Риторика
Предварительный просмотр:
Утверждаю:Начальник УМО РРЦДО ГБОУ НСО СОШ ОЦО ______________ Т.Н.Захарова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Риторика»
в дистанционной форме
рассчитана на 1 год обучения
(для обучающихся 9(10) класса)
Автор: педагог дополнительного образования И.В.Россова
Венгерово, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 34 часа: из расчета 1 час в неделю — и предназначена для учащихся 9(10) класса.
Данная программа актуальна в связи с необходимостью дополнительного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также интегрирована с надомной формой обучения, которая даёт возможность получить знания по предмету через дистанционный курс.
Во всем мире при рассмотрении модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. Говоря о потребностях общества, социологи, культурологи, лингвисты отмечают очевидные тенденции и факты падения речевой культуры. Программа поможет учителю возродить в школе риторику на современном уровне, ведь свыше 2000 лет риторика является одним из основных предметов в мировой практике и имеет богатую отечественную традицию.
Актуальность данного направления обусловлена снижением речевой культуры и отставанием образования от современных требований, предъявляемых обществом к коммуникативной культуре и, следовательно, к культуре вообще. Современные люди должны уметь контактировать. В настоящее время демонстрируют неумение общаться не только выпускники школ, но и профессионалы: ведушие телепрограмм, парламентарии, юристы, преподаватели и т.д.
В системе гуманизации нашего образования курс основ риторики может играть существенную роль, так как поможет старшеклассникам овладеть не только мастерством слова, но и культурой мысли.
Риторика отличается от курса русского языка своими задачами: учить коммуникативным умениям на новом витке развития общества в условиях колоссальных возможностей информационных технологий. Риторика не вписывается в существующий курс русского языка и отличается системой понятий, содержанием и структурой, а главное - специфическими методами и приемами преподавания. Новизна курса состоит в том, что в риторике обобщены определенные приемы, которые в рамках профильного образования ориентированы на подготовку специалистов, чья деятельность использует слово как основной инструмент. Искусство точно, легко и красиво выражать мысли, говорить логично и убедительно необходимо руководителям, менеджерам, секретарям, юристам, педагогам — всем, чья производственная деятельность связана с общением. Программа курса поможет овладеть секретами хорошей речи, умением убеждать, располагать к себе собеседника.
Риторика - антропоцентрический предмет, поэтому естественна его практическая направленность.
Изучение ораторской речи предполагается на трех уровнях:
на уровне замысла и содержания (определение темы и цели речи, ее композиции, отбор материала);
на уровне произнесения речи (соблюдение темпа речи, работа над дикцией, силой голоса, интонацией);
на уровне стиля речи (лингвистическое понимание функционального стиля речи и системное использование языковых средств).
ЦЕЛЬ курса - изучение системы родного языка как средство развития лингвистического мышления, коммуникативной компетенции, формирование основных умений и навыков публичного выступления.
ЗАДАЧИ
- дать учащимся представление об основах красноречия;
- обеспечить усвоение определённого круга знаний из области риторики;
- сформировать основные умения и навыки публичного выступления;
- развивать речь учащихся, обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, способствовать усвоению норм литературного языка.
Описание программы и структуры дистанционного курса «Риторика»
Данный курс предназначен для помощи учащимся, находящимся на домашнем обучении, в освоении основных понятий риторики
В структуре курса представлен теоретический материал в виде презентаций, лекций, Word-документов. Конспект урока включает в себе основное содержание, минимально реализующее стандарт и необходимые для его выполнения требования и направлен на теоретическое и практическое обучение.
В каждом модуле представлен разнообразный материал, который закрепляет и углубляет содержание урока. Видеоматериал способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету.
Значимое место в курсе отводится практической части под рубриками: «Форум», «Опрос», «Рабочая тетрадь», «Задание», «Тест», которые содержат вопросы, задания, тесты, соответствующие этапу обучения и позволяющие выявить степень усвоения материала курса.
Основой дистанционного курса является современные информационные технологии, которые позволяют существенно расширить информационное пространство ученика с использованием интернет — ресурсов. Среди технологий обучения курса использованы также — технологии работы с различными текстами и ресурсами курса; технологии социального взаимодействия; практико-ориентированные технологии; игровые; технологии аутентичного оценивания; технологии достижений. Дистанционная учебная деятельность для учащихся носит инновационный характер, так как она направлена на получение нового опыта.
В результате изучения курса учащийся должен:
- иметь представление о риторике Античности, ее видах и родах,
- оформлять письменно речь и произносить ее в соответствии с нормами,
- пользоваться словарями,
- находить и исправлять ошибки в чужой и в своей речи,
- иметь навыки нахождения речевого контакта, навыки активного слушания.
- владеть анализом, синтезом, обобщением, группировкой материала
- знать основные навыки речи (оратории)
- готовить речь с учетом психологии воздействия, пользоваться элементами адресации
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Срок проведения |
1 | Что такое риторика?Общие сведения об ораторском искусстве. | 1 | сентябрь |
2 | Риторика в Древней Греции и Древнем Риме. | 1 | сентябрь |
3 | Риторика в России 17-19 вв. | 1 | сентябрь |
4 | Ораторская речь: её роды и виды. | 1 | сентябрь |
5 | Качества хорошей речи. | 1 | октябрь |
6 | Нормы языка.Речевые ошибки. | 1 | октябрь |
7 | Нормы грамматики и их нарушения.. | 1 | октябрь |
8 | Виды и способы аргументации. | 1 | октябрь |
9 | Структура доказательства. | 1 | ноябрь |
10 | Работа над устным выступлением. | 1 | ноябрь |
11 | Композиция речи. | 1 | ноябрь |
12 | Стиль речи. | 1 | ноябрь |
13 | Тип речи. | 1 | декабрь |
14 | Словесная наглядность.Ассоциация. | 1 | декабрь |
15 | Словесная наглядность.Тропы. | 1 | декабрь |
16 | Стилистические фигуры речи. | 1 | декабрь |
17 | Крылатые выражения. | 1 | январь |
18 | Фразеологизмы. | 1 | январь |
19 | Риторика остроумия. | 1 | январь |
20 | Голос как инструмент речи. | 1 | февраль |
21 | Дикция. | 1 | февраль |
22 | Импровизация в речи. | 1 | февраль |
23 | Речевые жанры. | 1 | февраль |
24 | Публичное выступление. | 1 | март |
25 | Беседа. | 1 | март |
26 | Искусство спора. | 1 | март |
27 | Дискуссия. | 1 | март |
28 | Полемика. | 1 | апрель |
29 | Парадоксы. | 1 | апрель |
30 | Речевой этикет. | 1 | апрель |
31 | Эффекты ораторской речи. | 1 | апрель |
32 | Оратор на трибуне: внешний облик. | 1 | май |
33 | Психология воздействия ораторской речи. | 1 | май |
34 | Приёмы хорошего слушания. | 1 | май |
Учебно-методическое обеспечение
- Кохтев НН Риторика. - Москва, Просвещение,1994
- Словарь-справочник. Русское произношение и правописание. - Введенская Л.А., Червинский П.П.- Ростов н\.д Феникс, 1996
- Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции, М., Знание,1989
- Сычев О.А.. обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США – М., Знание, 1991
- Ивин А.А. Основы теории аргументации - М.,Владос, 1997
- Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические нормы. Под редакцией Р.И. Аванесова. - М: рус яз, 2000.
- Ладыженская Т..А. Модернизация образования и риторика. – Русская словесность №3-2005
- Интернет-ресурсы
- Рабочая программа
Материально — техническое оснащение:
Индивидуальный MacBook, сканер, принтер
Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет)
Приёмы и методы организации:
Приемы и методы занятий в очно-дистанционной (с использованием ДОТ) форме определяются для каждого учащегося индивидуально и зависят от особенностей развития обучающегося, уровня усвоения минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов и др.