Конкурс "Учитель года"
1. Интернет - ресурс "Учим химию вместе"
Данный интернет-ресурс расположен с социальной сети ВКонтакте. Создан в 2013 году с целью систематизации материалов по подготовке обучающихся к ГИА по химии, который включает в себя: методические пособия, сборники задач и тестов, видео-уроки, справочные таблицы, ссылки на образовательный портал "СДАМ ГИА: Решу ОГЭ и ЕГЭ". Ресурс "Учим химию вместе " обеспечивает широкий обмен информацией, позволяет получать консультации преподавателя в режиме онлайн и по переписке, дает возможность учащимся обсуждать различные вопросы на чате и форуме. Переход на интернет - ресурс
2. Эссе "Я учитель"
Эссе раскрывает мотивы выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию.
3. «Методический семинар»
Представляется компьютерная презентация и пояснительная записка, содержащие описание опыта профессиональной деятельности , используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе
Майоровой Анастасии Леонидовны, учителя химии МБОУ СОШ №14города Белово
«Удивить - значит победить»
"Чтобы приготовить эликсир мудрецов, возьми, сын мой, философской ртути и прокаливай её, покуда не превратится в Зелёного Льва. Прокаливай далее - и Зелёный Лев обернётся Львом Красным. Киммерийские тени покроют реторту тёмным покрывалом, а внутри неё ты увидишь Чёрного Дракона, который пожирает собственный хвост".
Это заклинание древнего алхимика, который решил получить философский камень, превращающий железо в золото.
А какой философский камень поможет мне, педагогу, пройти сложный путь – от несовершенного к совершенному?
Ещё школьницей точно знала, что хочу связать своё будущее с профессией учителя. И вот я учитель химии. Передо мной - дети. Горящие, живые глаза смотрят и ждут какого-то чуда от пока неизвестной им науки. Как помочь состояться чуду?
Учитель химии просто обязан стать волшебником. Ведь только ему под силу в стенах школьного кабинета разбудить вулкан или вызвать золотой дождь. Именно он видит изумлённые глаза детей, когда они, смешав две прозрачные жидкости, нагрев и резко охладив их, как Гарри Поттер, вызывают в обыкновенной пробирке тот самый вихрь золотых искр. Или, соединив в очередной раз другие прозрачные жидкости с хорошо известным в быту нашатырным спиртом, могут посмотреть на себя в получившееся серебряное зеркало и, как в сказке, произнести: «Свет мой зеркальце, скажи…»
Так я открываю перед детьми многогранный мир химии, хочу донести до них, что уже открытое и известное - ключ к созданию веществ, еще пока не существующих в природе: лекарств, витаминов, пестицидов, удобрений, моющих и чистящих… А также показать, что химия - еще и любовь, и невероятное единение рассудка и души, полёта мысли и вдохновения.
Главное – сделать так, чтобы ребенок полюбил все, что он делает. И здесь просто крайне необходимы профессиональное умение, опыт, педагогическое мастерство. И любовь. У врачей есть правило: перед встречей с детьми согрей руки. Думаю, что учителю необходимо заботиться о тепле не только рук, но и своей души. Поэтому твердо следую самому высокому нравственному закону: возлюби ближнего, как самого себя. Нелюбовь любое дело сделает мучительным и бесполезным.
Мы, взрослые, нередко жалуемся на то, что дети не хотят учиться. А может, мы разучились учить? Они хотят понимать мир, мы им в ответ - "сумму знаний". Вот так и расходятся наши пути. А ведь хочется, чтобы дети не просто обретали знание, а вместе с учителем создавали свою реальность – прекрасную и сугубо индивидуальную.
Пробираясь по пути от несовершенного к совершенному, алхимики не смогли получить золото из подручных материалов, не нашли философский камень. Но их труд не прошёл даром. В процессе они открыли много новых веществ и элементов, изучили и описали их, заложив тем самым фундамент науки.
И пусть все мои ученики не станут новыми Менделеевыми, но точно получат бесценный опыт познания окружающего мира, сотворчества, общения с единомышленниками, наставниками и собственных открытий самих себя, своих возможностей.
Получаю удовольствие, когда дети после проведённого урока говорят спасибо, когда вижу интерес и живой огонёк в их глазах. Свято верю: учитель – творец всегда им будет интересен, и только с ним, неординарным, ищущим, беспокойным, неравнодушным, они и сами станут творцами. И мне хочется стать именно таким учителем.
Искать, постоянно идти вперед, не пасовать перед трудностями, любить дело, которое выбрала в жизни, становиться лучше день ото дня – в этом мой педагогический долг!
Точно знаю: творец есть в каждом ребёнке, нужно лишь помочь почувствовать его и поверить в себя. И поэтому, сегодня неустанно продолжаю будить вулкан и вызывать золотой дождь, искать свой философский камень.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль учителя в условиях реализации ФГОС Создать атмосферу поиска; Выстраивать диалоговое общение с учениками; Провоцировать появление вопросов и желание найти ответы; Выстраивать доверительные отношения; Учитывать интересы мотивации ребенка; Давать право учащимся на принятие значимых решений; Развивать «открытое мышление».
Ученик научится Свободно ориентироваться в огромном потоке информации; Выделять главное; Сравнивать и классифицировать; Находить скрытые составляющие; Критически оценивать; Обобщать и систематизировать; Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
Активные методы обучения (АМО) это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Глоссарий. Федеральный портал «Российское образование»
Активные методы обучения (АМО) Использование АМО на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении химии: сокращение времени, выделяемого на изучение предмета; снижение мотивации изучения химии в непрофильных классах.
Цель профессиональной деятельности формирование УУД учащихся посредством реализации активных форм обучения. Задачи: систематизация применения активных методов обучения (АМО) с учетом возрастных особенностей; применение учебных исследований на разных уровнях обучения; разработка совместно с учащимися электронных ресурсов по органической и неорганической химии.
Активные методы обучения
Систематизация применения активных методов обучения Раздел химии 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Химия и жизнь Меткий стрелок Мозговая атака Проекты Мудрые совы Проекты Исследования Метод дебатов Задачи и упражнения с контекстом Исследования Химические реакции Определение понятий Мудрые совы Мозговая атака Проекты Мудрые совы Проекты Исследования Метод дебатов Задачи и упражнения с контекстом Исследования Применение АМО на разных уровнях образования
Контекстные задачи по химии 26 ноября 2016 г. сборная команда школы приняла участие в Международном химическом турнире. Химический турнир школьников – это лично-командное состязание учеников 8-11 классов общеобразовательных и специализированных школ в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях – химических вызовах. Систематизация применения активных методов обучения
Исследовательский химический эксперимент Формы исследовательской деятельности
Исследовательский химический эксперимент Уровни образования Форма учебного исследования Тема исследования Начальное общее образование Исследование частично-поискового характера Изучение физических свойств воды Основное общее, среднее общее образование (базовый уровень ) Практическая работа Определение жесткости воды Среднее общее образование (профильный уровень ) Собственно исследование Изучение качества сточных вод пгт. Бачатский Исследование свойств воды
Исследовательский химический эксперимент Учебные проекты Берегите зубы! Качественные реакции Полезные ископаемые Кемеровской области Симпатические чернила
Электронное пособие «Органическая химия: просто о сложном» Применение электронных образовательных ресурсов
Результаты применения активных методов обучения
Результаты применения активных методов обучения Достижения обучающихся Лауреат всероссийской конференции «Первые шаги» Победитель региональной научно-практической конференции БИФ КемГУ Победитель межвузовской олимпиады КемГУ Победитель Международной научно-практической конференции «Инновации в технологиях и образовании»
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» Жан-Жак Руссо
Использование активных методов обучения на уроках химии Методический семинар Составитель: Майорова Анастасия Леонидовна, учитель химии МБОУ СОШ № 14 города Белово, высшая квалификационная категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 города Белово»
Предварительный просмотр:
«Учитель года России - 2018»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Использование активных методов обучения
на уроках химии
Майорова Анастасия Леонидовна,
учитель химии
МБОУ СОШ № 14 города Белово
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает,
и ко всему преподаваемому.
Жан-Жак Руссо
Слайд (1). Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними.
Мы, взрослые, нередко жалуемся на то, что дети не хотят учиться. Но может, мы разучились учить? Они хотят понимать мир, а мы им в ответ - "сумму знаний". Вот так и расходятся наши пути. Но ведь хочется, чтобы дети не просто обретали знания, а вместе с учителем создавали свою реальность - прекрасную и индивидуальную.
Слайд (2). Преподавание в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль качества полученных УУД, позволит педагогам учить учащихся учиться.
Слайд (3). От выбора формы организации работы на уроке, от приемов и методов во многом зависит успешность обучения. Одним из способов достижения успешности является применение в учебном процессе активных методов обучения.
Слайд (4). Активные методы обучения (АМО) - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
При использовании данных методов обучения меняется роль ученика - из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Хорошо известно, что знания, «добытые» собственным трудом, являются самыми прочными и остаются в памяти на долгие годы. «Учащемуся положено работать, учителю - руководить этой работой», – сказано основателем дидактики Яном Амосом Коменским.
Слайд (5). Использование активных методов обучения на уроках химии становится актуальным в связи с проблемами, которые возникают при обучении предмету, а именно: сокращение времени, выделяемого на освоение предмета, и снижение мотивации при изучении химии в непрофильных классах.
Слайд(6). Поэтому основной целью моей профессиональной деятельности является формирование УУД учащихся посредством реализации активных форм обучения.
Цель реализуется через решение следующих задач:
-систематизация применения активных методов обучения (АМО) с учетом возрастных особенностей;
-применение учебных исследований на разных уровнях образования;
-разработка совместно с учащимися электронных ресурсов по органической и неорганической химии.
Для использования в практической деятельности в соответствии с классификацией АМО по методу обучения были отобраны следующие приемы. (Слайд 7)
(Слайд 8) В результате обобщения опыта педагогической деятельности была создана схема по применению АМО на разных уровнях образования.
(Слайд 9) Для осознания учеником практической значимости теоретического материала использую задачи и упражнения с контекстом. Это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Результатом работы в данном направлении стало участие команды школы в Международном химическом турнире.
(Слайд 10) Для целенаправленного формирования мотивации и интереса к предмету использую исследовательский химический эксперимент. Этот метод способствует формированию практических навыков, развитию умений наблюдать, анализировать, делать выводы, развивает творческое химическое мышление.
На разных уровнях обучения применяю соответствующие возрасту и уровню сформированности УУД формы учебных исследований.
Квази - исследования:
- небольшие исследования частично-поискового характера;
- эксперименты, опыты, лабораторные и практические работы;
- решение экспериментальных, качественных и количественных задач
(Слайд 11) Для младших школьников результативны для формирования УУД в процессе квази- исследований небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются в виде сообщений. Данный вид деятельности интересен и родителям, которые вносят свой вклад. Такая форма творческой работы помогает формировать интерес у учащихся к предмету «химия», учит их работать с литературой. В своей практике такой вид работы применяю во внеурочной деятельности при подготовке учащихся к научно-практической конференции.
Проекты. Собственно исследования
(Слайд 12) Для учащихся основного и среднего уровня образования квази - исследования осуществляются в виде проведения экспериментов, опытов, лабораторных и практических работ в урочной и внеурочной деятельности, решении экспериментальных, качественных и количественных задач, работа над коллективным проектом. С наиболее заинтересованными в изучении химии учащимися проводятся собственно исследования.
Работа учащихся становится интереснее и эффективнее за счет применения в учебном процессе наряду с традиционными формами и методами обучения разнообразных электронных образовательных ресурсов.
Например, активно применяю электронное издание «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория». В последние годы преподавание химии в школе становится все более теоретизированным, уменьшается доля химического эксперимента - как по причине дефицита реактивов, недостаточной аппаратной оснащенности кабинета химии, так и в результате ужесточения требований к безопасности школьников, исключения опытов с использованием галогенов, токсичных углеводородов, концентрированных кислот, щелочей и других опасных для здоровья веществ. В этой ситуации «Виртуальная лаборатория» - мой незаменимый помощник. Конечно, «Виртуальная лаборатория» не заменяет традиционные практические работы и лабораторные опыты, а является лишь дополнением к ним.
(Слайд 13) Одним из перспективных направлений считаю создание электронных пособий, которые позволяют не только улучшить преподавание учебного предмета, но и повысить качество обучения. Наряду с готовыми продуктами активно пользуюсь электронными пособиями, разработанными совместно с учащимися.
Для изучения органической химии, повышения интереса обучающихся к данному разделу химии, помощи в организации самостоятельной работы и успешной сдачи ЕГЭ нами было разработано электронное пособие «Органическая химия: просто о сложном». Материалы пособия апробированы в течение двух лет учащимися 10-11 классов в урочной и во внеурочной деятельности, при подготовке к экзамену.
Применение АМО на уроках химии позволило достичь следующих результатов:
- основными результатами применения пособия по органической химии стали повышение качества обучения в 10 классе как химико-биологического профиля, так и при базовом изучении химии и увеличение процента выполнения заданий по вопросам органической химии на ЕГЭ по химии; (Слайд 14)
- повышение качества прохождения ГИА, так в 2017 году 61 % девятиклассников сдали экзамен в формате ОГЭ на «4» и «5». На ЕГЭ в 2017 году средний балл выпускников составил 67;
- наличие победителей и лауреатов научно - практических конференций городского, всероссийского, международного уровней. (Слайд 15)
(Слайд 16) Подводя итоги, нужно отметить, что именно системное использование активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для повышения интереса и мотивации в изучении химии, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.
Литература
- Габриелян О.С. Особенности обучения химии на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам // Газета «Первое сентября». – 2008. - № 18. – С. 1 - 7;
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006;
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;
- Седова Л.Н., Штых И.В. Теория обучения: пособие для сдачи экзамена. – М.: Высшее образование, 2006.