«Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»
«Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kozachenko.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Дополнительное профессиональное образование
Кафедра развития образования
«Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников»
Проект выполнила:
Козаченко Нина Степановна заместитель директора по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми
МБОУ лицея №4 г.Чехова
Московской области
Москва
2013 г.
Где труд – там успех.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Введение.
Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера.
Индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий, с одной стороны, распознавание и развитие одаренности, а с другой -дифференцированное отношение к одаренным детям в зависимости от имеющегося у них потенциала.
Педагогические основы их сопровождения, включающие в себя сущность сопровождения как процесса и вариативной технологии его реализации, закономерности и принципы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, критерии эффективности изучаемого процесса и условия, обеспечивающие эту эффективность
Технология педагогического сопровождения одаренных детей, включающая следующие этапы: изучение учащихся (анкетирование, беседы с ними, их родителями, педагогами, внеклассные мероприятия, организацию турниров и олимпиад по профилю для старшеклассников; включение заинтересованных учеников в работу очных и заочных специализированных школ; создание специализированных классов; организацию работы сезонных профильных школ - лагерей; профессиональное определение старшеклассников.)
Педагогическое сопровождение одарённых детей.
Само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, основанная на сочетании трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу). Кстати, одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.
Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей;
2) адекватное содержание воспитания;
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии;
4)психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;
5) побудительная деятельность учителя.
Цель педагогического сопровождения: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности
Задачи:
- Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.
- Развитие самостоятельного мышления.
- Развитие речи, воображения, памяти, внимания обучающихся в процессе воспитания .
- Развитие индивидуальных способностей в условиях творческих ситуаций.
При построении воспитательного процесса стоить учитывать 2 вида мотивации:
- Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников (похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней).
- Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения).
Образовательный продукт.
Образовательным продуктом при педагогическом (а в нашем случае воспитательном)сопровождении одаренных и способных детей могут быть следующие материалы: собственные тексты , стихи, сказки, живопись, компьютерный учебный проект, викторины, рекламные проспекты и другие материалы.
Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны (изготовлены) учащимися в ходе творческой деятельности.
При составлении плана на год классным руководителям необходимо уделять особое внимание поддержке одаренных детей (исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему). В план необходимо включать:
- Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
- Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные);
- Обсуждение на пед. Совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);
- Создание портфолио одаренных детей;
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.
- включение детей в работу дополнительного образования;
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому особое внимание нужно обращать ещё на 1 ступени обучения, чтобы не упустить зёрна таланта, которые могут без нашей помощи и не развиться. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных и творческих способностей.
Исходя из этого необходимо придерживаться следующих принципов работы с одарёнными детьми:
Индивидуализация воспитания (наличие индивидуального плана воспитания учащихся – высший уровень).
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Принцип добровольности
Сегодня жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А это возможно при поддержке талантов и дарований, заложенных в ребёнке со стороны педагогов. Для того, чтобы эта поддержка состоялась на высоком уровне для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог. Т.О. можно сделать вывод, что высокие способности наших детей — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться. Но только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная задача современного образования. Талантливые дети - интеллектуальный и экономический потенциал государства в будущем.
Методы педагогического сопровождения.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы:
- опросный метод (диагностическое интервью, ситуационное интервью);
- психологические тесты;
- стандартизированные самоотчеты;
- проективные техники (вербальные и невербальные);
- диагностические игровые (имитационные) техники;
- экспертные методики;
- тренинги и психологические игры;
- индивидуальные и групповые консультации;
- круглые столы;
- семинары, консилиумы;
- наблюдение;
- анализ продуктов деятельности, анализ самооценки продуктивности деятельности.
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
Технология проблемного обучения.
Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи.
Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:
- осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
- формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
- доказательство гипотезы, в процессе которого обучающиеся переформулируют вопрос или задание;
- общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет лицеистам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
Методика обучения в малых группах.
Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективное.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.
Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.
Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Педагогическое управление проектами
№ п/п | Функции педагогического управления | Деятельность учителя |
1 | Информационно-аналитическая | На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса |
2 | Мотивационно- целевая | Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию |
3 | Планово-прогностическая | Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план график работы над проектом |
4 | Организационно-исполнительская | Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности |
5 | Контрольно-диагностическая | Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы |
6 | Регулятивно-коррекционная | Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию |
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы, методы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, проведение исследовательских уроков в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на подгруппы.
Исследовательская деятельность. Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-совокупнось учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. В соответствии с выбранной тематикой кейс может содержать различную информацию.
Формы работы с одаренными учащимися
- Творческие мастерские;
- Кружки по интересам;
- Конкурсы;
- Интеллектуальный марафон;
- Консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;
- Участие в олимпиадах;
- Работа по индивидуальным планам
- Факультативы;
- Занятия в профильных классах.
- Спецкурсы;
Спецкурсы
Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы лицейской программы или получить знания в интересующих их областях знаний
Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.
Спецкурс проводится поэтапно.
На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся.
Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса.
Затем учитель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить обучающихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки детей к самостоятельной работе над проектом.
Четвертый этап - собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний.
Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите.
На шестом этапе проводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.
Педагогические ресурсы реализации модели
креативной образовательной среды.
Креативная образовательная среда – это комплекс взаимосвязанных едиными образовательными, воспитательными и развивающими целями и взаимодействующих в соответствии с образовательной программой социальных институтов (педагоги, семья, учреждения образования, культуры и т. п.), в рамках которого происходит интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое и другое предпрофессиональное развитие личности одаренного школьника.
Материально – техническое обеспечение:
- Оснащение современным техническим оборудованием школьных кабинетов, а также программными и образовательными ресурсами, введение электронных карт и ресурсов, банка данных, которые обеспечивают становление и развитие информационной культуры личности (локальная сеть, компьютеры, проекторы, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивные доски, программно-методическое обеспечение, контрольно-пропускная система, система видеонаблюдения)
- Доступность информационных и телекоммуникационных технологий в любое удобное обучающемуся время.
- Библиотечный фонд учебной, художественной и методической литературы, обеспечивающий потребности участников образовательного процесса.
Научно – методическое обеспечение:
- Формирование готовности педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов, благодаря комплексному подходу к организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий.
- Управление информационными ресурсами внутри учреждения, которое регулируется посредством нормативных актов, регламентирующих и унифицирующих форму и содержание информации, порядок ее представления и размещения.
- Сопровождение процесса информатизации внутри образовательного учреждения, положение об официальном сайте, инструкции для сотрудников по работе с базами персональных данных, регламенты работы учителей, классных руководителей, администрации и учащихся образовательного учреждения в сети Интернет.
- Формирование базы данных «Одаренные дети»: победители в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах; участники и победители в научно-практических конференциях разного уровня; участники образовательного процесса, вовлеченные в интегративные творческие проекты.
- Организация деятельности научно-методического центра по обобщению и распространению передового педагогического опыта профориентационной работы с одаренными детьми.
- Формирование учителями-предметниками банка методических разработок уроков, презентаций, классных часов, внеклассных мероприятий, тестовых заданий, используемых для проверки качества ЗУН обучающихся при проведении стартового, текущего и итогового контролей, в т.ч. в формате ЕГЭ.
- Осуществление экспериментальной деятельности одаренных детей; преподавание курсов школьного компонента; участие в вузовских олимпиадах и в студенческих конференциях; творческие встречи с учащимися по актуальным проблемам современности.
Создание творческого объединения «Научно – исследовательские проекты юных».
Развитие кадрового потенциала:
- Составление плана работы методической службы и план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов.
- Организация обучающих семинаров для педагогов.
- Продолжение работы по обеспечению качества образования на всех ступенях обучения:
1. Применение технологии личностно-ориентированного обучения, создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
2. Развитие мотивационной сферы с целью формирования познавательного интереса как условия успешного обучения.
-Продолжение работы творческих групп по применению инновационных технологий обучения.
- Повышение квалификации управленческих и педагогических кадров:
- Традиционные курсы повышения квалификации; дистанционное обучение на основе технологий удаленного доступа к информации;
- Поисково-исследовательская деятельность педагогов и работа над своей психолого-педагогической темой самообразования;
- Совершенствование форм и методов организации урока через систему открытых уроков;
- обмен опытом работы и отчеты по поисково-исследовательской деятельности педагогов на заседаниях ШМО учителей, на внутренних семинарах;
- Работа в научно-практической лаборатории «Инновации в образовании»;
- Формирование креативного педагога, способного стать «менеджером собственного труда», готового самостоятельно принимать решения и добровольно менять привычные алгоритмы трудовой деятельности,
- Формирование инновационной корпоративной политики в рамках системы менеджмента качества.
Заключение.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.
Рекомендации:
- Педагогическому коллективу изучить литературу по проблеме одаренности;
- Начать работу по выявлению детей и сбору данных об одаренных и талантливых детях;
- Подготовить педагогические кадры для работы с одаренными детьми;
- Продолжать работу школьных научных обществ, вовлекать детей в их деятельность;
- Вовлекать детей в научно-исследовательскую и поисковую работу;
- Проводить ежегодно научно-практическую конференцию, олимпиады, интеллектуальный марафон;
- Вовлекать детей в работу музыкальных, изобразительных, прикладных, спортивных коллективов.
Рекомендации по работе с одаренными детьми, предлагаемые Кэролом Тэкэксом в книге «Счастливые родители одаренных детей»:
1. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, очень полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.
2. Учителю не стоит возводить ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности может вызвать раздражение, ревность и отторжение других детей.
3. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и сарказм со стороны учителя так же недопустимы.
4. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания, поэтому следует разнообразить программу с учетом потребностей данной категории детей.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Вывод: одаренный ребенок приходит в школу, как и любой другой школьник, чтобы учиться. И результат зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом его высшие потенциальные возможности.
Список использованной литературы:
- Закон «Об образовании в РФ».
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети».
- Краткое руководство для учителей по работе с одаренными. Под ред. Л.В. Поповой и В.Н. Панова. – М. Молодая гвардия, 1997.
- Попова Л.В. Формы работы с одаренными учащимися. – Астана: Дарын. 2009.
- Пляжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. –Воронеж: МОДЭК, 1996.
- Чистякова С.Н.Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиоанльной ориентации и профильного обучения школьников.– М.: Academia, 2007