Элективный курс "Основы эффективного общения"

Шкарабейникова Ирина Анатольевна

Элективный курс «Основы эффективного общения» строился по принципу коммуникативного практикума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа авторского элективного курса «Основы эффективного общения»

Общие положения

Настоящая Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, на основе  Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.)

I.Пояснительная  записка

Значение, которое сегодня в  информационном обществе  придается коммуникативным связям,  актуализирует проблему формирования умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) стали необходимой мерой, принятой для приведения системы образования в соответствие с реальными требованиями современного социума. В демократической среде на первое место в ценностном плане выходит личность и признание за всеми участниками социальной (в том числе и образовательной) деятельности, включая учащихся, права быть субъектом, активным созидателем своей жизни.  Этим обусловлено наполнение ФГОС не только (и не столько) содержательно, но и функционально – на уровне формулировок универсальных учебных действий, то есть компетенций, овладение которыми является предпосылкой личностной успешности учащегося.  

На  ступени  основного  общего  образования  значимость  формирования  коммуникативной  компетентности  личности  определяется  и  переходом  в  новый  возрастной  период  —  подростковый,  в котором происходят сложные  процессы  развития  самосознания,  формируется  системы  ценностей,  определяющая  новый  тип  отношений  с  социумом. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера»[1]  Общении можно отнести  к основным, базовым потребностям человека.

В культурно-исторической  традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.[2] 

 Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин), позволяет выделить цели и основные результаты обучения и воспитания:

Целью коммуникативного практикума является  формирование коммуникативной компетентности через понимание основных закономерностей межличностного общения и взаимодействия, предполагающих умение выбирать ресурсы и стратегии коммуникативного поведения в разных социальных обстоятельствах.

Коммуникативная  компетентность предполагает умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.

Цель практикума определяет его задачи:

  • повышение психологической компетентности обучающихся за счет повышения развития уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни;
  • формирование адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
  • развитие вербальных и невербальных навыков общения;
  • развитее навыков восприятия и понимания других людей;
  • развитие навыков волевой и эмоциональной саморегуляции;
  • формирование чувства уверенности в себе;
  • знакомство с понятием «конфликт»;  обучение конструктивному поведения в конфликтной ситуации, обучение  способам выхода из конфликтной ситуации;
  • преодоление  повышенной  тревожности.

II. Общая характеристика учебного спецкурса «Основы эффективного общения»

Предлагаемый курс рассчитан на семиклассников (17 аудиторных часов). При отборе материала для занятий рекомендуется учитывать особенности данной возрастной группы. У подростков общение выступает как ведущая ценность и потребность в принадлежности, включённости какую-либо группу или общность. В связи с эти, для обучающихся 7 класса рекомендации направлены в основном на упражнения группового характера, удовлетворение потребности в принятии в группе.

Программа предполагает работу по трем основным направлениям:

  • психолого-диагностическое;
  • информационно-просветительское;
  • коррекционно-развивающее.

Критерии оценки эффективности:

  • формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.
  • снижение уровня тревожности;
  • развитие творческих способностей.

Продуктивным методом решения поставленных целей и задач является кейс –метод.  Этот метод способен обеспечить эффективность обучения и проверить качество сформированности конкретных компетенций на когнитивном, поведенческом и эмотивном уровнях. Сase-study (кейс-стади) предполагает моделирование конкретных ситуаций живого общения и отработки навыков коммуникативного поведения:

- в разнообразных сферах деятельности,

- в разных социальных ролях,

- для достижения различных целей[3].

III. Личностные, метапредметные  результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих коммуникативных  умений:

  • слушать и слышать друг друга;
  • полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • адекватно выбирать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • уважать чужое  мнением и высказывать своё;
  • вступать в диалог, владеть  разными формами речи в соответствии с нормами родного языка;
  • вырабатывать общую  позицию в группе, обмениваться знаниями для принятия совместных решений;
  • способность брать на себя ответственность и  инициативу в организации совместного действия;
  • добывать необходимую информацию;
  • выявление проблемы, поиск и оценка эффективных способов разрешения конфликта, принятие конструктивного решения;
  • умение убеждать;
  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
  • уважительное отношение к партнёрам, способность к эмпатии.

Личностные результаты освоения программы «Основы эффективного общения» отражают умения:

  • умение анализировать моральные нормы, полно и адекватно характеризовать их содержание;
  • умение принимать аргументы  других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • характер, убедительность и последовательность аргументации;
  • соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы;

 Познавательные результаты освоения программы «Основы эффективного общения» отражают умения:

  • умение прогнозировать развитие событий;
  • умение формулировать систему аргументов;
  • умение интерпретировать ситуацию;
  • умение выделять личностные характеристики на основе понимания смысла описанных в тексте событий и  поступков героев;
  • полнота и адекватность высказывания по теме занятия;
  • правильность воспроизведения учебного текста с опорой на план.

 Регулятивные результаты освоения программы «Основы эффективного общения» отражают умения:

  • умение поставить учебную задачу;
  • умение дать развёрнутую оценку своей работы;
  • умение связать критерии оценивания работ с теми целями, которые были поставлены в учебной деятельности;
  • рефлексия своих знаний и умений;

У обучающихся 7 класса должны быть сформированы:

  • навыки регуляции поведения в группе;
  • навыки разрешения конфликтных ситуаций;
  • навыки  эмоциональной и волевой саморегуляции.

Методы контроля:

Case-study, консультация, доклад, защита работ, выступление,  презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах.

IV. Содержание спецкурса «Основы эффективного общения»

  1. Невербальная коммуникация.

Роль невербальной коммуникации в жизни человека. Элементы невербального общения (кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосновения). Анализ невербальной информации на основе наблюдения. Овладение навыками невербальной экспрессии. Роль интонации в достижении целей.

  1. Вербальная коммуникация.

      Роль вербальной коммуникации в жизни человека. Процесс общения как выражение личностных смыслов. Культура слушания. Активное и пассивное слушание. Продуктивные способы внимательного слушания. Разрешение конфликтов с помощью разных приёмов слушания. Эмпатия в общении. Способы выражения чувств.

3.  Основы эффективного речевого воздействия

Речевое воздействие как наука  об эффективном общении. Эффективное общение как  взаимосвязь  фактов: 1) достижение поставленной цели; 2) сохранение коммуникативного равновесия.

          Основные способы речевого воздействия. Вербальное и невербальное речевое воздействие.

4. Особенности подготовки публичных выступлений.

        Виды публичных выступлений. Основные требования к публичным выступлениям. Знакомство с жанрами  выступлений: убеждающее, информационное, развлекательное, воодушевляющее, протокольно-этикетное, агитационное.

        Культура публичных выступлений.

V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по спецкурсу «Основы эффективного общения»

  1.  Возрастная психолингвистика: хрестоматия: учебное пособие / сост. К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004.
  2. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Ленинград: Наука, 1979.  576 с.
  3. Грецов А.Г.Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. [Электронныйресурс]. URL: http://chkolarik.my1.ru/blog/reshenie_konfliktov/2013-08-22-23
  4. Крейдлин Г.Е. Невербальный этикет: этикетные ситуации приветствия и прощания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mccme.ru/llsh/2007/papers/Kreyd2007-1.pdf
  5. Леонтьев А.А. «Путешествие по карте языков мира». [Электронный ресурс]. URL:http://royallib.com/read/leontev_aleksey/puteshestvie_po_karte_yazikov_mira.html#716800
  6. Методического пособия «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.likenul.com/docs/index-15838.html?page=2
  7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2002. [Электронныйресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472352 
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).  СПб.: Издательство «Речь», 2007. 224 с.
  9. Соснин В.А., Лунин П.А. Учимся общению: Взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. [Электронный ресурс]. URL: http://psychologi.net.ru/book3_isk_ob/sosnin.html
  10. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. [Электронный ресурс]. URL:http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Vvedenie 
  11. Шабанова Т.Л. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов-бакалавров заочного отделения специальности[Электронный ресурс]. URL: http://vbibl.ru/psihologiya/71299/index.html?page=2

Тематическое планирование.

№ урока

Цели и задачи

Основные содержательные аспекты занятия

Рекомендуемые приемы организации деятельности

Кол-во часов

Невербальное общение

1-4

Формирование представление о языке жестов, развитие  умений  определять внутреннее состояние собеседника по невербальному  языку,  умений пользоваться в общении выразительными средствами мимики, жестов, интонации.

Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям; развитие эмпатии,   умения выражать невербально  чувства и мысли, уверенности в себе.

 Роль невербальной коммуникации в жизни человека.

Элементы невербального общения (кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосновения).

Анализ невербальной информации на основе наблюдения.

Овладение навыками невербальной экспрессии.

Роль интонации в достижении целей.

Групповая дискуссия «Можно ли общаться без слов»?

Упражнения на релаксацию.

Работа в парах «Разговор через стекло»

Самостоятельная работа с текстом, поиск информации.

Анализ невербальной информации на основе наблюдения

Инсценировка. Ролевая игра.

Описание жестов, мимики героев картин («В школу» «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского»

Н. П. Богданов-Бельский, «Провалился»

Д. Жуков, «Опять двойка»

Ф. П Решетников)

4

Вербальное общение

5-8

Сформировать у обучающих представления о роли вербальной коммуникации в жизни человека.

Развитие навыков внимательного слушания;

Ознакомить  с понятием «эмпатия», сформировать навыки эмпатичного общения.

Роль вербальной коммуникации в жизни человека.

Процесс общения как выражение личностных смыслов. Культура слушания. Активное и пассивное слушание. Продуктивные способы внимательного слушания. Разрешение конфликтов с помощью разных приёмов слушания. Эмпатия в общении. Способы выражения чувств.

Анализ пословиц о роли языка в жизни человека.

Упражнения на развития активного слушания («эхо», «резюме», «пробные вопросы»).

 Упражнения на анализ использование разных приёмов слушания для разрешения конфликтов. (кейс – стади)

Упражнения на развитие эмпатии «Отзеркаливание», «Обратная связь» и др.

4

3 Основы речевого воздействия

9-12

Актуализировать  у обучающихся потребность применять полученные знания и навыки для эффективного общения.

Речевое воздействие как наука  об эффективном общении. Эффективное общение как  

взаимосвязь  фактов:

1) достижение поставленной цели;

2) сохранение коммуникативного равновесия.

Основные способы речевого воздействия.

Вербальное и невербальное речевое воздействие

Ролевые игры – кейсы. Решение   кейса в группах:

1)Оценка эмоционального состояния персонажей;

2) Анализ мотива  и причины поступка,

3)Цель коммуникации;

4) Выбор эффективных способов речевого воздействия в соответствии с поставленной целью;

5)Проверка на практике способов  разрешения конфликтной ситуации;

 6) Рефлексия эффективности  общения

4

4. Особенности подготовки публичных выступлений

13-16

Формирование умений планировать и организовывать свою работу;

умений работать совместно, налаживать сотрудничество;

поиск и обработка информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний;

умения подготовить и продемонстрировать результат работы, давать оценку своей и чужой работе.

Виды публичных выступлений.

Основные требования к публичным выступлениям.

 Знакомство с жанрами  выступлений : убеждающее, информационное, развлекательное, воодушевляющее, протокольно-этикетное, агитационное.

Культура публичных выступлений.

Последовательное включение  обучающихся в  проекты  (предварительный этап – выбор   проекта; подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, подготовительные задания; основной этап – участие в проекте, заключительный этап  - подведение итогов, рефлексия).

5

Приложение № 2. Тест «Оценка групповой работы»

Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной


[1] Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472352 (дата обращения 30.01.2015.)

[2] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М., 1986.

[3] Полева Е.А., Шкарабейникова И.А.  Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 1 (7). С. 14 – 17.