Статья О доброте и отзывчивости
О ДОБРОТЕ И ОТЗЫВЧИВОСТИ
(К вопросу о нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями)
«Облагораживание личности должно осуществляться через сердце и духовность, а поэтому важно, чтобы ВОСПИТАНИЕ опережало ОБУЧЕНИЕ». Эти слова были сказаны несколько лет назад на семинаре-практикуме, который проводил в нашем городе Ш.А.Амонашвили – великий педагог и гуманист. Только в атмосфере доброжелательности и доверия, любви и сопереживания, уважения и сотрудничества школьник легко и охотно усвоит учебный материал. Известно, что гуманно-личностный подход будет реализован успешно лишь в том случае, если сам УЧИТЕЛЬ воплощает в себе такие общечеловеческие качества как любовь к детям, уважение к личности ребенка, мужество и оптимизм, справедливость, доброту и терпение, преданность своей профессии.
Мудрецы говорили: «Хочешь научить ребенка жестокости – будь жесток с ним. Хочешь научить доброте – будь добрым. Хочешь, чтобы ребенок умел любить других – люби его сам». Основная задача практикующего логопеда–преодоление системного недоразвития речи у ребенка с ограниченными возможностями, коррекция речевых нарушений. Но не менее важно на логопедических занятиях решать воспитательные задачи, в том числе и задачи формирования бережного, гуманного отношения к живому в природе. Введение в чтение детей небольших по объему рассказов о животных или с героями-животными расширяет познавательные интересы школьников, учит их наблюдать за миром природы, знакомит со значением животного мира в жизни человека, и, конечно, позволяет ставить вопросы нравственного воспитания. Через чтение и внутреннее осмысление прочитанного возникает у ребенка образ, наиболее полно отражающий его отношение к описываемому факту, формируется более полное представление о предмете, предлагаемом к постижению. От урока к уроку учащиеся смогут не только удовлетворить свою любознательность, но и обогатят разум и чувства все более сложными нравственными проблемами.