Правовое воспитание
Проект по правовому воспитанию дошкольников "Я - человек, я - гражданин!"
Актуальность проекта
Институт семьи в России переживает трудный период. Потеря семейных ценностей, аномальное материнство и другие негативные процессы привели к высокому уровню социального сиротства. Решить эту проблему в одночасье не получится – требуется подключение всех общественных сил, чтобы восстановить утраченное.
Сегодня детские сады усилили свою работу по семейному воспитанию. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально-зрелых, свободных личностях. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Нарушение прав ребенка происходит как в образовательных учреждениях, так и в семье. Свои действия, ущемляющие права детей, взрослые пытаются оправдать заботой о ребенке, его будущем. На самом деле причиной такого поведения взрослых является низкий уровень правовой культуры, незнание других форм взаимодействия с детьми. Вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
В МБДОУ № 20 «Елочка» ЗМР РТ правовому воспитанию уделяется большое внимание. Эта работа осуществляется в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, а так же работа по самообразованию воспитателей в данном вопросе. Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания.
Начиная работать над проблемой правового воспитания, мы пришли к выводу, что возможно и необходимо знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. При этом следует помнить, что формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Как бы серьезно не продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в право-воспитательном процессе. Но, к сожалению, правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Для правового просвещения родителей в группе планируется следующая работа: консультации-беседы, родительские собрания, оформляются информационные стенды и т.д.
Дошкольный возраст – первая ступень, на которой закладывается отношение ребенка к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов. И здесь проводником для него выступаем мы, взрослые. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mbdou_20_ya_-_chelovek_ya_-_grazhdanin.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 20 «Ёлочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
«Правовое воспитание детей дошкольного возраста
«Я - человек, я – гражданин»
Воспитатели
Букарова Ю.В.
Никитина О.И.
2015 год
Актуальность проекта
Институт семьи в России переживает трудный период. Потеря семейных ценностей, аномальное материнство и другие негативные процессы привели к высокому уровню социального сиротства. Решить эту проблему в одночасье не получится – требуется подключение всех общественных сил, чтобы восстановить утраченное.
Сегодня детские сады усилили свою работу по семейному воспитанию. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально-зрелых, свободных личностях. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Нарушение прав ребенка происходит как в образовательных учреждениях, так и в семье. Свои действия, ущемляющие права детей, взрослые пытаются оправдать заботой о ребенке, его будущем. На самом деле причиной такого поведения взрослых является низкий уровень правовой культуры, незнание других форм взаимодействия с детьми. Вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел.
В МБДОУ № 20 «Елочка» ЗМР РТ правовому воспитанию уделяется большое внимание. Эта работа осуществляется в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, а так же работа по самообразованию воспитателей в данном вопросе. Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания.
Начиная работать над проблемой правового воспитания, мы пришли к выводу, что возможно и необходимо знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы. При этом следует помнить, что формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека. Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. Как бы серьезно не продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в право-воспитательном процессе. Но, к сожалению, правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Для правового просвещения родителей в группе планируется следующая работа: консультации-беседы, родительские собрания, оформляются информационные стенды и т.д.
Дошкольный возраст – первая ступень, на которой закладывается отношение ребенка к другим людям, культуре, природе, религии своего и других народов. И здесь проводником для него выступаем мы, взрослые. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае мы не научим других, не обладая знаниями сами.
Цель проекта:
формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание условий для формирования у детей правовой компетентности.
- Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения.
- Воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков.
- Содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.
- Воспитание уважения к достоинству и мнению другого.
- Повышение уровня правовой культуры родителей (законных представителей).
- Повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье.
- Формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных, на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
Задачи для средней группы:
Воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. Формировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника.
Задачи для старшей группы:
Формировать элементарные знания детей о своих правах и обязанностях. Совершенствовать знания детей о социальных нормах и правилах. Выявить компетентность родителей по правовому воспитанию детей.
Задачи для подготовительной к школе группы:
Познакомить детей, в доступной для них форме, с Конвенцией о правах ребенка и декларацией о правах ребенка. Развивать социальные навыки, правовую компетентность ребенка.
Сроки реализации:
проект долгосрочный: с сентября 2013 года по май 2016 года.
Конечный результат:
- Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям.
- Снижение уровня агрессии у детей.
- Формирование собственного мнения.
- Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров.
- Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах.
- Повышение правовой грамотности родителей.
Участники проекта: дети, воспитатели группы и родители.
Содержание проекта:
Работа по проекту проводится в трёх направлениях:
- работа с детьми;
- работа с родителями (законными представителями);
- работа по самообразованию педагогов.
Работа с детьми проводится через следующие формы:
- Образовательная деятельность.
- Беседы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Проблемно-поисковая деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения.
- Открытые мероприятия.
- Мультимедийные технологии: фотографии, видео фильмы и презентации.
Работа с родителями проводится в следующих направлениях:
- Родительские собрания.
- Круглые столы.
- Открытые мероприятия.
- Совместные праздники.
- Консультации.
- Печатная информация.
Содержание мероприятий на 2013 – 2014 учебный год
Работа с детьми:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | Образовательная деятельность с мультимедийной презентацией «Дом, в котором мы живём…» | Познакомить детей со значением дома в жизни; дать представление детям о праве на жилье. | Ноябрь 2013 года |
2 | Образовательная деятельность «Мой дом – мой Зеленодольск» | Дать детям знания о том, что каждый человек имеет право на свой дом и у каждого есть своя Родина; Уточнить знания детей о родном городе, родном крае. | Ноябрь 2013 года |
3 | Совместный праздник с родителями посвящённый дню матери «Дорогие наши мамы!» | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду; дать детям представление о важности мамы в жизни ребенка. | Ноябрь 2013 года |
4 | Образовательная деятельность «Ты и твоё имя» | Дать детям представление о понятии – гражданин; довести до сознания детей, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя. | Январь 2014 года |
5 | Совместное спортивно-семейное развлечение «А, ну-ка папы» | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду; | Февраль 2014 года |
6 | Образовательная деятельность «Я и люди на Земле» | Сформировать понятие: «Я - член общества»; воспитывать толерантное отношение к людям Земли. | Март 2014 года |
7 | Развлечение «Я и мои игрушки» | Закрепить знание детей о том, что каждый ребенок имеет право на отдых, развлечения и свои игрушки. | Март 2014 года |
8 | Образовательная деятельность «Я и моя семья» | Познакомить детей с правом ребенка воспитываться в семье; воспитывать уважение к членам семьи. | Апрель 2014 года |
9 | Выставка семейных рисунков, посвящённая Дню семьи «Мама, папа, я – счастливая и дружная семья!» | Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми; закрепить знания детей о важности семьи в жизни каждого ребенка. | Май 2014 года |
10 | Образовательная деятельность «Я и мои права» | Познакомить детей с основными правами ребенка; воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к другим людям. | Май 2014 года |
Работа с родителями:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | Мультимедийная презентация для родителей «Зажигаем звёзды» (о жизни детей в детском саду) предварительная работа с родителями | Показать родителям жизнь и деятельность детей в детском саду; познакомить родителей с формами работы на занятиях и в свободное время. | Март 2013 года |
2 | Оформление информационного стенда «Правовой уголок для родителей» | Создать информационный стенд для родителей; создать условия для повышения правовых знаний родителей. | Сентябрь 2013 года |
3 | Совместный праздник с родителями посвящённый дню матери «Дорогие наши мамы!» | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду; показать родителям важность взаимодействия детского сада и семьи. | Ноябрь 2013 года |
4 | Родительское собрание на тему «Здоровый образ жизни ребёнка». | Познакомить родителей с формами и средствами оздоровления детей в детском саду. Помочь родителям грамотно осуществлять оздоровление детей в домашних условиях. | Декабрь 2013 года |
5 | Совместное спортивно-семейное развлечение «А, ну-ка папы» | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду | Февраль 2014 года |
6 | Родительское собрание на тему «Правовое воспитание дошкольников в условиях группы детского сада» | Познакомить родителей с проектом группы; повысить правовую грамотность родителей. | Март 2014 года |
7 | Выставка семейных рисунков, посвящённая Дню семьи «Мама, папа, я – счастливая и дружная семья!» | Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми; обозначить важность влияния папы на жизнь ребенка. | Май 2013 года |
8 | Анкетирование родителей по теме «Наказание и воспитание» | Выявить стили воспитания в семье; распознать некомпетентность родителей в общении с детьми. | Май 2014 года |
Распространение опыта:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | УДК 37. 013 ББК 74.00 К 18 Публикация в сборнике методических статей по материалам заседаний районного клуба молодого педагога «Путь к мастерству» по теме «Из опыта работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста». | Предоставление результатов проделанной работы в печатные издания. | 2014 год |
2 | Выступление на муниципальном семинаре-практикуме Клуба молодых работников дошкольного образования ЗМР РТ «Организация воспитательно-образовательной деятельности в детском саду (из опыта работы)» | Предоставление результатов опыта работы по проекту. | Январь 2014г. |
3 | Выступление на республиканском семинаре - практикуме для старших воспитателей ДОУ г.Зеленодольска и Зеленодольского района «Правовое воспитание детей в условиях ДОУ» (из опыта работы), по теме «О реализации долгосрочного проекта группы № 11 «Я – человек, я – гражданин» | Предоставление результатов работы по проекту на всеобщее рассмотрение; распространение опыта работы. | Апрель 2014 года. |
4 | БКК 74.07 К 72 Преемственность и перспективность в системе развивающего обучения: Сборник статей и научно-методических материалов Международной научно-практической конференции. 4 апреля 2014 года / Под редакцией В.Ф.Габдулхакова, E.V.Subbotsky, М.А. Ильиной. – Казань: Казанский федеральный университет, 2014. – 280 с. Проект «Я – человек, я – гражданин» (из опыта работы по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста). | Предоставление результатов проделанной работы в печатные издания. | Апрель 2014 год |
Содержание мероприятий на 2014 – 2015 учебный год
Работа с детьми:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | ОД «Всемирный день прав ребенка» | Формировать представление о празднике, вызвать эмоциональный отклик | Ноябрь 2014г. |
2 | Совместный праздник с родителями посвящённый дню матери «Мамочка у каждого, самая прекрасная» | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду; показать родителям важность взаимодействия детского сада и семьи. | Ноябрь 2014 года |
3 | Открытое занятие по татарскому языку воспитателем Кадыровой Э.А. «Куян күчтенәчә» | Реализация права на национальную самобытность и родной язык | Декабрь 2014 |
4 | Театрализованная постановка «Морозко» | Закрепление знаний о правах ребёнка через театрализованную деятельность, через сказки. | Январь 2014 года |
5 | Совместный праздник с родителями посвящённый Дню Защитника Отечества «Мой папа лучше всех…» | Установление преемственности детского сада в рамках группы №11 и семьи | Февраль 2015 года |
6 | Совместный спортивный праздник с родителями посвящённый Международному женскому дню «А, ну-ка, мамы!» | Приобщение родителей и детей к спорту, показать родителям важность здорового образа жизни. | Март 2015 года |
7 | ОД «Я – гражданин своей страны» | Формировать у детей основы правовых знаний | Апрель 2015г. |
8 | «70-летию Великой Победы посвящается» (конкурс рисунков, конкурс чтецов, совместный выход на городской мемориальный комплекс «Парк | Формировать устойчивое патриотическое отношение к своей стране. Учить ценить и передавать другим поколениям историю своего народа на примере героев Вов своей семьи. | Май 2015г |
9 | Неделя правовой помощи детям (в рамках акции исполнительного комитета ЗМР РТ, приуроченной к Международному Дню защиты детей)
Совместное развлечение с родителями «Моя семья самая лучшая» | Продолжать знакомить детей и родителей с Декларацией о правах ребенка посредством игры и развлечений. | Июнь 2015г. |
10 | Совместный праздник с родителями «День семьи, любви и верности» | Формировать систему традиционных семейных ценностей | Июль 2015г. |
Работа с родителями:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | Анкетирование родителей на тему «Знаете ли вы права детей?» | Выявление уровня знаний родителей по правовому воспитанию детей | Сентябрь 2014г. |
2 | Совместный праздник с родителями посвящённый дню матери «Мамочка у каждого, самая прекрасная» | Приобщение родителей к жизни детей в детском саду; показать родителям важность взаимодействия детского сада и семьи. | Ноябрь 2014 года |
3 | Открытое занятие по татарскому языку воспитателем Кадыровой Э.А. «Куян күчтенәчә» | Реализация права на национальную самобытность и родной язык | Декабрь 2014 |
4 | Театрализованная постановка «Морозко» | Закрепление знаний о правах ребёнка через театрализованную деятельность, через сказки. | Январь 2014 года |
5 | Совместный праздник с родителями посвящённый Дню Защитника Отечества «Мой папа лучше всех…» | Установление преемственности детского сада в рамках группы №11 и семьи | Февраль 2015 года |
6 | Участие в муниципальном конкурсе семейного творчества семьи воспитанницы группы Никитиной Валерии | Диплом II степени | Февраль 2015года |
7 | Совместный спортивный праздник с родителями посвящённый Международному женскому дню «А, ну-ка, мамы!» | Приобщение родителей и детей к спорту, показать родителям важность здорового образа жизни. | Март 2015 года |
8 | «70-летию Великой Победы посвящается» (конкурс рисунков, конкурс чтецов, совместный выход на городской мемориальный комплекс «Парк Победы») | Формировать устойчивое патриотическое отношение к своей стране. Учить ценить и передавать другим поколениям историю своего народа на примере героев Вов своей семьи. | Май 2015г |
9 | Выставка фотоколлажей «Моя семья самая лучшая!» | Повышение статуса семьи и семейных ценностей. | Май 2015 года |
10 | Неделя правовой помощи детям (в рамках акции исполнительного комитета ЗМР РТ, приуроченной к Международному Дню защиты детей)
Совместное развлечение с родителями «Моя семья самая лучшая» | Продолжать знакомить детей и родителей с Декларацией о правах ребенка посредством игры и развлечений. | Июнь 2015года |
11 | Совместный праздник с родителями «День семьи, любви и верности» | Формировать систему традиционных семейных ценностей | Июль 2015г. |
Распространение опыта:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | Участие в Республиканском конкурсе информационно-социальных роликов «Ребенок в мире прав» | Пропаганда и повышение правовой грамотности и культуры педагогов ДОУ, родителей и детей дошкольного возраста | Октябрь 2014 года |
2 | Участие в международном конкурсе образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию», посвящённому вопросам интеграции международных мигрантов и представителей иноэтничных групп средствами образование. | Распространение накопленного опыта | Ноябрь 2014 года |
3 | Участие в общем родительском собрании МБДОУ №20 «Ёлочка» ЗМР РТ в формате публичного доклада заведующего за 2013-12014 уч.г. «Презентация видеоролика группы №11 «Мы знаем свои права!» | Распространение опыта по работе над проектом. | Ноябрь 2014года |
4 | Участие в муниципальном семинаре-практикуме для педагогических работников дошкольных образовательных организаций муниципальных районов РТ на тему «Культурно-образовательный проект «Диалог культур» по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста» | Распространение наработанного опыта по правовому воспитанию. | Декабрь 2014 года |
5 | Участие в международном семинаре-совещании по теме «Взаимодействие социальных партнёров в рамках реализации программы поликультурного образования «Диалог культур» | Создание единой стратегии в работе с родителями. Обеспечение профессионального роста педагога, реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного детства. | Январь 2015года |
6 | ББК 74.02 К 72 Развивающее обучение в условиях государственно-общественного управления: Сборник статей и методических материалов Международной научно-практической конференции. 10 апреля 2015 года. / Под редакцией В.Ф.Габдулхакова, М.А. Ильиной, Й.Й.Подгурецки, И.Л.Меняйло. – Казань: Казанский федеральный университет, 2015. – 257 с. Статья «Социально-коммуникативное и познавательное развитие личности дошкольников в свете ФГОС ДО». | Предоставление результатов проделанной работы в печатные издания. | Апрель 2015 год |
Содержание мероприятий на 2015 – 2016 учебный год
Работа с детьми:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | «Я талантлив!» музыкальный праздник в рамках Поручения Президента РТ Р.Н.Миниханова, приуроченный Дню знаний. | Принять активное участие в мероприятии с целью проявления талантов и коммуникативных навыков воспитанников | Август 2015года |
2 | 1 сентября – День знаний! Музыкальное развлечение | Дать представление детям о возможности учиться, развивать свои таланты, умственные и физические способности. | Сентябрь 2015года |
3 | ОД «1 октября - Международный День пожилых людей» | Воспитывать бережное и уважительное отношение к старшему поколению | Октябрь 2015 года |
4 | Совместное развлечение с родителями, приуроченное Всемирному Дню ребенка «Мы – счастливые дети!» | Привлекать родителей совместно с детьми к общим мероприятиям. Формировать правовую грамотность детей и родителей воспитанников. | Ноябрь 2015 года |
5 | ОД «Мои права, мои обязанности!» в сопровождении мультимедийной презентации | Продолжать воспитывать правовую культуру детей. Закреплять знания Декларации о правах ребенка. | Январь 2016 года |
6 | Совместный праздник с родителями посвящённый Дню Защитника Отечества «Наши защитники!» | Установление преемственности детского сада в рамках группы №11 и семьи | Февраль 2016 года |
7 | Совместный праздник с родителями посвящённый дню матери «Мамочки - любимые, бабулечки – родные!» | Вызвать искренние эмоции от проведения праздника, прививать чувство гордости за свою семью. | Март 2016 года |
8 | ОД «Я и моё здоровье», посвящённая Всемирному Дню здоровья. | Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Закреплять знания детей о своих правах | Апрель 2016 года. |
9 | Праздничное мероприятие, посвященное выпуску из детского сада «До свидания детский сад!» | Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают, учат и воспитывают. Развивать интерес к получению знаний и желанию учиться. | Май 2016 года |
Работа с родителями:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | Участие семей воспитанников группы в муниципальном конкурсе детских рисунков «Я люблю свой город» | Привлечь внимание семей и воспитанников группы к малой родине – родному городу. Учить беречь его, любить и ценить | Сентябрь 2015 года |
2 | Родительское собрание на тему «Готовность ребёнка к школе». | Проконсультировать родителей о необходимости готовить ребенка к обучению в школе. | Сентябрь 2015 года |
3 | Фотовыставка для родителей, в приёмной группы «Наши будни и праздники» | Показать родителям все аспекты жизни детей в детском саду. | Октябрь 2015 года. |
4 | Участие в выставке фотоколлажей ко Дню матери «Очень мамочку люблю, я во всем ей помогу!» | Развивать преемственность семьи и детского сада в рамках группы. | Ноябрь 2015 года |
5 | Совместное развлечение с родителями, приуроченное Всемирному Дню ребенка «Мы – счастливые дети!» | Привлекать родителей совместно с детьми к общим мероприятиям. Формировать правовую грамотность детей и родителей воспитанников. | Ноябрь 2015 года |
6 | Совместный праздник с родителями посвящённый Дню Защитника Отечества «Наши защитники!» | Установление преемственности детского сада в рамках группы №11 и семьи | Февраль 2016 года |
7 | Совместный праздник с родителями посвящённый дню матери «Мамочки - любимые, бабулечки – родные!» | Вызвать искренние эмоции от проведения праздника, прививать чувство гордости за свою семью. | Март 2016 года |
8 | Праздничное мероприятие, посвященное выпуску из детского сада «До свидания детский сад!» | Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают, учат и воспитывают. Развивать интерес к получению знаний и желанию учиться. | Май 2016 года |
9 | Анкетирование родителей «Знаете ли вы права детей?» | Выявление уровня знаний родителей по правовому воспитанию детей дошкольного возраста | Май 2015года |
Распространение опыта:
№ | Мероприятие | Задачи | Срок |
1 | Участие в конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Номинация «Идея в образовании». | Принять участие в инновационной научно-исследовательской деятельности | Октябрь 2015 года |
Используемая литература:
- Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Авт. Сост. Т. А. Харитончик. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2012.
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка: Авт. Сост.: Е. В. Соловьёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. – М.: АРКТИ, 2004.
- Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Сост. Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.
- Правовое воспитание дошкольников. – Сост. Р. А. Бурганова, Казань: РИЦ «Школа», 2002.
- Управление ДОУ, - № 3,2005.
- Управление ДОУ, - № 2,2008.
- Управление ДОУ, - № 3,2010.
- Справочник старшего воспитателя, № 6, 2012.
- Современная действенность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Науч. Редактор Ф. Ф. Харисов – Казань, РИЦ «Школа», 2003.
- Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей. – М. : Амрита-Русь, 2008
- Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов/ отв.ред. Р.М.Валеев, Р.Г.Вагизов. – Казань, 2007г.
- Международные и внутригосударственные акты о правах человека. Сборник документов/ сост. Р.М.Валеев, Р.Г.Вагизов. – Казань, 2006г.
Заведующий МБДОУ № 20 «Ёлочка»_________Тутаева Н.Е.