Риторика

Рабочая программа курса "Риторика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_9_rossova.odt88.66 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Начальник УМО РРЦДО ГБОУ НСО СОШ ОЦО                                             ______________ Т.Н.Захарова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Риторика»

в  дистанционной форме

рассчитана на 1 год обучения

(для обучающихся 9(10)  класса)

Автор: педагог дополнительного образования И.В.Россова

Венгерово, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 34 часа: из расчета 1 час в неделю — и предназначена для учащихся 9(10) класса.

Данная программа  актуальна в связи с необходимостью дополнительного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также  интегрирована с надомной формой обучения, которая даёт возможность получить знания по предмету через дистанционный курс.

Во всем мире при рассмотрении модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. Говоря о потребностях общества, социологи, культурологи, лингвисты отмечают очевидные тенденции и факты падения речевой культуры.  Программа поможет учителю возродить в школе риторику на современном уровне, ведь   свыше 2000 лет риторика является одним из основных предметов в мировой практике и имеет богатую отечественную традицию.

Актуальность данного направления обусловлена снижением речевой культуры   и отставанием образования  от современных требований, предъявляемых обществом к коммуникативной культуре и, следовательно,  к культуре вообще. Современные люди должны уметь контактировать. В настоящее время демонстрируют неумение общаться не только выпускники школ, но и профессионалы: ведушие телепрограмм, парламентарии, юристы, преподаватели и т.д.

 В системе гуманизации нашего образования курс основ риторики может играть существенную роль, так как поможет старшеклассникам овладеть не только мастерством слова, но и культурой мысли.

    Риторика отличается от курса русского языка своими задачами: учить коммуникативным умениям на новом витке развития общества в условиях колоссальных возможностей информационных технологий. Риторика не вписывается в существующий курс русского языка и отличается системой понятий, содержанием и структурой, а главное - специфическими методами и приемами преподавания.  Новизна курса состоит в том, что в риторике обобщены определенные приемы, которые в рамках профильного образования ориентированы на подготовку специалистов, чья деятельность использует слово как основной инструмент.  Искусство точно, легко и красиво выражать мысли, говорить логично и убедительно необходимо руководителям, менеджерам, секретарям, юристам, педагогам — всем, чья производственная деятельность связана с общением. Программа курса поможет овладеть секретами хорошей речи, умением убеждать, располагать к себе собеседника.

Риторика - антропоцентрический предмет, поэтому естественна его практическая направленность.

  Изучение ораторской речи предполагается на трех уровнях:

на уровне замысла и содержания (определение темы и цели речи, ее композиции, отбор материала);

на уровне произнесения речи (соблюдение темпа речи,  работа над дикцией, силой голоса, интонацией);

на уровне стиля речи (лингвистическое понимание функционального стиля речи и системное использование языковых средств).

         

ЦЕЛЬ курса - изучение системы родного языка как средство развития лингвистического мышления, коммуникативной компетенции, формирование  основных умений и навыков публичного выступления.

ЗАДАЧИ

- дать учащимся представление об основах красноречия;

- обеспечить усвоение определённого круга знаний из области риторики;

- сформировать основные умения и навыки публичного выступления;

- развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, способствовать усвоению норм литературного языка.

 Описание программы и структуры дистанционного курса «Риторика»

Данный курс предназначен для помощи учащимся, находящимся на домашнем обучении, в освоении основных понятий риторики

В структуре курса представлен теоретический материал в виде презентаций, лекций, Word-документов. Конспект урока включает в себе основное содержание, минимально реализующее стандарт и необходимые для его выполнения требования и направлен на теоретическое и практическое обучение.  

В каждом модуле представлен разнообразный материал, который закрепляет и углубляет содержание урока. Видеоматериал способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету.

Значимое место в курсе отводится практической части под рубриками: «Форум», «Опрос», «Рабочая тетрадь», «Задание», «Тест», которые содержат вопросы, задания, тесты, соответствующие этапу обучения и позволяющие выявить степень усвоения материала курса.

Основой дистанционного курса является современные информационные технологии, которые позволяют существенно расширить информационное пространство ученика с использованием интернет — ресурсов. Среди технологий обучения курса использованы также — технологии работы с различными текстами и ресурсами курса; технологии социального взаимодействия; практико-ориентированные технологии; игровые; технологии аутентичного оценивания; технологии достижений. Дистанционная учебная деятельность   для учащихся носит инновационный характер, так как она направлена на получение нового опыта.

В результате изучения курса учащийся должен:

  • иметь представление  о риторике Античности, ее видах и родах,

  • оформлять письменно речь и произносить ее в соответствии с нормами,
  • пользоваться словарями,
  • находить и исправлять ошибки в чужой и в своей речи,
  • иметь навыки нахождения речевого контакта, навыки активного  слушания.

  • владеть анализом, синтезом, обобщением, группировкой  материала
  • знать основные навыки речи (оратории)
  •  готовить речь с учетом психологии воздействия, пользоваться элементами адресации

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Срок проведения

1

Что такое риторика?Общие сведения об ораторском искусстве.

1

сентябрь

2

Риторика в Древней Греции и Древнем Риме.

1

сентябрь

3

Риторика в России 17-19 вв.

1

сентябрь

4

Ораторская речь: её роды и виды.

1

сентябрь

5

Качества хорошей речи.

1

октябрь

6

Нормы языка.Речевые ошибки.

1

октябрь

7

Нормы грамматики и их нарушения..

1

октябрь

8

Виды и способы аргументации.

1

октябрь

9

Структура доказательства.

1

ноябрь

10

Работа над устным выступлением.

1

ноябрь

11

Композиция речи.

1

ноябрь

12

Стиль речи.

1

ноябрь

13

Тип речи.

1

декабрь

14

Словесная наглядность.Ассоциация.

1

декабрь

15

Словесная наглядность.Тропы.

1

декабрь

16

Стилистические фигуры речи.

1

декабрь

17

Крылатые выражения.

1

январь

18

Фразеологизмы.

1

январь

19

Риторика остроумия.

1

январь

20

Голос как инструмент речи.

1

февраль

21

Дикция.

1

февраль

22

Импровизация в речи.

1

февраль

23

Речевые жанры.

1

февраль

24

Публичное выступление.

1

март

25

Беседа.

1

март

26

Искусство спора.

1

март

27

Дискуссия.

1

март

28

Полемика.

1

апрель

29

Парадоксы.

1

апрель

30

Речевой этикет.

1

апрель

31

Эффекты ораторской речи.

1

апрель

32

Оратор на трибуне: внешний облик.

1

май

33

Психология воздействия ораторской речи.

1

май

34

Приёмы хорошего слушания.

1

май

Учебно-методическое обеспечение

  1. Кохтев НН  Риторика. -  Москва, Просвещение,1994
  2. Словарь-справочник. Русское произношение и правописание. - Введенская Л.А., Червинский П.П.- Ростов н\.д Феникс, 1996
  3. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции,  М., Знание,1989
  4. Сычев О.А.. обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США – М., Знание, 1991
  5. Ивин А.А. Основы теории аргументации - М.,Владос, 1997
  6. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение.  Грамматические нормы. Под редакцией Р.И. Аванесова. -  М: рус яз, 2000.
  7. Ладыженская Т..А. Модернизация образования и риторика. – Русская словесность №3-2005
  8. Интернет-ресурсы
  9. Рабочая программа

Материально — техническое оснащение:

Индивидуальный MacBook, сканер, принтер

Средства телекоммуникации (электронная почта,    выход в Интернет)

 Приёмы и методы организации:

Приемы и методы занятий в  очно-дистанционной (с использованием ДОТ) форме определяются  для каждого учащегося индивидуально и зависят от особенностей развития обучающегося, уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов и др.