Проектная деятельность

Попова Татьяна Владимировна

Представлен практический матерал из опыта работы по организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Проектная деятельность в ДОУ

В переводе с греческого проект - это путь исследования.

           

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Типы проектов:

      Исследовательско - творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого - либо творческого продукта (газеты, драматизации, детского дизайна)

         Ролево - игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

         Информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию о каком то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы.

         Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.

        Продолжительность проекта:

  1. Краткосрочный: ( несколько занятий, 1 - 2 недели );
  1. Средней продолжительности: ( 1 - 3 месяца );

   3. Долгосрочный - до 1 год.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

1.по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) про

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Источник:

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

1. Приступая к организации проектной деятельности с воспитанниками, необходимо:

– Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно- пространственную развивающую среду.

– Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

– Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

– Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

– При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

– Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

 – Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

 – В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

– Развивать творческое воображение и фантазию детей.

 – Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

 – Ненавязчиво вовлекать родителей (законных представителей) в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

2. При планировании и реализации проектов следует помнить, что главное в методе проектов – это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным. Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство гордости за полученный результат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ №8 г. Иркутска Prezentacii.com Поповой Татьяны Владимировны ПОРТФОЛИО

Слайд 2

Мой девиз «... как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Задачи, стоящие перед воспитателем Обеспечение психологического комфорта каждому ребенку. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Создание условий для совершенствования психических процессов восприятия, внимания, долговременной памяти, логического мышления и воображения в играх и упражнениях, логоритмику . Постоянное совершенствование, артикуляционной моторики, общей, мелкой моторики рук, подготовка руки к письму. Формирование связной речи через использование мнемотаблиц , элементов театрализации сказок, проекты. Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья» через повышение педагогической культуры родителей, приобщение родителей к жизни детского сада.

Слайд 4

Воспитатель – это тот человек, который не сковывает, а подсказывает не подавляет, а направляет не комкает, а формирует не диктует, а создает условия … и переживает с ребенком много счастливых, вдохновенных, незабываемых минут

Слайд 5

Характеристики личностных качеств воспитателя коммуникативность инициативность креативность (творческие способности) компетентность

Слайд 6

Методическая тема Формирование познавательного интереса через метод проектов, как технологию умения добывать и использовать знание своего незнания у детей с ОНР

Слайд 7

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Кроме этого возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Для выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, которые испытывают большой дефицит времени по отношению к своему ребенку, необходимо организовывать взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка и одновременно сплочению семьи. Причем не просто уделять внимание ребенку и проводить вместе с ним время, а наполнить его общением и интересными делами, то есть провести качественно, один – на – один.

Слайд 8

Для решения этих и ряда других вопросов, связанных с ОНР у ребят нашей группы, мы решили использовать развивающий потенциал метода проектов. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, где детям предоставляются возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, завершающийся созданием творческих работ Как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Слайд 9

ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, осуществить коррекцию речевого развития и совершенствования психических процессов восприятия, внимания, долговременной памяти, логического мышления и воображения, повысить, как образовательный уровень родителей, так и усилить и показать роль семьи в воспитании детей. Метод проектов позволит

Слайд 10

Краткосрочный творческий проект «Мое домашнее животное»

Слайд 11

Краткосрочный творческий проект «Я хочу построить дом»