Самообразование

Для коррекционной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_husainov_r.g.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

             государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

      Михайловская коррекционная  школа–интернат

       для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ЛИЧНЫЙ  ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

учителя трудового обучения

Хусаинова Рамиля Галимзяновича

на 2015-2020 гг.

                      Тема самообразования:

«Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня  самостоятельности для адаптации к  новым   социальным условиям».

с. Михайловка.


ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА

Ф.И.О.

Хусаинов Рамиль Галимзянович.

Дата рождения

03.01.1958 г.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Среднее специальное,1977 год – Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.

Специальность и квалификация по диплому

Специальность: техник-механик.

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занимаемая должность

Учитель трудового обучения.

Общий трудовой стаж

38 лет.

Педагогический стаж (год начала педагогической деятельности)

2 года

Стаж работы в школе

3 года.

Учеба в настоящее время

С 21.10.2014 г. - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия»

Тема самообразования:

«Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня  самостоятельности для адаптации к  новым   социальным условиям».

                                                      Человек рожден для труда; труд составляет

                                           его земное счастье, труд лучший хранитель    чело-

                                           веческой нравственности, и труд же должен быть

                                        воспитателем человека.

                                                                 Константин Дмитриевич Ушинский.                  

Пояснительная записка

          Для коррекционной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

         Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.

         Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

         Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -

слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства. 

Актуальность темы самообразования:

Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной и перспективной.

     В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив, особенно для выпускников коррекционных школ.

    Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя профессионально-трудового обучения;  

Задачи:

- ознакомиться с инновационными технологиями обучения;

- повысить интерес обучающихся к информационным технологиям, развить творческие способности, мышление;

- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа обучающихся;

- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов  обучающихся;

- создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников  в процессе  профессионально-трудового обучения;

- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития

детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Основные направления самообразования:


 - Профессиональное (предмет) и методическое (методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии).

- Психолого - педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей).

- Охрана здоровья.

- Психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества   и др.).

- Правовое.

- Эстетическое (гуманитарное).

Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации.

 

Формы самообразования:

 индивидуальная – через индивидуальный план,

 групповая – через участие в деятельности школьного методического

объединения учителей трудового обучения, а также через участие в жизни школы.

 

Предполагаемые результаты:

- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;

- Поиск материала уроков с применением информационных технологий,

- усиление положительной мотивации обучения;

- активизация самостоятельности;

- активизация познавательной деятельности обучающихся.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.  Изучить программы и учебники по профессионально-трудовому обучению, уяснить их особенности.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Разработать рабочие программы по своим предметам.

Систематически.

Систематически.

Ежегодно.

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать новые методики тренингов для обучающихся.

Систематически.

Систематически.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся (стандарты нового поколения)

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3.. Принимать активное участие в работе школьного  МО учителей профессионально-трудового обучения.

4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, и других учителей через Интернет.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Систематически.

Систематически.

Согласно плана  работы МО школы.

Систематически.

Систематически.

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Использовать  мультимедийную систему  в учебном процессе.

      2015-2020г.г.

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни в повседневной жизни.

5.Постоянно проводить физминутки на уроках, динамические перемены.

На каждом уроке

Анализ работы по теме самообразования

       Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

      Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для детей с ограниченными возможностями здоровья, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства

по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в Михайловской коррекционной  школе–интернате для обучающихся с ограниченными возможностями рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие обучающихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане,  одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии становится необходимость  связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда.

       В системе коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;

- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития обучающихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;

- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными возможностями здоровья.

     Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, тем более, что большинство из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ.

Выводы

   Установлено, что в представлении о действии сначала господствуют зрительные компоненты. Лишь затем они уступают двигательным ощущениям. Зрительные представления обучаемых сначала диффузны и имеют большие пробелы. Важно на первоначальном этапе усвоения навыка создать четкий образ действия, так как главное заключается в том, чтобы движения выполнялись с самого начала правильно и демонстрировались учителем на профессиональном уровне. Огромное значение при формировании двигательных навыков должно отводиться регулирующей функции речи, ибо они складываются у детей в условиях их развернутой речевой деятельности, в результате чего приобретают более обобщенный характер, легче переносится в новые условия, чем те навыки, которые складываются при снижении словесной активности. Подчеркивая взаимосвязь формирования двигательных навыков с психофизиологическими качествами обучаемых, указывается и на двигательную роль влияния метода упражнений.

     Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из-под контроля сознания, так как в процессе его выполнения достигается осознанная цель.

     Естественно, если процесс осознания цели отсутствует, то навык можно рассматривать, как «автоматизм», что в свою очередь является отрицательным показателем при формировании профессионально-трудового навыка.

     Известно, что любая профессия имеет свои трудовые процессы, которые, в свою очередь, состоят из трудовых операций, а операции из трудовых действий и движений.

Составной частью трудового процесса при выполнении изделия являются трудовые операции. Трудовые операции состоят из отдельных трудовых действий и движений, способствующих выработке трудовых приемов. Составной формирующей навыка являются трудовые действия и движения, в результате которых вырабатываются приемы.

     Трудовой процесс - наиболее крупная единица трудовой деятельности. Он охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенных работ, типичных для данной профессии.

    Трудовое действие - законченная совокупность движений. Например, взятие детали, возвращение инструмента на место, установка сверла в построме и т.п. Каждое такое действие обычно включает несколько отдельных трудовых движений.

   Трудовое движение - однократное и однородное непрерывное перемещение всего тела рабочего или отдельных его частей (головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей) в целях выполнения какого-либо определенного трудового действия («взять», «переместить», «отпустить», «совместить» какой-либо предмет и т.д.)

   Трудовой прием - элемент трудового процесса и часть трудовой операции, имеющая самостоятельную цель ее эффективного выполнения. Трудовые приемы составляют как содержание уровня квалификации рабочего, так и уровня производственных технологий по части нормативно одобренных приемов профессионального труда

    Опыт моей работы  подтверждает, что важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие педагога  с  обучающимися.  Осуществляется данный процесс с помощью современных педагогических технологий, таких как: здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и использование информационных коммуникативных технологий.

 Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.  С этой целью   используются  общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, проведение производственной гимнастики).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные  умения и навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные возможности для наиболее эффективного решения задач трудового воспитания, которое является важнейшим его средством и условием.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Обучающемуся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.

Для того, чтобы успешно вести обучение детей  с ОВЗ, привить им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующими требованиями:

- знать и изучать психофизические особенности  обучающихся. Изучать мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации деятельности;

- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию воспитанников   материалом;

- создавать для каждого обучающегося такие условия, которые способствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;

- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, справившись с которыми он увидит результат своего труда.

Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что  мало внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы показали, что большинство обучающихся не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно в трудовом коллективе.

Важная задача учителя - воспитание у обучающихся  организационных умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. В дальнейшем эти умения и навыки должны закрепляться как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения  необходимо подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.

Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении следующих основных требований:

1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, схем и т.д.). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития обучающихся воспитанников  с ОВЗ.

2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному.

3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.

Перспективы развития трудовой адаптации выпускников школы весьма различны. Они зависят от многих причин. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также индивидуальные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, воздействие ближайшего социального окружения, главным образом семьи и родственников. В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.

Подводя  итог опыта работы, следует отметить, что многие подростки  с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально. Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Другие — создают собственные семьи, воспитывают детей. Часть выпускников продолжает свое образование. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.

Материально-техническое обеспечение:

1. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45

2. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67

3. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната  VIII вида для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23

4. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. - С. 69-75

5. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75

6. Клочков И.Д. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972. 160с.