"Профессия учитель, или история болезни"

Галямова Резеда Фаритовна

Здесь Вы можете прочитать и оценить мое эссе на тему "Профессия учитель, или история одной болезни". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitel_goda_galyamova_rf.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика является сам учитель.

Он — олицетворенный метод обучения,

само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег

История болезни

Анамнез

Доктор: Здравствуйте, Ваше имя?

Пациент: Здравствуйте доктор, Галямова Резеда Фаритовна.

Доктор: Что Вас беспокоит?

Пациент: У меня душа болит!

Доктор: Сколько вам лет?

Пациент: 14, 16 или 18 ??? Я не помню, доктор…

Доктор: Да, случай не простой. Расскажите,  как все началось?  

Пациент: Это началось еще в детстве, мне не было еще и 7 лет, когда я пошла в первый класс. Я полюбила свою школу с первого взгляда, конечно же, не здание, а ту атмосферу,  в которую я окунулась. Мне показалось, что я в улье: шумные, веселые октябрята и пионеры, важные старшеклассники и УЧИТЕЛЯ. Как же мне было страшно от осознания того, что я буду частью этого живого организма, а примет ли меня этот гудящий улей? Мне было страшно от торжественности и осознания, что я уже большая, что у меня есть школьная форма и новые друзья.

Доктор: Но, дорогая, это испытывают все дети, которые приходят  впервые в школу.

Пациент: Возможно, вы правы

Доктор: А как же учительница первая моя?

Пациент: К сожалению,  первая учительница появилась у меня гораздо позже. А именно, в пятом классе.

Доктор: Вы что – то путаете!

Пациент: Нет, доктор, все верно. В мою детскую душу не запали монотонные уроки и периодическое покрикивание. Помню только колы в прописи… , но даже это не убило во мне желание учиться.

Итак, я доучилась до пятого класса. Как- то раз, к нам на урок ( дело было в начале сентября) зашли две абсолютно незнакомые учительницы, сказали, что мы будем изучать иностранные языки: английский и немецкий. Мне так хотелось изучать английский язык!!!

Доктор: Почему вы смеётесь?

Пациент: Просто мама и папа сказали,  чтобы я обязательно выбрала английский, так как папа сможет мне помогать…

Доктор: Не понимаю,  причем тут это воспоминание? Что же дальше?

Пациент: Наш классный руководитель сказала: «Кто хочет изучать английский неправо, немецкий – налево.» И все побежали… Я была самая маленькая в классе, и я не успела. Я остановилась посреди класса, открыла широко рот, закрыла глаза и громко заревела, конечно, надо мной все смеялись, но мне было все равно, я хотела в английскую группу. Пока я рыдала,  ко мне подошла Позолотина Вера Алексеевна, обняла меня за плечи, взяла за руку и отвела в свою группу. Так решилась моя судьба, так появилась моя первая и единственная учительница.

Дома я начала учить свои игрушки, мне нравилось играть «в школу» с младшей сестренкой. Писать мелом на игрушечной доске, рассказывать ей что-то новое и интересное. Когда она прочла свои первые слова, моему счастью не было предела. Мне так хотелось делиться с ней всем тем, что я знаю. Я поняла, наверное, уже тогда, что стану учителем и хочу быть похожей на Веру Алексеевну.

Доктор: Уж не собираетесь ли Вы рассказывать мне все ваше детство в подробностях. Меня ждут другие пациенты

Пациент: Потом мы переехали в Елабугу. После окончания школы в 1994 году я поступила на очное отделение ЕГПИ, на факультет иностранных языков. В это время я очень много читала, мне не нравилась реальность 90х , мне было хорошо среди книг. Честно говоря, я не понимала,  зачем нам нужна педагогика, дидактика, история педагогики, ведь это было так скучно. Временами жалела о сделанном выборе и думала, что мне надо было учиться в школе милиции. Очнулась я на 2 курсе во время прохождения летней практики, точнее,  во мне проснулся инстинкт воспитателя (на тот момент). Я увидела, что родители всецело доверили мне своих детей на целый месяц, что я за них отвечаю, что со своими проблемами они должны идти ко мне, а не к кому – то еще. Я поняла, что я смогу, и я смогла!

Первая практика в школе на 3 курсе. Мне было так страшно, что я не смогу, но я смогла! Я всегда помнила и помню ту себя , которая волновалась 1 сентября, или  у доски, перед родительским собранием…Очень часто взрослые считают, что ребенок, это еще не человек, но знаете, доктор, зачастую они еще больше люди, чем взрослые. Они искренние и добрые, озорные и забавные, любознательные и шкодливые.

Доктор: Ну не скажите!!! Иногда дома со своими двумя мальчишками не знаю, что делать.

Пациент: А вы их заинтересуйте, поиграйте вместе с ними, поговорите по душам. Конечно,  бывает очень тяжело понять ребенка, не всегда он может объяснить что с ним происходит, что его терзает.

Доктор: Как у Вас все просто, поговорил и все понял.

Пациент: О, нет! Это совсем не просто, на это нужны годы.

После окончания института я по распределению попала в город Альметьевск, за свою жизнь, к тому моменту,  я не провела еще ни одного урока в качестве учителя (практика не считается), а мне дали классное руководство в 5 классе.  Я изучила все личные дела, прочла все характеристики и засомневалась, получится ли у меня.

Опять 1 сентября, только я уже учитель. Стою в школе, волнуюсь так, что ладошки потеют. «Как меня примут эти дети? Если что, сбегу работать к нефтяникам!» - так думала я в тот момент. Вышла на крыльцо школы и увидела моих ребят, глаза у них были  напуганные, растерянные. После 4 класса, ребят собрали в один класс 5 «Д», друг друга они практически не знали.

Доктор: Я полагаю, себя вспомнили?

Пациент: Как вы правы сейчас! Я поняла, что я не имею права бояться! Я взяла себя в руки и начала работать. Со временем дети привыкли ко мне, мы успокоились и оказалось, что это самые лучшие дети на свете, и у меня появились друзья, маленькие , но очень большие. Сколько волнений и переживаний они мне принесли!

Доктор: Боже мой! Чего вам бояться то? То ли дело нам, врачам. Неправильный диагноз - и человек инвалид,  или хуже того,  нет человека.

Пациент: Да, конечно,  у Вас очень ответственная миссия, но Ваши ошибки видно практически сразу. Ошибки учителя видны через много лет и на много лет. Может статься и так: Одна ошибка учителя,  необдуманное решение или поступок и  нет ЧЕЛОВЕКА, есть кукла, которую сломали и бросили.

Один очень хороший урок я извлекла для себя в первый год моей педагогической деятельности: «Умей понять детей, их переживания не менее важны для них, чем для нас наши волнения»

Доктор: Что вы можете сказать о вашем самочувствии в этот период Вашей жизни? Были ли какие- либо жалобы на боли в душе?

Пациент: Да, доктор. Только я тогда не понимала, что болит и почему.

Доктор: А когда же Вы поняли?

Пациент: Когда я сама стала мамой. Моя дочь научила меня многому.

Доктор: Если у вас плохое настроение? Как снимаете стресс? Кричите на работе?

Пациент: Нельзя! Учитель должен спрятать свои негативные эмоции. Дети видят нас насквозь.

Доктор: Неужели за все это время Вы  ни разу не думали сменить профессию?

Пациент: Да что Вы! Было дело! Но за что бы я не бралась, мне чего- то не хватало.

Доктор: Денег?

Пациент: Нет. Я не знаю,  как Вам это объяснить. Представьте, что Вы хотите совершить прыжок с парашютом и вам необходимо сделать первый шаг. На вас смотрят со стороны, сможете ли или нет?

Доктор: Перестаньте меня пугать, пациент!

Пациент: Ну как побежали мурашки?  И вот Вы делаете этот шаг и…

Доктор:… и падаете вниз

Пациент: нет, вы летите, доктор! Ваши зрители восхищаются Вашим полетом и присоединяются к вам, вы летите вместе. Вот чего мне не хватало!

Мне не хватало боли моей души, постным  и скучным занятием казалась работа. Я вернулась в школу.

Доктор: Так что для Вас школа? Что для Вас значит быть учителем?

Пациент: Школа – это мой маленький мир в большом мире,  в  котором каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое. Помните, доктор, я говорила, что школа напомнила мне  улей. Это очень хорошее сравнение,  потому что все трудятся, не зная усталости. Трудятся учителя и дети, главные в школе именно они, дети не умеют прощать равнодушия и лжи. Мне очень нравятся слова, сказанные В. О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь». И мне повезло! Иногда бывает страшно, но я знаю - я все смогу!

Диагноз

Доктор: На что же Вы жалуетесь,  пациент? Вас послушать, так Вы счастливый человек.

Пациент: Да, доктор, но душа болит.

Доктор: Что ж, я полагаю, Ваш диагноз «Longos amor sit magister», что значит, «Хроническая любовь к работе учителем». К сожалению, лечению это не поддается.

Пациент: Это к счастью, спасибо, доктор!