Конкурс "Учитель года"

Майорова Анастасия Леонидовна

1. Интернет - ресурс "Учим химию вместе"

       Данный интернет-ресурс расположен с социальной сети ВКонтакте. Создан в 2013 году с целью систематизации материалов  по подготовке обучающихся к ГИА по химии, который включает в себя: методические пособия, сборники задач и тестов, видео-уроки, справочные таблицы,  ссылки на образовательный портал "СДАМ ГИА: Решу ОГЭ и ЕГЭ". Ресурс "Учим химию вместе "  обеспечивает широкий обмен информацией, позволяет получать консультации преподавателя в режиме онлайн и по переписке, дает возможность учащимся обсуждать различные вопросы на чате и форуме  Переход на интернет - ресурс

2. Эссе "Я учитель"

       Эссе раскрывает  мотивы выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию.

3. «Методический семинар» 

       Представляется компьютерная презентация и пояснительная записка,  содержащие описание опыта профессиональной деятельности , используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

Майоровой Анастасии Леонидовны, учителя химии МБОУ СОШ №14города Белово

«Удивить - значит победить»


"Чтобы приготовить эликсир мудрецов, возьми, сын мой, философской ртути и прокаливай её, покуда не превратится в Зелёного Льва. Прокаливай далее - и Зелёный Лев обернётся Львом Красным. Киммерийские тени покроют реторту тёмным покрывалом, а внутри неё ты увидишь Чёрного Дракона, который пожирает собственный хвост".

Это заклинание древнего алхимика, который решил получить философский камень, превращающий железо в золото.

А какой философский камень поможет мне, педагогу, пройти сложный путь – от несовершенного к совершенному?

Ещё школьницей точно знала, что хочу связать своё будущее с профессией учителя. И вот я учитель химии. Передо мной - дети. Горящие, живые глаза смотрят и ждут какого-то чуда от пока неизвестной им науки. Как помочь состояться чуду?

Учитель химии просто обязан стать волшебником. Ведь только ему под силу в стенах школьного кабинета разбудить вулкан или вызвать золотой дождь. Именно он видит изумлённые глаза детей, когда они, смешав две прозрачные жидкости, нагрев и резко охладив их, как Гарри Поттер, вызывают в обыкновенной пробирке тот самый вихрь золотых искр. Или, соединив в очередной раз другие прозрачные жидкости с хорошо известным в быту нашатырным спиртом, могут посмотреть на себя в получившееся серебряное зеркало и, как в сказке, произнести: «Свет мой зеркальце, скажи…»

Так я открываю перед детьми многогранный мир химии, хочу донести до них, что уже открытое и известное - ключ к созданию веществ, еще пока не существующих в природе: лекарств, витаминов, пестицидов, удобрений, моющих и чистящих… А также показать, что химия -  еще и любовь, и невероятное единение рассудка и души, полёта мысли и вдохновения.

Главное – сделать так, чтобы ребенок полюбил все, что он делает. И здесь просто крайне необходимы профессиональное умение, опыт, педагогическое мастерство. И  любовь. У врачей есть правило: перед встречей с детьми согрей руки. Думаю, что учителю необходимо заботиться о тепле не только рук, но и своей души. Поэтому твердо следую самому высокому нравственному закону: возлюби ближнего, как самого себя. Нелюбовь любое дело сделает мучительным и бесполезным.

Мы, взрослые, нередко жалуемся на то, что дети не хотят учиться. А может, мы разучились учить? Они хотят понимать мир, мы им в ответ - "сумму знаний". Вот так и расходятся наши пути. А ведь хочется, чтобы дети не просто обретали знание, а вместе с учителем создавали свою реальность – прекрасную и сугубо индивидуальную.

Пробираясь по пути от несовершенного к совершенному, алхимики не смогли получить золото из подручных материалов, не нашли философский камень. Но их труд не прошёл даром. В процессе они открыли много новых веществ и элементов, изучили и описали их, заложив тем самым фундамент науки.

И пусть все мои ученики не станут новыми Менделеевыми, но точно получат бесценный опыт познания окружающего мира, сотворчества, общения с единомышленниками, наставниками и собственных открытий самих себя, своих возможностей.

Получаю удовольствие, когда дети после проведённого урока говорят спасибо, когда вижу интерес и живой огонёк в их глазах. Свято верю: учитель – творец всегда им будет интересен, и только с ним, неординарным, ищущим, беспокойным, неравнодушным, они и сами станут творцами. И мне хочется стать именно таким учителем.

Искать, постоянно идти вперед, не пасовать перед трудностями, любить дело, которое выбрала в жизни, становиться лучше день ото дня – в этом мой педагогический долг!

Точно знаю: творец есть в каждом ребёнке, нужно лишь помочь почувствовать его и поверить в себя. И поэтому, сегодня неустанно продолжаю будить вулкан и вызывать золотой дождь, искать свой философский камень.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование активных методов обучения на уроках химии Методический семинар Составитель: Майорова Анастасия Леонидовна, учитель химии МБОУ СОШ № 14 города Белово, высшая квалификационная категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 города Белово»

Слайд 2

Роль учителя в условиях реализации ФГОС Создать атмосферу поиска; Выстраивать диалоговое общение с учениками; Провоцировать появление вопросов и желание найти ответы; Выстраивать доверительные отношения; Учитывать интересы мотивации ребенка; Давать право учащимся на принятие значимых решений; Развивать «открытое мышление».

Слайд 3

Ученик научится Свободно ориентироваться в огромном потоке информации; Выделять главное; Сравнивать и классифицировать; Находить скрытые составляющие; Критически оценивать; Обобщать и систематизировать; Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Слайд 4

Активные методы обучения (АМО) это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Глоссарий. Федеральный портал «Российское образование»

Слайд 5

Активные методы обучения (АМО) Использование АМО на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии: сокращение времени, выделяемого на изучение предмета; снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.

Слайд 6

Цель профессиональной деятельности формирование УУД учащихся посредством реализации активных форм обучения. Задачи: систематизация применения активных методов обучения (АМО) с учетом возрастных особенностей; применение учебных исследований на разных уровнях обучения; разработка совместно с учащимися электронных ресурсов по органической и неорганической химии.

Слайд 7

Активные методы обучения

Слайд 8

Систематизация применения активных методов обучения Раздел химии 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Химия и жизнь Меткий стрелок Мозговая атака Проекты Мудрые совы Проекты Исследования Метод дебатов Задачи и упражнения с контекстом Исследования Химические реакции Определение понятий Мудрые совы Мозговая атака Проекты Мудрые совы Проекты Исследования Метод дебатов Задачи и упражнения с контекстом Исследования Применение АМО на разных уровнях образования

Слайд 9

Контекстные задачи по химии 26 ноября 2016 г. сборная команда школы приняла участие в Международном химическом турнире. Химический турнир школьников – это лично-командное состязание учеников 8-11 классов общеобразовательных и специализированных школ в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях – химических вызовах. Систематизация применения активных методов обучения

Слайд 10

Исследовательский химический эксперимент Формы исследовательской деятельности

Слайд 11

Исследовательский химический эксперимент Уровни образования Форма учебного исследования Тема исследования Начальное общее образование Исследование частично-поискового характера Изучение физических свойств воды Основное общее, среднее общее образование (базовый уровень ) Практическая работа Определение жесткости воды Среднее общее образование (профильный уровень ) Собственно исследование Изучение качества сточных вод пгт. Бачатский Исследование свойств воды

Слайд 12

Исследовательский химический эксперимент Учебные проекты Берегите зубы! Качественные реакции Полезные ископаемые Кемеровской области Симпатические чернила

Слайд 13

Электронное пособие «Органическая химия: просто о сложном» Применение электронных образовательных ресурсов

Слайд 14

Результаты применения активных методов обучения

Слайд 15

Результаты применения активных методов обучения Достижения обучающихся Лауреат всероссийской конференции «Первые шаги» Победитель региональной научно-практической конференции БИФ КемГУ Победитель межвузовской олимпиады КемГУ Победитель Международной научно-практической конференции «Инновации в технологиях и образовании»

Слайд 16

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» Жан-Жак Руссо

Слайд 17

Использование активных методов обучения на уроках химии Методический семинар Составитель: Майорова Анастасия Леонидовна, учитель химии МБОУ СОШ № 14 города Белово, высшая квалификационная категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 города Белово»



Предварительный просмотр:

«Учитель года России - 2018»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Использование активных методов обучения

на уроках химии

 

Майорова Анастасия Леонидовна,

учитель химии

МБОУ СОШ № 14 города Белово

Скучные уроки годны лишь на то,

чтобы внушить ненависть и к тем,

кто их преподает,

 и ко всему преподаваемому.

 Жан-Жак Руссо

Слайд (1). Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними.

Мы, взрослые, нередко жалуемся на то, что дети не хотят учиться. Но может, мы разучились учить? Они хотят понимать мир, а мы им в ответ - "сумму знаний". Вот так и расходятся наши пути. Но ведь хочется, чтобы дети не просто обретали знания, а вместе с учителем создавали свою реальность - прекрасную и индивидуальную.

Слайд (2). Преподавание в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль качества полученных УУД, позволит педагогам учить учащихся учиться.

Слайд (3). От выбора формы организации работы на уроке, от приемов и методов во многом зависит успешность обучения. Одним из способов достижения успешности является применение в учебном процессе активных методов обучения.

Слайд (4). Активные методы обучения (АМО) - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

При использовании данных методов обучения меняется роль ученика - из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Хорошо известно, что знания, «добытые» собственным трудом, являются самыми прочными и остаются в памяти на долгие годы. «Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой», – сказано основателем дидактики Яном Амосом Коменским.

Слайд (5). Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении предмету, а именно: сокращение времени, выделяемого на освоение предмета, и снижение мотивации при изучении химии в непрофильных классах.

Слайд(6). Поэтому основной целью моей профессиональной деятельности является формирование УУД учащихся посредством реализации активных форм обучения.

Цель реализуется через решение следующих задач:

-систематизация применения активных методов обучения (АМО) с учетом возрастных особенностей;

-применение учебных исследований на разных уровнях образования;

-разработка совместно с учащимися электронных ресурсов по органической и неорганической химии.

Для использования в практической деятельности в соответствии с классификацией АМО по методу обучения были отобраны следующие приемы.  (Слайд 7)

(Слайд 8) В результате обобщения опыта педагогической деятельности была создана схема по применению АМО на разных уровнях образования.

(Слайд 9) Для осознания учеником практической значимости теоретического материала использую задачи и упражнения с контекстом. Это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Результатом работы в данном направлении стало участие команды школы в Международном химическом турнире.

(Слайд 10) Для целенаправленного формирования мотивации и интереса к предмету использую исследовательский химический эксперимент. Этот метод способствует формированию практических навыков, развитию умений наблюдать, анализировать, делать выводы, развивает творческое химическое мышление.

           На разных уровнях обучения применяю соответствующие возрасту и уровню сформированности УУД формы учебных исследований.

Квази - исследования:

  • небольшие исследования частично-поискового характера;
  • эксперименты, опыты, лабораторные и практические работы;
  • решение экспериментальных, качественных и количественных задач

   (Слайд 11) Для младших школьников результативны для формирования УУД в процессе квази- исследований небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются в виде сообщений. Данный вид деятельности интересен и родителям, которые вносят свой вклад. Такая форма творческой работы помогает формировать интерес у учащихся к предмету «химия», учит их работать с литературой. В своей практике такой вид работы применяю во внеурочной деятельности при подготовке учащихся к научно-практической конференции.

Проекты. Собственно исследования

(Слайд 12) Для учащихся основного и среднего уровня образования квази - исследования осуществляются в виде проведения экспериментов, опытов, лабораторных и практических работ в урочной и внеурочной деятельности, решении экспериментальных, качественных и количественных задач, работа над коллективным проектом. С наиболее заинтересованными в изучении химии учащимися проводятся собственно исследования.

         Работа учащихся становится интереснее и эффективнее за счет применения в учебном процессе наряду с традиционными формами и методами обучения разнообразных электронных образовательных ресурсов. 

Например, активно применяю электронное издание «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория». В последние годы преподавание химии в школе становится все более теоретизированным, уменьшается доля химического эксперимента - как по причине дефицита реактивов, недостаточной аппаратной оснащенности кабинета химии, так и в результате ужесточения требований к безопасности школьников, исключения опытов с использованием галогенов, токсичных углеводородов, концентрированных кислот, щелочей и других опасных для здоровья веществ. В этой ситуации «Виртуальная лаборатория» - мой незаменимый помощник. Конечно, «Виртуальная лаборатория» не заменяет традиционные практические работы и лабораторные опыты, а является лишь дополнением к ним.

(Слайд 13) Одним из перспективных направлений считаю создание электронных пособий, которые позволяют не только улучшить преподавание учебного предмета, но и повысить качество обучения. Наряду с готовыми продуктами  активно пользуюсь электронными пособиями, разработанными совместно с учащимися.

Для изучения органической химии, повышения интереса обучающихся к данному разделу химии, помощи в организации самостоятельной работы и успешной сдачи ЕГЭ нами было разработано электронное пособие «Органическая химия: просто о сложном». Материалы пособия апробированы в течение двух лет учащимися 10-11 классов в урочной и во внеурочной деятельности, при подготовке к экзамену.

Применение АМО на уроках химии позволило достичь следующих результатов:

  • основными результатами применения пособия по органической химии стали повышение качества обучения в 10 классе как химико-биологического профиля, так и при базовом изучении химии и увеличение процента выполнения заданий по вопросам органической химии  на ЕГЭ по химии; (Слайд 14)
  • повышение качества прохождения ГИА, так в 2017 году  61  % девятиклассников сдали экзамен в формате ОГЭ на «4» и «5».  На ЕГЭ в 2017 году средний балл выпускников составил 67;
  • наличие победителей и лауреатов научно - практических конференций городского, всероссийского, международного уровней. (Слайд 15)

(Слайд 16) Подводя итоги, нужно отметить, что именно системное использование активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для повышения интереса и мотивации в изучении химии, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.

Литература

  1. Габриелян О.С. Особенности обучения химии на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам // Газета «Первое сентября». – 2008. - № 18. – С. 1 - 7;
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006;
  3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;
  4. Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения: пособие для сдачи экзамена. – М.: Высшее образование, 2006.