
- Презентационные материалы по тематике разделов.
Методические рекомендации преподавателям
Основное внимание обращается на изучение различных видов народного декоративно-прикладного искусства. Необходимо привить ребенку любовь к народному искусству, познакомить с основными традиционными центрами промыслов, их историей, художественно-стилистическими особенностями каждого промысла.
Эффективно используя время занятий, надо обучить наиболее простым практическим приемам работы в различных материалах, и прежде всего – характерных для данной местности. Учащаяся должна уметь создавать эскизы композиций в традициях местного художественного промысла, и, если они не очень сложны, выполнять их в материале.
При изучении каждого вида народного декоративно-прикладного искусства необходимо ориентироваться на особенности промысла. Если в местности, где находится художественная школа, развивается какой-либо вид прикладного искусства, преподаватель при составлении индивидуального тематического плана увеличивает время на его изучение, по возможности, обучая практическим навыкам владения этим искусством.
Приступая к изучению раздела, преподаватель проводит вступительную беседу. Теоретические занятия совмещаются с практическими, с экскурсиями на предприятия местной промышленности, в краеведческие, художественные музеи, просмотрами диафильмов, диапозитивов, кинофильмов о народном искусстве.
Важным этапом создания композиции является копирование образцов народного искусства. Для этой цели отбираются наиболее ценные в художественном отношении изделия.
Копирование и зарисовка подлинных произведений народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в экспозициях и фондах местных краеведческих и художественных музеев.
Учитывая возрастные особенности ребенка, преподаватель строит индивидуальный план таким образом, чтобы практическая работа занимала не менее 2/3 времени, отводимого на предмет.
Средства обучения
На занятиях по программе «Ступени роста» необходимо использовать разнообразные учебные и наглядные пособия. Они необходимы для знакомства учащейся с материалом, инструментами, образцами прикладного творчества.
Используются следующие типы наглядных пособий:
- образцы (росписи, изделия народного прикладного творчества с росписью, народная и авторская игрушка, изразцы и т.п.) необходимы для представления учащимися конечного результата работы.
- детали образцов, образцы с разной степенью готовности для того, чтобы показать последовательность выполнения работы.
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий.
- Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов, М., 1989 г.
- Богуславская И. Русская глиняная игрушка, Л.,1975 г.
- Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка». Л., 1988 г.
- Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия, Энциклопедия, М., 2009 г.
- Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
- Дорожин Ю.Г. Сказочная Гжель. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
- Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной Двины». Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
- Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка, Л., 1986 г.
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись, М., 1986 г.
- Калмыкова Л.З. Народная вышивка Тверской земли. Л., 1981 г.
- Кандинский В.В. «О духовном в искусстве», М., 1992 г.
- Качкан Б.А. Параска Хома. К.М., 1983 г.
- Климова Н.Т. Народный орнамент, М., 1993г.
- Козлов В.Н. Художественное оформление. М., 1988 г.
- Коновалов А.Е. Городецкая роспись, Горький, 1988 г.
- Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987 г.
- Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1981 г.
- Леонова А.П. Русское декоративное искусство ХIХ – начало ХХ века. Том 3. М., 1965г.
- Логинов В.М. Гжель. М., 1982 г.
- Маврина Т.А. Городецкая живопись, Л., 1970 г.
- Макаровская Г.А. Русские шали. М., 1986 г.
- Маслух С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М., 1983 г.
- Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. М., 1971 г.
- Молотова Л.Н. Народное искусство Российской Федерации. Л., 1981 г.
- Народное искусство Российской Федерации из собраний государственного музея этнографии СССР. 1981 г.
- Нелюбова М.В. «Психология цвета. Авторский курс лекций.
- Некрасова М.А. Народное искусство России. М., 1983 г.
- Орлова Л.В. Цветочные узоры Полхов-Майдан, М., 2004 г.
- Орлова Л.В. Учебно-методическое пособие Основы народного декоративно-прикладного искусства. Хохломская роспись, М., 2004 г.
- Пак Л.П. Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей, М., 2004 г.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Москва, 2005г.
- Претте М.К., Канальдо К. Творчество и выражение, М., 1985 г.
- Русский фольклор. М., 1985 г.
- Рябушкин А.П. Альбом репродукций. М., 1997 г., составитель Одинокова Е.А.
- Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 г.
- Трофимов Л., Курий С. «Цветная» жизнь (влияние цвета на психологию людей), журнал Время Z , № 4\ 2003 г.
- Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979 г.
- Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом, часть I, часть II, Учебное пособие. М., 1997 г.
- Шугаев В. Орнамент на ткани. М., 1979 г.
Результаты участия Костиной Арины в конкурсах разного уровня
Год | Наименование регионального, всероссийского, международного конкурса, выставки, фестиваля | Место проведение (город, страна) | Награды (призовое место, лауреат, диплом и др.) |
2012 | XVII Международная выставка детского изобразительного творчества «Рождественская - 2012» | Тобольск | Дипломант в номинации «Декоративно-прикладное искусство» |
2013 | V Окружной заочный дистанционный конкурс творческих работ «Гостеприимный Ямал» | г. Салехард | Диплом II степени |
Конкурс детских рисунков «Зеленая планета глазами детей» | г. Новый Уренгой | Участник | |
Окружной конкурс творческих работ для сельской молодежи «Краски Ямала» | г. Ноябрьск | I место | |
Окружной конкурс творческих работ «Мы за новогодний лес без самовольных рубок» | г. Тарко-Сале | Диплом II степени | |
VI Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей» | г. Саранск | Дипломант | |
Международный интернет–конкурс прикладного, декоративно-прикладного и технического творчества для детей «Идея – поиск - воплощение» | г. Москва | Участник | |
2014 | V Окружной фестиваль детского творчества «Ямальские каникулы» | г. Ноябрьск | I место |
Международный конкурс рисунков «Моя семья» | Диплом победителя I степени | ||
Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «С 8 марта!» | г. Самара | Диплом победителя III степени | |
Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «Зимняя фантазия» | г. Самара | Диплом победителя II степени | |
Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «На дне морском» | г. Самара | Диплом победителя II степени | |
Всероссийский заочный конкурс рисунков «Новогоднее творчество» | naykaitvor@yandex.ru | Лауреат II степени |