В помощь родителям

Языкина Ирина Николаевна

 

      Советы родителям

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.

· Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

· Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

· Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.)

· На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

· Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

· В доме должна быть детская библиотечка.

· Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

· Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.

· Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

· Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

· Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

· Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.

· Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

· Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.

 

 

 

 

  Правила совместного выполнения домашних заданий:

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.

3. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.

4. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы.

5. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания.

6. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель - упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.

7. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа.

8. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно.

 

 

Родительское собрание

 

 «Речь наших детей»

 

Памятка родителям.

«Ваша речь и Ваш ребёнок»

1.       Объясняйте детям, что люди используют нецензурную речь в случае, когда от отчаяния им не хватает слов, но это их не оправдывает.

2.       Следите за собственной речью.

3.       Если ребенок спрашивает о значении нецензурного слова, нужно честно сказать, что его значение настолько неприлично, что Вы не хотите его произносить.

4.       Если ребенок интересуется, почему люди произносят эти слова, скажите, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или позлить человека.

5.       Если в присутствии ребенка Вы нецензурно выразились, извинитесь, скажите, что, к сожалению, Вы не смогли сдержаться и поступили плохо. Дайте ему понять, что раскаиваетесь и впредь постараетесь держать себя в руках.

6.       Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является частью нашего языка, не нужно навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, кому они обращены.

 



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_2_kl_2_chetv.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Речь наших детей»

Цель:

Ознакомление с требованиями к речи младших школьников и проблемами в её развитии.

Задачи:

Поставить перед родителями проблему  существования в речи школьников жаргона и  нецензурной речи,

Ознакомить с речевыми ошибками, встречающимися у детей и проанализировать их причины,

Убедить родителей помочь детям избавиться от жаргона и  нецензурной речи на личном примере.

Ход собрания.

1 . Подготовительный этап.

Провести анонимное анкетирование детей.

Подготовить памятку для родителей  «Ваша речь и Ваш ребёнок».

2.Организационный этап

Взаимное приветствие родителей и учителя.

Родители садятся за «круглый стол»

1,2 слайды

Собрание начинает учитель словами И.С.Тургенева  «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

3.Этап педагогического всеобуча

1)Вступительное слово учителя.

   А сегодня мы с вами поговорим о наболевшем, как у нас, педагогов, так, я думаю и у вас, родителей - о том, что засоряет и огрубляет нашу речь.  К большому сожалению, грубость, мат, жаргон стали почти обыденными.  Мы их слышим везде: в магазинах, на улице и в телепередачах.  

   Почему это происходит?  Ведь это всё антиобщественное явление и воспринимать их нужно, как зло. За свою практику я впервые встретилась таким количеством матершинников в классе. Не скрою, были, но 1,2 человека. Я была просто поражена такой ситуацией. И решила почитать литературу о причинах такой нецензурной речи в начальной школе. Прочитав некоторую информацию я даже для себя узнала интересные вещи.

2)Мозговой штурм.

-Почему взрослые люди ругаются нецензурными выражениями?

Почему же ругаются сейчас дети и подростки?

(Высказывания родителей) 3 слайд

Чтобы понять истоки матерщины, совершим небольшой экскурс в прошлое.

4 слайд

В  древней Руси запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать - сыру - землю, Богородицу и родную мать человека. У русских славян считалось грехом  бранить детей, ибо на том свете они отвернуться от своих родителей.  Ребёнка, которого обругали «чёрным словом» с упоминанием чёрта, ведьмы и т.д. могли унести по поверью злые силы.  Нельзя было браниться при иконах, при печке (там обитал Домовой) так же не бранились в лесу, в поле, около водоёмов- ведь у каждого из них был свой покровитель и он мог наслать болезни и немочь. В дом, где бранятся, считали, что проникает дьявол, а ангелы покидают его.

Нельзя сказать, чтобы на Руси совсем не бранились, но не так, как сейчас.  Бранились  на свадьбах, чтобы отпугнуть от молодых злые силы.  Бранились на поле брани, чтобы раззадорить и себя и врага.

5, 6 слайды

 А знаете ли вы, отчего человек сквернословит? Вы, наверное, подумали, что от некультурности или необразованности, а может быть, от легкомыслия?

Нет, причина глубже. Ведь то, о чем говорят уста, зависит состояние сердца: "Ибо от избытка сердца говорят уста." (Мф. 12:31).

Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и гнилые слова". Когда сердце человека развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения.

7,8,9,10 слайды

Господь поучает нас: " Исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека" (Мф.  15:18).

Значит, сквернословие - это только признак избытка скверны в сердце. Если не очищено у человека сердце, а переполнено грехом - вот и льется из него сквернословие неудержимым потоком. Такой человек является виновником не только своей погибели, но и своих ближних. Ведь скверна, изрыгнутая его нечистыми устами, входит в уши и сердца окружающих людей, в том числе невинных детей. Сквернослов навязывает им свои мысли, соблазняет душу и нередко располагает к гнусному подражанию.

3)Знакомство с результатами анонимного опроса детей.

Психологи объясняют причину интереса к нецензурным словам тем, что ребенок хочет показаться знающим, опытным человеком. В Европе существует интересный обычай. Когда дети приносят с улицы  «мерзкие слова» и спрашивают об их значении, то родители разъясняют все честно, но потом заставляют вымыть рот с мылом. Это не наказание, а гигиена: такие слова пачкают рот, душу, сознание и слух.

     Неприличные слова когда-либо появляются в речи каждого ребенка. Их в первую очередь привлекает эмоциональность, с которой произносятся эти слова. Ругающийся человек обычно «излучает» самоуверенность, его жесты выразительны. Наблюдения ребенка наводят его на мысль, что вставить в свою речь непристойное слово является одним из признаков взрослости. Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать их, чтобы позлить, подразнить. Бранные слова становятся орудием мести.

   Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм, проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скудность, однообразие, сквернословие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Особенно страшно, когда дети воспитываются в матерщинной среде, когда сами родители закладывают в их души нравственную грязь. Такие дети вырастают черствыми и равнодушными прежде всего к собственным родителям. Сквернословие калечит детские души.
Когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их детишкам. Такие дети могут стать причиной бед для своей семьи и для самих себя. 

В доме, где родители хранят целомудрие речи, у детей вырабатывается стойкое отвращение к сквернословию. Эта брезгливость является надежной защитой от общения с дурными компаниями. Раньше считалось, что матерщина – это язык необразованных, грубых людей.

Разве нормально, что матом стали ругаться не только мужчины, но и женщины, а самое страшное – дети. И слышат эту речь все и везде.
Обратимся за помощью к науке.

Ученые Новосибирского академгородка проводили такие опыты с растениями: на один участок растений направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другой участок растений – матерщину. И что, результат не замедлил сказаться. С первого участка собрали богатый урожай здоровых семян и в несколько раз больше, по сравнению со вторым участком.
Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода – носитель информации. Вода, «заряженная» молитвой становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Язык мата – язык падших ангелов и нам ли им уподобляться.

11-27 слайды

Заключительный этап.

Лексика детей пестрит жаргонизмами.

 У школьника: ботаник – зубрила, шухер – тревога, отпад – восторг, музон – музыка и т.д. Одна из главных психологических причин появления школьного жаргона состоит в желании самоутвердиться. Жаргон прилипчив как и нецензурная речь. Сначала школьный, потом молодежный жаргон, лишь бы он не перешел во взрослую жизнь. Жаргон убивает мысль, отучает подбирать нужные слова, обедняет речь.

То что русский язык грубеет – очевидная и ужасная вещь.

28 слайд

Писатель Виктор Ерофеев сказал: «Через десять лет мы все поголовно будем говорить на мате. Просто перестанем его замечать». Хочется верить, что этого не произойдет. Как говорят наши дети, зависит не только от телевидения и радио, но, прежде всего, от нас с вами.  

29-31 слайды

Приложение1.

Анонимная анкета для детей.

1. Где ты чаще всего  слышишь неприличные слова?

2.Как ты к этому относишься?

3.Кто чаще всего говорит неприличные слова?

4.Говорил ли ты сам неприличные слова?

5.Как ты себя при этом чувствовал?

Приложение2.

Памятка родителям.

«Ваша речь и Ваш ребёнок»

  1. Объясняйте детям, что люди используют нецензурную речь в случае, когда от отчаяния им не хватает слов, но это их не оправдывает.
  2. Следите за собственной речью.
  3. Если ребенок спрашивает о значении нецензурного слова, нужно честно сказать, что его значение настолько неприлично, что Вы не хотите его произносить.
  4. Если ребенок интересуется, почему люди произносят эти слова, скажите, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или позлить человека.
  5. Если в присутствии ребенка Вы нецензурно выразились, извинитесь, скажите, что, к сожалению, Вы не смогли сдержаться и поступили плохо. Дайте ему понять, что раскаиваетесь и впредь постараетесь держать себя в руках.
  6. Ребенку нужно разъяснить, что хотя ругань и является частью нашего языка, не нужно навязывать ее окружающим, она оскорбляет и унижает того, кто произносит такие слова и того, кому они обращены.