Внеурочная деятельность
Программы внеурочной деятельности:"Волшебная кисточка", "Учимся красиво писать", "Юный исследователь", "Чудесная мастерская".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka.docx | 35.25 КБ |
uchimsya_krasivo_pisat.doc | 114 КБ |
chudesnaya_masterskaya.docx | 29.46 КБ |
yunyy_issledovatel.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Искусство — форма познания мира. Изображая мир, люди учатся его понимать.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Заниматься с ребёнком художественной деятельностью — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию.
Задача программы - развивать ручную умелость детей через самые разнообразные движения. Наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. И поэтому стимулировать речевое развитие рекомендуется путём активных движений пальцев. Изобразительное искусство — универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького ученика.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования изучение изобразительного искусства в начальной школе должно быть направлено на достижение следующих целей: развитие способности к творческому самовыражению; освоение первичных знаний о мире пластических искусств; овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей, воспитание любви к родной природе, своему народу, Родине.
Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству, направлена на формирование духовной культуры средствами художественно - творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Цель данной программы – состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной.
Целью курса является обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.
Цель определяет следующие задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
- расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
- влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
- приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
- развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
- развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формировать художественно - творческую активность школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего часов | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1 | Кто такой художник? Чем и как работают художники? | 1 | 1 | |
2 | Учимся наблюдать, видеть, примечать красоту вокруг себя. | 1 | 1 | |
3 | Цветоведение (основные цвета и их оттенки) | 1 | 1 | |
4 | Изображать можно и пятном. | 1 | 1 | |
5 | Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева. | 1 | 1 | |
6 | Изображать можно линией. | 1 | 1 | |
7 | Изображать можно в объёме. | 1 | 1 | |
8 | Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок». | 1 | 1 | |
9 | Художники и зрители. Выставка работ. | 1 | 1 | |
10 | Изображать можно то, что невидно. | 1 | 1 | |
11 | Мир полон украшений. | 1 | 1 | |
12 | Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. | 1 | 1 | |
13 | Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. Симметрия, симметричность. | 1 | 1 | |
14 | Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. | 1 | 1 | |
15 | Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. Аквариум. | 1 | 1 | |
16 | Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты. | 1 | 1 | |
17 | Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Анималисты. | 1 | 1 | |
18 | Как украшает себя человек. | 1 | 1 | |
19 | Создаём праздник сами. Проект. | 1 | 1 | |
20 | Создаём праздник сами. Проект. | 1 | 1 | |
21 | Народные промыслы России. Городецкая роспись, орнамент. | 1 | 1 | |
22 | Идём в музей (виртуальная экскурсия). Третьяковская галерея. | 1 | 1 | |
23 | Народные промыслы: Филимоновская игрушка, Дымковская, Богородская игрушка. | 1 | 1 | |
24 | Постройки в нашей жизни. | 1 | 1 | |
25 | Домики, которые построила сама природа. | 1 | 1 | |
26 | Всё имеет своё настроение. | 1 | 1 | |
27 | «Город, в котором мы живём». | 1 | 1 | |
28 | «Город, в котором мы живём». | 1 | 1 | |
29 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | 1 | |
30 | Герои сказок в произведениях художников и народных мастеров. Творчество В.М.Васнецова. | 1 | 1 | |
31 | Пропорции и форма различных садовых цветов. | 1 | 1 | |
32 | Урок любования. Умение видеть. | 1 | 1 | |
33 | «Здравствуй, лето!» | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 8 | 25 |
Содержание программы
1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.
Предполагаемые результаты реализации программы
Предметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
а). учиться планировать свою работу в группе;
б). учиться распределять работу между участниками проекта;
в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы и методы контроля
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Занятия построены следующим образом:
1) Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
2) Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
3) Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.
4) Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
- Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
- Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
- Кожохина С. «Путешествие в мир искусства». Творческий центр «Сфера», Москва 2002.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.Просвещение 1992 г.
- Гин С. И. Мир фантазии. Методическое пособие для учителей начальной школы.
- Львов И .Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. М. 1993 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа по курсу «Учусь красиво писать» разработана на основе задач стандарта второго поколения, учитывает предметные и метапредметные результаты обучения.
Выбран системно-функциональный подход к изучению данного курса, который означает совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т.е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах.
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Курс внеурочных занятий “Учусь красиво писать” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Выбран системно-функциональный подход к изучению данного курса, который означает совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т.е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах.
Работа над связной устной и письменной речью осуществляется на всех уроках русского языка и чтения, но самые оптимальные условия можно создать при проведении занятия «Учусь красиво писать». Продуктивность этой работы во многом зависит от методической организации этих занятий и их нацеленности на решении следующих задач:
- Расширение круга представлений об изучаемых предметах.
- Повышение речевой мотивации учащихся в начальных классах.
- Одновременное развитие всех сторон устной речи.
- Организация связного высказывания.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
Основной и ведущей целью программы занятий является коррекционная направленность развития личности ребенка, формирование у него различных способов деятельности. Основу содержания программы составляет мир, непосредственно окружающий и хорошо знакомый ребенку. Такой подход к отбору содержания имеет ряд положительных сторон. Он позволяет:
- Включить ребенка в активную познавательную деятельность, а нередко и в исследовательскую, т.к. объем изучения доступен непосредственному восприятию.
- Широко применять практические методы обучения.
- Использовать имеющуюся у ребенка информацию об окружающем мире, для того, чтобы постоянно предъявлять ему задачи логического и творческого характера, а значит иметь в руках инструмент для развития мышления, деятельности обобщения и творческой деятельности, доводить некоторые знания до уровня понятии, пусть даже элементарных.
- Создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, применения в учебном процессе элементов дискуссии, являющейся эффективным средством развития личности.
- Использовать огромные возможности мира, окружающего ребенка для развития души, чувств эмоций, этической культуры.
Курс занятия «Учусь красиво писать” для учащихся 1 класса ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
- Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с первоклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий “Учусь красиво писать».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего часов | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1. | Знакомство с основным алгоритмом. Письмо прямых наклонных линий. | 1 | 1 | |
2. | Деление рабочей строки на 2 и 3 части и дополнительных строк на 3 части. Письмо крючка с секретом. | 1 | 1 | |
3. | Письмо крючка с секретом. | 1 | 1 | |
4. | Письмо линий с «качалочкой» и «клюшкой». | 1 | 1 | |
5. | Письмо линий с «качалочкой» и «клюшкой». | 1 | ||
6. | Письмо букв Оо, Уу. | 1 | 1 | |
7. | Письмо букв ы, Ии. | 1 | 1 | |
8. | Письмо букв Ээ, Мм, Сс. | 1 | 1 | |
9. | Письмо букв Лл, Нн, Тт. Написание соединений ом, мо, мл. | 1 | 1 | |
10. | Письмо букв Кк, Рр. | 1 | 1 | |
11. | Письмо букв Вв, Пп, Гг. | 1 | 1 | |
12. | Письмо букв Ее, Ёё, Бб, Зз. Написание соединений ём, лё, вё. | 1 | 1 | |
13. | Письмо букв Жж, Дд. Сочетания ЖИ, ШИ. Написание соединений иж, уж. | 1 | 1 | |
14. | Письмо букв Яя, Хх. Написание соединений ял, ля, ям, мя, тя, вя. | 1 | 1 | |
15. | Письмо букв Ь, й. | 1 | 1 | |
16. | Письмо букв Юю. Написание соединений ух, ох, юл, юб. Написание слов с заглавной 1буквой Ю. | 1 | 1 | |
17. | Письмо букв Шш . Сочетания ШИ. | 1 | 1 | |
18. | Письмо букв Чч, Щщ. Сочетания ЧА-ЩА, ЧУ – ЩУ. | 1 | 1 | |
19. | Письмо букв Фф, Цц. Слова с цы и ци. | 1 | 1 | |
20. | Разделительные Ь и Ъ. | 1 | 1 | |
21. | Письмо слов с раздел. Ъ. | 1 | 1 | |
22. | Упр-е в написании слов с изуч-ми буквами Ее, Ёё, Юю, Яя, Ии. Большая буква. Предложение. Текст. | 1 | 1 | |
23. | Упр-е в написании слов с изуч-ми буквами Фф, Хх, Цц,Чч. Деление слов на слоги и для переноса. | 1 | 1 | |
24. | Написание предложений с сочетаниями ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ, ШИ, ЖИ, ЧН,ЧК. | 1 | 1 | |
25. | Заглавная буква. Имена собственные. | 1 | 1 | |
26. | Имена собственные. Правописание имен собственных. | 1 | 1 | |
27. | Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | 1 | |
28. | Алфавит. Слова, обозначающие признаки и действия предметов. | 1 | 1 | |
29. | Ударные и безударные слоги. Проверка безударных гласных. | 1 | 1 | |
30. | Обозначение мягкости согл-х звуков гласными и Ь. | 1 | 1 | |
31. | Разделительный Ь. | 1 | 1 | |
32. | Правописание гласных после шип-х в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ,ШИ,ЧК,ЧН. | 1 | 1 | |
33. | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Правописание парных согласных звуков на конце слов. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 2 | 31 |
Содержание программы
Изучение курса представлено следующими темами:
Письмо
Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение.
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности. Выделение признаков текста. Создание простейших видов текста.
Фонетика и графика
Углубление и систематизация знаний по фонетике и графике, полученные детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слов.
Синтаксис и пунктуация
Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений. Знаки препинания в конце слова. Интонационные особенности предложений.
Сроки реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 33 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Формы и методы контроля
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
- игровые элементы,
- игры,
- дидактический и раздаточный материал,
- пословицы и поговорки,
- физкультминутки,
- рифмовки,
- считалки,
- ребусы,
- кроссворды, головоломки,
- грамматические сказки.
Методические рекомендации
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учащихся:
- Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М. : Вентана-Граф, 2012.
Для учителя:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» структурирована в соответствии с художественно-эстетическим направлением, сориентированным на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, развитие творческих особенностей учащихся, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Чудесная мастерская» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цель: эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства в процессе освоения различных техник.
Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю,33 учебных часа.
Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой, подручным материалом, бросовым и направлено на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.
Технологии обучения в объединении:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- информационные технологии.
Цель и задачи будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего часов | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | - |
2 | Работа с природным материалом. Флористика. | 4 | 1 | 3 |
3 | Работа с бумагой. | 7 | 1 | 6 |
4 | Торцевание. Этот вид бумажного творчества увлекает и завораживает. | 6 | - | 5 |
5 | Пластилин. Аппликация из пластилина | 5 | 1 | 4 |
6 | Работа с бумагой. Оригами . | 4 | 1 | 3 |
7 | Работа с тканью. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. | 5 | 1 | 5 |
8 | Подведение итогов | 1 | 1 | - |
Итого | 33 | 7 | 26 |
Содержание тем учебного курса
Вводная беседа (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с природным материалом (4 часа)
Материал: гербарий листьев, цветов, семена растений, ракушки, камни, гуашь, клей
Рассказ о флористике. Природа края.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Составление композиции (коллективная работа).
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев, цветов).
Работа с бумагой. Аппликация (7 часов)
Материал: салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии.
Аппликации. Животный мир.
Ёлки к Новому году.
Снеговик.
Цветик – семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Симметричные фигуры.
Обрывная аппликация.
Торцевание (6 часов)
Материал: салфетки, гофрированная бумага, картон, клей, ножницы. Стержень от ручки (гелиевой)
Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Панно «Осенний пейзаж».
Картина «Мы за спорт!»
«Зимняя сказка».
«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)
Коллективная работа « Весне навстречу!»
Подарок.
Аппликация из пластилина (5 часов)
Материал: пластилин, крышки от пластиковой посуды, картон
Радужные бабочки.
Серия картин из пластилина: «Лесная школа», «Пластилиновая осень», «Космос», «Лето в разгаре».
Зимний лес. Коллективная работа.
Сказочные домики для гномиков.
Фантазии из жгутиков.
Оригами (4 часа)
Материал: цветная офисная бумага, белая бумага, картон, клей, ножницы
Мой щенок.
Воздушный аквариум.
Бабочки и цветы.
Лягушата.
Работа с тканью.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов (5 часов)
Материал: белая ткань, акварель, гуашь, нитки, иголка, подрамник
Первые шаги к батику. Подготовительный период.
Энергия цвета. Цветы, дающие энергию.
Ладошки на ткани.
Волшебный батик (техника – соль, гуашь).
Узелковый батик (изображение клумбы с цветами).
Подведение итогов (1 час)
Выставка работ учащихся
Подведение итогов работы, обзор курса.
Рефлексия.
Отзывы и пожелания.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Формы и методы контроля
- презентации проектов;
- выставки детских работ;
- оформление зала для праздников;
-вручение подарков ветеранам, учителям, дошкольникам.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится 1 раз в четверть.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Конышева Н.М. Чудесная мастерская. М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Катрография», 2010г.
Конышева Н.М. «Умелые руки» М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Катрография», 2010г.
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О. И. , Цирулик Г.Э. «Ручное творчество». Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2005г.
Малышева Н.А. Своими руками. М.: «Дрофа», 2005
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки” (программа 1 канала «Пока все дома»)
Проснякова Т.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
Проснякова Т. Н «Забавные фигурки. Модульное оригами», М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)
Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА
Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ – Пресс Книга, 2009.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие – 2-е. издание, исправленное. Детство-Пресс., 2008.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Аким», 1996.
Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1981.
Морская лепилка. Лыкова И.А. Издательство: Карапуз, 2001
Лоскуток. Книга для рукодельниц. Молина Н.В., Орлова И.Н. 1992 г.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки» технология 1 кл. Учебник. Изд. Дом Фёдорова, г. Самара,2010
Амфилохиева Е.В. Изобразительное искусство. Полная энциклопедия / Е.В.
Амфилохиева.—М.: Эксмо. 2011
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
а) непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
б) развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
в) системности организации учебно-воспитательного процесса;
г) раскрытия способностей и поддержки одаренности детей.
Цели: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
- Создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества.
- Научить детей вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
- Развитие способности понимать других людей.
- Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.
- Развитие произвольной сферы учащихся.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие эмоциональной сферы учащихся; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
- Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности.
Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди. Программа предусматривает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.
Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки.
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей.
Сроки реализации программы:1 год. Программа рассчитана на 33 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего часов | Количество часов | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1 | Что такое проект? | 1 | 1 | - |
2 | Что такое проблема? | 1 | 1 | - |
3 | Познаём мир | 1 | 1 | - |
4 | Школа почемучек | 2 | 1 | 1 |
5 | Удивительный вопрос | 2 | 1 | 1 |
6 | Источники информации | 2 | 1 | 1 |
7 | Я и моё имя | 2 | 1 | 1 |
8 | Любимое число | 2 | 1 | 1 |
9 | Новый год-любимый праздник | 4 | 1 | 3 |
10 | Алфавит | 3 | 1 | 2 |
11 | Симметрия вокруг нас | 3 | 1 | 2 |
12 | Что мы знаем о растениях | 4 | 1 | 3 |
13 | Что за прелесть эти сказки! | 4 | 1 | 3 |
14 | Что мы узнали и чему научились за год? | 1 | 1 | - |
15 | Моя лучшая работа | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 14 | 19 |
Содержание программы
1. Введение (1ч)
1. Что такое проект.
Цель: Знакомство с понятием “проект”; развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация.
2. Учимся делать проект (8ч)
2. Что такое проблема (1)
Цель: Знакомство с понятием “проблема”; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра “Посмотри на мир чужими глазами”.
Понятия: проблема, объект исследования.
3. Познаем мир (1)
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание: “Нужно – не нужно”, “Местное радио”, “Зеленый, красный, зеленый”, “Палочка, остановись!”, “Разложи правильно картинки”.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
4. Школа “почемучек” (2)
Цель: знакомство с понятием “гипотеза”; развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия (“Сходство и различие”). Игра “Найди причину”.
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
5. Удивительный вопрос (2)
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”. Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
6. Источники информации (2)
Цель: знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Понятия: источник информации.
3. Мы – исследователи (22ч)
7. Я и мое имя (2)
Цель: формирование представлений о своем имени; развитие интереса к исследовательской деятельности.
Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности, оно определенно влияет на характер, а, значит, на его судьбу. Игра “В поисках своего имени”.
Результат: коллективный проект “Поляна дружных имен”.
8. Любимое число (2)
Цель: Обобщение знания учащихся о числах первого десятка; формирование умения применять полученные знания в практической деятельности, представлять свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика (“Покажи цвет”, “Первый, второй”, “Задачи”). Игры с числами.
Результат: коллективный проект “Веселые числа”.
Понятия: число, нумерация.
9. Новый год – любимый праздник (4)
Цель: привитие любви к традициям русского народа, к семейным традициям; формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда; формирование умения представлять свою работу; развитие творческих способностей первоклассников.
История праздника Нового года. Традиции новогоднего праздника в нашей стране. Новый год – семейный праздник. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Результат: коллективные проекты: коллаж; изготовление новогодних игрушек дл украшения класса; изготовление новогодней гирлянды для школьной елки.
Понятия: традиции, сувенир, самооценка, презентация.
10. Алфавит (3)
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах; знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей; развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг.
Результат: коллективный проект “Азбука в картинках”.
Понятия: буква, алфавит.
11. Симметрия вокруг нас (3)
Цель: знакомство с понятием “симметрия”; развитие логического и пространственного мышления; привитие навыков учебной деятельности: анализа, синтеза; развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и асимметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека. Игра на внимание “Найди, покажи и объясни”.
Результат: коллективный проект “Симметрия вокруг нас”.
Понятия: симметрия.
12. Что мы знаем о растениях (4)
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных; воспитание бережного отношения к родной природе; формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Краснодарском крае.
Результат: коллективный проект – выставка работ “Природа и фантазия”.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
13. Что за прелесть эти сказки! (4)
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству; развитие творческих способностей учащихся; формирование умения различать добро и зло; создание условий для реализации полученных знаний в практической деятельности.
Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. Костюмы героев спектакля. Конкурс загадок про героев народных сказок про животных.
Результат: Выбор темы коллективного проекта: “Моя любимая сказка”, “Сочиняем сказку”, “Театрализация сказки”.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой, театрализация сказки.
4. Заключение (2ч)
14. Что мы узнали и чему научились за год (1)
15. Моя лучшая работа (1)
Цель: систематизация и обобщение знаний детей по курсу “Юный исследователь”.
Рефлексия проведенной работы за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
В сфере личностных УУД будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных УУД обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Формы и методы контроля
- презентации проектов,
-участие в конкурсах.
- выставки.
Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010
- Журнал «Исследовательская работа школьников»
- Бахарева А. С, Схемы, опорные сигналы, блоки – опоры на уроках природоведения. Шадринск, 1996 г.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
- Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9.