3. Материалы для педагогов
На данной странице представлены материалы, предназначенные для педагогов дошкольной образовательной организации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №20»
«Структура непосредственно образовательной деятельности на основании деятельностного подхода»
Подготовила: воспитатель Шаврина Н.А
Оренбург, 2015
Слайд 1.
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вместе разобраться, изменится ли структура и содержание непосредственно образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию или нет, и если изменится, то как.
Слайд 2.
Несмотря на то, что в тексте ФГОС ДО не употребляется слово «занятие», процесс обучения детей в детском саду остается.
Согласно «Общему толковому словарю русского языка» - «занятие» - то, что люди делают, чем заполняют своё время (синонимами слова «занятие» являются – «деятельность», «дело»)
Давайте рассмотрим слово «занятие» через призму однокоренных к нему слов: занятой, занятный, занимательный, заняться.
По сути,
- «занятой» — имеющий много дел, работы;
- «занятный» — забавный, возбуждающий интерес, любопытство;
- «занимательный» — интригующий, интересный, способный привлечь внимание, возбудить интерес;
- «заняться» — сосредоточить свой интерес на чем-нибудь, действовать самому, начать что-нибудь делать.
Слайд 3.
Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования занятие или непосредственно образовательную деятельность (этот термин используется в СанПиН) необходимо рассматривать как:
- занимательное дело - интересное для детей и развивающее их;
- деятельность, основанную на специфических видах детской деятельности, осуществляемую совместно со взрослыми, направленную на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей с использованием разнообразных форм и методов работы.
Уважаемые коллеги, давайте рассмотрим, какие компоненты составляют структуру НОД с детьми в детском саду.
Слайд 4.
В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные друг с другом общим содержанием:
- Вводная часть
- Основная часть
- Заключительная часть.
Слайд 5.
Каждая из вышеназванных частей НОД включает в себя определенные компоненты – они перед вами на слайде.
Части НОД | Структурные компоненты |
Вводная часть |
|
Основная часть |
|
Заключительная часть |
|
Рассмотрим каждый структурный компонент НОД более подробно.
Слайд 6.
- Вовлечение детей в деятельность
Главная цель данного этапа НОД – переключение или привлечение внимания детей.
Для вовлечения детей в деятельность педагог может использовать различные методы:
- педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться
- необычное поведение педагога:
- делает в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с помощником воспитателя в шашки и др.)
- создает интригу (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу)
- педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз)
- заранее спланированная ситуация (договориться с родителями, одеть детей во что-то определенного цвета).
Слайд 7.
- Мотивация деятельности детей
Цель данного этапа НОД - создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Уважаемые коллеги, я думаю, вы согласитесь со мной, что успешность любой деятельности, в том числе и НОД, зависит от правильно организованной мотивации.
Слайд 10.
Как вы думаете, должны ли мы учитывать возраст детей при построении мотивации?
Слайд 8.
Действительно, для детей 2 – 4 лет актуально использовать игровую мотивация с появление сказочных персонажей, которым нужна помощь
В группах детей 4 – 5 лет – потребность в игровой мотивации сохраняется. Отличием является то, главное не персонажи, а сюжеты
При работе с детьми 5 – 7 лет важно помнить, что познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию: здесь уже необходимо использовать проблемные ситуации, при которых дети хотят решить трудные для себя задачи, но им не хватает данных и они должны сами их находить
Слайд 9.
!!! При этом важно понимать, в чем отличие метода мотивации детей от сюрпризного момента (например, появление в группе необычной коробки или письма – это сюрпризный момент, цель которого привлечение внимания, содержимое коробки или письма, побуждающее детей к дальнейшей деятельности - это мотивация; или появление на экране телевизора какого-нибудь персонажа – это сюрпризный момент, а задания, которые он предлагает выполнить детям – это мотивация к деятельности)
Слайд 10.
- Целеполагание (Целевая установка)
Цель данного этапа НОД – четко определить с детьми образ желаемого результата.
Педагог помогает детям сформулировать цель деятельности, учитывая их личный опыт, или формулирует ее самостоятельно.
При постановке целей важно учитывать следующее:
1. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
2. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.
Слайд 11.
- Проектирование решений проблемной ситуации
Цель данного этапа НОД – создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы с опорой на их личный опыт.
На данном этапе дети и педагог, как равноправный участник, выдвигают различные варианты, что сделать, чтобы разрешить проблему.
Педагог:
- принимает любые ответы детей, не оценивая их,
- предлагает свою идею для детской критики;
- создает ситуацию, при которой дети могут осуществить самостоятельный выбор того или иного варианта решения проблемы.
Слайд 12.
- Выполнение действий
Цель данного этапа НОД – достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность.
Данный этап НОД включает:
- Актуализацию ранее приобретенных знаний
- Добывание (сообщение и приятие) нового знания
- Самостоятельную деятельность детей по закреплению нового знания
Слайд 13.
В процессе деятельности педагог, как равноправный участник:
- исподволь «задает» развивающее содержание;
- для повышения эффективности и поддержания интереса к деятельности использует разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные. игровые)
- создает условия для осмысления детьми каждого шага (спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?»);
- поощряет содержательное общение,
- провоцирует обсуждение возникающих проблем
- учит детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним, как к естественному процессу: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
- осуществляет индивидуализацию обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение и др.
Слайд 14.
- Анализ результатов деятельности
Цель данного этапа НОД - сопоставление результата деятельности с целью.
На данном этапе педагог не спрашивает у детей: понравилось или нет, а направляет детей на сопоставление результата деятельности с целью: «Зачем вы все это делали?», «Что хотели сделать? … Что получилось?», чтобы понять, осознал ли ребенок цель.
Кроме того, педагог привлекает детей к оценке и самооценке результатов деятельности
Слайд 15.
- Подведение итогов
На данном этапе НОД педагог высказывает одобрение по поводу дружной работы детей, находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)
Слайд 16.
- Определение перспективы дальнейшей деятельности
Педагог и дети совместно обсуждают возможности использования результата деятельности в дальнейшем (например, «Что мы можем сделать, чтобы об этом узнали другие люди?»)
Итак, мы с вами рассмотрели структуру занятия в соответствии с новыми требованиями к дошкольному образованию.
На ваш взгляд изменилась ли структура занятия?
Какие отличия Вы заметили?
Обсуждение
Я благодарю вас за активное участие в рассмотрении данного вопроса.
Слайд 31.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« занятой» - имеющий много дел, работы ; «занятный» - забавный, возбуждающий интерес, любопытство ; «занимательный» - интригующий , интересный, способный привлечь внимание, возбудить интерес ; «заняться» - сосредоточить свой интерес на чем-нибудь, действовать самому, начать что-нибудь делать. «Общий толковый словарь русского языка» « занятие» - то, что люди делают, чем заполняют своё время (синонимы – «деятельность», «дело»)
Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования занятие или непосредственно образовательную деятельность (этот термин используется в СанПиН) необходимо рассматривать как : занимательное дело, интересное для детей и развивающее их деятельность , основанную на специфических видах детской деятельности, осуществляемую совместно со взрослыми, направленную на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей с использованием разнообразных форм и методов работы.
Вводная часть Вовлечение детей в деятельность Мотивация деятельности детей Целеполагание (Целевая установка) Проектирование решений проблемной ситуации Основная часть 5. Выполнение действий (заданий), направленных на достижение цели: Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Заключительная часть Анализ результатов деятельности Подведение итогов Определение перспективы дальнейшей деятельности СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Главная цель данного этапа НОД – переключение или привлечение внимания детей. Вводная часть Для привлечение внимания детей педагог может использовать различные методы: педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться необычное поведение педагога: - делает в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с помощником воспитателя в шашки и др.) - создает интригу (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу) педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз) заранее спланированная ситуация (договориться с родителями, одеть детей во что-то определенного цвета). Вовлечение детей в деятельность
Цель данного этапа НОД - создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений Вводная часть 2. Мотивация деятельности детей 2 – 4 года – игровая мотивация 4 – 5 лет – потребность в игровой мотивации сохраняется, отличием является то, что главное не персонажи, а сюжеты 5 – 7 лет – в этом возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию, здесь уже необходимо использовать проблемные ситуации, при которых дети хотят решить трудные для себя задачи, но им не хватает данных и они должны сами их находить Мотивация в зависимости от возраста детей
метод мотивации сюрпризный момент ВАЖНО ПОМНИТЬ - привлекает внимание, - поднимает настроение - побуждает к деятельности, - создает условия увлеченности !!!
При постановке целей важно учитывать следующее: 1. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты они или нет. 2. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. Вводная часть 3. Целеполагание (Целевая установка) Цель данного этапа НОД – четко определить с детьми образ желаемого результата. Педагог помогает детям сформулировать цель деятельности формулирует цель самостоятельно с учетом личного опыта детей
- принимает любые ответы детей, не оценивая их, - предлагает свою идею для детской критики; - создает ситуацию, при которой дети могут осуществить самостоятельный выбор того или иного варианта решения проблемы. Вводная часть 4 . Проектирование решений проблемной ситуации Цель данного этапа НОД – создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы дети педагог равноправные у частники деятельности выдвигают различные варианты решения проблемы («Что сделать?»)
Основная часть 5. Выполнение дейс твий Цель данного этапа НОД – достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность. Данный этап НОД включает : Актуализацию ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания (не менее 20%) Самостоятельную деятельность детей по закреплению нового знания
В процессе деятельности педагог: - исподволь «задает» развивающее содержание; - для повышения эффективности и поддержания интереса к деятельности использует разнообразные методы обучения ( практические , наглядные , словесные , игровые ); - создает условия для осмысления детьми каждого шага (спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?»); - поощряет содержательное общение; - провоцирует обсуждение возникающих проблем; - учит детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу: «Не ошибается тот, кто ничего не делает »; - осуществляет индивидуализацию обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение и др. Основная часть 5. Выполнение дейс твий
Заключительная часть 6. Анализ результатов деятельности Цель данного этапа НОД - сопоставление результата деятельности с целью. педагог « Что хотели сделать ?…Что получилось ?» - направляет детей на сопоставление результата деятельности с поставленной в начале занятия целью привлекает детей к оценке и самооценке результатов деятельности «Зачем вы все это делали?» - чтобы понять, осознал ли ребенок цель
На данном этапе НОД педагог: высказывает одобрение по поводу дружной работы детей, находит , кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе) Заключительная часть 7 . Подведение итогов
совместно обсуждают возможности использования результата деятельности, в том числе приобретенных новых знаний, в дальнейшем Заключительная часть 8. Определение перспективы дальнейшей деятельности педагог дети и зготовление книги, стенгазеты, коллажа; ф оторепортаж; з апись интервью; и спользование изготовленных поделок в самостоятельной игровой деятельности; с очинение загадок; с оставление тематического альбома (в том числе с привлечением родителей) и др.
Вводная часть Вовлечение детей в деятельность Мотивация деятельности детей Целеполагание (Целевая установка) Проектирование решений проблемной ситуации Основная часть 5. Выполнение действий (заданий), направленных на достижение цели: Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Заключительная часть Анализ результатов деятельности Подведение итогов Определение перспективы дальнейшей деятельности СТРУКТУРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Модель непосредственно образовательной деятельности на основании деятельностного подхода
Подготовила: воспитатель Шаврина Н.А.
Оренбург, 2016
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №20»
«МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ В ХОДЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила:
воспитатель Шаврина Н.А.
г. Оренбург, 2015
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1.
Тема встречи перед вами на экране: «Мотивация детей в ходе организованной образовательной деятельности»
Слайд 2.
В качестве эпиграфа к своему выступлению мне хочется прочитать стихотворение Валентина Берестова «Заяц-барабанщик»
За уши зайца
Несут к барабану
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки»
Я думаю, вы согласитесь с тем, что современные требования, предъявляемые к дошкольному образованию, говорят о необходимости предоставления детям возможности радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства, что в свою очередь предполагает изменение подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.
Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то ФГОС ДО предполагает обучение детей через организацию различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной и др.).
Кроме того, обучение детей должно быть не только развивающим, но и увлекательным, обеспечивать субъективную позицию ребёнка, постоянный рост его самостоятельности и творчества. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания и умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет сформирована мотивация к тому или иному виду деятельности.
Слайд 3.
Слово «мотивация» произошло от латинского «movere», что обозначает «приводить в движение», «толкать», т.е. мотивация - это побуждение к деятельности.
В психологии мотивация рассматривается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Так, например, если ребёнок не любит рисовать, но делает картину, чтобы подарить маме или получить похвалу – то речь идет о внешней мотивации.
Внутренняя мотивация вызывается познавательным интересом ребёнка: «мне интересно», «я хочу знать (уметь)».
Как вы думаете, при какой мотивации – внешней или внутренней - результаты занятия будут выше?
С точки зрения педагогики, мотивация – это методы и средства побуждения воспитанников к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.При этом необходимы такие методы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
Слайд 4.
Цель мотивации:
- вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности,
- создать условия увлеченности, умственного напряжения,
- направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Слайд 5.
В качестве мотивации детей в ходе организованной образовательной деятельности можно использовать следующие виды мотивации:
- словесная мотивация;
- предметно-действенная мотивация;
- мотивация с использованием технических средств.
Слайд 6.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам подумать и перечислить методы, характерные для каждого из видов мотивации.
Работа в микрогруппах
Слайд 7.
Действительно,
- словесная мотивация предполагает использование только словесных указаний – это может быть:
- предложение - «Давайте сегодня…», «Кто хочет…, устраивайтесь поудобнее…» или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»
- постановка проблемы,
- просьбы – «Научи меня», «Помоги мне»,
- похвала,
- прием соревнования
Слайд 8.
- предметно-действенная мотивация предполагает, что педагог может внести или убрать какие-либо предметы, игрушки или пособия – к данному виду мотивации можно отнести следующие методы и приемы:
- появление письма, сказочного персонажа или какого-нибудь человека (почтальона, повара), волшебной корзины, коробочки и т.д.,
- или наоборот «исчезновение» из группы каких-либо предметов или игрушек (в группе не осталось кукол или машин, или пропали все ложки и т.д.)
Слайд 9.
- к мотивации с использованием технических средств можно отнести:
- видео-послание, фрагменты мультфильмов, интерактивные игры,
- аудио средства - смс-сообщение, звуковые сигналы: музыка, плач, смех, шуршание, звон колокольчика, стук в дверь и др.
Слайд 10.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке» - ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» - здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Четвёртый тип мотивации - «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Слайд 11.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Слайд 12.
Уважаемые коллеги, обратите внимание, на слайде схематически показана связь мотивации с содержанием непосредственно образовательной деятельности с ее оценкой и подведением итогов.
Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности, на то чему и как учить, из содержания непосредственно образовательной деятельности вытекает оценка и подведение итогов непосредственно образовательной деятельности, которые обоснованы мотивацией непосредственно образовательной деятельности.
Игровая мотивация – даёт лучшие результаты, т.к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой деятельности- на каждом возрастном этапе, вслед за изменением способов сюжетно-ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры.
Слайд 13.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Слайд 14.
Правила построения мотивации:
- учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
- мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
- завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
На формирование интереса детей к той или иной деятельности влияет ряд факторов, определить которые нам поможет стихотворение, которое стало эпиграфом моего выступления.
Слайд 15.
За уши зайца
Несут к барабану
Заяц ворчит:
«Барабанить не стану!
Нет …настроенья,
Нет …обстановки,
Нет …подготовки!
Не вижу …морковки»
Слайд 16.
Итак, первый фактор - «Нет настроенья!» - как вы думаете влияет ли он на формирование мотивации у детей? (ответы участников)
Слайд 17.
Я согласна с вами, на формирование мотивации оказывает влияние эмоциональный настрой и детей, и педагога.
- второй фактор – «Нет обстановки!» - как он влияет на формирование интереса детей к деятельности? (ответы участников)
Слайд 18.
Действительно, нам необходимо моделировать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду: подбор предметов, образов, событий, побуждающих детей к деятельности.
- третий фактор – «Нет подготовки!» - как вы думаете, что скрывается за этой строчкой стихотворения? (ответы участников)
Слайд 19
Итак, третий фактор - это обязательный учет уровня развития детей, опора на имеющиеся у детей знания
Слайд 20.
Следующий, четвертый фактор – «Не вижу морковки» - это удовольствие от самой деятельности, значимость для ребенка непосредственного ее результата, «мотивирующая» сила «вознаграждения» за деятельность.
Уважаемые коллеги, не случайно после слов «Не вижу морковки» стоит многоточие.
Слайд 21.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что еще одним важным фактором является то, что педагогу необходимо учитывать адекватность того или иного метода возрасту детей.
Слайд 22.
Уважаемые коллеги, в итоге хотелось бы отметить, что в результате грамотно организованной мотивации у дошкольников в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать проблемные задачи; возникает положительная мотивация к познавательной и самостоятельной деятельности.
Мотивация - это один из важнейших факторов, который даже в большей степени, чем способности, знания, навыки, обеспечивает успех в деятельности.
Слайд 23.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Заяц-барабанщик» За уши зайца Несут к барабану Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки! Не вижу морковки!» Валентин Берестов
- совокупность внутренних и внешних движущих сил , которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. ( Виханский О.С., Наумов А.И.) - методы и средства побуждения воспитанников к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования . (Словарь педагогических терминов) в психологии в педагогике мотивация
Цель мотивации вызвать интерес к занятию, занимательному делу или какой-либо деятельности создать условия увлеченности, умственного напряжения направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений
словесная м отивация предметно-действенная мотивация мотивация с использованием технических средств виды мотивации
словесная м отивация предметно-действенная мотивация мотивация с использованием технических средств виды мотивации ? ? ?
словесная м отивация предметно-действенная мотивация мотивация с использованием технических средств виды мотивации предполагает использование педагогом только словесных указаний: постановка проблемы, просьбы – «научи меня», «помоги мне», похвала , прием соревнования предполагает, что педагог может внести или убрать какие-либо предметы, игрушки или пособия: появление письма, сказочного персонажа, волшебной корзины, коробочки и т.д., или наоборот, « исчезно-вение » из группы всех машинок (кукол, ложек и т.д.) п редполагает использование педагогом технических средств: видео-послание , смс-сообщение , фрагменты мультфильмов, интерактивные игры, аудио средства - звуковые сигналы: музыка, плач, смех, шуршание, звон колокольчика и др .
Типы мотивации «Помоги игрушке» Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. «Помоги мне» (помощь взрослому) Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. «Научи меня» Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. «Создание предметов своими руками для себя» Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Нельзя навязывать ребенку свое видение Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
Связь мотивации с содержанием непосредственно образовательной деятельности, его оценкой и подведением итогов
Средняя группа Мотивация в самом материале, поэтому нет смыла приглашать Незнайку. Мотивации итак достаточно. Можно привести персонаж, т.к. в этом возрасте детьми уже освоены роли Главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо самого персонажа нет, а есть письмо) Игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш. Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах Младшая группа Старшая группа Подготовительная группа
Правила построения мотивации - учет возраста детей; - мотивация должна быть экономной (2-3 минуты), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; - завершенность ситуации, персонаж должен проявиться в течении непосредственно образовательной деятельности.
«Заяц-барабанщик» За уши зайца Несут к барабану Заяц ворчит: «Барабанить не стану! Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки! Не вижу морковки!» Валентин Берестов
Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки… формирование у детей интереса к деятельности зависит от ряда факторов
адекватность применяемых методов возрасту детей эмоциональный настрой и детей, и педагога необходимость моделирования соответствующей РППС: подбор предметов, образов, событий, побуждающих детей к деятельности обязательный учет уровня развития детей, опора на имеющиеся у детей знания удовольствие от самой деятельности, значимость для ребенка непосредственного ее результата, « мотивирую- щая » сила «вознаграждения» за деятельность Нет настроенья, Нет обстановки, Нет подготовки, Не вижу морковки… формирование у детей интереса к деятельности зависит от ряда факторов
Благодаря грамотно организованной мотивации у дошкольников: развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать проблемные задачи ; возникает положительная мотивация к познавательной и самостоятельной деятельности Мотивация - это один из важнейших факторов, который даже в большей степени, чем способности, знания, навыки, обеспечивает успех в деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Мастер-класс для педагогов
«Изготовление народной куклы из ткани и ее использование в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Шаврина Н.А.
Оренбург, 2016
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по использованию тряпичной народной куклы в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы использования тряпичной куклы в образовательном процессе,
- научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- фонограммы;
- набор готовых тряпичных кукол;
- материал для изготовления куклы «Зайчик на пальчик» - ситец, вата, тесьма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- подобие человека или животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений. Дмитрий Николаевич Ушаков Русский филолог, редактор и соавтор одного из основных толковых словарей русского языка Кукла
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И зготовление тряпичных кукол родителями воспитанников в рамках практической мастерской. Данная нетрадиционная активная форма работы с родителями способствует сплочению родительского коллектива, установлению доверительных отношений между родителями и воспитателями, а также обогащению развивающей среды в группе.
ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие» образовательные области ? НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА
ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Молчаливый слушатель» - беседа с куклой наедине Варианты: - игра «Придумайте настроение куклы» - игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость); - сюжетно-ролевые игры с куклами «Семья», «Магазин » - играя в куклы, дети находят общие интересы, учатся договариваться между собой; - формирование трудовых навыков: сворачивание , скручивание , обматывание, завязывание
ОО «Познавательное развитие» Ориентировка в пространстве «Где кукла?» Варианты: - знакомство с русскими традициями и культурой, элементами костюма, с народами; - организация мини-музея «Кукольный сундучок»; - демонстрационный материал для обучения счету, ориентировке в пространстве, - ознакомления с многообразием тканей
ОО «Речевое развитие» Составление описательных рассказов и загадок Варианты: - заучивание и обыгрывание потешек , стихов; - развитие диалогической и монологической речи в процессе игры с куклой
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Закрепление цветов спектра Варианты: - знакомство с узорами, использование для мотивации детей (лепка, конструирование, аппликация, рисование); - игровые ситуации – ребенок танцует, поет ( например , колыбельную), кружится с куклой; продуктивная деятельность: совместное и самостоятельное изготовление кукол
ОО «Физическое развитие» Развитие мелкой моторики обеих рук, координации движений Также кукол можно использовать при проведении подвижных игр – например, «Волк и зайцы», «Птички и сова» и другие
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Экологическое воспитание дошкольников на занятиях»
Подготовила: воспитатель Шаврина Н.А.
Оренбург, 2014
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому месту, где живешь.
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных).
В содержание экологического воспитания вливаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.
Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.
Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.
Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен.
Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков:
Занятия, как специально организованная форма обучения.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.
1. Специально организованное обучение, это: экскурсии, занятия.
Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
Изодеятельность экологической тематики.
Ознакомление с трудом взрослых в природе.
Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
2. Совместная деятельность педагога и детей.
Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
Целевые прогулки в природу.
Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные)
Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней..
Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
Опыты, поисковая деятельность.
Труд в уголке природы и на участке.
Просмотр диафильмов, видеофильмов.
Работа с моделями.
Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
Различные виды изодеятельности на экологические темы.
Создание книг - самоделок.
Экологические досуги и праздники.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.).
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.
Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.
Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.
Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.
Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.
В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.
В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.
Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свою точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.
Программа экологического образования детей «Мы».
С.Н. Николаева «Юный эколог»
В.И. Ашиков, С,Г.Ашикова «Семицветик».
Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников,
А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в д./с.»
Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Подготовила: воспитатель Шаврина Н.А.
Оренбург, 2015
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО включает: «…становление ценностей здорового образа жизни, овладение детьми его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)…»
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии. Что же такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада? Попробуем разобраться в понятиях. |
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу ВОЗ).
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку | - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада - воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь). |
применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников) | - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей |
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
|
Медико-профuлактические технологии | |
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств |
|
Физкультурно-оздоровительные технологии | |
Задачи: физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников |
|
Здоровьесберегающие образовательные технологии | |
Задачи: воспитание валеологической культуры дошкольников, формирование осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его | Занятия, игровые ситуации и беседы:
|
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка | |
Задачи: обеспечение психического и социального здоровье ребёнка-дошкольника, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника. | психологическое и психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка:
|
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования | |
Задачи: развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни |
|
Технологии валеологического просвещения родителей | |
Задачи: информационно-просветительная работа с родителями воспитанников, установление партнерских взаимоотношений с в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей |
|
Каждая из рассмотренных технологий направлена на здоровьесбережение и здоровьеобогащение детей, посещающих дошкольное учреждение.
Рекомендации для педагогов по применению некоторых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми | ||||
Виды технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | ||
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||
Динамические паузы (физкультминутки) | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Применяется во всех возрастных группах | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | ||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой и со средней степенью подвижности). Применяется во всех возрастных группах | Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр. | ||
Гимнастика пальчиковая | Проводятся ежедневно индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | ||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки Применяется во всех возрастных группах | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | ||
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах | Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | ||
Гимнастика пробуждения | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Применяется во всех возрастных группах | Форма проведения различна: упражнения на кроватках и рядом с кроваткой; ходьба по «дорожке здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях | ||
Закаливание | Ежедневно в различных формах работы (прогулки, хождение босиком и др.) | Строгое соблюдение принципов закаливания
| ||
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||
Физкультурное занятие | В соответствии с требованиями СанПин Применяется во всех возрастных группах | Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | ||
Проблемно-игровые ситуации
| В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Применяется со старшего возраста | Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | ||
Коммуникативные игровые ситуации | 1-2 раза в неделю в свободное время Применяется во всех возрастных группах | В занятие входят разные виды деятельности: беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | ||
Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | ||
3. Коррекционные технологии | ||||
Артикуляционная гимнастика | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время индивидуально либо с подгруппой Применяется во всех возрастных группах | Используется для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимых для правильного звукопроизношения. | ||
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Применяется во всех возрастных группах | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Рекомендуется в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата. | ||
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю Применяется во всех возрастных группах | Занятия проводятся по специальным методикам - курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) | ||
Музыкотерапия | Музыка прослушивается дозированно в течении дня в различных формах работы в зависимости от поставленных целей Применяется во всех возрастных группах | Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон и пр. | ||
Песочная игротерапия | Индивидуальные и групповые игровые сеансы 1-2 раза в неделю в любое свободное время | чтобы избежать неразберихи вокруг «песочницы», нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил |
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 20»
Перспективное планирование
пальчиковых игр в средней группе
Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.
Оренбург,2014