"Воспитатель года" - 2022

Лукина Елизавета Александровна

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Современное дошкольное образование: границы и возможности»

Двадцать первый век является веком глобальных перемен, внедрения современных образовательных технологий, инноваций, веком нового восприятия и отношения к происходящим переменам. Стремительное развитие и влияние этих перемен друг на друга требуют нового подхода к системе образования.

Преобразование модели образования, пересмотр основных концепций, переоценивание целей, задач, содержания образования привело к тому, что вся система образования и дошкольное звено, в частности, претерпели серьезные изменения. Педагоги стали реализовывать гуманистические принципы педагогики, личностно ориентированный стиль общения с детьми, сотрудничать с ними.

Дошкольное образование – одна из главных ступеней в развитии ребенка. Наше время – это рассвет передовых идей и творческого подхода. Сегодня личность признана первостепенной важностью. В дошкольном образовании появилось множество современных форм, приемов и методов работы с детьми дошкольного возраста.

Вариативность образовательного процесса, ориентацию на индивидуальность и удовлетворение потребностей каждого ребенка, запросы его семьи обеспечивает смена цели образовательной работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Все законы, программы, передовые разработки направлены на воспитание и развитие каждого ребенка.

Я, как воспитатель, полностью уверена в том, что дошкольное образование, на современном этапе, сильно отличается от систем, которые были до недавнего времени. Сейчас появилось много новых инновационных технологий, всеобщая компьютеризация, широкий выбор дидактических материалов, методических разработок. Все это, без труда, позволяет мне сделать процесс развития детей дошкольного возраста занимательным, захватывающим и интересным.

Так же, я положительно отношусь к тому, что современное дошкольное образование берет во внимание роль ребенка в образовательном процессе. Современный детский сад создает условия для развития детей. Не только дает различные знания, но и обеспечивает детское развитие. При этом педагоги должны взаимодействовать с ребенком с разных позиций. Иногда быть главными, а в некоторых случаях предоставить эту роль ребенку.

Сейчас мы не знаем, какие знания понадобятся детям в будущем. Недавно было предельно понятно то, какие знания должны быть у представителя той или иной профессии. Например, столяр должен не только разбираться в древесине и способах ее обработки на различных станках и электрических машин, но и разбираться в программном обеспечении, ведь сейчас большую часть работы выполняет машина.

Мы – современные педагоги, создаем разнообразное, увлекательное дошкольное детство. Мы предоставляем условия для реализации своей индивидуальности. При этом каждый ребенок может выбирать свой путь, своим собственным шагом. По-другому просто невозможно.



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/p64gBdBjpX8



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №161

Конспект НОД

«Путешествие по краю родному – Уралу»

Подготовительная группа

Выполнила воспитатель:

Лукина Елизавета Александровна

Екатеринбург, 2021г.

Цели: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет через ознакомление с природой и богатством Урала.

Задачи:

  1. Продолжать формировать представления детей о природе родного края – Урала и о его богатствах.
  2. Закреплять представления о полезных ископаемых уральского региона.
  3. Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла поделки, развивать мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать любовь к родному, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Предварительная работа:

- Организация мини-музея «Урал – мой край родной»;

- Рассматривание альбомов с иллюстрациями и беседы по ним: «Животные и птицы Урала», «Деревья и кустарники», «Родной край», «Какие бывают камни»;

- Беседы «Правила поведения в лесу»;

- Выставка книг уральского писателя П.П.Бажова;

- Чтение сказов П.П.Бажова;

- Разучивание пословиц, загадок о природе и животных.

- Рисование «Уральский лес», лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса», ручной труд – «Птицы» (техника оригами);

- Организовать выставку рисунков по сказам П.П.Бажова (совместно с родителями);

- Прослушивание звуков пения разных птиц Урала.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.

Оборудование и материал:

- Ноутбук, проектор, экран, колонка;

- Предметы камнерезного искусства;

- Коллекции камней и минералов Урала;

- Семена деревьев («вертолетики» клена, иголки сосны, сережки березы, желуди дуба);

- Письмо Хозяйки медной горы;

- Выставка рисунков по сказам П.П.Бажова;

- Презентация PowerPoint «Урал»;

- Интерактивная игра «Птичьи голоса».

Ход:

 Дети входят в помещение, где расположен экран, включена презентация «Урал»

Слайд 1. Карта.

Воспитатель:

Ребята, сегодня, я приглашаю вас отправится в путешествие. А путешествовать мы будем по нашему родному краю. А кто-то знает, как называется наш край?

Дети: Урал

Воспитатель: Правильно, Урал.

Любое путешествие должно быть спланировано. Надо иметь план-маршрут. Вот на карте отмечены остановки, где мы должны побывать.

Указывает на экран

Итак, отправляемся в путь.

Подходят к столу, где размещены семена деревьев.-

Отгадайте загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Выслушивает ответы детей деревья, кусты.

Воспитатель:

Верно, это дерево.

Слайд 2. Остановка «Лесная»

Обратите внимание, первая остановка на нашей карте – «Лесная».

Уральские леса очень красивы.

Дети смотрят презентацию (Слайд 3,4,5)

Воспитатель:

А какие деревья растут в лесах нашего края?

Выслушивает ответы детей.

Молодцы, а я приготовила для вас загадки. Любите отгадывать?

Осень тихая настанет

Красок дереву добавит.

Листья расписные.

Желтые, резные.

А крылатки - семена

Разлетятся кто куда.

Дети: Клен

Воспитатель:

Верно, это клен.

Слайд 6.

В загадке говорится о семенах клена. О каких?

Ответы детей

Правильно, говорится о крылатках. Попробуйте найти их среди других семян на этом столе.

Воспитатель приглашает 1-2 детей найти семена клена

Слайд 7.

А сейчас, будем угадывать другие деревья наших лесов, и подберем к ним семена.

Дети отгадывают загадки и подбирают семена

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица – …

(Сосна)

Слайд 8. (включать после того, как дети подберут семена)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Березы)

Слайд 9.

Он — могучий!

Крона — в тучах.

В кроне желуди видны.

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны.

(Дуб)

Слайд 10.

Воспитатель:

Ребята, вы такие молодцы! Все правильно угадали и подобрали все семена.

Воспитатель: Обратите внимание на карту.

Слайд 11. Карта

Предлагаю продолжить наше путешествие, давайте попробуем отгадать называние следующей остановки?

Ответы детей

Воспитатель: Остановка «Птичья». Правильно! Какие вы молодцы!

Слайд 12. Остановка «Птичья»

Подходите сюда, садитесь на ковер.

Подводит детей к экрану, где включена интерактивная игра «Птичьи голоса».

https://learningapps.org/watch?v=pbmgh8n1c21

Сейчас мы будем играть в игру «Птичьи голоса». Нужно прослушать звук и найти картинку с изображением той птицы уральского региона, голос которой мы слышим.

Дети слушают голоса птиц и называют птицу, воспитатель на ноутбуке составляет пары.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, все пары составили, а теперь отправляемся дальше.

Физ. минутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

(маршируют на месте)

(прикладывают ладонь к глазам)

(поднимают голову вверх)

(тянуться к солнышку)

(делают взмахи руками)

(хлопают в ладоши)

(топают)

(маршируют на месте)

(садятся на стульчики)

Воспитатель:

(воспитатель подводит детей к столу со шкатулкой и письмом)

Ребята, посмотрите, кто-то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.

Слайд 13. Хозяйка медной горы

«Здравствуйте, ребята. Я – Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите больше узнать о родном крае, на чудеса земли Уральской посмотреть. Я могу показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их, и я раскрою перед вами сокровищницу Уральских гор».

Воспитатель:

Слайд 14, 15. Правила поведения в лесу

Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки – убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Воспитатель:

(воспитатель обращает внимание на презентацию)

Слайд 16. Карта

Ребята, продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Горная».

Слайд 17. Остановка «Горная»

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?

(выслушивает ответы детей: на улице, в горах, в лесу, в реке.)

Воспитатель:

Правильно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы!

(воспитатель обращает внимание детей на презентацию – фотографии Уральских гор).

Слайд 18,19,20.

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями – полезными ископаемыми.

Давайте повторим – «полезные ископаемые».

(воспитатель просит повторить 2-3 детей «полезные ископаемые»)

А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? Как их добывают? Правильно машины – помощники.

(воспитатель выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых и машины, которые помогают людям)

Слайд 21. Уголь

Слайд 22. Гранит

Слайд 23. Мрамор

Воспитатель:

Правильно, простой уголь – это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк – надежные помощники строителей.

Подойдите к этому столу, здесь вы видите образцы разных видов камней.

(предлагает посмотреть коллекцию камней)

А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Потому-то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете?

(воспитатель выслушивает ответы детей, демонстрирует их на слайдах – иллюстрациях)

Слайд 24, 25.

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, вот  Хозяйка Медной горы нам показывает свои сокровища.

(приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции минералов, иллюстрации, фотографии).

Слайд 26,27,28.

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный,  то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Воспитатель:

Вот как много разных камней. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них.

(приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

- Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце,

- маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие. Скажите ребята, а кто автор этих  сказов.

Дети: П.П. Бажов 

Слайд 29. П.П.Бажов

 Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки Медной горы (раздаст детям подарки).

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мыс тобой живем... (В. Степанов)

Воспитатель:

 Слайд 30. Природа Урала

Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Ребята, понравились вам подарки? На каких остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).

Вот как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Посмотрите, наша карта показывает, что осталась последняя остановка – детский сад. Это значит, что пора возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Остановка «Лесная»

Слайд 6

Клён

Слайд 12

Остановка «Птичья»

Слайд 15

Не бейте стекло в лесу Не обижайте насекомых Не шумите в лесу Не разоряйте гнёзда Не забирайте из леса животных

Слайд 17

Остановка «Горная»

Слайд 21

Каменный уголь

Слайд 22

Гранит

Слайд 23

Мрамор