Самообразование
Для коррекционной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_husainov_r.g.docx | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская коррекционная школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя трудового обучения Хусаинова Рамиля Галимзяновича на 2015-2020 гг. Тема самообразования: «Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям». с. Михайловка. |
ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Ф.И.О. | Хусаинов Рамиль Галимзянович. |
Дата рождения | 03.01.1958 г. |
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) | Среднее специальное,1977 год – Белебеевский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. |
Специальность и квалификация по диплому | Специальность: техник-механик. |
Место работы | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
Занимаемая должность | Учитель трудового обучения. |
Общий трудовой стаж | 38 лет. |
Педагогический стаж (год начала педагогической деятельности) | 2 года |
Стаж работы в школе | 3 года. |
Учеба в настоящее время | С 21.10.2014 г. - негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия» |
Тема самообразования:
«Профессионально - трудовое обучение воспитанников и достижение оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям».
Человек рожден для труда; труд составляет
его земное счастье, труд лучший хранитель чело-
веческой нравственности, и труд же должен быть
воспитателем человека.
Константин Дмитриевич Ушинский.
Пояснительная записка
Для коррекционной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -
слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства.
Актуальность темы самообразования:
Формирование профессионально-трудовых навыков учащихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной и перспективной.
В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив, особенно для выпускников коррекционных школ.
Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя профессионально-трудового обучения;
Задачи:
- ознакомиться с инновационными технологиями обучения;
- повысить интерес обучающихся к информационным технологиям, развить творческие способности, мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа обучающихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников в процессе профессионально-трудового обучения;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет) и методическое (методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии).
- Психолого - педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей).
- Охрана здоровья.
- Психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
- Правовое.
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей трудового обучения, а также через участие в жизни школы.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- Поиск материала уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности обучающихся.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники по профессионально-трудовому обучению, уяснить их особенности. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Разработать рабочие программы по своим предметам. | Систематически. Систематически. Ежегодно. |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать новые методики тренингов для обучающихся. | Систематически. Систематически. |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся (стандарты нового поколения) 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3.. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей профессионально-трудового обучения. 4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, и других учителей через Интернет. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Систематически. Систематически. Согласно плана работы МО школы. Систематически. Систематически. |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Использовать мультимедийную систему в учебном процессе. | 2015-2020г.г.
|
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни в повседневной жизни. 5.Постоянно проводить физминутки на уроках, динамические перемены. | На каждом уроке |
Анализ работы по теме самообразования
Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для детей с ограниченными возможностями здоровья, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства
по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в Михайловской коррекционной школе–интернате для обучающихся с ограниченными возможностями рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе. Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие обучающихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане, одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии становится необходимость связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда.
В системе коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья четко выявились противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития обучающихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными возможностями здоровья.
Все обозначенные противоречия затрудняют умственно отсталым выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, тем более, что большинство из них, не являются инвалидами, а значит и не имеют никаких льгот при трудоустройстве. К ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ.
Выводы
Установлено, что в представлении о действии сначала господствуют зрительные компоненты. Лишь затем они уступают двигательным ощущениям. Зрительные представления обучаемых сначала диффузны и имеют большие пробелы. Важно на первоначальном этапе усвоения навыка создать четкий образ действия, так как главное заключается в том, чтобы движения выполнялись с самого начала правильно и демонстрировались учителем на профессиональном уровне. Огромное значение при формировании двигательных навыков должно отводиться регулирующей функции речи, ибо они складываются у детей в условиях их развернутой речевой деятельности, в результате чего приобретают более обобщенный характер, легче переносится в новые условия, чем те навыки, которые складываются при снижении словесной активности. Подчеркивая взаимосвязь формирования двигательных навыков с психофизиологическими качествами обучаемых, указывается и на двигательную роль влияния метода упражнений.
Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из-под контроля сознания, так как в процессе его выполнения достигается осознанная цель.
Естественно, если процесс осознания цели отсутствует, то навык можно рассматривать, как «автоматизм», что в свою очередь является отрицательным показателем при формировании профессионально-трудового навыка.
Известно, что любая профессия имеет свои трудовые процессы, которые, в свою очередь, состоят из трудовых операций, а операции из трудовых действий и движений.
Составной частью трудового процесса при выполнении изделия являются трудовые операции. Трудовые операции состоят из отдельных трудовых действий и движений, способствующих выработке трудовых приемов. Составной формирующей навыка являются трудовые действия и движения, в результате которых вырабатываются приемы.
Трудовой процесс - наиболее крупная единица трудовой деятельности. Он охватывает все действия рабочего, связанные с выполнением определенных работ, типичных для данной профессии.
Трудовое действие - законченная совокупность движений. Например, взятие детали, возвращение инструмента на место, установка сверла в построме и т.п. Каждое такое действие обычно включает несколько отдельных трудовых движений.
Трудовое движение - однократное и однородное непрерывное перемещение всего тела рабочего или отдельных его частей (головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей) в целях выполнения какого-либо определенного трудового действия («взять», «переместить», «отпустить», «совместить» какой-либо предмет и т.д.)
Трудовой прием - элемент трудового процесса и часть трудовой операции, имеющая самостоятельную цель ее эффективного выполнения. Трудовые приемы составляют как содержание уровня квалификации рабочего, так и уровня производственных технологий по части нормативно одобренных приемов профессионального труда
Опыт моей работы подтверждает, что важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие педагога с обучающимися. Осуществляется данный процесс с помощью современных педагогических технологий, таких как: здоровьесберегающие технологии, педагогическая мастерская и использование информационных коммуникативных технологий.
Поэтому задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования. С этой целью используются общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, проведение производственной гимнастики).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные умения и навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Профессионально-трудовое обучение создает особо благоприятные возможности для наиболее эффективного решения задач трудового воспитания, которое является важнейшим его средством и условием.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, изменяя способы подачи информации, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцируя задания в зависимости от коррекционных задач, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Обучающемуся воспитаннику с ОВЗ необходим хорошо структурированный материал.
Для того, чтобы успешно вести обучение детей с ОВЗ, привить им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- знать и изучать психофизические особенности обучающихся. Изучать мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации деятельности;
- при обучении оперировать наглядным, доступным пониманию воспитанников материалом;
- создавать для каждого обучающегося такие условия, которые способствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;
- предлагать обучающимся воспитанникам посильные задания, справившись с которыми он увидит результат своего труда.
Одним из недостатков в процессе трудового обучения является то, что мало внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты работы показали, что большинство обучающихся не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно в трудовом коллективе.
Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся воспитанники должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. В дальнейшем эти умения и навыки должны закрепляться как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения необходимо подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.
Положительных результатов в деле развития трудовых умений и навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта можно достичь при соблюдении следующих основных требований:
1. Профессионально-трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, схем и т.д.). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития обучающихся воспитанников с ОВЗ.
2. Проблема воспитания у обучающихся воспитанников самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному.
3. Профессиональное обучение можно и необходимо использовать для развития речи обучающихся с ОВЗ (словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать их умственному развитию.
Перспективы развития трудовой адаптации выпускников школы весьма различны. Они зависят от многих причин. К их числу относятся характер и тяжесть дефекта, наличие дополнительных отклонений, а также индивидуальные особенности и способности подростка, организация его обучения и воспитания, воздействие ближайшего социального окружения, главным образом семьи и родственников. В настоящее время существенное значение приобретает неблагоприятная обстановка, складывающаяся вокруг подростка - безработица, наличие криминогенных структур, распространение алкоголизма, наркомании и др. Все это осложняет реализацию положительных жизненных перспектив.
Подводя итог опыта работы, следует отметить, что многие подростки с отклонениями в развитии, вырастая, адаптируются социально. Одни из них живут в семьях, проявляя заботу и внимание к своим близким. Другие — создают собственные семьи, воспитывают детей. Часть выпускников продолжает свое образование. Немногие трудоустраиваются по специальности, но большинство стремятся выполнять посильную работу, которая дает им возможность чувствовать себя полезными и нужными людьми, социально самоутвердиться.
Материально-техническое обеспечение:
1. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40-45
2. Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта// Дефектология, 2004. № 3. - С. 60-67
3. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната VIII вида для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19-23
4. Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственно отсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. - С. 69-75
5. Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72-75
6. Клочков И.Д. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972. 160с.