Пушкинские дороги
Для проведения классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_pushkinskiy_peterburg_3.ppt | 1.84 МБ |
pushkinskie_dorogi.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Введение. 1. Жители Петербурга начала XIX века. 2. Петербургская стихия. 3. Духовная и культурная жизнь Петербурга. 4. «Военная столица». 5. Литературные салоны. 6. Последнее пристанище поэта. Заключение.
Цели работы: ознакомиться с культурными традициями начала XIX века, с особенностями быта пушкинской поры; проследить, как отражается жизнь Петербурга в творчестве А.С.Пушкина; познакомиться с работами художников начала XIX века.
Два десятилетия XIX века получили наименование пушкинской эпохи. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, сразу ставший одним из самых значительных её героев, - город Петербург, город с императорским двором, парадами, чиновными особами и обывателями. Введение Набережная Невы у Летнего сада. Раскрашенная литография.1820-е гг.
Жители Петербурга начала XIX века Всех жителей Петербурга начала XIX века можно было разделить на тех, для кого улицы города были лишь пространством между особняками, дворцами, канцеляриями, и тех, для кого сама улица была и дворцом, и особняком, и канцелярией. Господа по улицам проезжали. Иногда верхом, чаще в колясках, каретах. Щеголь в дрожках. Литография по рисунку А. О. Орловского. 1820-е гг.
Между тем простой народ на улицах жил. В большинстве своём это были “лица крестьянского звания”, приехавшие в город на заработки. Часто они ночевали, и обедали, и развлекались, и вели беседы с приятелями, и работали на улице. На Неве. Обед грузчиков. Акварель К. И. Кольмана. 1820-е гг.
Жизнь в Петербурге для пришлого мужика начиналась с поиска работы. Существовало несколько “рынков”, где предлагали свои услуги специалисты едва ли не любой профессии. Плотники и каменщики собирались у Сенной площади. Сенная площадь. Раскрашенная литография А. П. Брюллова. 1822 г.
Федор Неелов. Вид окрестностей С.-Петербурга (Охта). 1804 г. Слева церковь Св. Троицы Среди деревенских, населявших Петербург, особое место занимали жители Охтинской слободы. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён. Встаёт купец, идёт разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтинка спешит.
Привилегированные слои населения предпочитали жить в центре города. Самым аристократическим районом считались Невский проспект, улицы Миллионная, Большая и Малая Морские, Большая и Малые Конюшенные, набережные Дворцовая, Английская, Гагаринская… Невский проспект. Вид от Аничкова моста. Литография. 1830-е гг.
Петербургская стихия. 7 ноября 1824 года на площади у Большого театра. Картина Ф. Я. Алексеева. По мере того, как город строился, мостовые его набережных и улиц всё выше поднимались над уровнем реки. Сильные наводнения случались в среднем не реже, чем раз в десять – пятнадцать лет. И были, вероятно, одной из самых отличительных черт петербургской жизни.
Наводнение, случившееся в Петербурге 7 ноября 1824 года, осталось памятным для последующих поколений не только потому, что было самым мощным и разрушительным в истории города, но и потому, что попало в пушкинскую поэму “Медный всадник”. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Чёлны С разбега стёкла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, брёвны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Петербургское наводнение 7 ноября 1824 года. Гравюра 1820-е гг.
Духовная и культурная жизнь Петербурга. В Петербурге было лишь два места, которые в равной мере посещали представители всех сословий. Это церковь и театр. Главным общегородским храмом стал Казанский собор. К концу 1810-х – начале 1820-х г. набожность была в большой моде при русском дворе. Вид Казанского собора в Петербурге. Картина Ф. Я. Алексеева. 1810-е гг.
Петербургский Большой Театр. Раскрашенная литография К. П. Беггрова. Зрительный зал. Гравюра С.Ф. Галактионова по рисунку П. П. Свиньина. 1820-е гг. Конец 1810-х – начало 1820-х годов было временем небывалого, страстного увлечения театром. Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин… Театр уж полон, ложи блещут; Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут; И, взвившись, занавес шумит.
«Военная столица» Парады и смотры императорской гвардии были зрелищем впечатляющим. Парады устраивались лишь в торжественных случаях – в день рождения императрицы, на крещение, в годовщину вступления российских войск в Париж, по случаю приезда иностранных монархов. Смотры проводились регулярно . Парад на Царицыном лугу в 1831 году. Картина Г.Г. Чернецова. 1831-1837 гг.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Акварель К. И. Кольмана. 1820-е гг. Площади Петербурга были не только местом смотров и парадов гвардейских полков, но и местом восстаний. Самое крупное - 14 декабря 1825 года. На вопрос Николая I , где был бы Пушкин, если бы 14 декабря оказался в столице, поэт ответил: «…все мои друзья были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога».
Литературные салоны После восстания на Сенатской площади именно литературные салоны стали средоточием уцелевших общественных сил. Собрание у В.А. Жуковского. Картина Г.К.Михайлова, А.н.Мокрицкого и др. 1834-1835 гг. В гостиной Олениных. Акварель неизв. Художника. 1820-е гг. Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный… («Краев чужих неопытный любитель»)
А. А. Дельвиг В.П. Лангер. 1830г . П. А. Плетнев П.Т.Борисполец. В. А. Жуковский П.Ф.Соколов с оригинала К.П.Брюллова. 1837 В. Ф. Одоевский В.А.Тропинин.1831 Пушкин и литераторы его круга постоянно собирались у А.Н.Оленина, А.А.Дельвига, П.А.Плетнева, В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, Е.А.Карамзиной.
Торжественный обед у А.Ф.Смирдина по случаю переезда его магазина и библиотеки в новое помещение. Акварель А.П.Брюллова.1832г. Из всех отраслей промышленности Петербурга быстрее прочих развивалась полиграфия - отрасль, без которой был немыслим самый “просвещенья дух”. Особое место среди столичных книгопродавцов пушкинского времени принадлежит А. Ф. Смирдину. Он систематически издавал сочинения Пушкина с 1827 по 1835 год.
Набережная реки Мойки, 12. Дом, где была последняя квартира А.С.Пушкина Гостиная Кабинет поэта Нигде в Петербурге не ощущается присутствие поэта с такой пронзительной силой, как в его последней квартире, ныне превращенной в музей. Именно сюда стекались «все классы петербургского народонаселения», чтобы проститься с великим поэтом. По словам И.И.Панаева, «это было похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение». Последнее пристанище поэта
Неизъяснимая поэзия таится в старых, «петербургских» уголках города… Где-то в глубине сада, за поворотом улицы они возникают, неожиданные и трогательные встречи… Словно листаешь отлитые из бронзы и чугуна, высеченные на мраморе страницы истории России, ее великой культуры. С первозданной свежестью звучат в памяти строки Пушкина… Д. Гранин
Список литературы: А.М.Гордин . “Пушкинский Петербург” . Издательство “Художник РСФСР” Ленинград 1974 год. А.М.Гордин, М.А.Гордин . Серия “Былой Петербург”; “Пушкинский век: Панорама столичной жизни . ” Издательство “Пушкинского фонда” Санкт-Петербург 1999 год. В.И.Даль . “Толковый словарь живого великорусского языка” в четырёх томах. Издательство “Русский язык” Москва 1978 год. А.М.Прохоров - главный редактор. “Большой энциклопедический словарь . ” Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”; Санкт-Петербург "Норинт" 1997 год. А.С.Пушкин . Полное собрание сочинений в 10-ти томах. Издательство Академии наук СССР . Москва 1949 год.
Предварительный просмотр:
Сценарий
классный час в форме театрализованного утренника
«Пушкинские дороги»
Аудитория: смешанная (ученики 1,5,11 кл.)
Место проведения: актовый зал
Оформление сцены:
В правом углу стоит стол, на нем подсвечник, чернильница, перо лист бумаги. Вокруг стола три стула. На полу здесь же домотканые дорожки. В глубине сцены, в левом углу стоит лавка, покрытая покрывалом. В глубине, по центру стоит искусственное дерево. С двух сторон сцены выставки с иллюстрациями по сказкам Пушкина.
Ход мероприятия:
Звучит классическая, спокойная музыка. Музыка микшируется. Выходит Рассказчик и под музыку говорит.
Рассказчик: А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,
который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нежнее. Сегодня наш праздник посвящен А.С.Пушкину.
Выходят ученики из-за кулис. Читают стихотворение А.Плещеева «Памяти Пушкина».
1. Мы чтить тебя привыкли с детских лет.
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
2. Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
- Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи, кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
- И все горит нам светоч тот
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод
О красоте и правде он вещает.
- Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
- Вот почему, возлюбленный поэт;
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Рассказчик: Дороги Пушкина. Проселочные дороги, размытые осенью; пыльные
летом; теряющие в снежной мгле; весенние большие похожие на реки. Дороги вечного странника, вечного путника. А начиналось все также как и у всех с дороги детства.
Звучит лейтмотив, по который на сцену из-за кулис выходят няня, маленький Пушкин, две девочки-крестьянки и мальчик. Дети садятся на авансцену и за стол. Няня вяжет, дети играют. Музыка микшируется. На сцену из-за кулис выходит
юноша.
Юноша: «Я сам не рад болтливости своей.
Но с детских лет люблю воспоминанье,
Ах! Умочу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце в старинном одеянье,
Она духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня.
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы!
От ужаса не шалахнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Маленький Пушкин: (подходит к няне обнимает ее за шею)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно,давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах
И дремлят поминутно спицы
В твоих натруженных руках
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь
Тоска, предчувствуя,заботы
Теснят твою всечастно грудь.
Няня: (обращаясь к мальчику, сидящему на полу)
- Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу .
(мальчик встает, садится за стол, берет перо имитирует письмо, няня диктует)
«Любезный друг мой, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все Ваши милости я. Вам всем сердцем благодарна. Вы у меня беспристрастно в сердце и в уме, и только засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжай поскорей, ангел мой. Всех лошадей на дорогу. Целую Арина Родионовна.»
Маленький Пушкин: - Няня расскажи сказочку.
На сцену выходит мальчик читает)
Мальчик: У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом,
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(на сцене появляется кот ,выходит из-за кулис, движется очень плавно)
Кот: Там чудеса,там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит,
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ношках
Стоит без окон,без дверей,
Там лес идол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской,
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя,
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря,
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит,
Там ступа с бабою Ягой
Идет, бредет сама собой
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух…Там Русью пахнет
Мальчик: И там я был и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил
Одну я помню: сказку эту
Поведаю я свету…
Няня: - Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого;
подслушал он однажды разговор трех сестер…
(на сцену из –за кулис выходят три девочки в русских костюмах, садятся на лавку. Крестьянская девочка, сидящая на авансцене читает)
Девочка: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(в разговор вступают девицы)
1 девица: - Кабы, я была царица,-
,-То на весь крещенный
Приготовила б я пир.
2 девица: - Кабы, я была царица
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
3 девица: - Кабы, я была царица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Девочка: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позади забора,
Речь последней по всему
Полюбилася ему
(Из-за кулис выходит царь Салтан, направляется к девицам)
Царь: Здравствуй, красная девица,-
Будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября
Вы ж голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
(Герои уходят. Звучит лейтмотив)
Рассказчица: - Специально для детей Пушкин сказки не сочинял, но все сказки стали
любимы детьми. Он перенес в них чудесные и живые образы народной
фантазии: золотую рыбку, царевну лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. Нередко сказку наполняют чудеса, а какие давайте вспомним.
Викторина по сказкам Пушкина.
А ну-ка продолжите начатую мной строчку:
1. Три девицы под окном…./пряли поздно вечерком/
2. Ветер по морю гуляет…/кораблик подгоняет/
3. Ель в лесу,под елью белка
Диво право не безделка –
Белка песенки поет…/да орешки все грызет/
4.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря:
Они жили…/в ветхой землянке/
5. Стал он кликать золотую рыбку
Приплыла к нему рыбка спросила…/чего тебе надобно старче/
6 Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи… /я ль на свете всех милее, всех румяней, и белее/
7. У Лукоморья дуб зеленый…/златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом/
- А теперь самое сложное задание. Постарайтесь ответить на мои вопросы.
- В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидаться с отцом. царем Салтаном?/комар, муха, шмель/
- Какую песню пела Белка при честном народе7 /во саду ли в огороде/
- Чей это портрет? Высока, стройна, бела и умом и всем взяла,но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива?
- К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? /месяц, солнце,ветер/
- За какую плату согласился работать Балда у попа? /в за три щелчка тебе по лбу/
- Сколько лет рыбачил старик? /33 года/
- Сколько раз кидал старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? /3 раза/
- Из какой сказки слова ? сказка ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок. /о золотом петушке/
- Первые иллюстрации к сказкам Пушкина появились ещё при жизни поэта. Некоторые сказки легли в основу прекрасных музыкальных произведений. Одно из них «Полет шмеля» известный русский композитор Римский – Корсаков написал к опере «Сказка о царе Салтане». Я предлагаю его сейчас послушать.
Звучит «Полет шмеля» ком. Римский-Корсаков
- В ветхом доме в Михайловском длинными, зимними вечерами няня рассказывала сказки маленькому поэту сказки.
Выходит девочка.
Девочка: Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал няню Пушкин
Катилась сказка, как клубок
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки»
Звучит лейтмотив
Рассказчица: - Зимой из своих поместий приезжало в Москву все окрестное
дворянство, почти в каждом доме гремела музыка, давались балы.
Пушкин любил балы, маскарады, дружеские обеды.
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть не мудрено!
Звучит музыка менуэта. Исполняется менуэт. Три пары, разного возраста. После танца на сцену поднимаются дети.
- В сказках все бывает,
В сказках – чудеса,
Спящая царевна, девица – краса,
Золушки и принцы, ведбмы,короли,
Чудо совершиться если веришь ты
- Мертвая царевна проснулась не спроста
Ей людская верность счатье принесла.
Потому что миром правит доброта.
Людям помогает светлая мечта.
- Сказка нас научит зло как победить,
Как сврагами сладить, счастье как добыть.
Нам всегда помогут добрые друзья
Будут рядом биться верные сердца.
Дети исполняют песню «Дорога добра» из к-ма «Маленький Мук», муз. М.Минкова, сл.Ю. Энтина.
Рассказчица: - Вот если бы сейчас поэт увидел иллюстрации художников,
великолепные рисунки детей и взрослых, услышал, как дети читают,
инсценируют его необыкновенные сказки, я думаю он очень обрадовался
бы тому что его поэзию любят все от мала до велика, вся Россия. Ценят ее как память о наших предках, бабушках и дедушках, простых крестьянках. Сказки поэта берегли, передавали из поколения в поколения, из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели кружево.
Читая Пушкина – мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самыз великих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
Читайте его сказки и стихи, передавайте их подрастающему поколению.