выступления на мо учителей начальных классов
Здесь представлены материалы, доклады и презентации по методической работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_v_orfografii_v_nachalnoy_shkole.ppt | 919.5 КБ |
novye_podhody_k_orfografii_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.62 КБ |
moe_vystuplenie_po_fgos.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует сделать. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: которые по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определённой последовательности.
Звукобуквенный анализ слов Письмо с проговариванием Списывание Комментированное письмо Письмо под диктовку с предварительной подготовкой Письмо под диктовку Письмо по памяти Творческие работы Грамматические зарядки Наиболее распространённые виды работ над развитием орфографической зоркости и грамотности на уроке
Некоторые виды работ над развитием орфографической зоркости
Сделать звукобуквенный анализ слов Ёжик, листья.
Ёжик [ Й ] [ о ] [ ж ] ж [ ы ] и [ к ] к 5 звуков, 2 слога, 4 буквы Ёжик = - - Ё Листья [ л ] л [ и ] и [ с ] с [ т ] т [ й ] [ а ] 6 звуков, 2 слога, 6 буквы Листья = = = = ья
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. «Загадайка» , , , Зимой и летом одним цветом. Кто в гору бежит быстрее, чем с горы? [ й о ] жик [ й о ] лка за [ й а ] ц
«Четвёртое лишнее» Перегрузка, надстройка, ломка, подоконник. Придорожный, дошкольный, предобрый, подземный.
Быстрый Быстрее Побыстрее Быстрейший Наибыстрейший «От меньшего к большему»
Быстрый Быстрее Побыстрее Быстрейший Наибыстрейший
СЕКРЕТ 1. Читаем стихотворение, которое помогает «зафиксировать» внимание детей на запоминании нужной буквы в словаре. Слово трудное попалось- Это, братцы, не беда, Нарисуем в слове букву, Не забудем никогда. Например: слова хозяйство, вокруг и т.д. При таком овладении правописанием работает и образная, и эмоциональная память.
СЕКРЕТ 2. Выборочные слова- вывески. Детям предлагается выбрать те трудные в орфографическом смысле слова из словаря учебника, которые могут стать вывесками на улицах города. Например: Магазин «Подарки», кинотеатр «Победа», дежурная аптека, экскурсионное бюро, стоянка автомобилей и др. Ребята представляют, что идут по вечернему городу, залитому огнями, и читают вывески, которые сияют пульсирующим неоновым огнем. Так словарные слова воспринимаются очень живо и прочно запечатлеваются в сознании. И этот секрет становится еще интереснее благодаря стихотворению: Учусь я правильно писать- Иду по городу гулять. Я по городу пошел. Слова трудные нашел. Вот они огнем горят, Сказать о чем-то мне хотят. Ночью видно их, как днем, Магазин, кафе, аптека, Цирк, метро, библиотека, Здесь театр оперетты, Там – редакция газеты… Как прогулку завершу, Диктант на «5» я напишу.
Но есть такие «коварные» слова, которые и для вывески не подойдут, и рисунки - образцы к ним не подберешь. Выход можно найти и в этом случае. СЕКРЕТ 3. «Волшебное» стекло для «волшебных» букв. Мы берем в руку … лупу. Да-да, обычное увеличительное стекло, которым снабжены современные школьные пеналы. Наводим лупу на эти «неподдающиеся» слова. Трудные буквы становятся сразу большими, выпуклыми. И после такой игры с «коварными» словами правописание запоминается легко, без напряжения и надолго. Также легко запоминается и четверостишье к этому «секрету»: Чтоб в словах не ошибиться, Надо с лупой подружиться. Нам волшебное стекло Их запомнить помогло.
Развитие орфографической зоркости и систематизация знаний о словах Счас..ливый (с,С)ерё..ка вприпры..ку (з,с)б..жал по (лес..нице). У мал..ч..гана праз..ник. В его т..традке по ру..кому языку ст..ит п..тёрка за дикто..ку. Дома (С,с)ерё..ка сообщил папе про п..тёрку. Папа радос..но улыбнулся и спросил, как (С,с)ерё..ке это уд..лос... Мал..чик ра..казал, что с..дит с Ниной. Она пишет без ош..бок. Папа грус..но посмотрел на (С,с)ерё..ку и ск..зал, что он принёс д..мой ч..жую п..тёрку. Почему папа не обрадовался «успеху сына»? Как вы понимаете выражение «чужая пятёрка»? Давайте решим орфографические задачи в этом текте. Какие знания нам для этого потребуются? Нужно ли определять, в какой части слова находиться орфограмма? Объясните постановку букв, доказывая проверочными словами там, где это возможно.
ФИЗМИНУТКА!
Грамматические сказки Приставка с- В царстве Русский язык в стране Приставки жили-были приставки до-, на-, за-, в-, вы-, … с-, з. Однажды на эту страну без объявления войны напали злые враги. Все приставки ушли защищать свою Родину. Храбро сражались они. В одном неравном бою приставка з- погибла. С тех пор в русском языке нет приставки з-.
Работа в парах. - А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет. 1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке 2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_ Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово. Учителем организуется взаимопроверка (если всё правильно, то ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, ученики проверяют друг друга парами: Игорь поймал на речке пять окуньков. На улице началась сильная метель. Ответы на вопросы : Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему? Физминутка «Надуваем шарик»: (надуваем – большой, перестали – маленький) - В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький) - Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
Игорь поймал на речке пять окуньков. На улице началась сильная метель. Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово. Учителем организуется взаимопроверка (если всё правильно, то ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, ученики проверяют друг друга парами. Ответы на вопросы : Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему? Физминутка «Надуваем шарик»: (надуваем – большой, перестали – маленький) - В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький) - Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)
Попробуйте догадаться, какие фразеологизмы изображены на рисунках. «Угадайка»
Фрагмент ролевой игры при изучении безударных гласных в корне слова Судья. Прошу выйти сюда пострадавших птиц. Птицы. Мы больше всех страдаем, нас постоянно пишут неправильно. Судья. Сейчас разберемся. Скажите мне, ребята, как называются эти птицы? Ученики. [Сарока], [варона], [дятил], [варабей], [снигирь], [синица]. Судья. Вот, видите, ребята вас назвали правильно. Птицы. Но пишут наши названия совсем по-другому. Судья. Скажите тогда четко, как вас нужно писать? Птицы ( по очереди, по слогам ). Со-ро-ка, во-ро-на, дя-тел, во-ро-бей, сне-гирь, си-ни-ца. Судья. Попрошу всех сесть и записать названия этих птиц, а я посмотрю, все ли сделали это правильно?
Проверка работы. Прокурор . Это еще ничего не значит. Некоторые слова можно было проверить. Судья . В каких словах безударные гласные можно было проверить? ( Синица - синий, снегирь - снег.) А что нужно делать с остальными словами? Судья . Я предлагаю всем отправиться на место происшествия. Вот на эту картину. Учитель . Как она называется? ( " Зимующие птицы" ). Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? Назовите птиц, изображенных на этой картине. Найдите слова с безударной гласной, объясните их правописание, составьте с этими словами предложения. Учитель. Птицы подарили нам предложения. Но поднялась вьюга и вымела буквы и целые слова. Восстановите текст, запишите предложения, защитите безударные гласные. Пришла х..лодная ... (зима). Гол..дно ... (птицам). Пок..рмите их! Проверим задание и докажем, какую букву надо было вставить. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое. Учитель: Н аше занятие подошло к концу. Подведём итоги: что нового мы узнали сегодня, какие правила повторили?
У каждой матери ребёнок -вундеркинд уже с пелёнок, и про каждого из нас мамы скажут, и не раз, что мы умницы большие, что мы дети золотые… Успехов вам в вашем нелёгком труде!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Новые подходы к орфографии в начальной школе
Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.
В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
На современном этапе модернизации российской школы Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального образования приоритетом является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Орфографическая зоркость и определяется учеными как “умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая какой из них в сильной позиции, а какой в слабой, и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании” [5].
Для успешного формирования орфографического умения обнаруживать орфограммы необходимо:
- на самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
- познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
- систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
Как всякое сложное психическое образование, орфографическое действие обладает определённой структурой. Например, М.Р. Львов считает, что при его выполнении необходимо пройти шесть ступеней:
- найти орфограмму;
- определить её тип;
- наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
- определить последовательность “шагов” решения задачи;
- выполнить намеченную последовательность действий;
- написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Выделенные М.Р. Львовым операции очень точно отражают структуру осознанно выполняемого орфографического действия, однако, думается, их можно еще немного укрупнить.
Так, если первая операция – это фактически постановка пишущим перед собой орфографической задачи, вторая – это выбор способа ее решения (чаще всего определение правила, которое следует применить), то третью, четвертую и пятую можно слить воедино, считая, что это собственно решение поставленной задачи.
Однако хорошо известно, что выполнение любого сложного действия (а орфографическое действие является именно таким) должно завершаться проверкой полученного результата. Поэтому будет правильно, если три названных компонента, составляющие орфографическое действие, мы дополним четвертым: осуществление орфографического самоконтроля.
Чему же следует учить младших школьников, заботясь о становлении у них осознанного орфографического действия? Ответ подсказывается проведенным только что рассуждением: их следует учить выполнению каждого из четырех названных компонентов этого действия.
Иначе говоря, у младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических умения, а именно:
- ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);
- применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Известно, что до поступления ребенка в школу ведущей деятельностью является - игровая. Вот почему так важно в начальной школе и, особенно в первом классе, когда начинается формирование учебной деятельности, не забывать, что игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка. Учитывая этот неоспоримый факт, учителю нужно стремиться включать в урок различные дидактические игры. Еще известный психолог Л.С Выготский говорил о том, что только там, где есть движение руки, тела ребенка, начинается движение его души и ума. На уроках ученики любят “разговаривать” пальчиками, жестами.
Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции, и затем определить какой буквой обозначается этот звук. Сильную позицию звука следует искать в той же части слова. Поэтому очень важными для учащихся являются умения изменять слова и подбирать родственные слова.
Развивать сознательное восприятие слова помогают орфографические зарядки, которые можно включать в каждый урок русского языка.
Орфографические зарядки занимают всего 5-6 минут урока. Они должны быть построены так, чтобы работа проводилась поэтапно:
1. Подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
2. Тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На втором этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм.
3. Закрепительный этап: на доске написаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение посвящено формированию умения выделять орфограммы, но может быть использовано и для выделения орфограмм на слух.
4. Контрольно-диагностический этап. На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Так, один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу, остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем по шкале “грамотности” каждый ученик сам определяет набранный им балл.
Такая диагностика позволяет учителю определить, с какими трудностями сталкивается тот или иной ученик, и какая помощь ему необходима, чтобы он мог преодолеть трудности. И если допущенных ошибок много, то для систематизации и обобщения знаний по определенной теме учащиеся составляют упражнения дома самостоятельно.
Знакомить детей с правилами помогают карточки-орфограммы. Дети младшего школьного возраста не умеют конкретизировать, а карточки-орфограммы помогают установить конкретность, т.е. устанавливается связь: схема – карточка – орфографическое правило и наоборот. Это еще раз говорит о преобладании у них наглядно-образного мышления. Ребенок может сто раз услышать правило, сам повторить его, но не может применить его на практике. Ценность этих карточек в том, что ученик сам ставит перед собой орфографическую задачу и решает ее различными способами: проверяет нужную орфограмму, применив теоретические занятия, если орфограмма не подчиняется правилу, пользуется словарем, можно записать орфограмму по памяти. Это ключ к развитию орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разработанных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе внутреннего зрения) все буквы в слове [4]. Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Прием сознательного пропуска буквы “Знаю - пишу, не знаю - оставляю пропуск”. При его использовании алгоритм действий ученика выглядит следующим образом:
- Прослушай слово.
- Запиши столько чёрточек, сколько звуков в слове.
- Обведи кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях.
- Запиши слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски.
Кроме того используются опорные схемы.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
- Ученик слушает и запоминает.
- Записывает предложение схематически (черточками), подчеркивает “опасные” места.
- Записывает каждое слово слоговыми дугами.
- Произносит по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги.
- Указывает опасные места.
- Записывает предложения.
- Под диктовку учителя, ведя карандашом по слогам, ученик проверяют свою запись.
Письмо с “дырками” - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;
Списывание
- Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
- Отметь опасные места.
- Прочитай вслух так, как написано.
- Так же повтори, не глядя на запись.
- Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.
- Проверь.
Письмо под диктовку:
- диктант “Проверю себя”, когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке дает желаемый результат в этой работе;
- диктант “Найди слова”. Диктуется несколько предложений и дается задание: подчеркнуть слова, которые можно проверить. Такие диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2-3 предложений;
- разнообразные творческие работы, цель которых - развитие связной речи и расширение запаса слов;
- свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты.
Письмо с проговаривание
Комментированное письмо по К.А. Москаленко предполагает выполнение ряда задач:
- приучает детей внимательно слушать;
- развивает умение предварительно планировать свою работу;
- формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий;
- учит ребенка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию.
Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами-комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил и формулировку правила. Кроме того комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Дидактические игры и др.
Процесс формирования орфографической зоркости строится с учетом факторов, способствующих формированию грамотного письма - зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибки.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому проводится работа по развитию фонематического слуха
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографической зоркости играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода “ наговор”. Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.
Упражнения по развитию орфографических умений отбираются в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использования сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само - и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается одной чертой, а предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами. При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаруживать ее, при графическом обозначении орфограммы определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки. Такая работа проводится систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы. В работе с родителями предлагаются рекомендации по обучению орфографии младших школьников.
Важное место в обучении орфографии отводится использованию различных памяток – алгоритмов действий (таблицы памяти, памятки-опоры).
Важным моментом по формированию орфографической зоркости у младших школьников можно считать знакомство с авторитетным источником, который подсказывает написание слов – с орфографическим словарем, освоение способа поиска слов в словаре. Пользованию орфографическим словарем следует специально учить. Освоение словаря хорошо сочетается с мотивацией применения “окошек” для сознательного “ухода” от ошибок, с продолжением осмысления того, в чем состоят орфографические трудности, и помощью детям в постепенном запоминании правильного облика так называемых “словарных” слов.
Системообразующим фактором в обучении правописанию служит весь комплекс языковых знаний. Движущей силой овладения всеми сторонами языка: и фонетической, и лексической, и грамматикой является коммуникативная потребность, понимая, в широком смысле, не только как сиюминутная необходимость что-то сказать, что-то написать, а как свойство личности. Как ни ограничены возможности такого подхода в начальной школе, но если учитель постоянно проводит такую линию, то результаты все же скажутся. “Учитель может и должен вооружить учащихся таким способом письма, при котором ученик получит возможности не делать ошибок” [4].
Предварительный просмотр:
Выступление на тему
«Управление качеством обучения и развития в условиях перехода к новому государственному стандарту»
Подготовила Клейменова Е.В.
В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
В связи с этим вышел приказ № 373 от 06 декабря 2009 года, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», как теперь принято говорить ФГОС или просто стандарты второго поколения.
Основной смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение качества образования, достижений новых образовательных результатов.
Новый государственный образовательный стандарт начального общего образования подготовлен в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением широкого круга практических работников. Новая концепция структурирования образовательных стандартов получила уже в педагогическом сообществе бытовое название "Три Т". Суть состоит в том, что структура стандартов включает три основных требования:
· к содержанию основных образовательных программ;
· условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим и др.);
· результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий:
· сохранение единства образовательного пространства России;
· равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
· преемственность ступеней общего образования.
Основным образовательным результатом является формирование мотивированной компетентной личности. А главным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.
Остановимся на некоторых содержательных аспектах ФГОС, в частности на "Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования". Это тот образовательный ресурс, с которым дети придут в 5-й класс основной школы.
Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Настоящие Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены в рамках общего ресурса учебного времени требованиями конкретно нашей области, образовательных учреждений, учителей, родителей и других участников образовательного процесса в целях более полного отражения потребностей субъектов образовательной деятельности.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.
Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Учителя нашей школы прошли курсовую подготовку и готовы к работе по новым стандартам. Однако положительный результат от любых организованных форм освоения стандартов через курсы и семинары возможен при предварительном личном ознакомлении педагогов с материалами разработок. Концепцию стандартов с приложениями каждый из работников начальной школы изучает лично.
Важна также работа с родителями, ведь в начальной школе они всегда стараются помочь детям в выполнении домашних заданий, участвуют в их образовательной деятельности.
Наша с вами задача научить детей учиться. Теперь мы ребенка должны научить не только читать, считать и писать чему и сейчас учат успешно. Ему должны привить две группы новых умений, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыкам решения творческих задач, навыкам поиска анализа и интерпретации информации.
Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, способного выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться. Образовательные программы будут обеспечивать формирование у обучающихся умения ориентироваться в больших объемах информации, активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
Это должно повысить интерес у детей к учебе, научить понимать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. Обучая ребенка в начальной школе методам работы с информацией, мы в несколько раз облегчаем ему последующее обучение, он сможет быстрее усвоить программы средней и старшей ступеней школы. Отрадно, что стандарты второго поколения направлены на обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребенка, и особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции начального и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей. Впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, на первый план выступает семья. Во-вторых, новое в стандартах второго поколения выражается в системно – деятельностном ( самому делать, участвовать) подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин - планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности: не только предметной, отражающей учебную деятельность, но и чётко обозначить вторую половину школьного дня. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современному УМК, включающему учебники, учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Как вы знаете, учебно -методический комплект (УМК) состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Все компоненты (учебники и рабочие тетради) УМК создают условия для эмоционального, духовно-нравственного, социально личностного и интеллектуального развития ребенка, проявления им в различных видах деятельности. Содержание, методы и организация учебного процесса ориентированы на ребенка, на развитие и формирование общеучебных умений и навыков, которые подготовят младшего школьника к дальнейшему образованию и самообразованию. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников, сам учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, а инвариантная и вариативная части обеспечивают реализацию права каждого ребенка на получение равного с другими начального образования (в соответствии с Новыми государственными стандартами школьного образования) и индивидуальный темп развития каждого ученика.
При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:
- содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
- содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
- учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
- учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
Для реализации целей и задач ФГОС второго поколения мы планируем работать по УМК:
- «Планета Знаний»
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Основная задача государственного стандарта нового поколения - определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования. Уже сейчас можно сказать об актуальности, своевременности государственного стандарта. Каким станет процесс реализации, покажет практика. Многое зависит как от педагогов так и от родителей.