конспект НОД "Эта удивительная бумага"

Милькина Елена Викторовна

Опытно - экспериментальная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Эта удивительная бумага»

(опытно – экспериментальная деятельность)

                                                      Составила:

                                                            Милькина Е. В.,

                                                                                воспитатель МБДОУ «ДС

                                                                       № 460  г. Челябинска»

Челябинск

2015

Конспект НОД

 «Эта удивительная бумага»

Тип НОД: опытно – экспериментальная деятельность

Материалы и оборудование:

- для педагога: белый медицинский халат; оправа для очков

- «посылка» в виде черной картонной коробки

- образцы разной бумаги

- глина, воск, камень, береста – все в двух экземплярах

- две емкости для воды

- две доски для лепки

- фломастеры (3 шт.), цветные карандаши (3 шт.), акварельные краски, кисти (2 шт.)

- коробки из-под спичек (4 шт.)

- силиконовые формочки (2 шт.)

- лист бумаги А5

- схемы по оригами по количеству детей

- ведра пластиковые для мусора (2 шт.)

- бумажные салфетки для рук

- столы (6 шт.)

- мольберты (2 шт.)

- стулья  для детей (10 шт.)

- мультимедийная установка

- компьютерная презентация

- оборудование для создания лаборатории (колбы, лупа, микроскоп, сухой лед и т.д.)

Цели и задачи:

- познакомить детей с историей возникновения бумаги;

- сформировать первичные представления о свойствах бумаги;

- закрепить счет;

- сформировать умение на основании опытной деятельности делать выводы;

- продолжать формировать культурно – гигиенические навыки.

Ход занятия: Дети заходят в импровизированную лабораторию. Педагог, в образе профессора, сидит за столом, «проводит» опыт. (1 слайд)  Замечает детей:

- О – о! У меня в лаборатории гости! Здравствуйте! Давайте знакомиться! Меня зовут профессор Экспериментус. Добро пожаловать в мою необычную лабораторию по исследованию обычных предметов!

Сегодня, по почте, пришла посылка. (Педагог показывает черный ящик). Никаких надписей на ней нет, было только послание, в котором сказано: «Посылку откроет тот, кто отгадает загадку». Как я ни старалась, отгадать не смогла. Помогите мне отгадать загадку?

Ответы детей.

- Тогда внимательно слушайте! Белая как снег, дружу с карандашом. Где карандаш пройдет, там заметочку кладет. (бумага)

Ответы детей.

- Ура! Посылка открыта! Посмотрим, что в ней.

Педагог разбирает содержимое посылки, дети называют предметы (образцы бумаги разного вида, глина, береста, камень, воск)

- Что – то я никак не пойму, как эти предметы связаны между собой? Может, ребята, вы знаете?

Ответы детей.

- Предлагаю обратиться к волшебному экрану. Присаживайтесь на стулья, посмотрим, что он нам покажет.

Показ слайдов. Во время показа педагог передает детям образцы камня, бересты, глины, воска.

- Давным – давно, когда бумаги еще не было, люди уже рисовали и писали друг другу послания. Сначала делали это на каменных плитах, столбах и  даже на стенах пещер. (2 слайд) Ударяя молотком по резцу, они высекали на поверхности камня знаки и символы.

В Древнем Египте для письма использовали стебли болотного растения папируса. (3 слайд) Стебли разрезали вдоль, складывали крест -  накрест, клали под пресс и сушили. Чем не бумага?

На Руси писали на бересте. (4 слайд) Выцарапывали символы острой деревянной или костяной палочкой

Также, для письма люди использовали глиняные и восковые таблички.(5 слайд) Они назывались церами. Писали на таких табличках стилосами. Один конец у стилоса был острым, им писали, а другой конец – в виде широкой лопаточки. Если писарь писал с ошибками, то широким концом можно было затереть ошибку, а уж дальше писать правильно.

Даже кожу животных использовали для письма. (6 слайд) Ее натягивали на деревянную раму и выделывали особым способом. Называлась такая кожа пергаментом. Он был долговечным и гибким. Его можно было сворачивать в свитки и так хранить.

А вот такую бумагу, которую мы знаем, придумали в Китае. (7 слайд)  Мастер Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, старые тряпки и веревки. Залил это все водой, хорошенько размешал. Потом вылил эту массу на деревянное сито из бамбука, разровнял камнями и высушил на солнце. Получилась первая бумага.

Сейчас существует много разной бумаги. (8 слайд) Это бумага для письма, рисования, картон и т.д.

По желанию, дети могут перечислить виды бумаги.

- Да – а – а! Теперь понятно, почему, такие разные предметы лежали в одной посылке. Ну, а теперь, пришло время вернуться в лабораторию. Мы будем проводить эксперименты, чтобы узнать о некоторых свойствах бумаги. Согласны?

Ответы детей.

- Предлагаю начать с опытного стола №1. На столе образцы разного вида бумаги по количеству детей.

Ребята, как вы думаете, бумага мягкая?

Ответы детей

- Проверим это опытным путем. Каждый берёт по одному образцу бумаги и мнет его.

- Бумага легко смялась? А вернула ли она свою прежнюю форму?

Ответы детей.

- Вот мы с вами и доказали, что бумага мягкая и после смятия свою форму не возвращает.

- Переходим к опытному столу №2. На столе образцы бумаги разного вида по количеству детей, силиконовые формочки, спичечные коробки, лист бумаги А5, образец упаковочного картона.

- Поговорим о прочности бумаги. Как вы думаете, бумага прочная?

Ответы детей.

- Предлагаю проверить. Каждый берёт по одному образцу и рвет его. Ребята, попробуйте порвать свой лист в разных направлениях. Трудно было разорвать?

Ответы детей.

- Действительно, бумага легко рвется. А я вам сейчас докажу, что если изменить форму бумажного листа, то он способен выдержать небольшой груз.

Педагог проводит опыт «Бумажная гармошка». На силиконовые опоры (формочки) кладется лист бумаги А5 в виде мостика. На него помещается груз (спичечный коробок). «Мост» рушится. Педагог складывает из этого же листа гармошку, кладет ее на опоры. Дети, по очереди, кладут груз (спичечные коробки).

- Что вы видите?

Ответы детей.

- Это полезное свойство используют в бумажной промышленности в изготовлении картонных коробок, упаковок для телевизоров, холодильников. Попробуйте порвать картон. Легко или нет?

Ответы детей.

Картон – это многослойная бумага. Его трудно порвать. Вот мы с вами и доказали, что прочность бумаги зависит от ее плотности. Тонкая бумага рвется во всех направлениях.

- Переходим к опытному столу №3. На столе две доски для лепки в ряд. На каждой доске номера по порядку до 8 (на одной – 1, 2, 3, 4, на другой – 5, 6, 7, 8). Две емкости с водой. Каждый образец бумаги лежит под своим номером.

- Проверим бумагу на устойчивость к воде. Как вы думаете, бумага намокает в воде?

Ответы детей.

- Проверим на опыте. Каждый берёт по одному образцу и по очереди опускает в емкость с водой, а потом кладёт на место (на доску с пронумерованными ячейками)

- Назовите номера образцов, которые потеряли свой вид? Как вы это поняли?

Ответы детей (Бумага распалась на кусочки и т.д.)

- Какие образцы сохранили свою форму?

Ответы детей.

- Мы доказали, что устойчивость бумаги к воде зависит от ее плотности. Поэтому, ребята, берегите свои любимые книги от влаги.

- Физкультминутка:

Раз – нагнуться, разогнуться   (наклон вперед, выпрямиться)

Два – нагнуться, разогнуться   (наклон вперед, выпрямиться)

Три – в ладоши три хлопка         (1, 2, 3 хлопки)

Головою три кивка                      (1, 2, 3 кивки головой)

На четыре – руки шире            (развести руки вправо, влево)

Пять, шесть – тихо сесть           (приседания)

Семь, восемь – лень отбросим  (прыжки вверх)

- Продолжим наши опыты. Переходим к столу №4. На столе образцы бумаги разного вида по количеству детей, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, баночка с водой. Рядом стоят два мольберта с магнитами.

- Вы рисовать любите? Как думаете, на всякой бумаге можно рисовать?

Ответы детей.

Проверим это на опыте. Делимся на три команды: 1 команда будет рисовать цветными карандашами на одном мольберте, 2 команда – фломастерами на втором мольберте, 3 команда – красками на столе. Каждый берет по образцу бумаги и нарисует на нем 4 линии.

- Кому было легко рисовать? Какая у вас бумага?

Ответы детей.

- А у кого не получилось? Почему?

Ответы детей.

- Мы узнали, что гладкая бумага не впитывает краску. Удобнее рисовать на шероховатой или шершавой бумаге.

- Наши опыты закончились. Вспомним, что мы узнали о свойствах бумаги.

Педагог дает по очереди каждому ребенку карточку – схему, на мольберте выкладывают схему вывода опытов.

  1. Бумага мягкая, потому что мнется.
  2. После смятия, бумага не возвращается в прежнюю форму.
  3. Прочность бумаги зависит от ее плотности.
  4. Тонкая бумага рвется во всех направлениях.
  5. Тонкая бумага быстро намокает в воде и теряет свою форму.
  6. Плотная бумага, намокая, сохраняет свой внешний вид.
  7. Гладкая бумага не пригодна для рисования.
  8. На шероховатой бумаге можно рисовать.

- Поле исследований в лаборатории должен остаться порядок и чистота. Поэтому, мальчики берут ведро и выливают в него всю воду, которой сегодня пользовались. А девочки берут другое ведро и собирают в него весь бумажный мусор.

Когда дети все уберут, педагог обращается к ним:

- Мы сегодня не исследовали еще одно свойство бумаги. Этим вы займетесь дома. Вот вам задание: исследовать бумагу на пластичность.

Педагог раздает детям схемы по оригами, прощается с детьми.