Моя концепция

           

                                                                                                                                                                                    

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

                                      Эссе «Я учитель!»

На моем пути прекрасные творцы человеческой души - мои родители

         Раннее утро. В доме тихо. На полу полоска света, проникающая через прикрытую дверь. Мама не спит. Она пишет поурочные планы и проверяет тетради. Как же я любила наблюдать за ней! В такие  моменты мама казалась строгой и серьёзной. И мне хотелось быть похожей на неё. Поэтому  дома, во дворе, в гостях я играла с детьми «в школу». Представлялась как учитель русского языка и литературы.

Вспоминаются слова великого писателя Федора Михайловича Достоевского «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека», этими лучиками солнца для меня были мои родители-учителя ( Рязапова  Раиса Сергеевна, учитель –методист, награждена медалью « В ознаменование 100-летия со Дня рождения Ленина» на III съезде учителей СССР и  Орденом Трудового Красного Знамени;  Рязапов Мелис Максудович, учитель – методист, «Отличник народного образования» Таджикистана), которые и определили мой  профессиональный  путь. Ведь я выросла в учительской семье, где совместный педагогический стаж составляет  более ста двадцати лет…

Только став учителем, я поняла, какая это тяжёлая, но интересная работа! Всегда вспоминаю свой первый год работы  в школе. Планы, тетради, педсоветы, совещания, бессонные ночи… Конечно, начинать свой педагогический путь сложно. Все новое: новый коллектив, новый статус, новые обязательства. Ежедневная работа над собой. Ведь учитель - это тот, кто учит и учится сам. Каждый день. Всю жизнь.

 Каким  же должен быть настоящий  учитель? Я задавала себе этот вопрос на разных этапах педагогического пути.  И всегда находила неоднозначные ответы. Вначале думала, что   учителю достаточно быть всесторонне развитым, добрым и весёлым. А  сейчас  поняла:  настоящий  учитель должен  уметь творить, изобретать, пробовать,  постоянно совершенствоваться и не бояться узнавать новое.

    Литература - единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека. К его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. И прежде, чем воспитывать душу, её надо иметь самому учителю. Но  при этом, не забывать важную истину: никоем образом «не поранить» душу ребенка, не обидеть нечаянно сказанным словом…

Вот поэтому и считаю, что интеллектуальное образование необходимо дополнить сегодня нравственностью, душевным теплом.

Учитель всегда должен быть современным, уметь адаптироваться в любой ситуации. Трудное время переживаем все мы: рост детской преступности, безнравственность, бездуховность, засорение и «высыхание» языка – «великого и могучего, правдивого и свободного…»

Задача  уроков русского языка и литературы - уберечь незащищённую душу ребенка,   дать ему радость познания, сделать его школьные годы счастливыми.

 Но как быть, ведь современный ученик не хочет читать, ему интереснее путешествовать по виртуальному миру, часами «не выходить» из социальных сетей. Как завлечь ученика в прекрасный «пушкинский» мир, научить понимать проблемы «маленького человека» и   диалектику  души героев Л.Н. Толстого, оценить красоту «тургеневских» девушек… Тяжело. Но возможно.

Ведь талант учителя как мастера раскрывается, когда на каждом уроке ему удается увлечь ученика неизвестным, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое,  решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка «горели» и  он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь  использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю  информационно-коммуникационные технологии и технологию сотрудничества, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке. Вовлекаю детей в познавательную деятельность, заставляю их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.

Планируя  урок, я вспоминаю слова отца: «На занятии должно быть понятно и интересно!» Конечно, путь познания труден, надо прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха». А по моему мнению, ученик должен «идти вверх и вперед», и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше.

Способности у всех детей разные, видеть их и помогать  раскрыться – предназначение учителя.

В процессе обучения связь с жизнью и практическая направленность - гораздо важнее   «сухих»  знаний правил,  определений, формулировок, напрягающих только память. Одним словом, опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Самому важному нельзя обучить, а  можно только научиться.

Учителю хочется работать с яркими и способными учениками, но все дети очень разные.  Необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться,   почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный.  И поражение для учителя, если ребёнок «заскучал» на уроке. А победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) - следы радости и, пусть едва различимой, одухотворенности…

Ради этого стоит быть учителем!

Профессия учителя, по своей сути, уникальна. На нее не влияет ни время, ни мода, ни география. Бегут года, столетья и даже века, а учитель всегда остается востребованным и актуальным лицом.

 И как замечательно, когда в начале жизненного пути ребёнка, познающего окружающий мир,  рядом оказывается настоящий учитель - прекрасный творец человеческой души.

Ночь. В моём доме  тихо. А я  готовлюсь к урокам.


Предварительный просмотр: