Технология проектной деятельности
Технология проектной деятельности (Е.С. Палат, В.Д. Симоненко)
Цель использования образовательной технологии: Развитие творческих и познавательных интересов обучающихся в самостоятельной деятельности для получения лучшего результата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектной деятельности | 38.99 КБ |
Технология проектной деятельности | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности как базовая технология реализации ФГОС НОО
Основоположником является американский философ и педагог ДЖОН ДЬЮИ.
Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Учебный проект - самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов.
Проблема сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов (социологический словарь).
Какие бывают проблемы и как они решаются?
Название проблемы | Образ проблемы | Определение проблемы |
Проблемы, похожие на мозаику | Притча Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». «Слон похож на столб», - сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». «Он похож на циновку», - потрогав за ухо возразил четвёртый. | Проблема, похожая на мозаику состоит из нескольких отдельных частей. Проблема решается, когда решается каждая её часть. |
Проблемы, похожие на многослойное желе | Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия в правильном порядке. | |
Проблемы, похожие на снежинку | Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший. | |
Проблемы, похожие на олимпийские кольца | Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своём деле и помочь это сделать всем остальным участникам. | |
Проблемы, похожие на притчу о слоне | Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того, чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию. |
Основные требования к проекту:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Преимущества проектной деятельности в школе:
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2.Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Виды проектов
- По целям и задачам
А) Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
В) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Д) Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
2. По предметно – содержательной области
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3. По характеру контактов между участниками.
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
4. Классификация проектов по продолжительности.
А) Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
В) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
На всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
- консультирует
- мотивирует
- помогает
- наблюдает
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
II. Роль ученика.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- выбирает
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми
- оценивает
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
- Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.
- Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
- Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
Регулятивные метапредметные результаты:
-определение целей деятельности,
-составление плана действий по достижению результата творческого характера,
-работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
-понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
-предполагать, какая информация нужна,
-отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Коммуникативные метапредметные умения:
-организация взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.),
-предвидение (прогнозирование) последствий коллективных решений,
-оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Презентативные умения и навыки учащихся.
-кратко, полно и лаконично (10-12 мин) рассказать о проекте.
-демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку целей и задачи проекта.
-анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения.
-демонстрировать найденное решение.
-анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом.
-проводить анализ успешности и результативности решения проблемы.
Результат проектной деятельности - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.
Темы проектов:
Самое умное животное в мире
Подкормка птиц в зимний период
Мое домашнее животное
Пешеходу-малышу
Влияние пыли на человека
В какие игрушки играют дети?
Что выгоднее для человечества: быть лилипутом или великаном
Экологические проблемы города
Проект детской площадки
История моей улицы
История родного города
Формы продуктов проектной деятельности
- выставка - сценарий
- газета - экскурсия
- журнал - игра
- карта - праздник
- сказка - видеоклип
- буклет - серия иллюстраций
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Предварительный просмотр:
Авторы технологии проектной деятельности
Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.
В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
В чем же суть проектного обучения?
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).
В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», германия, 1997) ряд этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Цели использования проектной технологии
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Типология проектов
Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:
По количеству участников | По продолжительности | По типу деятельности | По количеству предметов |
1.Личностные 2.Парные 3.Групповые | 1.Краткосрочные 2.Средней продолжительности 3.Долгосрочные
| 1.Творческие 2.Исследовательские 3.Игровые 4.Практико- ориентированные 5.Информационные | 1.Монопроект 2.Межпредметный проект
|
Подготовка детей к проектной деятельности
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», которая заключается в следующем:
1) Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать ( выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации « дефицита информации или способов действий);
- умение управлять голосом ( говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения ( понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях « открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону – содержание высказываний.
2) Развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость», которая включает:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщённости умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 класс в ходе рабы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приёмы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
3) Опыт развёрнутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Организация проектной деятельности младших школьников
Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и всё человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человечеству отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.
Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует от него создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организуя доступ к информационным ресурсам, даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:
ЗАДАЧИ: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
МЕТОДЫ: виды деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
- умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Мотивационный этап Постановка учебной задачи | Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. | Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат | Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею |
Планирование | Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде | Формируют задачи, уточняют информацию | Помогает в анализе и синтезе, наблюдает |
Информационно- аналитический этап | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. | Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. | Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение | Выполнение проекта | Анализируют информацию, оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта | Коллективная защита проекта, оценка | Защищают проект. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Рефлексивный этап | Анализ выполнения проекта | Участвуют в самоанализе и самооценке проекта | Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы. |
Этапы проектной деятельности
Работа в группах
Очень важно научить детей работать в группе.
Работа в группах сотрудничества:
1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2) Распределение заданий внутри группы.
3) Индивидуальное выполнение задания.
4) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5) Обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, дополнения, обобщения).
6) Подведение итогов группового задания.
Какие роли могут быть в группе?
- < > — отвечает за работу группы в целом;< >— выступает перед классом с готовым решением группы;< > — записывает высказанные идеи и решения;< > — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;< > — проверяет, все ли поняли принятое решение.< >
Прочитать в книге
- Найти в Интернете
- Провести исследование
- Спросить у взрослых
Отчет групп о проделанной работе:
1. Расскажите, какое задание выполняла группа.
2. Что вы предприняли для выполнения задания.
3. Представьте результат своей работы.
4. Оцените работу своей группы.
На каждый проект составляется карточка – отчет:
- Фамилия, имя
- Тема проекта
- Почему я начал работу над проектом
- Какой продукт я хочу получить
- Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
- Что нового я узнал, чему научился?
- Мои впечатления от работы над проектом.
План защиты проектных работ
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовали.
3. Какие ставились задачи.
4.Какие гипотезы проверялись
5. Какие использовались методы и средства.
6. Каким был план .
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам.
Виды презентации проектов ( результат)
1. Научный доклад
2. Деловая игра
3. Демонстрация видеофильма
4. Экскурсия
5. Телепередача
6. Научная конференция
7. Диалог исторических или литературных персонажей
8. Театрализация
9. Инсценировка
10. Защита на учебном совете
11. Пресс-конференция
12. Спектакль
13. Путешествие
Роль родителей на этапах выполнения проекта
Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью. Действия родителей могут быть такими:
Этапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи. | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема проектной работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатывается план выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Обдумайте с ребенком возможные результаты. |
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. |
Изучаются источники и литература по теме проекта. | Посодействуйте в посещении библиотеки. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации. | Помогите прорепетировать выступление. |
Публичная презентация проектной работы. | Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
Результат использования проектной деятельности
Эффективность реализации проектной технологии определяется уровнями сформированности у учащихся опыта проектной культуры: высокий, выше среднего, средний, низкий.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
- Качество оформления.
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Основа метода проектов – идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
В результате реализации проектной технологии у школьника должны быть сформированы внутренние средства исследовательской деятельности – предметные действия (перцептивные, мыслительные, эмоциональные), а именно: умение подчинить своё восприятие поставленной задаче; видение целого в единстве форм и содержания; сведение сложного к простому; выявление наиболее общей закономерности; умение видеть объект с различных точек зрения и позиций; сопереживание; диалог, как сотворчество понимающих; умение видеть, понимать, передавать в речи эстетические переживания и суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта.
Проектная деятельность имеет логическое продолжение, поскольку способствует развитию таких умений и качеств личности ученика, которые необходимо найдут применение в повседневной практической жизни ребенка, в курсе изучения многих дисциплин.
Критерии эффективности использования проектной технологии на основе формирования ууд
№ п/п | Критерии сформирован-ности умений | Умения | Баллы | |
Решение проблемы Постановка проблемы | Уровень 1 | называет причины, по которым он приступил к работе | 5 | |
Уровень 2 | описывает идеальную (желаемую) с его точки зрения ситуацию | 4 | ||
Уровень 3 | самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя | 3 | ||
Уровень 4 | самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации | 2 | ||
Целеполагание и планирование | Уровень 1 | демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем | 5 | |
Уровень 2 | самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя | 4 | ||
Уровень 3 | самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы, оценивает промежуточные результаты | 3 | ||
Уровень 4 | предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив | 2 | ||
Оценка результата | Уровень 1 | сравнивает полученный продукт с его описанием | 5 | |
Уровень 2 | определяет соответствие полученного продукта запланированному, на основе заранее заданных критериев | 4 | ||
Уровень 3 | дает рекомендации по использованию полученного продукта, обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач | 3 | ||
Уровень 4 | определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом, оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией | 2 | ||
Работа с информацией Поиск информации | Уровень 1 | следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем | 5 | |
Уровень 2 | определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, определяет «белые пятна» в имеющейся информации | 4 | ||
Уровень 3 | определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации | 3 | ||
Уровень 4 | указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе | 2 | ||
Обработка информации | Уровень 1 | делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации | 5 | |
Уровень 2 | определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта | 4 | ||
Уровень 3 | делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия) | 3 | ||
Уровень 4 | делает аргументированный вывод на основе информации | 2 | ||
Коммуникация Публичное выступление | Уровень 1 | готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту, отвечает на уточняющие вопросы | 5 | |
Уровень 2 | делает публичное выступление о цели, ходе, результатах проекта, обращает аудиторию к наглядным материалам, отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления | 4 | ||
Уровень 3 | самостоятельно ставит цель публичного выступления, использует средства невербального воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы | 3 | ||
Уровень 4 | демонстрирует владение способами воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции, организует обратную связь с аудиторией | 2 | ||
Письменная коммуникация | Уровень 1 | соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем | 5 | |
Уровень 2 | демонстрирует владение способами представления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.) | 4 | ||
Уровень 3 | определяет цель и аудиторию для предъявления информации | 3 | ||
Уровень 4 | самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носителя информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта | 2 | ||
Рефлексия | Уровень 1 | умение оценить результат деятельности не сформировано | 5 | |
Уровень 2 | результат проектной деятельности оценён верно, но учащийся затрудняется обосновать решение | 4 | ||
Уровень 3 | результат проектной деятельности оценён верно, но учащийся не всегда верно обосновывает решение | 3 | ||
Уровень 4 | верная самооценка достигнутых результатов | 2 | ||
Максимально: |
40 баллов |
Анализ результатов проведённой работы
№ п\п |
Критерии сформированности умений | Количество детей в %, умения которых оценены на : | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
| Сформированность умения ставить проблему |
|
|
|
|
| Сформированность умения определять цель и задачи работы |
|
|
|
|
| Сформированность умения определять результат проектной деятельности |
|
|
|
|
| Сформированность умения осуществлять поиск информации |
|
|
|
|
| Сформированность умения обрабатывать информацию |
|
|
|
|
| Качество публичного выступления |
|
|
|
|
| Качество письменного оформления проекта |
|
|
|
|
| Рефлексия |
|
|
|
|