Экологический проект: "От семечка к семечку". Воспитатель: Видякина Н. И.
Экологический проект: "От семечка к семечку". Воспитатель: Видякина Н. И. Описание моей работы, проведенной с детьми средней группы по посадке и выращиванию цветов и овощей.
Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.
Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_semechka_k_semechku.doc | 41 КБ |
Экологический проект: "От семечка к семечку". Воспитатель: Видякина Н. И. | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта «От семечка к семечку».
Цель проекта: развитие интереса к исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике и высадке цветов в клумбы.
Задачи:
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т.п.).
Стимулировать познавательную активность.
Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Закреплять трудовые умения и навыки в уходе за растениями.
Участники: воспитатели и дети средней группы «Почемучки», родители.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Вид проекта: групповой.
Этап проектной деятельности: подражательно-исполнительский.
Продолжительность проекта: долгосрочный (март – октябрь).
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.
2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
3. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.
Презентация проекта родителям группы: форма проведения – родительское собрание.
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательско-творческой деятельности детей.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.
Предмет исследования: Огород на подоконнике.
Объект исследования: Растения: лук, помидоры, петуньи, бархатцы.
Этапы реализации проекта:
организационный - февраль
основной – февраль- сентябрь
итоговый – первая неделя октября
План реализации проекта.
Организационный этап.
-Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.
-Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
-Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».
-Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике.
-Приобретение посадочного материала: лук, семена бархатцев, петуньи. Приготовление емкостей для посадки, земли.
-Подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде, в клумбах.
Исследовательский этап:
-Мультимедийный просмотр «Виды бархатцев, петуньи».
-Рассматривание лука и семян бархатцев, петуньи.
-Посадка лука в землю, в стаканчик с водой.
-Посадка семян бархатцев, петуньи.
-Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ).
-Рассматривание рассады помидора.
-Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
-Проведение дидактических игр: «В лесу, в поле, в огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».
-Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
-Беседы о том, как выращивают растения в теплице и оранжереях.
-Проведение с детьми подвижных игр: «Танец растений», «Цепочка», игра – хоровод «Цветы».
Заключительный этап.
Сбор семян бархатцев, плодов помидора. Беседа с детьми о достигнутых результатах. Выставка рисунков.
Презентация проекта детям и родителям группы. Форма проведения – родительское собрание.
Описание проекта.
Работа по усвоению первоначальных представлений социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «От семечка к семечку». Наш проект, основываясь на лично – ориентированный подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми.
В основе проекта «От семечка к семечку» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук в контейнере и в воде), смастерили клумбы для цветов на участке нашей группы.
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике и в цветниках. Возникающие спорные вопросы по ходу эксперимента дети задавали своим родителям, воспитателям, а затем высказывали свои мнения в группе.
В качестве объекта исследований были выбраны растения: лук, помидоры, бархатцы, петуньи.
В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.
Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.
Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур, продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле, выращивая продукты питания. Мы очень дружно с ребятами включились в работу по выращиванию культур: сеяли семена, пикировали их, поливали, рыхлили землю, наблюдали, убирали сорняки, общались.
Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой. В ходе проекта проводили ряд исследований, как в группе, так и дома. У лука, который рос в воде, хорошо были видны корни и можно было наблюдать за ростом не только зеленых перышков растения, но и корней.
Дети узнали много нового о растениях, растущих на подоконнике, и осознали, что их объекты исследования - живые, что они не могут жить сами по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов.
Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были приобретены и изготовлены дидактические игры: «В лесу, в поле, в огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию», а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме.
Заключительным мероприятием проекта явился просмотр с детьми презентации «От семечка к семечку», беседа о полученных результатах и выставка рисунков по данной теме. Мы надеемся, что дети нашей группы никогда не станут рвать и топтать цветы в клумбах, ценя красоту природы и труд людей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Садим лук
Посеяли бархатцы и петуньи
Первые росточки
Пикировка рассады
Рыхление и полив
Первые помидорчики
Первый цветок
Высадка рассады
Первый цветок петуньи
Уход за клумбами
Наша гордость
Собираем семена
Наш урожай