3.5. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Здесь представлен дидактический материал, презентации, разработки уроков, проверочные работы по окружающему миру. Материал разработан как мной, так и другими авторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 класс "Как ухаживать за кошкой и собакой" | 2.88 МБ |
1 класс "Насекомые" | 1.65 МБ |
1 класс "Живая и неживая природа" | 1.38 МБ |
1 класс "Птицы" | 2.64 МБ |
1 класс "Звери или млекопитающие" | 608 КБ |
1 класс "Грибы" | 2.89 МБ |
2 класс "Зимующие птицы" | 1.29 МБ |
2 класс "Вода на земле" | 2.43 МБ |
2 класс "Город и село" | 2.79 МБ |
3 класс "Что такое погода" | 999.9 КБ |
4 класс "Из книжной сокровищницы Древней Руси" | 1.92 МБ |
4 класс "План местности" | 517.6 КБ |
4 класс "Россия на географической карте" | 2.67 МБ |
4 класс "Мир глазами географа" | 839.5 КБ |
Карта полушарий | 642.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих с нами под одной крышей – о кошках и собаках.
Прежде чем завести кошку или собаку, посоветуйся с родителями. Убедись в том, что все члены семьи не возражают против появления в доме животного.
А как ухаживать за кошкой и собакой?
УХОД ЗА КОШКОЙ и СОБАКОЙ
У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков. Для питания животных нужны три миски: для еды, молока и воды.
Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами. Советы по правильному питанию даёт ветеринар. Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца.
Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорное ведро в доме должно плотно закрываться. Кошки и собаки любят играть. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки. Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет.
Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок. Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской. Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных используют специальные шампуни.
Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поил и выгуливал. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару. Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель.
ВЗЯВ В ДОМ ЖИВОТНОЕ, ПОМНИ – ЭТО ЧЛЕН ТВОЕЙ СЕМЬИ И ЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫГНАТЬ НА УЛИЦУ.
Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пес, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увез. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костер? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовет на сбор. И лаял он до хрипоты На темные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лег. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нем — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души.
Откуда берутся бездомные кошки и собаки?
Однажды я встретил бездомную кошку: - Как ваши дела? - Ничего, понемножку… - Я слышал, что вы тяжело заболели… - Болела. - Так значит, лежали в постели? - Лежала на улице много недель Бездомной, мне некуда ставить постель. Подумала я: «Странно, что в мире огромном Нет места собакам и кошкам бездомным». - Вы слышали, кошка? Пойдёмте со мной – Темнеет, и значит, пора нам домой! Мы шли с ней по улице гордо и смело – Я молча, а кошка тихонечко пела. О чём она пела? Возможно о том, Что каждому нужен свой собственный дом.
Кошка и собака — живые существа, которые нуждаются в нашей заботе, ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни.
http://www.gazeta.lv/images/1233817695_cats-dogs-2.jpg http://www.imageup.ru/img44/v-domike117766.jpg http://img-d.photosight.ru/d12/3256108_large.jpeg http://www.zoosaratov.ru/files/ks139094b.jpg http://content.foto.mail.ru/list/at_22/17/i-85.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/13/aussiossi.0/0_6638_8cec36a4_XL http://www.shleb.ru/~graffias/pic/dog-sms1.jpg http://i013.radikal.ru/0806/ba/2d0c15233647.jpg http://c.foto.radikal.ru/0611/98208da6f354.jpg http://www.brit-cat.ru/images/c%204.JPG http://forum.1tv.ru/uploads/post-31-1180991301.jpg http://www.upakovano.ru/pictures/photopack/thumbnails/406/01_4.jpg
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Кто такие насекомые?»
Подготовила материал
учитель начальных классов
МБОУ Шахунской СОШ №1
им. Д. Комарова
Смирнова Татьяна Павловна
Цели:
- познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак насекомых.
- развивать воображение, мышление, речь.
- воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак насекомых; узнавать насекомых с помощью атласа-определителя.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, картинки с изображением насекомых (кузнечик, пчела, бабочка, шмель, стрекоза, жук), карточки для парной работы (паук, рак, сороконожка, кузнечик, богомол, муха), запись песни «В траве сидел кузнечик»; для каждого ученика ─ карточки-раскраски, сигналы обратной связи, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» (CD диск)
Ход урока:
- Организационный момент. (слайд 1)
─ Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.
─ Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее. (слайд 2)
Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
─ О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе)
─ О каких ладошках здесь говорится? (О листьях)
- Самоопределение к деятельности.
─ А сейчас посмотрите на экран. (слайд 3). Какое время изображено на рисунке? (Лето). Действительно мы с вами оказались на зеленой лужайке. Светит солнышко. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. Кто может назвать друзей Муравьишки? (пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы).
─ Как назвать их всех одним словом? (Насекомые)
─ О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? ( О насекомых)
─ Почему всех их называют насекомыми? (Дети затрудняются ответить)
- Работа по теме урока
─ Рассмотрите рисунок на с.32. Назовите насекомое. (Кузнечик)
─ Отгадайте загадку. О каком насекомом говорится в ней.
НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,
ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (БАБОЧКА)
─ Рассмотрим бабочку. (слайд 4)
─ Посмотрите внимательно на экран. Какие части тела вы можете выделить у бабочки? (ответы детей)
Учитель, обобщая ответы детей, называет части тела. Один ученик указкой показывает их на слайде, остальные учащиеся карандашом в учебнике на стр. 32.
─ Голова с усиками и хоботком, с помощью которого бабочка пьет нектар;
─ Грудь с крылышками и ножками; брюшко.
─ Сколько крыльев мы видим на рисунке? (два)
─ А сколько всего крыльев у бабочки? (четыре)
─ Значит, художник ошибся? (нет, бабочка сложила крылья.)
─ Посчитайте ножки бабочки. (Дети считают ножки. У бабочки 6 ног.)
─ Посмотрите, а кто это летает рядом с нашей красавицей бабочкой?
(стрекоза, божья коровка) (слайд 5)
─ Сосчитайте количество ног у стрекозы и божьей коровки (их по шесть)
─ Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног)
- Продолжение по теме урока.
─ Наш Муравьишка Вопросник тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученица считает ножки муравья) (слайд 6)
─ Сколько ножек у Муравьишки? Что вы можете сказать о Муравьишке? (У Муравьишки шесть ног, значит, Муравьишка ─ насекомое.)
Игра «Узнай насекомое»
─ Муравьишка загадывает загадки о своих братьях меньших (слайд 7)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (КОМАР)
(слайд 8) Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится. (МУХА)
(слайд 9) Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она жалит и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только мёду не даёт,
Как пчела. (ОСА)
(слайд 10) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА)
(слайд 11 ) На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь) (КУЗНЕЧИК)
(слайд 12) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (ЖУК)
- Физминутка музыкальная
- Закрепление изученного по теме у рока.
У учащихся карточки с животными для работы в паре: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик. (слайд 13)
─ Работаем в паре. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы. В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми.
─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем ножки.)
Учащиеся выполняют задание.
─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.
Самопроверка: (слайд 14).
─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.)
─ Назовите не насекомых. (Паук, сороконожка, рак.)
─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)
─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.)
─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)
─ У вас на партах карточки (карточка-раскраска для индивидуальной работы).
─ Положите их перед собой. В этих причудливых линиях спряталось насекомое. Какое? Вы узнаете только после того, как раскрасите картинку по обозначенным цветам. Скажу вам по секрету, насекомое у всех разное.
Учащиеся раскрашивают рисунки по обозначенным цветам.
─ Покажите ваше насекомое. Назовите его.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
─ Откройте тетради на с.22 №1
─ Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали?
─ выполните задание
─ Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый)
─ А для шмеля (Желтый, коричневый, черный)
─ почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый? (Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защитить, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов).
- Рефлексия
─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)
─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.)
─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб.
─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)
─ А теперь выполним задания с электронного приложения
- Подведение итогов урока.
─ Вот и подошла к концу наша прогулка в лето на зеленую солнечную поляну. (слайд 15). «Луг»
─ С кем мы познакомились на уроке?
─ Как их называют одним словом?
─ Понравился ли вам урок?
─ За что себя похвалите?
─ Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?
─ А мы подарим друзьям Муравьишки песню о кузнечике.
(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик». Дети хором поют первый куплет песни.)
─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.(слайд 16)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа, которая нас окружает.
Игра «Живое-неживое» Что видно только ночью? Живая природа Неживая природа
Игра «Живое-неживое» Белые кораблики, по небу плывут, Белые кораблики дождики везут Живая природа Неживая природа Луна, звёзды
Игра «Живое-неживое» Дышит, растёт, А ходить не может. Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака
Игра «Живое-неживое» Что всех на земле греет? Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Растения
Игра «Живое-неживое» В лесу на одной ножке выросла лепёшка Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Растения
Игра «Живое-неживое» Без рук, без ног, а бежит. Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Растения Гриб
Игра «Живое-неживое» В воде под мостиком виляет хвостиком. Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Вода Растения Гриб
Игра «Живое-неживое» На всех садится, никого не боится. Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Вода Растение Гриб Рыба
Игра «Живое-неживое» Ползун ползёт, Иглы везёт. Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Вода Снежинка, снег Растение Гриб Рыба
Игра «Живое-неживое» На шесте дворец, во дворце певец. Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Вода Снежинка, снег Растение Гриб Рыба Ёжик
Игра «Живое-неживое» Живая природа Неживая природа Луна, звёзды Облака Солнце Вода Снежинка, снег Растение Гриб Рыба Ёжик Птица
Признаки живой и неживой природы Живая Не живая Не рождается Не дышит Не питается Не растёт Не размножается Не умирает Рождается Дышит Питается Растёт Размножается Умирает
А теперь- разминка! Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо . Ветерок всё тише, тише Деревцо всё выше, выше…
Фёдор Тютчев ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам…
Друзья! Любите природу! Берегите её! Не ломайте деревья, Не засоряйте реки Не обижайте животных и птиц! И тогда природа покажет Вам всю свою красоту!
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга.
Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос.
Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.
Есть немало рогачей В зоопарке и в лесу. У всех рога на голове, У одного лишь на носу.
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета.
Он свирепый зверь, но всё же Тихим он бывает тоже, Он бывает тих с тигрицей, Так как сам её боится.
Что их объединяет? К какой группе животных они относятся?
Чем покрыто тело млекопитающего? Тело покрыто шерстью?
Сколько пар ног у них? 2 пары ног.
Имеются ли зубы? Да.
Какими рождаются детёныши? Детёныши рождаются живыми.
Чем выкармливает их мать? Молоком.
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ - животные, которые вскармливают своё потомство молоком. А как ещё их называют? Звери.
У всех животных есть общие характерные признаки. Назовите их. Волосяной покров Рождение живых детёнышей Вскармливание их молоком
Кто из них является млекопитающим?
Пи, пи, пи – она сказала, Сразу в норку убежала. Что же это за малышка? Это маленькая … М ЫШКА
Живу и в тундре, и в лесу, На голове ношу красу. О ЛЕНЬ
Рыжая плутовка Спряталась под ёлкой. Зайца ждёт хитрюга та. Как зовут её?… Л ИСА
Очень любит есть бананы. Это точно… О БЕЗЬЯНЫ
Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. К РОТ
Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. О СЁЛ
М ЫШКА О ЛЕНЬ Л ИСА О БЕЗЬЯНЫ К РОТ О СЁЛ
ШЕРСТЬ КОРОТКАЯ, РЕДКАЯ В ЖАРКОМ КЛИМАТЕ ДЛИННАЯ,ПУШИСТАЯ В ХОЛОДНЫХ ШИРОТАХ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ЛЕСА
ПОДЗЕМНЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ СУШИ И ВОДОЁМА
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ЖИВУЩИЕ В ВОДЕ
ЛЕТАЮЩИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Кто прислал это послание? Наше тело покрыто перьями, у нас одна пара ног, есть клюв и крылья. ПТИЦЫ
Кто прислал это послание? У нас шесть ног, некоторые из нас высоко прыгают, некоторые летают. Мы – самая многочисленная группа животных. Многие из нас питаются растениями, но есть и хищники. НАСЕКОМЫЕ
Кто прислал это послание? Мы покрыты шерстью, обычно у нас две пары ног, своих детёнышей мы кормим молоком. Но у некоторых из нас совсем нет ног, а своё потомство мы тоже кормим молоком. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ИТОГ УРОКА Что нового вы узнали на уроке? Что означает слово млекопитающие?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отгадайте загадки Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы.
Тема урока: Тайны грибного царства Хотите узнать С кем дружат грибы? Какие грибы дымят? Где живут грибы-карлики? Кто живёт в грибном доме ? Конкурс на лучшего грибника
На пригорке, и под горкой Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд… В шапках молодцы стоят. Отправляемся в лес
Где какие грибы искать Берёза – подберёзовик Дуб (в бору) – боровик (белый гриб) Осина – подосиновик Сосны – маслята Старые пни - опята
Какие бывают грибы
Строение гриба шляпка ножка грибница грибы отличаются от растений и животных, поэтому их выделили как отдельное царство
Грибы Съедобные Ядовитые На какие группы можно разбить грибы?
грибы пластинчатые трубчатые маслёнок боровик подосиновик Желчный гриб Перечный гриб рыжик лисичка сыроежка поганки молочай бледная поганка
Карлики в грибном царстве Дрожжевые грибки Пенициллин Кефирный грибок
Лесная физкультминутка
Как и для чего собирают грибы Грибы сушат, варят, солят, маринуют Дети собирают грибы только со взрослыми Собирайте только знакомые грибы Грибы нельзя выдёргивать Не сбивайте ядовитые и незнакомые грибы
Проверка внимания Сколько видов грибов названо в стихотворении З. Александровой? Ответ: 6 грибов.
Какие тайны грибного царства вы узнали на уроке? Подведём итоги конкурса на лучшего грибника Приходите ко мне в лес!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?.
воробей
Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит А только лечит
дятел
Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут ...
клёст
Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ...
сорока
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять .
снегирь
Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка, З вать её ...
синица
Окраской–сероватая , повадкой – вороватая, Каркунья хрипловатая.
ворона
Я – толстый, серый , П од ногами Хожу по городу кругами И напрягаю толстый зоб, Очаровать подругу чтоб.
голубь
Проверка знаний
Выберите зимующих птиц А) журавль, синица, чайка Б)клёст, ворона, сорока В) воробей, жаворонок, лебедь
Клёст, ворона, сорока
Назовите птицу, у которой птенцы рождаются зимой А) воробей Б) снегирь В) клёст Г) голубь
Клёст
Чтобы помочь птицам зимой люди должны А) строить для них гнёзда Б)помещать птиц в специальные помещения В) подкармливать птиц
Подкармливать птиц
Использованные интернет ресурсы: roditeli-i-deti.ucoz.ru kartiny.ucoz.ru blog.kp.ru chitalnya.ru
Предварительный просмотр:
Подготовила материал:
учитель начальных классов
Смирнова Татьяна Павловна
Тест по теме: Водоемы
ОБВЕДИ БУКВУ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
1. Какое утверждение правильное?
- Море – это часть океана.
- Море – это искусственный водоем.
- В море солёная вода
2. Какая вода в реках?
- Солёная
- Пресная
- Стоячая
3. Как называют начало реки?
- Приток
- Исток
- Устье
4. Углубление, где течёт река, - это…..
- Овраг
- Долина
- Русло
5. Реки иногда соединяют….
- Мостами
- Тоннелями
- Каналами
6. Как называют искусственное углубление на земле, заполненное водой?
- Озеро
- Водохранилище
- Пруд
7. Какое озеро самое большое?
- Каспийское
- Ладожское
- Байкал
8. Какое озеро самое глубокое?
- Каспийское
- Ладожское
- Байкал
9. Сколько на Земле океанов?__________
Напиши их название_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Подчеркни искусственные водоемы.
Море, пруд, болото, водохранилище, река, озеро, бассейн, океан, аквариум.
11. Зачеркни лишнее слово.
Устье, водопад, исток, приток, русло.
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ (ЛТС)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Запиши номер самого сложного вопроса____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГОРОД
СЕЛО
5. Села окружены лесом, в котором много грибов, ягод трав 5. Множество памятников, музеи кинотеатры и театры 4. В основном используются лошади. Отсутствует общественный транспорт 4. Развит общественный транспорт троллейбусы, автобусы, трамваи 3. Люди занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных 3. Множество заводов и фабрик 2. Проселочные дороги 2. Дороги, покрытые асфальтом 1. Деревянные частные дома 1. Многоэтажные дома из кирпича 6. Чистый воздух, экологические чистые продукты питания 6. Мало зелени, загазованный воздух СЕЛО ГОРОД
Вывод: Город – это крупный населенный пункт. Село – это небольшой населенный пункт.
Сравним дома стр. 98 – 99
город село посёлок 1. Что называется крупным населённым пунктом? Тест «город и село»
Тест «город и село» 2. Жители какого населённого пункта передвигаются на троллейбусах, трамваях, метро? села поселка города
3. Найди неверное высказывание. Тест «город и село» Жители города работают в институтах. Жители города работают на фабриках и заводах. Жители города работают на фермах.
Тест «город и село» 4. Чего не может быть в городской квартире? балкона погреба ванной
Тест «город и село» 5. Найди неверное высказывание. В городах много улиц и высоких домов. В городах работают музеи, театры, много магазинов. В городах много просёлочных дорог.
Тест «город и село» 6. Найди неверное высказывание. В сёлах много улиц и высоких домов. В сёлах люди могут ездить на лошадях. В сёлах издавна делают расписные игрушки.
Тест «город и село» 7. Из чего в городах сегодня не строят дома? из кирпича из бетона из дерева
Тест «город и село» 8. Найди неверное высказывание. Жители села занимаются выращиванием культурных растений. Жители села работают на крупных заводах и фабриках. Жители села занимаются разведением домашних животных.
9. Найди профессию, которой не может быть у сельского жителя. тракторист космонавт агроном Тест «город и село»
Тест «город и село» 10. Найди профессию, которой не может быть у городского жителя. доярка инженер врач
Проверь !
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какими словами нельзя охарактеризовать погоду? холодная дождливая большая сухая солнечная ветреная короткая маленькая широкая тёплая узкая
Погода бывает холодная дождливая сухая солнечная ветреная тёплая
Объясни, что такое погода. Прочитай текст на стр. 32 учебника и закончи предложение. Погода – это …
Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.
Температура воздуха ощущение тепла и холода
Постепенно человек узнал причины изменения погоды . Они связаны с изменениями в атмосфере. Возникла наука метеорология – наука о земной атмосфере происходящих в ней явлениях. Данные этой науки показывают, что погода в городе или селе зависит не только от местных условий, но и связана с состоянием атмосферы всей Земли . от От греческого «метора» - атмосферные явления и «логос» - наука
Облачность ясно переменная облачность пасмурно
Осадки дождь град снег
Ветер Ветер – это воздух, который приходит в движение. Сильные и опасные ветры – ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.
Молодцы!
Источники http://www.vsesmi.ru/themes/29/2008/12/26/ http://rilim.ru/index.php?newsid=17963 http://hopover.co.uk/index.php?q=aHR0cDvL3d3dy5lZHVwaWNzLmNvbS9pbWFnZXMvcmVzdWx0cy9waG90bzowL3F1ZXJ5OndlYXRoZXI http://languagevocabulary.blog.gogo.mn/ http://geotlvl.blogspot.com/2008_02_01_archive.html http://serduchka.4bb.ru/viewtopic.php?id=142&p=8 http://hiero.ru/Valbar?page=3 http://my.5ballov.ru/groups/groupinfo/116528/ http://soll2d1.ucoz.ru/publ/uchimsja_razvivat_6_chuvstvo_v_sebe/1-1-0-189 http://www.koolinar.ru/recipe/view/49991 http://blogs.privet.ru/community/n_besedka/73078618
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составь вопросы – узнаешь цель урока: А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём?
Цель урока - ответить на вопросы: А) Кто создал на Руси славянскую письменность? Б) На чём и чем писали на Руси?
Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка»
Кирилл решил составить славянскую азбуку. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий . Часть букв он взял из греческого алфавита, а некоторые придумал для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою азбуку, которая стала называться кириллицей.
Существует два варианта славянской азбуки: глаголица и кириллица Глаголица использовалась в основном в церковных текстах
- Буки - Аз азбука «Глаголица»
Проверь себя: Б А Б А
Почему алфавит в Древней Руси назвали азбукой?
«Глагол» в переводе со старославянского языка означает «слово», «речь». С помощью глаголицы можно записать устную речь, используя специальные знаки – буквы.
В 863 году Кирилл с помощью брата и учеников составил славянскую азбуку-кириллицу, перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. До сих пор мы пользуемся кириллицей. А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию . У подножия памятника была установлена. Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.
На чем и чем писали в Древней Руси? В Древней Руси создавались летописи. - Что такое летопись? Летопись - описание событий по годам. (Славянское слово «лето» -переводится год) Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло , то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина»
В конце XI начале XII века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор , который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».
О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити , и откуда Русская земля стала есть » («Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство» )
Прочитай стр. 56-57 учебника и проверь себя . 1 .Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? 2.Какие чернила использовали для письма? 3.Что такое киноварь? 4. Какого цвета краска – охра? 5. Как выглядели книги в Древней Руси? .
Апостол. 40-е годы XVI века
Древнерусская рукописная книга. XIII в .
Страница книги 20-е годы XII I в.
Блиц – опрос (Проверка усвоения изученного материала)
Итог урока На основе знаний, полученных на уроке, прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова. Славянскую письменность создали X и Y . На Руси писали на ? и? , используя для этого ? и?.
Домашнее задание Прочитать текст на стр.55-58, проверить свои знания по вопросам параграфа. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид местности –все, что мы видим. Местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется – картой. Карта – подробное изображение земной поверхности. На карте вверху – СЕВЕР, внизу – ЮГ , справа – ВОСТОК, слева – ЗАПАД .
Ещё более подробное изображение местности дается на – ПЛАНЕ . План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.
Что такое план местности ? Это изображение небольшого участка местности в крупном масштабе. Главное отличие плана от карты заключается в отсутствии искажений, вызванных шарообразностью поверхности Земли . Именно поэтому направления по сторонам горизонта – север – юг и запад – восток – обозначаются на плане прямыми линиями, пересекающимися под углом 90 0 План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть
Условные знаки плана местности отличаются: наглядностью; четкостью и простотой исполнения; индивидуальностью (трудно перепутать); ассоциируются с изображаемыми предметами (знак железной дороги обозначается черной линией, иногда с двойными поперечными черточками, которые напоминают шпалы между рельсами; знак линии электропередачи ассоциируется со столбами (мачтами) и проводами между ними).
Игра «Угадай условный знак».
Следующим свойством условного знака является его цвет . Синий цвет – цвет воды , следовательно, именно им выделены на плане многочисленные водные объекты. Рис. 2. Условные знаки водных объектов Рис. 2. Условные знаки водных объектов Коллективное размышление: На местности есть родник. Из этого родника берет начало ручей. Назовем его Веселый. Название ручья тоже пишется синим. Невдалеке есть болото. Из него может вытекать река? Как мы ее назовем? Ручей Веселый впадает в реку Большую. Это правый или левый приток реки? Как это узнать? Как указать направление течения реки?.. Река впадает в озеро. Назовем его Тихое. Один берег озера заболочен… Фоновый цвет условных знаков
Черным цветом изображают объекты деятельности человека : все виды дорог, тропинка и просека в лесу, грунтовая дорога и дорога с твердым покрытием, населенные пункты и их названия.
З еленый цвет называют фоновым – им не рисуют и не подписывают названия, но заливают площадь , которую занимают лес, кустарник и сад. С помощью условных значков уточняют, из каких деревьев – лиственных или хвойных – он состоит. Если лес хвойный, то рисуют знак, похожий на ель. Если лес смешанный, то вместе со значком хвойного дерева рисуют значок лиственного дерева. Пространства полей остаются на плане незакрашенными
Нарисуйте фрагменты местности в заданных прямоугольниках А-3. Просека в еловом лесу. Б-2. Лиственный лес на берегу озера. На противоположном берегу озера – болото. А-1. Родник на лугу. В-3. Железная дорога, вдоль которой тянется линия электропередачи и полоса кустарника. В-1. Вдоль правого берега реки тянется хвойный лес, на левом берегу – поселок. А 1 2 3 Б 1 2 3 В 1 2 3
. Опишите местность, изображенную на фрагментах плана.
Анализ планов местности с умышленным допущением ошибок .
Домашнее задание. Составьте план известной вам местности. Для этого: Выберите местность, план которой вы будете рисовать (например, в окрестностях дачи, садового участка и т.д.). 2) Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре и увидели местность сверху. Какие наиболее крупные ее участки вы видите? Как они расположены относительно друг друга? 3) Начертите на листе бумаги большой квадрат – будущий план местности. В центре него поставьте точку, над которой словно бы висит ваш воздушный шар. 4) Нарисуйте условными знаками (сначала простым карандашом) наиболее крупные участки местности (лес, железная или автомобильная дорога, поселок, линия электропередачи и т.д.). 5) Подумайте, какие меньшие по величине объекты (водонапорную башню, магазин, детскую площадку) следует указать на плане. Если нужно, придумайте для них условные знаки. 6) Проанализируйте, правильно ли вы нарисовали план. Если да, то нарисуйте все условные знаки цветными карандашами. 7) Подпишите на плане необходимые названия, помня, какими цветами следует это сделать. 8) Придумайте вопросы к составленному вами плану местности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БОЛЬШИЕ ПРОСТОРЫ РОССИИ ЗАНЯТЫ РАВНИНАМИ . САМЫЕ БОЛЬШИЕ РАВНИНЫ: ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА , между Уралом на западе и Среднесибирским плоскогорьем на востоке . Протяженность с севера на юг до 2500 км , с запада на восток до 1900 км. Высотой от 50-150 м в северных и центральных частях до 300 м в западной, южной и восточной. Главные реки — Обь с Иртышем. Много озер и болот. Крупные месторождения нефти и газа.
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина) , одна из крупнейших равнин земного шара. Средняя высота около 170 м (наибольшая — до 1191 м в Хибинах); наиболее низкие отметки — на побережье Каспийского моря. На Русской равнине: Таманский кряж, Среднерусская, Приазовская, Приволжская возвышенности, на юге и юго-востоке — полоса приморских низменностей : Причерноморская, Прикаспийская и др.
Уральские горы делят Россию на европейскую и азиатскую части.
Восточно-Сибирская равнина
УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ (невысокие горы): Протяжённость-2500км; Ширина- 40-150 км; Высшая точка-г.Народная-1975км ; Вид с космоса Уральских гор гора Народная
Приполярный Урал
Кавказкие горы, Алтай, Саяны (более высокие горы):
Кавказские горы (юго-запад России)
Самая высокая гора – Эльбрус, высота 5642м.
Алтай (расположены на юге Сибири)
БЕЛУХА, самая высокая вершина Алтая ( наибольшая высота 4506 м). Ледники Катунский, Берельский , Менсу и др. (общая площадь оледенения ок . 700 км).
Моря,омывающие Россию
Полуостров Камчатка (восток России)
Реки России: Волга, Амур, Лена, Обь. Енисей Амур
Лена Обь
Волга
Самое большое озеро мира - Каспийское море
Вид Каспия с космоса
Самое глубокое озеро мира-Байкал
Озеро Байкал
Вид Байкала с космоса
С запада Россию омывают воды Балтийского мор я
На юге Россию омывают воды Чёрного моря
Озеро Селигер Онежское Озеро
Ладожское озеро
В 1552 году царь Иван Грозный велел «землю мерить и чертёж государства делать». Так появилась первая карта России- Большой Чертёж земли русской.
Чертёж земли Иркутской Чертёж Сибири
Современная карта России
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией; Сформировать представление о глобусе и географической карте; Закрепить умение работать с картой и глобусом; Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Проверка домашнего задания
Тест «Звёздное небо» 1. Галактика, в которой мы живём, называется … а) Туманность Андромеды б) Большое Магелланово облако в) Млечный путь 2. Звезда – это … а) раскалённый газовый шар б) холодный шар, состоящий из твёрдых веществ 3. Созвездия – это … а) группы звёзд, изменяющие свои очертания б) группы звёзд, не изменяющие свои очертания
4. Звезда Сириус находится в созвездии … а) Скорпион б) Большая Медведица в) Большой Пёс г) Телец 5. Полярная звезда всегда находится на … а) юге б) севере в) западе г) востоке 6. Самые яркие звёзды имеют … цвет а) красный б) жёлтый в) голубой г) белый
Галактика Млечный Путь
Что такое география? География – комплекс наук, изучающих поверхность Земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. Географ – специалист по географии.
Глобус
Северный полюс экватор меридианы параллели Южный полюс
Глобус Мартин Бехайм
Географическая карта – это условное изображение поверхности Земли на плоскости.
Географическая карта Анаксимандр
Закрепление знаний Модель Земли называют … . А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют … . Существует много видов географических карт. Это … . На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, жёлтым, зелёным - …, белым - … . Каждая карта имеет свой … . Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 22 – 29); Выполни задания № 1, 2, 3 (уч. с. 29) Тетрадь с. 9 № 3