Учебная программа
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Академик Занков разработал новый подход для обучения школьников младших классов, чтобы разносторонне развивать ребенка на основе частично-поискового метода, автор изменяет взгляд на образование, подход к ученикам, и позволяет ответить на вопросы педагогов:
1) Можно ли и как учить без «двоек», и не принуждая.
2) Можно ли и как развить постоянный интерес к новым знаниям и мотив к самостоятельному поиску информации.
3) Каким образом создать положительный эмоциональный настрой на уроках.
Имея своей целью общее развитие, и предоставить школьнику единый образ окружающего мира, используя науку, литературу, искусство и само познание ребенка, эта система использует приемы для концентрации внимания учеников в процесс обучения. И тут помогают программы, методики по всем образовательным предметам и учебники, в которых соблюдается единство построения, где свойства системы пересекаются с основными дидактическими положениями образования, это дает развивающий целостный эффект на учеников, но лишь в случае, если при этом образовательные и воспитательные процессы забегают «вперед развития» школьников, в сферу ближайшего, а не актуального, уже достигнутого уровня их развития.
Занков отмечал, что дидактические положения ( цель которых наилучшим образом действовать обучением на развитие детей) - регулятор организации образовательной программы, хотя действенность этих положений довольно отвлеченная от действительной повседневной работы педагога. Методика обучения помогает реализовать цель системы, эта система должна включаться во все учебные предметы - таково понятие «единая методическая система», открытое Л.В.Занковым.
Дидактические принципы системы Занкова:
1) обучение на высоком уровне трудности, соблюдая при этом меру трудности;
2) ведущая роль теоретических знаний;
3) быстрый темп прохождения учебного материал. Автор системы был против той практики, утверждающей, что каждый период учебного процесса является самостоятельным и законченным, и переход к новому периоду нужно только после того, как учениками основательно усвоен материал предыдущего периода в обучении. Занков полагал, что истинное познавание каждой образовательной части все время движется вперед, когда ученик одновременно познает другие, последующие элементы изучаемого им предмета, и осознает единое целое в течение всего курса обучения, и в следующих классах основной школы. Если педагог непрерывно обогащает учебный предмет, этим создаются наилучшие условия для школьника более глубоко и качественно усвоить научные понятия, включенные в логическую систему.
4) осознание процесса учения. Школьниками должен осознаваться их собственный процесс обучения - все элементы новых знаний усваиваются, связываясь с другими знаниями, и при этом внутри единого целого. Это построение помогает осознать и содержание изучаемого предмета, и само "извлечение" знаний
5) работа над общим развитием каждого ребенка. Системно работают над развитием всех учеников, и так же слабых.
А также:
1) воспитывают у школьника начальных классов отношение к себе как к ценностной личности.
2) работают над психическим и физическим здоровьем учеников, начиная с 6 лет.
3) "Ошибка - находка для учителя" - утверждал Л.В.Занков. Главная задача педагога - научить ученика видеть орфограмму, научить думать при письме, и ошибки в рабочих тетрадях не исправлять, а подчеркнуть все слово и вынести значок «1» на поля тетради. Такой прием учит распознавать орфограммы в словах, приобщая работать самостоятельно.
4) коллизии - пуск к познанию. Отбирая содержание для своих книг, составляя тексты и задания, авторы учебников этой системы основывались на мнении, что удивление помогает ученикам начать познавать, а чтобы удивить - нужны коллизии (противоречия). Они образуются , если ученик видит :
а) недостаток (переизбыток) информации, методов и способов решения поставленной учебной задачи.
б) большой выбор мнений, подходов, вариантов решений и т.п.
в) новые условия для использования уже усвоенных им знаний.
В таком подходе обучаются не от простого материала к более сложному, скорее наоборот, отталкиваясь от сложного, коллективно работая в классе для поиска путей разрешения незнакомых задач, и, если нужно, помогая ученикам намеками.
5) развивают ум, волю, чувства, свободный умственный труд творчества ученика , его уверенность и ответственность.
6) главная мотивация к обучению - ученик должен получать удовольствие от интеллектуальной активности, которая входит в процесс познания, и поурочный балл используется педагогом, чтобы «внешне» побуждать учиться.
7) Занков ввел понятие «прямые пути » и понятие «косвенные пути » обучения детей, показав роль прямых путей, их доминанту в соотношении с косвенными путями.
8) перекрестно изучают результаты обучения учеников и их развитие, учитывая при этом : мышление, наблюдение , действия на практике, волю, чувства ученика, уровни его самоконтроля, уровни усвоенных знаний, умений. Именно тогда в дидактику включается личность ребенка.
По мнению многих специалистов главные принципы дидактической системы реализуются при изучении математики, которая по традиции ( в сознании педагога) связана с умственными и волевыми способностями учеников, и учитель должен понимать, что математика так же должна развивать чувства учащихся, формировать их моральные принципы.
Уроки по Занкову предлагают :
1) дружеские, уважительные отношения между учениками и учителем, только тогда методики обучения будут иметь успех.
2) школьники должны задавать вопросы, высказывать сомнение, свою точку зрения, не боясь ошибиться - именно так учатся учиться.
3) педагогу дается технология развития личности учеников, «идти от ребенка», от того, что наиболее значимое и важное для него, но не «на поводу» у школьников.
4) урок ведется совместно с детьми, в сотворчестве и содружестве с ними - принцип развивающего обучения.
5) система воспитывает наблюдательность, умение выражать свои впечатления, например, в предложениях (что в традиционном обучении для учителя будет казаться лишь стилистикой).
6) задачи на логику и соображение (в дальнейших классах основной школы таких задач уже не будет, все будет решаться по шаблонному типу).
7) повышать уровень мотивации к познаванию. Ученики учатся учиться, овладевая знаниями и навыками, которые необходимы для дальнейшего обучения, и здесь педагог должен помнить, что от уровня сформированных у школьников в начальной школе мотивов к познанию и обучению зависит их успех в обучении в будущем. Автор системы предлагает в помощь учителю дидактическую игру «Театр» ( она раскрепощает детей, обучая красиво говорить монологи, при этом воспитывая у них нравственность), и разные другие задания на познавание, которые делают обучение более увлекательным, создавая положительный мотив.
Гимн занковцев
В школу мы идем познать хитрую науку,
Цифры, азбука, письмо вмиг прогонят скуку!
А занковская система - чистое искусство -
В нас поможет воспитать волю, ум и чувство.
Припев:
Мы, занковцы, непоседы,
Не привыкли унывать!
Все нам в жизни интересно,
Все нам хочется узнать!
В жизни трудно отстоять свою точку зрения,
И ошибок избежать, и убрать сомнения.
Мы научимся общаться с множеством детей
И найдем за школьной партой преданных друзей