Воспитание личности на уроках географии

Муниципальное образовательное учреждение

«гимназии имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального района  Омской области

 

Воспитание личности школьника

на уроках географии.

Из опыта работы учителя

географии Серковой РИ

Воспитание- целенаправленное создание условий( материальных, духовных, организационных) для развития человека  Воздействие на личность общества. Формирование системы качеств  личности ,взглядов и убеждений. Физическое , психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов .Оно идет

в процессе социализации-усвоения человеком  ценностей., норм, установок ,образцов поведения ,присущих данному обществу Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания развитию называть формированием личности. Воспитание осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение .Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности- познавательной, предметно- практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной.

Наиболее обобщенной классификацией воспитания можно считать- умственное трудовое, и физическое Если во главе  угла поставить аспекты воспитательного процесса- идейно-политическое, военно-патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое трудовое,физическое,правовое,,половое,экологическое,экономическое .

Педагогическая концепция такова; формирование здорового образа жизни коллектива, создание условий доброжелательности и взаимопомощи, Создание каждому ребенку душевного комфорта.

Основными идеями будут : свобода выбора, добровольность, деятельность ,взаимная терпимость, личная ответственность и т.п.

В объяснительной  записке программы по географии говорится, что цели обучения географии сводятся к трем основным позициям

1. Способствовать активному формированию географического мышления, развитию свободно и творчески мыслящей личности.

2.Сформировать у школьников представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах, своеобразие истории и условий современной жизни их жителей.

3.Служить одной из основ формирования духовности ,воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории ,не только своей Родины ,но и других стран и народов, экономического и эстетического  воспитания.

То есть сама программа нас нацеливает на воспитание личности школьника, способного

самореализоваться в жизненных ситуациях.

Педагогическая цель предполагает соответствующую деятельность ,т. е. воздействие на процесс становления человека и соответствующие изменения в этом процессе. Известный писатель С Соловейчик утверждает: «Воспитатель, как и художник, действует по плану, не по отвлеченной идее, не  по заданному перечню каких-то качеств и не по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ идеального Ребенка, и мы незаметно для себя стараемся подвести реального нашего ребенка под этот идеальный образ»

.Идеал играет решающую роль в целеполагании, поскольку представляет образ конечного результата, на достижение которого направлены наши усилия. На разработку идеала воспитания важно учитывать запрос общества, когда, как утверждала Е.В. Бондаревская  ,молодой человек, подготовленный к жизни в обществе, видится свободной личностью, обладающей внутренним механизмом нравственной саморегуляции, обращенной к человеку, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность. Достижение указанного результата возможно при решении проблемы формирования у детей культуры жизненного самоопределения.

Поэтому наряду с педагогическим запросом общества следует признать равноправным источником целеполагания самого воспитанника и воспитателя учителя, педагогического коллектива .В качестве идей, определяющих базовые основы содержания воспитания Можно использовать материалы Е. В .Бондаревской ,где  она предлагает выделить

-  воспитание свободного человека, обладающего высоким уровнем гражданского самосознания,  чувством собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образ жизни;

.Воспитание гуманного человека, осознающего высокую ценность человеческой жизни, обращенного к людям, доброго, способного к состраданию, сопереживанию, милосердию, к бескорыстному оказанию помощи конкретным людям  ,стремящегося к миру ,добрососедству ,взаимопониманию:

--воспитание духовного человека, имеющего развитие потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла жизни, идеала,  в обращении с искусством в автономии внутреннего мира, в приобщении к ценностям мировой цивилизации  и национальной  культуры;

.: -воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству

-воспитание практического человека, владеющим практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социокультурной  ситуации и(предпринимательство, компьютерная грамотность, владение иностранными языками, физическая закалка, хорошие манеры и др.)

-воспитание устойчивого человека, имеющего осознанные и развивающиеся мировоззренческие позиции в отношении к окружающим ,к себе и к предметам внешнего мира, определяющего систему жизненных смыслов.

_социально –нормативный- обретение чувства общности с окружением через принятие социальных норм, выраженных в идеологии гимназии, общественном мнении, традициях и ритуалах.Поставить воспитательную цель означает определить предполагаемые изменения в индивидуально-личностных и субъектных свойствах воспитуемого

-Коммуникативные эмоции ,возникающие на основе потребности в общении: желание Для самореализующей личности имеет  значение  научиться  учиться.

Для этого детям сообщаю об общих УУН учащихся, их нормативах, выпускаю

 для уголка » Учись учиться» памятки. Организуем контроль понимания этих памяток и умения их использовать в учебной деятельности .Задания даются с условием «ближайшего развития» школьников. Например прочитайте и составьте план текста учебника .Перескажите товарищу текст ,согласно вами составленного плана. Ознакомившись с критерием оценки поставьте оценки за план и за умение рассказывать по плану. Затем ставлю вопрос «,вы довольны результатом вашей работы.? Чаще всего отвечают да, конечно.» Хорошо»,- говорю я. Давайте проверим результат вашей работы ответив на вопросы теста, на проблемный вопрос, решение задачи. В 7 классе при изучении темы   «Климаты Земли» спрашиваю  На температуру воздуха влияет географическое положение,  которое зависит от угла падения солнечных лучей ,тогда почему на климатических картах изотермы проходят не везде по широтам. В некоторых местах даже становятся замкнутыми?Дети смотрят  на карту климатическую и в этом убеждаются .Возникает противоречие

их знаниям и факту по карте.» Тогда теория должна быть иной?» -продолжаю я.. Учащиеся начинают высказывать свои предположения. Идет обсуждение противоречия  в парах ,поворачиваются назад и уже идет обсуждение в группах. Дается время. Затем слушаем результат обсуждения каждой группы. Фиксируем результаты на доске или заранее выданных листах бумаги, где школьники ни только версии прописывают, а и делают схемы, рисунки к доказательству «правильности» их идеи. Благодарю за их совместный труд. А теперь послушайте ,что говорят ученые- климатологи. И когда версия детей и ученных совпадает, дети проявляют удовлетворение своей деятельности ярко через эмоции, похлопывая друг друга по плечу или в ладоши.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться

считаю создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к  знанию ,от неумения к умению. При анализе положительного результата или отрицательного выясняю. «Что послужило вашей успешности?»И затем всем становится понятно как нужно работать ,когда нет прямого ответа. Дети учатся новым умениям, которые нужны в жизни. Они приводят  аналоги подобной деятельности, убеждая себя и других в открытии для себя, что все должны думать, предлагать, сопоставлять,. что нужно уметь слушать и слышать других ит.д.Они говорят о культуре совместной деятельности.

Успех в труде- первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится Ребенок, если его усилия не увенчаны успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться .Поддержать школьника, подбодрить его, обязательно похвалить  даже за самую незначительное продвижение .Здесь также важно помнить, что требовательности должно быть в меру и обязательное уважение как к личности.

Немаловажное значение имеет материальная обеспеченность школьников в выполнении практических работ. Иметь школьные принадлежности на уроках это те средства деятельности, которые ему помогут успешно учиться. И это ничто иное как дисциплина ученика. От чего же зависит дисциплинированность школьника? Только ли от  наличия школьных принадлежностей?. Как известно мотивом к деятельности школьника является эмоции удивления, эмоции радости, желание узнать что-то необыкновенное. Желание быть признанным, .Эмоции побуждают к деятельности .Поэтому мне приходится готовясь к урокам продумывать формы и методы деятельности школьников. Часто использую проблемные ситуации, проблемные вопросы, деловые игры. краеведческий материал, который мотивирует  на что-то близкое ,понятное и значимое для учащихся.

Эмоции воздействуют на мотивации деятельности Важно также знать ,что эмоции бывают разных видов .-Альтруистические эмоции-переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровитестве  другим людям: желании приносить другим людям радость и счастье :чувства беспокойства за судьбу кого –либо, чувство преданности или умиления, чувства общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик, желание заслужить одобрения  от близких и уважаемых людей, чувства признательности.-Глорические  эмоции связаны с с потребностью в самоутверждении, стремление завоевать признание, почет, чувство гордости, чувства удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.

-Практические эмоции, вызываемые деятельностью ,изменением ее в ходе работы, успешностью или неспешностью ее, желание добиться успеха в работе, увлеченность, приятная усталость.-Романтические эмоции. Стремление ко всему необыкновенному, таинственному ,необычайному.- Эстетические эмоции связаны с лирическими переживаниями, жажда красоты, чувство волнующего драматизма, чувство душевной мягкости, наслаждение звуками, растроганности.-Гностические эмоции связаны с потребностью познавательной гармонии, стремление нечто понять ,Чувство недоумения или удивления, чувство ясности и ли смутности мысли, стремление преодолеть противоречия, радость открытия истины

(стр.102 эмоции и чувства Психологический справочник учителяЛ.М.Фридман.И.Ю.Кулагина)

Эмоции не развиваются сами по себе. Воспитание через эмоциональное воздействие -- очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы надлежавшим образом их направлять. Подлинные чувства- переживания- плод жизни .Они возникают и живут и умирают в зависимости от изменившихся  в процессе деятельности человека.Чувство можно направлять и регулировать через посредство деятельности. Отрицательные переживания возникшие в учебной деятельности могут быть и позитивными .Поэтому не нужно полностью ограждать ребенка от них. Важно учитывать их интенсивность и  периодичность.

Как же я на уроках географии формирую эмоциональное состояние школьников.

Анализируем статистические данные.Цифры и факты вещь достаточно убедительная.

Когда мы сравниваем площадь РФ и страны мира, когда мы дополняем краеведческий материал по площади Омской области и Москаленскому району то получаем как результат эмоции «Ого!»При изучении продолжительности жизни народов мира, при характеристике природных объектов да и любой вопрос по экономике, экологии,- цифры заставляют думать, мыслить и даже предполагать, принимать решения.В географии очень здорово многое видеть, чтобы анализировать.  и понимать процессы ,происходящие на Земле. Конечно здесь будут уместны фильмы ,видеозаписи. Чтобы представить образ моря, образ леса, образ народа мало видеть картинки, нужна музыка, нужно звучание ветра ,воды, речь ,пение людей. Целостность восприятия окружающего мира приводят к осознанию изучаемого материала .По мере возможности я конечно использую ТСО. Записываю краеведческий материал и тоже использую на уроках.

Любовь к книге к литературе  к поэзии формирую на уроках  географии ,когда использую описание природных объектов писателями и поэтами, показывая большую их наблюдательность и научность описания природы .»Мороз и солнце день чудесный..

«Еще ты дремлешь…Луна как бледное пятно сквозь тучи мрачные глядела….

Чуден Днепр при тихой погоде…Эй баргузин пошевеливай вал»…Отрывки из произведений позволяет усилить эмоциональное воздействие на восприятие изучаемого материала. Сказки ,басни, картины, музыка все это я использую чтобы не только эмоционально оформить урок ,а скорее всего побудить школьников к деятельности. Дети выполняют творческие работы сами .Они сочиняют стихи ,рисуют картины, находят песни, стихи ,оформляют плакаты, пишут письма ,буклеты, готовят яркие ,образные описания  территорий., выражая личное восприятие изучаемого вопроса. Сами при этом изменяются ,развиваются чувства, абстрактное мышление, появляются новые знания, значимые в профориентации ..

  На уроках экономической географии для анализа или синтеза изучаемого вопросы нужны знания по многим дисциплинам .Интеграция обучения географии позволяет старшеклассникам понять ,что для разрешения экономических, экологических, демографических и др. проблем нужны системы знаний, межпредметное   согласование позволяет комплексно решать жизненно важные вопросы, видеть их во взаимосвязи и взаимообусловленности .И тогда они понимают значимость каждой   школьной дисциплины .Когда учащиеся получают проектное задание «Город будущего»,» Я фермер»,»Построим дорогу» то здесь они понимают значимость интеграции в обучении.. И происходит процесс самовоспитания .У них появляются необходимость в знаниях и умениях многих дисциплин школьных, надпредметных умений. Умение чертить схему, умение договариваться, согласовывать, умение защищать свою работу итд. У них развиваются предпринимательские способности. Через игру, поисковую и исследовательскую работу дети совсем по-иному воспринимают школьную жизнь .Учитель здесь сотрудник. Устанавливаются  субъект- субъектные отношения .Право на ошибку имеют все. Положительное воздействии на учебный процесс влияет тогда ,когда учитель использует уже готовые работы школьников,. которые достигли определенных результатов.

Те же плакаты ,рисунки, разработки, рефераты ,проекты .Благодаришь уже выпускников, которые подарили школе свои творческие работы. ,которые помогают проводить тематические вечера, олимпиады, даже выступления на педчтениях  самого учителя. Они ценят то, что их труд многим еще пригодится. Порой приезжают и спрашивают свои творения , над  которыми продолжают  трудиться., защищая ее как курсовую работу.

..

.

С чего начинается Родина? Академик Д.С Лихачев писал: « Я  придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье ,своему дому, к своей школе .Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему народу к своему селу ,к родной природе к своим землякам., а созрев к своей стране и ее народу.

 Большое значение имеет и то как сам педагог  создает эмоциональный настрой .От музыкального и словесного оформления., видеозаписи  эпизодов героического прошлого(Победа над фашизмом, развитие космонавтики ,научные достижения, культура и искусство )

На уроках географии я стараюсь формировать положительный образ нашей Родины.

Чтение стихов, малых сочинений. ,кроссворды, ребусы, картины и др виды творения

направляем на воспитание патриота  своей страны, своего края посещаем музеи. Много чудес света есть на Земле. А назовите 7 чудес своей страны ,Омской области ,Москаленского района.Приведенные примеры стараются обосновать .Но меня всегда волнует, что свою улицу,

свой дом свою ,семью забывают назвать. Поэтому готовлю новое задание. Расскажи мне про себя, свой дом, семью, культурные обряды, кухня. ,культура питания итд. Что ты знаешь о своих соседях? Проводите ли вы праздник дома, семьи , праздники улицы, участвуете ли вы в праздновании Дня поселка. .Знаете ли вы родословную вашей семьи

Предлагаю оформить альбомы ,плакаты .Этот труд детей бесценен .Их совместный с членами семьи труд остается и продолжает доделываться., дооформляться Родители и дедушки с бабушками  помогают, пересказывая все ценности их семьи ,их рода. Специально едут в гости к старикам ,уделяя тем самым внимание им ,оказывают помощь. А старым людям как известно так нужно общение. В этом деле в проигрыше никого не бывает .Ведь история каждой семьи –это история нашей Родины. Воспоминания мужчин обязательно дают информацию о службе в армии, что она является  хорошим условием формирования мужских достоинств. Родину защищать это не только обязанность наших сынов, братьев .Это еще и гордость семьи. Дети с огромным удовольствием показывают на карте нашей Великой Родины места  службы своих родителей ,братьев, выпускников .Рассказывают какие качества должны воспитываться у парней..

Совершая экскурсии по местам нашего края ,мы невольно любуемся красотами его, фотографируем удивительные места , приносим в класс и рассказываем чем интересен этот край. Сколько эмоций при этом бывает И как дети ценят свою причастность к конкретному делу совершаемому ими .Ежегодно совершая экскурсии мы высаживаем  дубочки, сосенки. Очищаем лес от мусора, который оставляют  « плохие дяди «.Проводим исследовательскую работу –«Состояние древостоя в зоне отдыха Мониторинг по состоянию Камышловских озер ,который продолжается много лет порождает стихи отчаяния

 Мы смотрим едва ль не в восторгом

Отринув и совесть и страх

Как местная Камышловка

Страдает у всех на глазах

Да что ж это ,братцы, такое

Мертвеет живая вода

Беда ведь не только с рекою

А с нами со всеми беда!

При изучении темы Население в 8 классе интересно проходят интегрированные уроки.

Культура и традиции народов России. Ученики охотно выполняют домашние задания

Собирают материал :изделия народных промыслов .Кабинет превращаемся в выставочный зал по народному искусству. На столах самовар и  самые разные кушанья, учащиеся в народных костюмах Гости приглашаются к столу .Начинаются «Сибирские посиделки»Учащиеся рассказывают о традициях и культуре народов России .Музыка и хороводы активизируют формирование положительного образа народов нашего края, видеозаписи о фестивалях Омского Прииртышья  дополняют содержание урока. Дети как бы проживают  в ситуации посиделок и начинают понимать, почему был народ на Руси творческим .Им хотелось на других посмотреть и себя показать. Все школьники с такого урока расходятся довольными. Ведь к такому уроку они готовились серьезно.

Будничные уроки не менее творческие. Учащиеся совершают экспедиции пустившись по рекам Например при изучении реки Волги дети делают схему бассейна великой реки, обозначают на ней города, по мере рассказа учителя или по опережающему заданию

ведет рассказ ученик. «Во

т отсюда именно отсюда из глубин большого родника выбегает голубое чудо русская Великая река…..сопровождая видеофрагментами о реке Волге.

Готовясь к уроку дети могут воспользоваться разными источниками информации, фотоальбомы, наборы открыток о разных участках реки и городах расположенных на ней, схемы бассейна реки..

Таким образом могу сказать, что сочетая различные формы организации деятельности учащихся :коллективный, групповой, индивидуальной, строя целеполагание на развитие эмоций детей через содержание, ролевые игры, деловые игры и  др нестандартные формы деятельности воспитательный эффект уроков географии будет положительным.